За последние четыре года Барак Обама показал, что не любит ссориться с отдельными лобби-группами или группами избирателей, и поэтому он зачастую уравновешивает одни неоднозначные решения другими неоднозначными решениям.
И назначение Джека Лью новым секретарем казначейства также имеет своеобразный модераторский эффект.
Столкнувшись с большими проблемами с еврейскими финансовыми и политическими элитами, назначив Чака Хейгела министром обороны (который открыто поднимает вопрос о несоответствии израильских интересов американским и критикует санкции против Ирана), Обама поставил открыто религиозного иудея Джейкоба Лью на третью по формальной значимости должность в государстве, обозначив в своем роде примирение с AIPAC и другими про-израильскими элитами.
Впрочем, должности такого уровня не раздаются исключительно по национально-политическим причинам.
Кто вообще такой Джек Лью?
Не вдаваясь в незначительные подробности биографии этого уроженца Нью-Йорка, надо отметить, что, еще работая Директором Бюджетного Управления в администрации Клинтона, Лью проявил себя как высококлассный переговорщик с республиканцами по теме расходов госбюджета.
Так получилось, что в середине нулевых, когда демократам, естественно, не нашлось мест в администрации Буша, им пришлось искать работу в около-политических кругах, и мой родной Нью-Йоркский университет колыбель современного американского либерализма, оказалась для Лью подходящим убежищем. Здесь будущий казначей занимался административными, в основном, бюджетными вопросами.
Профессор экономики Джес Бенхабиб, занимавший в те годы должность в администрации университета, описал мне в интервью Лью одним словом «бюрократ». По словам Бенхабиба, Лью отлично выполнял разного рода организационные поручения и знал, как рассчитать различного рода бюджеты. Однако никакой работой в сфере макроэкономической теории он не занимался.
В общем из двух групп университетских работников Лью относился не к мыслителям, а к исполнителям. Затем Лью недолго проработал в Ситибанке и с приходом Обамы к власти вернулся в большую политику, проработав заместителем Госсекретаря Хиллари Клинтон, снова директором Бюджетного Управления и главой президентской администрации.
На последней должности именно Лью вместе с Гейтнером в конце 2012 года успешно достигли компромисса с республиканцами в вопросе с фискальным обрывом, причем, можно сказать, на демократической платформе: в итоге, были повышены налоги на доходы более чем на 400,000 долларов в год, а социальные расходы урезаны не были, и дальнейшие переговоры по этому вопросу отложены до марта.
Со своей задачей Лью справился блестяще, что и способствовало его дальнейшему продвижению.
Возникает вопрос, а почему же ушел Гейтнер?
Тут есть два варианта: первый - Тима «попросили». Попросить могли по двум причинам. Во-первых, кто-то должен был в итоге понести ответственность за неоднозначный процесс выкупа ключевых американских банков в разгар финансового кризиса (bail-out) и неопределенную политику в плане ужесточения контроля за инвестиционной деятельностью Уолл-стрит (Dodd-Frank Act) и управлению рисками.
В общем, уходя с должности казначея, Гейтнер оставил впечатление человека, для которого интересы банков и финансистов были намного важнее интересов простых американцев (подобной позиции придерживается, например, влиятельный Huffington Post).
Тем не менее, большинство специалистов все-таки придерживается версии, что Гейтнер ушел по собственному желанию. Тим за последние четыре года просто устал находиться под постоянным прицелом со всех сторон. К тому же, уйдя с должности, Гейтнер потенциально заработает гораздо больше денег в частном секторе с его опытом и связями, или лоббируя чужие интересы, или выпуская автобиографии.
В независимости от причины ухода Гайтнера перед нами стоит еще два вопроса: почему все-таки выбор пал на Лью, и что все это значит в плане экономического курса Обамы в целом?
Несмотря на локальную победу (ответственность за которую лежит на Лью) в переговорах с республиканцами по бюджету в конце 2012 года, проблема бюджета и фискального обрыва все еще стоит очень остро. Договориться с республиканцами в марте сохранить какие-либо расходы по социальной части будет очень сложно, и Лью как никто другой подходит на роль переговорщика в этом вопросе.
Суметь увеличить налоги на богатых считалось невыполнимой задачей, тем не менее, в декабре Лью с ней справился, что вместе с его опытом переговорщика по бюджету клинтоновской эпохи вселяет определенный оптимизм со стороны Обамы и демократов.
Во-вторых, первоочередная задача казначея, в отличие, например, от главы ФРС, – это советовать президенту, что произойдет с бюджетом в краткосрочном периоде при том или ином шаге, своего рода бухучет на высшем уровне. И в этом деле тоже Лью – признанный специалист, так как из последних пятнадцати лет тринадцать он занимался именно бюджетом на разных уровнях и в разных сферах.
В-третьих, Джек Лью – просто отличный исполнитель, и это признают все от сотрудников клинтоновской администрации до преподавателей Нью-Йоркского университета. И в контроле над управлением рисками в финансовой сфере (Имплементация закона Додда-Франка) через подконтрольные Казначейству структуры (Совет по Набюлюдению за Финансовой Стабильностью и Офис Финансовых Исследований) новый казначей наверняка достигнет больших успехов, чем его предшественник.
Безусловно, в отличие от Гейтнера, Джек Лью вряд ли компетентен в вопросах долгосрочных эффектов фискальной политики. В этой сфере у него нет ни образования, ни соответствующего опыта. И, ставя Лью на должность секретаря Казначейства, Обама дает понять, что мыслитель-стратег (американские академики сказали бы visionary) на этой должности ему не нужен, да и политическая атмосфера в виде республиканцев, все еще контролирующих Палату Представителей, сейчас не подходящая.
У него есть Бернанке, есть экономисты-теоретики в разных отделах ФРС и, помимо этого, всегда можно прибегнуть к совету «академиков» типа Пола Кругмана, что давно не чуждо администрации Белого Дома. А сейчас нужен казначей-практик, способный быстро и эффективно решить с минимальными потерями насущные, а не долгосрочные бюджетные проблемы США.
После своего первого срока Барак Обама явно рискует войти в историю как президент, подававший большие надежды, способный действительно трансформировать американскую политику и социальный баланс, но так ничего революционного и не достигнувший. Но амбициозный избранник американской нации решительно не хочет такой славы, и он намерен в ближайшей перспективе отстоять как можно больше социальных гарантий и гнуть свою линию в плане повышения налогов для богатых.
И из всех кандидатур Джек Лью, обладающий подходящим опытом, качествами и авторитетом среди представителей обеих партий, и в то же время предельно лояльный демократам, является лучшим. И кто как не он сможет сначала правильно подсчитать бюджет, а затем отстоять этот бюджет в дебатах с республиканцами.