Terra America

18:40(МСК)
10:40(NY)
07:40(LA)
Люди
0
ком
«Мастер» сайентологии
Фильм о рождении сверхновой
Автор: Александр Кустарев
Оцените этот контент
     

В центре фильма «Мастер» – вернувшийся с фронта ветеран, все еще ошеломленный ужасами и тяготами войны и вынужденный заново социализироваться, то есть устраиваться в мире, от которого он совершенено отвык. Это в общем-то популярная у кинематографистов фактура. Сопоставим с «Мастером» две классические работы в этом роде.

Во-первых, знаменитый фильм «Бурные двадцатые».

В советском прокате он демонстрировался как «трофейный» сразу после войны под названием «Судьба солдата в Америке» и был безумно популярен.

Он был сделан в 1939 году, и там представлена Америка после Первой мировой на фоне сухого закона, бутлеггерства и бравурного гангстеризма. «Банда» – главный коллективный персонаж фильма.

Персонажи социализируются как «воры в законе» в переводе на русский. «Бурные двадцатые» – образец жанра «crime drama». Главная звезда фильма и американского кино того времени Джеймс Кегни специализирровался на роли трагического бандита вопреки собственным душевным склонностям. Этот характер – один из центральных в американском народном нарративе, прежде всего в кино и, конечно, в блатной песне (outlaw country).

Другой классический фильм, который в этой связи естественно вспоминается, это – «Лучшие годы нашей жизни». Он был сделан сразу после Второй мировой (1946 год): биографии его персонажей разворачиваются на совершенно другом фоне.

Коллективный герой фильма – семья, за которой без труда просматривается добродетельная протестантская община в духе методизма-пиетизма, судя по колориту интонации.

Любопытно, как этот фильм воспринял знаток протестантских культур, живший тогда в Америке беглец от нацизма Томас Манн. В письме к Агнес Мейер он резко возражает против ее столь же резкой отрицательной оценки фильма.

Расхождение между ними показательно.

Агнес Мейер (видная журналистка и активистка) как типичная американская городская интеллигентка (сместившаяся в конце концов сильно в лево-либеральную сторону в духе Эдлая Стивенсона) смотрит сверху вниз на «безвкусный» сетиментальный сектантский морализм. А гипертрофированный евроинтеллектуальный патриций Томас Манн, разочарованный в потугах европейской церебральности (смотри «Доктор Фаустус») не только благожелателен к такому явному морализаторскому китчу как «Лучшие годы», но и всерьез верит в его воспитательную полезность.

«Лучшие годы»:, конечно же, идеализируют американскую действительность – согласно рецептам «социалистического реализма», столь же характерного, между прочим, для Голливуда как и для советских киностудий.

«Бурные двадцатые» и «Лучшие годы» воплощают два пути социализации разбалансированного (растерянного) индивида в обществе с высоким уровнем аномии. Либо он примыкает к воровскому закону, либо возвращается в традиционную общность

А теперь после этих двух экскурсов в классику перейдем к «Мастеру».

По общему признанию это – шедевр. При этом он еще и удовлетворяет многим критериям культуркорректного мэйнстрима, что бывает не часто. В Венеции он должен был получить приз за лучшую ленту и надо думать только по чисто геополитическим причинам получил всего лишь «лучшую режиссуру».

Такое впечатление, что Оскарами он не будет обойден. Пол Томас Андерсон и два главных актера Филип Сеймур Хоффан и Хоакин Финикс – большие виртуозы, и в «Мастере» они подтвердили это более чем убедительно.

Но я не кинокритик и обсуждать профессиональные тонкости изделия не собираюсь. Меня больше интересует фактура.

А она актуальна. То есть она была актуальной сразу после войны, становилась все более актуальной с каждым десятилением и сейчас актуальнее, чем все остальное. Это не было замечно в свое время, но бросается в глаза теперь. Воровской закон как общество в обществе и традиционная бытовая общность, конечно, продолжают в Америке благополучно существовать, но рядом с ними растет и крепнет третий путь социализации – произвольные субкультуры, стилизованные больше или меньше как религии, и часто называемые квазирелигиями.

Одна из них – сайентология. Фильм «Мастер» использует в качестве фактуры биографию ее пророка-инициатора Рона Хаббарда.

Рон Хаббард и его социальное изобретение вполне узнаваемы. И прежде всего типичные для сайентологии отношения морально-психологического патронажа-клиентажа между самозваной учительской иерократией «церкви» и начинающими адептами, которых «старшины» исследуют, обрабатывают и ставят на ноги с помощью психотехники собственного изготовления.

Эта техника, характер отношений между верхом и низом в комбинации с совершенно подростково-фантазерской космологической мифологией, а также, разумеется, непрозрачность организации снискали сайентологии репутацию шарлатанства и квази-криминальности…

Сын Хаббарда Рон-младший в интервью 1983 года прямо называл отца жуликом. А врачевательные техники сайентологов сильно похожи на промывку мозгов и явно манипулятивны. Все это хорошо видно в фильме.

Используя эту фактуру, Андерсон сильно рисковал, потому что многие столпы нынешнего Голливуда – активные сайентологи: Том Круз, Джон Траволта, Джюльет Льюис, Присцилла Пресли (бывшая замужем за незабвенным Элвисом). Пол Хаггис (Crash, 2004 год), правда, порвал теперь с сайентологией.

Говорят, эти силы в Голливуде всячески ставили палки в колеса Андерсону, хотя сама Церковь это отрицает.

Андерсон говорит, что показывал предварительно «Мастера» Тому Крузу, и они остались друзьями. Андерсон в 1999 году работал вместе с Томом Крузом над фильмом «Магнолия».

Надо сказать, что по внимательному размышлению у сайентологов и не должно было возникнуть особых возражений. Конечно, «Мастер» – это никак не апологетика сайентолонии. Но и не разоблачение. Фильм многосмыслен. Многозначен. Многозначность в искусстве – мать многозначительности, а, стало быть, значительности

«Мастер» – и в самом деле очень значительное изделие. Именно благодаря этой оценочной неопределенности, за которой в свою очередь обнаруживается большая глубина и разнообразие контекста.

Одни критики обращают внимание на то, что фильм дает широкую панораму американского послевоенного общества с характерной для того времени комбинацией оптимизма, связанного с длительной благополучной экономической конъюнктурой, и депрессивного синдрома травмированного войной поколения.

Другие критики указывают, что «Мастер» – это фактически история любви, или, лучше сказать, мистической и неоднозначной взаимной эмоциональной зависимости между двумя незаурядными характерами. Так стараются толковать фильм и сами его создатели. Кто-то даже сравнивает их отношения с отношениями шекспировских Просперо и Калибана.

Еще одни критики считают, что в фильме реконструируется очень важный момент в жизни общества – момент зарождения новой религии. Какова бы она ни была, она возникает из личных отношений между людьми в поисках полезной для них совместности.

«Мастер» – поэтому прежде всего очень своевременный фильм. Помимо художественных достоинств, а точнее именно благодаря этим достоинствам, он имеет сильный дидактический потенциал.

Слишком прямолинейно понятый он может быть сочтен антирелигиозным. На самом деле он вовсе не так прямолинеен. Он должен и может как-то повлиять на следующие неоконфессиональные инициативы.

Нужда в них нарастает.

Известные нам формы социализации одна за другой теряют эффективность и привлекательность. Традиционные модули совместности стали неадекватны реалиям нынешней жизни – технологическим, интеллектуальным, семиотическим, эмоциональным. Особенно модули, смысл которых в том, чтобы вдохновить индивида к самовоспитанию-самосовершенствованию, чем и заняты все религии в самом глубоком смысле этого слова, в чем бы они ни видели «совершенство».

Между прочим, сайентология, как бы ни казалась нам сомнительна ее символика и практика, занята именно этим.

Автор: Александр Кустарев
Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Алексей Карякин
Путь господина Муна: как Америка стала ему домом
автор:Константин Аршин
автор:Владимир Можегов
автор:Дмитрий Петров
автор:Алексей Юсев
Бриллиант из Бруклина
автор:Борис Соколов
автор:Кирилл Бенедиктов, Михаил Диунов
автор:Константин Аршин
автор:Борис Соколов
Американский Лев Тихомиров
автор:Константин Аршин
автор:Денис Руденко
автор:Борис Соколов
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Борис Соколов
автор:Яков Шустов
автор:Алексей Харин
автор:Дмитрий Петров
автор:Константин Аршин
Бунт миллиардера
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.