От редакции. Тема «креативного класса» была одной из самых осуждаемых на сайте Terra America весной этого года. Свою точку зрения по этому вопросу высказали нашему порталу ведущие зарубежные и отечественные специалисты. Мы услышали критические оценки концепции «креативного класса» со стороны Майкла Линда, Саскии Сассен, Питера Маркузе. Точку зрения жестких оппонентов «креативного класса» оттеняли более примирительные суждения Майкла Манна, Барбары Андерсон, Александра Кустарева, Виктора Милитарева. Мы сразу же посчитали необходимым выслушать и мнение самого автора теории «креативного класса» профессора Школы менеджмента имени Джозефа Ротмана Университета Торонто Ричарда Флорида. Он смог ответить на наши вопросы только сейчас.
Происхождение термина «креативный класс» восходит к книге Флорида 2002 года «The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life». Русский перевод этой книги вышел в свет в 2005 году под названием «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Книга сразу же приобрела в России как своих яростных поклонников, так и горячих противников. По мнению профессора Флорида, Россия обладает большим запасом талантов, но уступает Западу в области технологии и особенно в сфере толерантности.
Точка зрения, что толерантная среда повышает креативность, вызывает определенные сомнения, не исключено, что профессор исходит из очень специфических реалий Бостона и Калифорнии. Увы, многие креативные люди в нашей стране были бы не прочь переместиться из городов со слишком большой толерантностью в те места, где среда была бы более однородной. Во всяком случае, подобное альтернативное стремление следует учитывать в серьезной социологической теории.
* * *
– Как бы Вы описали изменения социальной структуры занятости больших западных городов (в особенности американских) с тех пор, как стало снижаться их участие в производственном секторе? Можно ли сказать, что образованные слои западного общества сегодня полностью сконцентрированы в сфере пост-индустриальных услуг? Можно ли их назвать креативным классом?
– Креативный класс составляет сорок один миллион сотрудников (это тридцать процентов трудоспособного населения США) и он подразделяется на две касты. К первой относятся квалифицированные кадры в традиционном смысле этого слова, то есть креативные профессионалы, занятые в здравоохранении, бизнесе и финансах, а также в юриспруденции и образовании. Ко второй касте – ученые, технократы, новаторы и авторы открытий вкупе с артистами, дизайнерами («господа оформители» по-вашему), писателями и музыкантами.
Таким образом, составляя всего тридцать один процент американской рабсилы, креативный класс получает пятьдесят процентов зарплаты и прибылей и совершает семьдесят процентов покупок.
– Насколько устойчиво экономическое положение данного класса? Останется ли он частью глобального рынка через десять или пятнадцать лет? Могут ли его представители быть уверены, что завтра у них будет работа и возможность прокормить семью?
– Экономические потрясения последних дней лишний раз показали необходимость тщательного отбора людей одаренных, развития их творческих способностей для процветания экономики в будущем. Уделяя внимание этим столпам новой экономики, мы как бы занимаемся профилактикой экономических сбоев в дальнейшем.
Экономический рост – следствие творческой активности, и я по-прежнему верю в наличие определенных талантов у каждого человека. Таким образом, развивая индивидуальные способности, мы мобилизуем людей для коллективного решения экономических проблем, которые неминуемо возникнут перед нами в будущем. Базовая логика нашей экономики, как никогда ранее в истории человечества, указывает на необходимость развития человеческих способностей. Задача нашего поколения – поиск пути подключения каждого индивидуума к творческому решению общих проблем.
– Каким образом возникновение креативного класса повлияло на два других господствующих класса в американском обществе?
– Мы наблюдаем явный спад производства в США, видим, как он ударил по количеству рабочих мест. Это связано с переориентировкой этой сферы, с возрастающей зависимостью нашей экономики от специалистов и «наладчиков», нежели от эксплуатации физической силы. На переходном этапе экономику двигают две вышеупомянутых касты – креативный класс и компетентный, знакомый с новинками вспомогательный сектор. К последнему принадлежит самая большая часть американских трудящихся. Эти люди безропотно выполняют рутинные административные поручения, обеспечивают сотрудников пищей, дежурят, убирают, навещают больных и так далее.
Каста обслуживающего персонала растет параллельно креативному сословию, от двадцати процентов рабсилы в позапрошлом веке до тридцати процентов в пятидесятых годах века двадцатого. Ну а сейчас его численность составляет шестьдесят с лишним миллионов.
Колоссальный рост обслуживающего сектора делает актуальным вопрос как об улучшении условий работы, так и об увеличении заработной платы. Нам следует «креативно» совершенствовать все эти профессии, чтобы занятые в них люди могли при необходимости обуздать своего начальника.
Правительство создает инкубаторы высокотехнологических «старт-апов», столь необходимых для расширения практически всех индустриальных сфер. То есть мы – потребители должны быть готовы добровольно платить более высокую цену за товары и услуги. Когда-то мы делали это ради повышения качества производимых продуктов, теперь нам снова придется повторить этот подвиг, но уже ради повышения качества обслуживания.
– Возможна ли интеграция в этот сектор части образованных граждан стран БРИК?
– Вполне. Но для этого им придется как следует сосредоточиться на так называемой модели «Три Т» – технология, талант и толерантность.
На первом месте, разумеется, технология – умение поддерживать и развивать полезные новинки, трансформируя их в конкурентоспособные товары, содействующие расширению компаний, является критическим компонентом экономического роста. В нашем рейтинге технологий Россия занимает лишь двадцать первое место, отставая от Англии, зато по талантам ваша страна опережает Италию и Францию. Движущей силой эффективных экономических стратегий всегда были и есть одаренные люди. А в России таких всегда хватало. По талантам вы стоите на тринадцатом месте, друзья.
Более тридцати восьми процентов работоспособных россиян принадлежат к креативному классу.
Вот только толерантность… видите ли, новатор должен чувствовать себя комфортно, куда бы его не забросила креативная судьба. Талант не сидит на месте, города и страны должны выглядеть привлекательно для творческих людей. Так, чтобы они не спешили оттуда сбежать. Хороший психологический климат – залог хорошей деловой атмосферы.
Но ваша толерантность пока застряла на семьдесят четвертой позиции…
– А что собой представляет «креативный пакт», и каким образом он может стать стержнем нового порядка в политике, экономике и культуре?
– Мы не можем полагаться исключительно на силу рынка, если нашей целью является долговременное процветание. Для этого мы должны выработать креативный пакт или договор, в общем – комплекс необходимых мер и условий. В нем будет учтено буквально все – от вложений в человеческий капитал, единственную твердую валюту, которая у нас осталась, до новых подходов к науке и образованию. Нам необходимо повернуть экономику в сторону инноваций, а общество – в сторону большей открытости и плюрализма, обеспечив действенную страховку для тех, кому не повезло с местом в этой жизни.
Вот как видятся мне шесть ключевых пунктов такого договора:
первое – развитие потенциала и творческих способностей индивидуума во всей их полноте, что подразумевает вовлечение в творческий процесс сотрудников всех ступеней;
второе – открытость и плюрализм должны стать основным принципом экономической повестки дня. У творческих людей бывают разные наклонности и привычки, мы должны создать для них комфортную атмосферу, сообразно их желаниям, какими бы странными они нам ни казались;
третье – система образования должна провоцировать, а не зажимать креативные порывы учащихся. Обучение должно выйти за пределы классных комнат, его необходимо сделать более экспериментальным, прикладным и наглядным;
четвертое – креативная экономика также должна быть снабжена надежной «страховочной сеткой». Надо учесть, что большинство современных креативщиков, по сути, «вольные стрелки», и такие системы, как здравоохранение на местах, должны функционировать с учетом кочевого характера их жизни;
пятое – нужно укрепить наши города, продвигая кластерные застройки, плотность и концентрацию. Город – организованная ячейка нашей эпохи;
Ну и наконец, давайте определимся с главным. Давайте откажемся от роста ради роста, и сосредоточимся на качественном увеличении истинного благополучия. Экономику двигают вперед знания, изобретательность, творчество и человеческий потенциал – вот ими и надо заниматься, их нам и надо раз-ви-вать.
Беседовала Юлия Нетесова.