Есть такой документ, который называется «Хартия линдихопера». И там написано: «Линди хоп принадлежит линдихоперам». Те, кто видели его, говорят, что вот прям так и написано.
Звучит все это несколько непривычно для русского уха, не правда ли? А, между прочим, эти словосочетания, как и многие иные, пришедшие из американского английского, все чаще звучат на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Еще один кусочек Америки, проникший в нашу страну, и имеющий определенные шансы либо стать очередной поделкой «под копирку» из этой страны, либо превратиться во что-то совершенно иное, сочетающее в себе как наследие американского «прародителя», так и узнаваемые черты российского «потомка». Шансы существуют как у первой версии, так и у второй – это станет, надеюсь, вполне очевидным при чтении данного текста. Но нам уже пора отвечать на вопрос, что же такое этот самый линди хоп – для нетерпеливых непосвященных…
Танец молодежи из Гарлема
Слово «свинг» первоначально использовали для обозначения музыкального джазового направления, особенно популярного в начале 30-50х годов XX века. Позже «свинговыми» стали также называть и все танцы, которые исполняли под эту музыку. Линди хоп, о котором пойдет дальше речь, – порождение музыкальной и танцевальной культуры чернокожих, – рос и развивался вместе с великими «биг бэндами» эры свинга.
В середине 20-х годов обычной практикой для Нью-Йорка было существование отдельных танцевальных залов для белых и черных. Рождение линди хопа тесно связывают с танцевальным залом Savoy Ballroom, распахнувшем свои двери для молодежи всех рас в Гарлеме в марте 1926 года. Это было необычно; но что важнее, позволило линди хопу завоевать сердца белой молодежи: они танцевали его сами и вскоре стали приглашать талантливых чернокожих линдихоперов на свои вечеринки за пределами Гарлема. Savoy Ballroom называют одним из самых больших и самых популярных танцевальных залов того времени. Две площадки для оркестров позволяли устраивать битвы «биг бэндов» – состязания музыкальных оркестров. В то же время танцоры могли соревноваться между собой на танцполе: кто-то придумал «разрывать» закрытую позицию в парном танце, добавляя свободы партнеру и партнерше, что и дало толчок развитию всех видов свинговых танцев.
Вечеринки в «Савое», где танцевали танец, который получил название «линди хоп», быстро завоевали популярность, благодаря своему позитивному заряду, эффектности акробатических трюков и почти безграничным возможностям для импровизации.
Появление названия «линди хоп» объясняют несколько легенд, но, так или иначе, все они связаны с именем американского летчика Чарльза Линдберга. Согласно одной из версий, название танцу случайно дал один из линдихоперов «первой волны» – Коротышка Джордж Сноуден. В мае 1927 года, когда Чарльз Линдберг совершил первый в истории беспосадочный перелет через Атлантический океан, эта новость попала на первые страницы всех газет. Какой-то репортер, увидев, как они танцуют, спросил Джорджа, что это. Рядом с Коротышкой Джорджем лежала газета со статьей под названием «Lindy Hops The Atlantic!» («Линди перепрыгнул Атлантический океан!»). Читая заголовок статьи, Джордж машинально ответил: «Lindy Hop».
Англоязычная же «Википедия» ссылается на авторитетную книгу «Jazz Dance: The Story of American Vernacular Dance» и цитирует самого Коротышку Джорджа:
«Мы называли основной шаг "хопом" [от английского "прыжок"] задолго до того, как Линдберг совершил свой перелет через Атлантику. Это было довольно давно, и некоторые люди начали называть его "Lindbergh Hop" после 1927 года, хотя так он раньше не назывался».
Впрочем, и в его версии присутствует репортер из кинохроники Fox Movietone News, который поинтересовался, что это он такое выделывает ногами. Коротышка Джордж ответил: «The Lindy». Так Lindy Hop обзавелся собственным именем.
Взлетев на вершину популярности в 20-х и 30-х годах, линди хоп был забыт в США почти на 50 лет и вернулся в танцевальные клубы только в начале 90-х годов, когда пара танцоров бальных танцев из Калифорнии и группа энтузиастов из Стокгольмского Swedish Swing Society (объединяющего студентов, увлеченных свингом), в одно и то же время, но независимо друг от друга, заинтересовались историей свинговых танцев. В поисках истоков линди хопа и тех, кто его когда-то танцевал, они отправились в Нью-Йорк, где встретились, отыскав Ала Минза – участника легендарной танцевальной группы «Whitey's Lindy Hoppers».
История Ала Минза типична для того времени. В далекие двадцатые, когда зажиточные нью-йоркцы искали тех, кто мог бы танцевать линди хоп на различных частных вечеринках, Герберт Уайт по кличке Whitey, чернокожий вышибала Savoy Ballroom, стал тем, кто принимал заказы на выступления танцоров. Группа (или даже группы, так как в разное время это были разные коллективы), которая с его подачи работала на этих частных вечеринках и в других клубах, и была известна как «Whitey's Lindy Hoppers». Ал был первым, кто вживую смог преподать энтузиастам основы забытого танца. К сожалению, их занятия продлились недолго – Ал Минз тяжело заболел и умер буквально через два года после знаменательной встречи. Однако начало возрождению линди хопа было положено.
Через некоторое время те же танцоры разыскали другого легендарного линдихопера из «Савоя», Фрэнки Мэннинга, которому якобы принадлежит идея использовать акробатические прыжки и другие эффектные элементы в танце (airs and hops). Фрэнки и помогает обучать линди хопу всех желающих. Одновременно возрождается традиция танцевальных вечеринок – энтузиасты и преподаватели линди хопа организовывают танцевальные лагеря и еженедельные вечеринки в Америке и в Европе. Параллельно идет огромная работа – кусочки мозаики под названием «линди хоп» собирают по крупицам – восстанавливают по старым кинолентам, семейным фотоархивам и элементам, которые помнят те, кто танцевал его на заре Эры Свинга.
И вот, совершенно случайно я узнаю, что в Москве действует не одна школа, обучающая этому забытому и вновь возрожденному стилю, и задаюсь вопросами: кто эти люди, которые в Москве 2012 года танцуют американский танец конца двадцатых годов? Что привлекает их, и как много Америки в этом действе? В поисках ответов я отправилась в Московский Свинг Данс Клуб (МСДК), чтобы поговорить с теми, кто танцует и преподает линди хоп.
Демократия по-линдихоперски
Пока я поджидаю Наташу Тихомирову, преподающую линди хоп тем, кто только пару месяцев назад увлекся этим танцем, на занятие собирается группа «продолжающих». Меня, знакомую не понаслышке с вечной проблемой нехватки мальчиков-партнеров в школах бального танца, приятно удивляет количество ребят – их примерно половина от общего числа танцующих. Джинсы и кеды, платья, юбки, свободные брюки и шорты – нет никакой специальной формы. Каждый танцует в том, в чем ему удобно.
Наташина история погружения в линди хоп довольно типична: занимаясь различными видами танцев и акробатикой, она от подруги узнает про набор в группу начинающих линдихоперов. Так и сложилось – сначала училась, потом вечеринки и танцевальные лагеря, и вот уже она сама обучает линди хопу тех, кто только недавно узнал о его существовании.
Еще одну участницу нашей беседы, Настю, которая прилежно посещает занятия два раза в неделю и вечеринки по выходным, друзья затащили на костюмированную встречу московских танцоров: субботним вечером десятки молодых людей нарядились в ретро-костюмы и собрались вместе, чтобы пообщаться и посостязаться в искусстве линди хопа. После такого, по ее словам, испытываешь только одно желание: научиться танцевать этот сумасшедший и веселый танец, и как можно скорее. Подкупает и то, что линдихоперы благосклонны к новичкам и страшно этим гордятся: в отличие от бальных танцев, где «приличный» уровень владения мастерством достигается после долгих лет усердных тренировок, начинающему осваивать этот американской танец настоятельно рекомендуют посещать вечеринки, как только они усваивают основы линди хопа.
С Настей и Наташей мы говорим о линди хопе вообще и о том, что в нем привлекает московскую молодежь.
Мы занимаемся ради вечеринок – в этом вся суть линди хопа. Чтобы прийти туда, и в танце суметь обыграть музыку. Не делать заученные движения под известную мелодию, а импровизировать... Неважно, с кем ты танцуешь. Вся соль именно в том, чтобы танцевать с кем угодно, а не с одним единственным партнером, с которым ты отработал какое-то движение, – рассказывает Наташа.
Эта идея привлекательна для любого, кто хоть раз посещал любой танцевальный класс и мучительно ждал, когда же у него на самом деле начнет получаться что-то приличное. Во время разговора мои собеседницы выражают уверенность, что рано или поздно я окажусь в их теплой компании – стоит только один раз прийти на занятие, а еще лучше – на вечеринку. Наташа рассказывает:
Огромный плюс линди хопа – свобода. В том же танго есть целый этикет – прежде, чем пригласить партнершу на танец, с ней обязательно нужно поговорить. «Линди» – самый демократичный и самый открытый танец, каждый может потанцевать с кем угодно, девушка может сама пригласить мужчину на танец – и это будет совершенно нормально. И хотя «ведет» в линди хопе всегда мужчина, девушка может перехватить инициативу на некоторое время – как элемент игры.
«За все время, пока я занимаюсь линди хопом, я пропустила от силы два занятия – один раз заболела, а еще раз – из-за работы, – делится со мной Настя. – Это на самом деле весело!». И я почему-то в этом не сомневаюсь.
Национальные особенности линди хопа
О том, как линди хоп появился в Москве, я также решила поговорить с Ольгой Моисеевой, которая танцует и преподает линди хоп в столице уже около десяти лет, создание МСДК – это ее инициатива. Первым делом мы решили разобраться, что собой представляют линдихоперы, в, так сказать, естественной среде обитания, и какое это имеет отношение к России.
Как мне пояснили, в Америке это обычно две категории людей. В 90-х годах очень многие колледжи начали вводить спецкурсы под названием Swing Dance или Swing History, которые можно было взять в качестве несложного дополнения. Многие из студентов этих курсов неожиданно для себя увлеклись – оказалось, что это все довольно интересно. Вторая многочисленная категория линдихоперов – люди, связанные с миром высоких технологий, в основном те, кто живет и работает в Силиконовой Долине. В конце 90-х годов вдруг так сложилось, что, благодаря Интернету, можно было не выходить из дома годами: все, что тебе нужно, привозят домой, работа идет оттуда же, и нет никакой необходимости иметь социальные контакты. Но оказалось, что социальные контакты – это очень важно, их не хватает, и линди хоп выступил для таких «жителей Цифры» своеобразным способом социализации. Они приходили на вечеринки, чтобы вживую поговорить друг с другом, и, грубо говоря, иметь возможность безбоязненно барышню обнять за спинку. Они и сейчас продолжают активно заниматься и составляют костяк американских линдихоперов, – им сейчас чуть больше тридцати. Хотя, в Штатах сейчас уже просто огромное количество линдихоперов, и практически в любом городе можно найти преподавателя, у которого можно научиться танцевать.
Ольга рассказывает мне, что в то время, когда в Европе и в Америке линди хоп снова набирал популярность, в России никто даже не подозревал о его существовании:
К нам линди хоп пришел очень опосредованно, через буги–вуги. «Буги» – это такое изобретение немцев, которые придумали, что бы такого можно потанцевать под музыку, которая на самом деле была музыкой линди хопа. Многие приходили в буги–вуги после занятий акробатическим рок-н-роллом. Акробатический рок-н-ролл – очень тяжелый спорт, и чем старше ты становишься, тем сложнее им заниматься… Нужно либо уходить, либо менять направление развития. Вот эти-то люди и начали ездить в Европу: учиться танцевать буги–вуги в Москве было не у кого. Так они попали на летний танцевальный лагерь в Швеции, который проходит каждый год в маленькой деревушке Херранг. Танцевальный лагерь в Херранге – это совершенно феерическое мероприятие: пять недель люди со всего мира живут в палатках и танцуют. Круглые сутки играет музыка и всегда можно найти место, где потанцевать.
В России по сравнению с Америкой и Европой сообщество линдихоперов очень молодое. В основном это студенты старших курсов, и их друзья-приятели – примерно до 25 лет. Люди более старшего возраста в МСДК приходят, но довольно редко. Мы разговариваем о разнице в музыкальной культуре европейцев и наших соотечественников: европейцы возраста наших родителей на курорте легко встают и идут танцевать, а вот наши соотечественники танцевать не умеют – зато они умеют петь. Европейские линдихоперы в большинстве своем тоже гораздо старше наших, лет сорока – пятидесяти. Они уже вырастили своих детей и располагают свободным временем, которое с удовольствием тратят на то, чтобы освоить что-нибудь новое из разнообразной семьи свинговых танцев.
Я упорно пытаюсь понять, что такое линди хоп сегодня для тех, кто его танцует в Москве – дань моде на все «винтажное» или новое прочтение танцев той эпохи? Задаю этот вопрос всем, кто согласился поговорить со мной о линди хопе.
Наталья Тихомирова категорична:
«Я бы сказала, что линди хоп – совершенно современный танец. Конечно, есть ребята, которые начинают увлекаться винтажной модой и всем таким прочим, но на самом деле это танец очень динамичный и постоянно развивающийся. Если сейчас посмотреть записи начала двухтысячных годов, станет понятно, что сейчас линди хоп танцуют совершенно по-другому. А весь этот винтаж – это совершенно необязательно».
А вот Ольга Моисеева считает, что линдихоперов всего мира, включая и Россию, можно все-таки условно разделить на две большие группы:
«Части линдихоперов совершенно неинтересно, как одевались люди, которые придумали этот танец и какие предметы были у них в ходу. А есть те, кто начинает копать глубже – приобретают книги по истории моды, начинают покупать вещи той эпохи, и, что самое удивительное, носят их в повседневной жизни. И таких немало, например, в Лос-Анджелесе. Это люди, которые вышли из среды панков и сайкобилли – для них характерны татуировки, очень яркие волосы… они любят делать прически в стиле 40-х (а иногда и не очень сороковых) годов. Есть любители преобразиться и у нас. У меня в группе есть девочки, которые красят волосы в черный цвет и укладывают их в стиле Луизы Брукс – популярной голливудской актрисы 20-х годов. Чтобы сегодня носить такую прическу, нужно обладать определенной смелостью – это, скажем так, все-таки не обычная повседневная мода. Но в то же время есть люди, которые приходят на занятия в джинсах и кедах, и совершенно не интересуются одеждой, кино, книгами и другой атрибутикой той эпохи…
Очевидно, что мы можем утверждать, что линди хоп продолжает развиваться уже в XXI веке на российской почве, несмотря на то, что является порождением совершенно другой эпохи и другой культуры. Многие из современных его танцоров специально берут уроки других свинговых танцев – чарльстона, бальбоа, шэга, блюза, джаза, даже традиционных африканских – говорят, это обогащает их понимание линди хопа и помогает освоить новые техники – чтобы, в конечном счете, продолжать изменять сам линди хоп.
Ольга Моисеева комментирует это так:
Была такая поговорка в 20–е годы: «Если у тебя есть деньги, ты можешь не уметь танцевать». То есть танцы для того времени – это более-менее приличный способ знакомиться с девушками и поддерживать какой-то социально одобряемый контакт: если ты хотел общаться с девушкой, ты приглашал ее на танцы. Позже такую функцию стали выполнять кинотеатры, а еще позже – рок-концерты. Свинг-данс давно перестал быть мейнстримом в культуре, сейчас это скорее субкультура. Мы периодически проводим опросы – чем занимаются те, кто ходит к нам на занятия. За все время существования МСДК я нашла только одного или двух человек без высшего образования. Линдихоперы – это образованные молодые люди с активной жизненной позицией.
Еще одна «маленькая Америка» в центре Москвы или нечто большее – этого пока не знает, боюсь, никто, даже сами танцующие линди хоп. Но определенно можно сказать одно: когда придет время большого и наверняка потрясающе интересного социологического исследования о том, что же специфически американского существует в окружающей нас повседневности, и во что оно со временем преобразуется – без линди хопа нам никак не обойтись. Запомните это слово.
Terra America рекомендует к этой статье: