Порой все будущее человека предопределяется самим фактом его рождения в той или иной семье. Кому-то в этом смысле везет более, а кому-то не везет совсем. Канадскому историку, публицисту и политику Майклу Гранту Игнатьеффу несомненно повезло. Ему выпал шанс родиться в семье, которая по праву принадлежит к высшим кругам канадского общества. Да и не только канадского.
По отцу Майкл Игнатьефф, которого мы хотя бы раз, но назовем Михаилом Георгиевичем Игнатьевым, принадлежит к старинной русской аристократической семье. Его прапрадед, Павел Николаевич Игнатьев, в 1872-1877 гг. возглавлял Комитет совета министров Российской империи.
Его прадед, Николай Павлович Игнатьев, недолгое время занимал пост министра внутренних дел при императоре Александре III, но ввиду излишне либеральных взглядов (он предложил созвать Земский совет одновременно с коронацией) был уволен со службы. А уже дед Майкла Игнатьеффа, Павел Николаевич Игнатьев, занимал пост министра народного просвещения в период Первой мировой войны.
Впрочем, и отец Игнатьеффа, Георгий Павлович Игнатьев, также прославился на государственной службе, но уже не Российской империи, а Канаде. В течение почти тридцати лет он представлял Канаду в различных частях света, закончив свою дипломатическую карьеру на посту Председателя Совета безопасности ООН. Майкл сопровождал своего отца в поездках и позднее детские воспоминания послужили основой его размышлений о тех процессах, которые потрясали мир в 1980-2000-х гг.
Например, размышления Игнтаьеффа о причинах и ходе этнической войны на территории Югославии начинаются с воспоминаний о 1950-х годах, когда он жил в СФРЮ со своим отцом-дипломатом: «Отель назывался Топлик. Он располагался на берегу озера Блед, в Словении. Дипломатический корпус проводил здесь лето, поскольку диктатор [Иосип Броз Тито] селился в резиденции на другом берегу озера. Мой отец, как и другие дипломаты, придавался ничего не значащей болтовне и купался. Каждое утро он принимал ванны в горячих источниках, что располагались за отелем. Я играл в теннис, лакомился земляникой, занимался греблей и испытывал страсть к недостижимой для меня шведской девочке двенадцати лет. Таковы мои воспоминания о старом режиме, и они о коммунистической Югославии» (Ignatieff M. Blood and Belonging).
Со стороны матери, Элисон Грант, семья, в которой родился Майкл Игнатьефф, не менее титулована. Истории этой ветви своего рода он посвятил одну из своих книг – «Земля наших предков», в которой описал достижения трех поколений семьи Грантов. Так первое поколение представлено прадедом Игнатьеффа – первопроходцем Джорджем Монро Грантом, который в 1872 г. совершил поездку из города Галифакс в город Виктория, о чем оставил книгу «From Ocean to Ocean». Возглавляя Университет Куинз в г. Кингстон (Онтарио), Джордж Монро Грант был близким другом первых в истории Канады премьер-министров Дж. Макдональда и В. Лорье, и никогда не скрывал своих убеждений, что Канада должна, прежде всего, служить интересам Британской империи.
Дед Майкла, Уильям Лоусон Грант, был известным историком. В частности именно ему принадлежит самый знаменитый учебник по истории Канады «Канадский Доминион». Как и его отец, Уильям Лоусон Грант нашел себя на ниве преподавания, работая сначала в Оксфорде, а после Первой мировой войны став директором Колледжа Верхней Канады в Торонто. Однако в отличие от своего отца, ярого пропонента интересов Британской империи, Уильям Лоусон Грант был страстным поборником эмансипации Канады, считая, что его родная страна должна расширить свои права и войти в качестве полноправного члена в Содружество наций.
Представитель третьего поколения родственников Майкла Игнатьеффа - философ Джордж Паркин Грант прославился своей книгой «Lament for a Nation», ставшей настольным пособием для канадских консерваторов и вызывавшей стойкую неприязнь у канадских либералов. Причина столь противоречивого отношения к творению Джорджа Паркина Гранта заключалась в том, что в книге критиковалась либеральная доктрина, которая, якобы, привела к тому, что Канада «отдалась» Америке и стремительно утрачивала милую сердцу канадского философа «консервативную идентичность». Как следствие, Канада все более запутывалась в тенетах экономических и политических интересов соседних США, страны, которая присвоила себе все лавры победителя и все более стремительно укреплявшая свое могущество в мире.
Таким образом, какой бы путь не избрал Майкл Игнатьефф, путь политика или ученого, исторические достижения его предков обещали ему успех. Интеллектуальное наследие и политическая история его семьи открывали ему все возможные пути, как на поприще политики, так и в академической сфере. Однако второй путь оказался более успешен, чем первый.
***
Еще в юности Майкл Игнатьефф активно участвовал в политической деятельности. Однако только в 2004 году ему, уже именитому историку, журналисту и литератору, представился шанс занять высокий пост в Либеральной партии Канады. Именно тогда к нему в Массачусетс приехали видные деятели Либеральной партии Канады Альфред Эппс, Йен Лейви и Дэнниел Брок для того, чтобы убедить его баллотироваться в члены Палаты общин Канады и рассмотреть возможность баллотироваться на пост лидера партии в случае отставки ее тогдашнего лидера Пола Мартина.
После переговоров, которые длились около года, Игнатьефф подтвердил свое намерение баллотироваться в Палату общин Канады и в ноябре 2006 года получил депутатский мандат. Однако именно на выборах 2006 года Либеральная партия Канады потерпела поражение. Разразившийся политический кризис привел к отставке Пола Мартина с поста лидера партии. Игнатьефф немедленно заявил о своем намерении баллотироваться на вакантный пост.
Несмотря на свою команду, которая объединяла наиболее известных функционеров Либеральной партии Канады, Игнатьеффу не удалось одержать победу. В ходе кампании он уступил лидерство Стефану Диону, который позже назначил его своим заместителем.
Причина проигрыша Игнатьеффа во многом была вызвана его неоднозначной репутацией в кругах сочувствующих канадским либералам. Прежде всего, против него были настроены представители многочисленной украинской диаспоры, чья нелюбовь была обусловлена антиукраинизмом книги «Blood and Belonging», в которой Игнатьефф, в частности, писал: «У меня есть причины воспринимать Украину всерьез. Но, если быть честным, с этим у меня проблемы. Украинская независимость воскрешает образы крестьян в украшенных вышивкой рубашках, гнусавую заунывность этнических народных инструментов, ряженых казаков в плащах и сапогах».
Сочувственное настроение к Израилю Игнатьеффу тоже припомнили. 30 июля 2006 года, в период Ливано-израильского конфликта 2006 года, Израиль нанес авиационный удар по ливанской деревне Кана. По данным «Human Rights Watch» 28 человек погибло, из них 16 детей, 13 человек до сих пор числятся пропавшими без вести. Данный эпизод Игнатьефф прокомментировал как «незначительное событие, которое едва ли заставит его лишиться сна». И хотя в октябре 2006 года события в Кане Игнатьефф уже назвал военным преступлением, совершенным Израилем, на него уже обрушилась критика со стороны других лидеров Либеральной партии Канады (чуть позже, однако, Игнатьефф все-таки уточнил, что квалифицировать события в Кане как военное преступление может только международное сообщество, но, тем не менее, с его точки зрения, произошедшее – ужасная трагедия).
Новый лидер Либеральной партии Канады Стефан Дион после своего избрания объявил, что уйдет в отставку, если возглавленная им партия проиграет федеральные выборы 2008 года. Поскольку выборы 2008 года ЛПК проиграла (как считается, не в последнюю очередь из-за усилий сторонников Игнатьеффа), Стефан Дион ушел в отставку, а Майкл Игнатьефф вновь выдвинулся на пост лидера партии.
Выборы нового лидера Либеральной партии Канады должны были состояться на съезде в мае 2009 года в Ванкувере. Однако в начале декабря 2008-го, два других кандидата на пост лидера, Боб Рей и Доминик Леблан, сняли свои кандидатуры, что сделало Игнатьеффа фактическим победителем без выборов. 10 декабря 2008 года он был избран временным лидером Либеральной партии Канады. 2 мая 2009 на съезде в Ванкувере Игнатьев был официально избран главой партии 97% голосовавших депутатов.
Впрочем, новый лидер не привел канадских либералов к победе. На федеральных выборах 2011 года Либеральная партия Канады уменьшила число своих депутатов более чем вдвое (с 77 до 34 мест). Более того сам лидер партии, Майкл Игнатьефф, не был переизбран по своему избирательному округу, став первым лидером официальной оппозиции, не переизбранным в парламент с 1878 года, и первым неизбранным лидером либералов с 1945 года. Игнатьефф объявил о своем намерении уйти в отставку с поста лидера партии и о желании вернуться к научной и преподавательской деятельности, которая у него протекала и протекает не в пример успешней политической карьеры.
***
Наверное, нет ни одного поприща на стезе гуманитарной деятельности, на котором бы своим пером не отметился Майкл Инатьефф. Он не только автор многих книг по истории, международным отношениям и проблемам прав человека, но также известный драматург (его перу принадлежит 2 сценария) и писатель (3 романа), а также телеведущий.
Начиналась же его академическая карьера с обучения в Тринити Колледже Университета Торонто. Получив в 1969 году степень бакалавра, он продолжил свое обучение в Оксфорде, где под руководством знаменитого мыслителя сэра Исайи Берлина начал подготовку диссертации по истории. Защитить ее ему удалось в 1976 году уже в Гарварде. Однако годы общения с именитым историком мысли не могли пройти даром для молодого человека. Свои впечатления о данном периоде своей жизни Игнатьефф изложил в биографии своего учителя «Isaiah Berlin: A Life», которая была издана в 1998 году.
После недолгого пребывания на должности преподавателя истории в Университете Британской Колумбии, в 1978 году Майкл Игнатьефф отправляется в Кембридж, где и остается до 1984 года на должности старшего исследователя.
С 1984 по 2000 годы – период скитаний, когда Игнатьефф читает курсы в самых известных университетах мира (Оксфорде, Лондонской школе экономики, Университете Лондона) и параллельно осваивает телевидение. В 1993 году выходит созданный им документальный фильм «Blood and Belonging: Journeys into the New Nationalism», принесший своему создателю канадскую премию «Gemini Award». Чуть позже этот документальный сериал был переработан в не менее успешную одноименную книгу, награжденную «Gordon Montador Award» за лучшую канадскую книгу по актуальным социальным вопросам и «Lionel Gelber Prize» Университета Торонто. Помимо сверхуспешной документалистики известность Игнатьеффу принесли программа «Voices», выходившая на «Channel 4», дискуссионная программа «Thinking Aloud» и «The Late Show» на «BBC 2».
В 2000 году Игнатьефф возглавил Центр по политике прав человека Гарвардского университета. Столь весомый пост он получил как признанный специалист по проблемам национализма и нарушения прав человека в ходе этнических конфликтов современности. Эту славу ему принесла трилогия, посвященная данной проблематике: Blood and Belonging (1994), работа, в которой исследуется двойственность национализма в таких проблемных регионах как Югославия, Северная Ирландия, Курдистан, Украина и Германия; «The Warrior's Honour: Ethnic War and the Modern Conscience» (1997), где рассматриваются этнические конфликты в Афганистане и Руанде; «Virtual War : Kosovo and Beyond» (2000), где описываются проблемы миротворчества на примере операции НАТО в Косово.
В 2003 году свет увидела книга «Empire Lite: Nation-Building in Bosnia, Kosovo and Afghanistan», в которой теперь уже директор Центра по политике прав человека Гарвардского университета продолжил критиковать НАТО за практикуемый альянсом подход ограниченного риска («limited-risk approach»), который не позволяет раз и навсегда решить проблему геноцида в Косово и Руанде.
Противовесом неспособному на решительные действия Североатлантическому Альянсу должны, по мысли Игнатьеффа, стать Соединенные Штаты Америки, которые, оставшись единственной сверхдержавой на планете, обязаны преобразоваться в «гуманитарную империю». Первейшая обязанность подобной «гуманитарной империи» или «еmpire lite» – способствоватьустановлению мира с помощью дипломатических средств и коротких интервенций в угрожающие мировой стабильности недееспособные государства.
Отстаивая свою концепцию «еmpire lite», Игнатьефф поддержал в 2003 году интервенцию США и их союзников в Ирак. Ученый полагал, что массированное вторжение предотвратит дальнейшее сползание региона в неконтролируемое насилие. Игнатьефф специально подчеркивал отличие своего подхода от концепции неоконсерваторов, которые все более и более подвергались критике со стороны мировой общественности. Вторжения «гуманитарной империи» в дела других государств обусловлены альтруистическими мотивами, а не желанием реализовать великодержавные интересы.
Дальнейшей разработке темы «гуманитарной империи» была посвящена следующая книга Игнатьеффа «The Lesser Evil: Political Ethics in an Age of Terror». Основный тезис этой книги Игнатьеффа таков: в современном мире главным злом является международный терроризм. В современном глобализированном мире террористы могут получить доступ к любому оружию массового поражения. Если это произойдет, демократические государства, несомненно, превратятся в государства полицейские, в которых царят страх и подозрительность. Ведь граждане этих государств в обмен на безопасности сами попросят правительства лишить их всех прав. Чтобы этого не случилось, европейским обществам необходимо принять «меньшее зло», а именно: превентивную войну, ограничение гражданских прав и допросы с пристрастием (но не пытки).
Надо ли говорить, что подобная трактовка этических императивов Западной цивилизации вызвала бурную полемику. У позиции Игнатьеффа нашлись как сторонники, так и противники. Первые критиковали его за использование языка морали для легитимации пыток, что само по себе ставит под угрозу нравственные основания демократических государств. Вторые защищали Игнатьеффа, указывая, что высказанные им идеи не могут рассматриваться в качестве оправдания применения пыток, ведь автор осуждает их и рассматривает исключительно как превентивный инструмент против куда «большего зла» – установления полицейского государства и ликвидации любых конституционных прав и свобод.
Как бы то ни было, эти идеи привлекли к Игнатьеффу внимание общественности, позволив ему капитализировать свою академическую популярность в популярность политическую. Вот только своим политическим капиталом, увы, судьба не позволила ему распорядиться слишком умело. Впрочем, Майкл Игнатьефф решил вернуться в науку, сделавшую его величиной первого ранга. И как знать, может быть звезда Игнатьеффа-политика ярко засияет вновь?