Terra America

18:56(МСК)
10:56(NY)
07:56(LA)
Люди
0
ком
Человек с акцентом
112 лет со дня рождения замечательного американского актера «родом из наших мест»
Оцените этот контент
     

«А вы посмотрите, кто там висит!» – указывая на виселицу, кричит с городской стены Ален Делон (голосом Василия Ланового). В петле, свесив голову набок и высунув язык, застыл маркиз Де Вигонь.

В таком виде был вторично показан советскому зрителю в картине «Черный тюльпан» американский актер русско-армянского происхождения Аким Тамиров. Но мало кто опознал в растленном аристократе обаятельного слугу барина-эмигранта из популярного в послевоенные годы фильма «Сестра его дворецкого».

На 25-й минуте, когда Дина Дурбин садится в лифт, возникает Тамиров, и затмевает остальных безупречно подобранных персонажей музыкальной комедии, сказав несколько простых слов: «Гуд монин. Май нэйм из Попов. Ай эм батлер ту Владимир Петрович Михайловский».

С этого момента мы, забыв про волшебный голос Дины, думаем об одном – появится ли он снова, и будет ли говорить по-русски?

В еще одном музыкальном фильме с участием Дины Дурбин (Can’t Help Singing) фигурирует парочка авантюристов, чьи реплики не требуют перевода: Князь Григорий Строгановский и его товарищ Копа. «Князя» играет Тамиров, а долговязого Копу – Леонид Кински (бармен Саша, собутыльник Хамфри Богарта из «Касабланки»).

Томик Сэлинджера был любимым чтением пассивных отщепенцев в СССР шестидесятых годов. Последняя вещь в этой книге – рассказ «Лапа-растяпа» – даже удостоился телепостановки. Ряд моментов в прозе Сэлинджера вызывал у нашего читателя недоумение, не меньшее, чем русская речь Сергея Ивановича Попова у рядовых американцев. В частности вот это:

«– Угадай, кого я видела на прошлой неделе? В универмаге.

– Акима Тамирова?

– Это еще кто?

– Ну, Аким Тамиров. В кино играет. Он еще так потешно говорит: «Шутышь, всо шутыш, э?» Обожаю его…»

Кавказский акцент переводчик использовал скорей всего интуитивно, и не ошибся. Аким Михайлович Тамиров действительно родился в Тифлисе, где уже в детские годы проявилась его склонность к лицедейству. По скудным биографическим сведениям одним из первых сценических опытов молодого человека стала роль Кота в «Синей птице» Метерлинка.

Следует отметить привычку Сэлинджера вставлять в свои произведения необычных, гротескных актеров: Петер Лорре, Бела Лугоши, Аким Тамиров. Специалисты объясняют эту странность как прием, позволяющий автору косвенно намекнуть на тоску  персонажей по абстрактной «экзотике» за рамками обыденной действительности, о некой «сумеречной зоне» для людей с ограниченной фантазией.

Тоска такого рода заставляет петь на «птичьем языке» блюз и рок-н-ролл, слушать песни Монтана и Адамо, понимая максимум два-три слова по-французски. Шаманский аутоэротизм маленького человека создавал богатейшую параллельную реальность, позволяя прожить две (и больше) жизни вместо одной.

На Западе в этом жанре работали Аким Тамиров и Бела Лугоши. У нас – Михаил Астангов и Петр Аржанов. Те и другие, изображая иностранцев, важно произносили странные слова со странным акцентом, усугубляющим их беспокойное присутствие на экране.

Аким Тамиров относится к немногочисленной элите актеров, которым удавалось превращать врожденную вульгарность в индивидуальный стиль без, как сейчас говорят, потери качества. А  узнаваем  он был до гроба

Мимо него не мог пройти Жан Люк Годар. Как только «Альфавиль» начинает вызывать законную зевоту, в кадре появляется гривуазный метафизический полутруп – философ Генри Диксон. Пугающе современный, ни капли не устаревший образ (учитывая возраст и опыт актера). И снова ситуацию спасает русская речь. Таким автору этих строк виделся когда-то Борис Парамонов – самый яркий парадоксалист «третьей волны» эмиграции.

«Она не произносит реплики. Она их излучает», – говорится об одной актрисе в пьесе  Бена Хекта. Тамиров-Диксон  тоже выпускает протуберанцы фраз, и они тревожно озаряют пространство годаровской кинодистопии.

Перед нами самый «гоголевский» актер Голливуда, самый «блоковский» из «пузырей земли» – болотный попик и тифлисский денди одновременно. Под конец жизни он уморительно озвучит Жабу в фантастическом телесериале для детей H.R. Pufnstuf.

Когда героиню светской комедии «Желание» (режиссера Фрэнка Борзэйги) навещает следователь Авилья, мы перестаем замечать Марлен Дитрих – ее больше нет. Она как будто предпочла остаться в Рейхе. Коварный испанец с тифлисскими корнями тонко понимает двуличную и тщеславную сущность кинодивы с небезупречной фигурой и моралью.

Мхатовец Рышард Болеславский («Распутин и Императрица», «Сады Аллаха») открыл его в Баку: «У вас интересный, как будто страдальческий взгляд». Шел 1918 год.

Вскоре оба оказались за границей. Лейтенант царской армии Болеславский снимает «Чудо на Висле» – фильм о разгроме «коминтерновских орд» польской кавалерией, и отбывает за океан – преподавать систему Станиславского. В числе его учеников Ли Страссберг, в свою очередь воспитавший полсотни будущих кинозвезд ХХ-го века.

Подобно многим эмигрантам, Тамиров бедствует. Он готов податься в трамвайные вагоновожатые, но от этого шага его удерживает жена – актриса Тамара Шейн (в девичестве Никулина, уроженка Перми). Оценить ее мастерство можно в таких сложных картинах как «Ниночка» Эрнста Любича или «Гадюшник» Анатоля Литвака. В последнем (хотя имя ее не указано в титрах) она играет сумасшедшую из палаты № 33. Ту самую что, вскочив на табурет, принимается декламировать по-русски какую-то авангардную околесицу.

Судьба улыбается Акиму Тамирову, и мало-помалу он занимает достойное место в ряду выходцев из России, заброшенных на «фабрику грез» – таких как Миша Ауэр и Григорий Ратов, вахтанговец Рубен Мамулян, Тамара Успенская и Льюис Майлстоун, Ольга Бакланова и Владимир Соколов.

Киноклассик Сесиль Де Миль говорил о наличии у тифлисца «некого шестого телепатического чувства, помогающего узнать, что нужно режиссеру – клоунада или пафос». Оно и обеспечило Тамирову самую долгую и разнообразную карьеру в Голливуде и за его пределами.

Если задуматься о месте армян в мировой поп-культуре – Аким Тамиров и Шарль Азнавур воплощают два противоположных полюса. Рыцарь романтики и международный клоун-авантюрист. Дворецкий прожившихся князей и сумасшедших самозванцев.

Последней работой в кинематографе для Тамирова станет роль Санчо Пансы в незавершенной картине большого художника, сделавшего незавершенность метафорой своей гениальности.

Мы упомянули «пузыри земли». Скажи «Макбет», и в бутафорском дыму материализуется Орсон Уэллс.

С пятидесятых годов Тамиров, становится штатным актером Уэллса. «Господин Аркадин», «Печать Зла» и «Процесс» в известной степени можно (хотя бы раз, на страницах этого очерка) назвать «тамировской трилогией».

Сцена удушения Хэнком Кинлэном Джо Гренди в гостиничном номере может быть истолкована как самая смелая пародия шекспировского «Отелло» (равно как Бондарчук в роли Отелло – самая жестокая пародия на Орсона Уэллса).

Яков Зук в «Аркадине» жертвует жизнью ради порции гусиного паштета – торопится проглотить вожделенный фунт мяса, не доставшийся Венецианскому купцу? Впрочем, все это домыслы, чье закономерное место в последних абзацах.

Среди европейских «халтур» – Panic Button с Джейн Мэнсфилд и Морисом Шевалье, «Мари Шанталь против Доктора Ка» (едва ли не единственный случай, когда актеру досталась главная роль). Не смешно. Как поздний Гайдай – не смешно, но актеры хорошие.

Не обошел своим вниманием пожилого Тамирова и плодовитый Джесс Франко – в его версии  «Жюстины» (по Маркизу Де Саду) Тамиров делает то же самое, что и в «Черном Тюльпане». Только там его зовут Де Вигонь, а здесь – Дю Арпен.

Гоголевские черты Тамиров демонстрирует во французско-израильском триллере с диковинным названием «Смерть еврея». Его персонаж пожилой, циничный египтянин – «особист», этакий городничий, который насквозь видит своего «ревизора». Роль израильского разведчика блестяще сыграл молодой Асаф Даян, сын прославленного военачальника и археолога.

Странное это ощущение и странное занятие – наблюдать поведение человека,  родившегося в XIX веке, на фоне событий развивающихся в ином темпе и по иной логике. Неутихающий ажиотаж вокруг ближневосточной темы требует ознакомления новых зрителей с этой забытой картиной. Она того стоит.

«Процесс» Орсона Уэллса – картина не менее депрессивная, чем роман, по которому она снята. Внимание читателя и зрителя не ослабевает, благодаря умело затронутой мазохистской струнке, протянутой в потемках человеческой натуры. Тамиров и здесь «крадет представление» у своих знаменитых коллег, с той же легкостью, с какой он проделал это в легковесной «Сестре его дворецкого». Его персонаж коммерсант Блох временами похож на Сергея Параджанова. Тамиров серьезен как никогда. Мы снова видим его страдальческие глаза, некогда поразившие Болеславского. Кажется, актер снова говорит с Тони Перкинсом на русском языке: «Он очень, очень мстительный человек».

Зачем описывать такие вещи? Для кого снимать такое кино? И снова он выбрасывает протуберанцы, щупальца фраз: «Господин К.! Вы обещали рассказать нам вашу тайну!»

Первыми в СССР книгами (не антикварными), чья цена на черном рынке поднялась до ста рублей, были Франц Кафка и Пастернак с предисловием Андрея Синявского. Сегодня обе проходят по линии «отдам даром». Завтра – полетят в костер. И «Сестра его дворецкого» и «Процесс» томятся в сумеречной зоне сеансов для пенсионеров и бесплатных просмотров.

Цены падают. Ценность возрастает.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Бунт миллиардера
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.