Terra America

16:51(МСК)
08:51(NY)
05:51(LA)

Автор: Ярослав Бутаков
Добавлено: 03.07.2014

Люди
0
ком
«Прометей»: конец легенды
Новый фильм знаменитого мастера проигрывает его раннему шедевру
Оцените этот контент
     

Вначале была легенда.

В первой четверти 22 века космический грузовой буксир «Ностромо», запеленговав чей-то радиосигнал, совершил посадку на планете LV-246 в системе Дзеты Сети. Вблизи места посадки был обнаружен исполинский звездолет инопланетной цивилизации и окаменевший труп пилота – гиганта пятиметрового роста, со взломанной изнутри грудной клеткой. Кроме того, на нижних ярусах звездолета один из астронавтов нашел загадочную органику – нечто вроде больших кожистых яиц. Вырвавшееся из такого яйца существо пробило скафандр астронавта и присосалось к его лицу. Офицер безопасности «Ностромо» Элен Рипли пыталась не пустить исследовательскую группу обратно на корабль, но саботировавший ее приказ ученый Эш (впоследствии оказавшийся андроидом-синтетом) открыл шлюз, и зараженный астронавт оказался на борту «Ностромо».

Выросший в его теле агрессивный организм – Чужой – в конечном итоге уничтожил весь экипаж буксира, за исключением лейтенанта Рипли, которой удалось выкинуть его в открытый космос.

Это сюжет культового фильма 1979 года «Чужой», снятого молодым и амбициозным режиссером Ридли Скоттом. В фильмографии Скотта на тот момент числилась одна-единственная полнометражная картина – «Дуэлянты» по рассказу Джозефа Конрада[1]. Но за этот фильм Скотт получил приз «Лучший дебют» Каннского кинофестиваля. Поэтому, когда он сообщил продюсерам 20th Century Fox, что собирается снимать фантастический триллер, студия пообещала ему режим наибольшего благоприятствования. И не обманула: стоило только Скотту представить поэпизодник режиссерского сценария, как «Фокс» немедленно увеличила производственный бюджет в два раза.

Конечно, сейчас эта сумма – $11 миллионов – может вызвать лишь снисходительную улыбку. Но собрал «Чужой» в десять раз больше, что в 1979 году было совсем неплохо (правда, двумя годами ранее «Звездные войны» Лукаса, снятые с тем же бюджетом, принесли «Фоксам» $215 миллионов в США и $337 миллионов в мировом прокате, чем спасли студию от банкротства).

А главное – «Чужой» создал новый мир. В отличие от «Звездных войн», это был мир, гораздо более приближенный к нашему времени, в нем действовали вполне узнаваемые, похожие на наших современников персонажи. И это был мир бесконечно мрачный, мир враждебного, полного ужасов космоса. Никаких галактических империй, никаких благородных джедаев с лазерными мечами. Огромные, мрачные, напоминающие старые нефтяные танкеры космические корабли; смахивающие на уголовников астронавты, отмахивающиеся от инопланетных тварей ржавыми топорами; бесприютные, безжизненные планеты-могильники…

 И порожденные чьим-то извращенным разумом кошмарные твари – Чужие – идеальные машины для убийства.

Все это, конечно, не могло не зацепить неравнодушного к фантастике зрителя. Чуткие к запросам аудитории голливудские продюсеры поспешили к нему на помощь – спустя семь лет Джеймс Кэмерон снял продолжение истории лейтенанта Рипли – фильм «Чужие» (с бюджетом в $18,6 миллионов). В 1992 году последовал третий фильм от режиссера Дэвида Финчера (прославившегося впоследствии лентами «Бойцовский клуб» и «Социальная сеть»), а в 1997 году завершающую часть тетралогии снял знаменитый француз Жан-Пьер Жёне («Деликатесы», «Амели»).

Вроде бы все сюжетные возможности первоначальной истории о найденном командой «Ностромо» монстре и противостоящей ему храброй Элен Рипли были исчерпаны – но тварь, созданная гениальным швейцарским художником Гансом Гигером, так полюбилась зрителям, что в 2004 и 2007 годах вышли еще два фильма, в которых действуют Чужие – «Чужой против Хищника» и «Чужие против Хищника: Реквием». Помимо собственно Чужих, в обоих фильмах важную роль играют руководители корпорации Вейланд-Ютани – той самой, которой принадлежал буксир «Ностромо».

Два последних фильма содержали некоторую полезную информацию, проливающую свет на загадки Вселенной «Чужого». Но, поскольку они не относились к «канонической тетралогии», то и информацию эту фанаты не могли считать полностью достоверной – как не принимают всерьез читатели «Гарри Поттера» бесчисленные фанфики по книгам Джоан Роулинг.

* * *

А загадки, между тем, оставались. Например – кем было окаменевшее существо, обнаруженное в инопланетном звездолете? Хозяином Чужого, его создателем или жертвой агрессии извне? И откуда корпорация Вейланд-Ютани знала о существовании потерпевшего крушение корабля на планетке LV-246, и о том, что в его трюме содержатся зародыши самой совершенной боевой машины космоса?[2]

На эти вопросы мог ответить только один человек – Ридли Скотт. Но он молчал долгие тридцать лет.

В 2009 году на Лондонском кинофестивале режиссер сделал сенсационное заявление: он все-таки будет снимать приквел к «Чужому». События приквела будут разворачиваться «лет за тридцать» до первой встречи Элен Рипли с инопланетным монстром. И он, наконец, объяснит, откуда взялись Чужие, и кем были Космические Жокеи (так стали называть расу гигантов, в звездолете которых хранились зародыши Чужих).

Пока многомиллионная армия поклонников тетралогии, затаив дыхание, ожидала обещанного Откровения, Ридли Скотт воевал с продюсерами и сценаристами. История 1979 года повторилась с точностью до наоборот. Скотт затребовал у студии $250 миллионов на съемки, а 20th Century Fox одобрило бюджет в размере $100 миллионов (в конечном итоге фильм обошелся дороже – официальные данные пока не опубликованы, но The Hollywood Reporter озвучил цифру в $120-130 миллионов). Это серьезно повлияло на первоначальные планы Скотта – и в конечном счете изменило всю концепцию фильма.

По первоначальному замыслу, приквел (носивший условное название «Рай») должен был рассказывать историю о посещении землянами планеты, населенной расой Космических Жокеев. Этому предшествовали археологические раскопки в Африке, в ходе которых ученые понимали: человечество искусственно создано некоей сверхцивилизацией, трансформировавшей Землю и заселившей ее организмами, выращенными с помощью генной инженерии. Поскольку Создатели заботливо оставили координаты своего звездного дома (все та же система Дзеты Сети[3]), найти их не составляло труда. Корабль, называвшийся в этом варианте сценария «Магеллан», отправлялся на планету Рай, где землян радостно приветствовали их творцы – Космические Жокеи.

Инопланетяне посвящали своих «детей» в тайны высоких технологий, однако самые главные секреты, естественно, раскрывать не спешили. И когда один из астронавтов выкрал самую страшную тайну Жокеев, те в гневе натравили на ослушников свое излюбленное биооружие – Чужих...

Практически ничего из этого краткого синопсиса, попавшего в Сеть года два назад, в новом фильме Ридли Скотта вы не увидите. Кроме, разве что, схематичных кружочков, изображающих звездную систему Дзеты Сети на стенах неолитической пещеры, обнаруженной, правда, не в Африке, а в Шотландии. И это не удивительно – поскольку денег на создание пугающих и одновременно прекрасных декораций планеты Рай режиссер от продюсеров не дождался. Пришлось спешно менять сценариста (с 2008 по 2010 год им был Джон Спэйтс) и сюжет.

В июле 2010 года Скотт привлек к работе над сценарием знаменитого соавтора сериала Lost Дэймона Линделофа. Позже Линделоф вспоминал, в какой атмосфере тайны проходила их первая встреча:

«Ридли проводил меня до лестницы, где была огромная, массивная металлическая сейфовая дверь. Она была толщиной в фут, с аппаратом блокировки, и он очень осторожно открыл ее… Все стены были уставлены концептуальными макетами – планеты, корабля, а также «Существа». Я сделал первый шаг за кулисы...»

Линделоф принял приглашение Скотта с большим энтузиазмом, но он сразу же высказался против того, чтобы фильм был «приквелом» к «Чужому».

«Я не люблю слова «приквел», потому что оно связывает нас с аудиторией, которая уже знает, чем все кончится».

Новый концепт был гораздо более бюджетным – действие здесь разворачивалось уже не в высокотехнологичном Раю Космических Жокеев (теперь их называли Инженерами), а на безымянной безжизненной планетке, где герои обнаруживают Храм Инженеров и нескольких представителей их расы. В целом приключения героев были близки к тому, что в итоге увидел на экране зритель, но Линделоф, видимо, еще не до конца отошедший от пространственно-временных кульбитов Losta, насытил сюжет всевозможными темпоральными воронками, «червоточинами» и тому подобным, в результате чего разобраться в хитросплетениях перемещений героев стало почти невозможно. Этот сценарий также был отвергнут.[4]

В конечном итоге на экраны мира вышел «Прометей» – кино, которое вызывает одновременно и восхищение, и разочарование.

* * *

Многолетняя борьба с продюсерами и сценаристами оставила на теле «Прометея» глубокие шрамы. Больше всего пострадала весьма важная завязка фильма – если почти во всех ранних вариантах сценария обнаружению свидетельств деятельности Жокеев на доисторической Земле уделялось большое внимание, а интерес корпорации Вейланд-Ютани к далеким Создателям обосновывался «по-взрослому», то в окончательном варианте картины эти вопросы решены с лаконичностью комикса.

«Эти семь кружочков обозначены на памятниках всех древних цивилизаций – значит, нам надо лететь туда».

Глава корпорации Питер Вейланд (судя по всему, сын погибшего в Антарктиде в 2004 году Питера Бишопа Вейланда из «Чужого против Хищника») панически боится смерти и хочет попросить Создателей даровать ему секрет вечной жизни. Ученые на вопрос «почему вы уверены, что Создатели нас там ждут», не моргнув глазом, отвечают – «просто мы в это верим». И так далее, и тому подобное.

Тем не менее, первые двадцать минут фильма отчаянно красивы. Пролог, в котором прибывший на доисторическую Землю Жокей выпивает биологически активную субстанцию и превращается в источник жизни на планете, снимался в Исландии, а эта страна гораздо живописнее известных нам на сегодняшний момент планет. Хороши также интерьеры «Прометея», по которым в одиночестве бродит андроид Дэвид (отличная актерская работа Майкла Фассбендера). Пока экипаж спит в криогенных саркофагах, синтетический человек учит древние языки (предполагая, что Создатели понимают их лучше английского) и пересматривает «Лоуренса Аравийского». Но потом «Прометей» достигает места назначения, экипаж выходит из ледяного сна и начинается такое нагромождение нелепостей, нестыковок и просто глупостей, что становится по-настоящему обидно и за Ридли Скотта, и за прекрасных актеров, и за зрителей.

За зрителей – в особенности, потому что «Прометея» ждали действительно долго и возлагали на него очень большие надежды.

* * *

Многие рассерженные фанаты уже успели заявить в интернете, что «Прометей» – абсолютно тупой, бессмысленный и беспощадный фильм. Это не так. В «Прометее» есть и проблематика, и попытки нестандартно решить некоторые действительно важные вопросы – но все это похоронено под тяжелыми завалами беспомощных диалогов, немотивированных поступков, тошнотворно-натуралистичной эстетики. Об эстетике картины разговор особый – поскольку волевым решением Скотта в картине вообще не фигурируют Чужие («Чужой достойно справился, но теперь его место в Диснейленде», – заявил в интервью режиссер), то вклад Ганса Рудольфа Гигера в «Прометей» оказался минимальным.

Художник, создавший самое жуткое инопланетное создание за всю историю кинокосмоса, нарисовал лишь пару движущихся фресок в гробнице Жокеев – и это, надо сказать, одни из наиболее запоминающихся кадров фильма. Прочие же создания, появляющиеся в кадре (змеечервяки, вгрызающиеся во внутренности астронавтов, собственно Жокеи и особенно – особенно!!! – резиновый осьминого-кальмар, которого вырезает из себя доктор Шоу) проигрывают тварям Гигера всухую. И это, конечно, большой минус для фильма, снятого в основном для тех, кто ходит в кино «посмотреть на инопланетян».

Многочисленные ляпы и несуразицы сюжета убивают тот мрачный ореол тайны, которым был окутан первый фильм тетралогии.

От «Чужих» Кэмерона особой загадочности не ожидали – это был честный боевик, очень ладно скроенный и, в общем, довольно логично сшитый. Про третий и четвертый фильмы разговор особый, они и не претендовали на раскрытие чего-то тайного и неизведанного. Но «Прометей» обещал слишком много, а дал слишком мало – и этого, как мне кажется, фанаты ему не простят.

Загадочные Жокеи (которые в новом фильме раза в два уменьшились в размерах) предстали отнюдь не богами и даже не посланцами сверхцивилизации – а всего лишь «высшей расой», своего рода арийцами космоса, которые относятся к людям, как нормальные нацисты относились к унтерменшам. Зачем, в таком случае, они создали жизнь на Земле – принципиально непонятно, если только не предположить, что это была частная инициатива какого-нибудь инопланетного диссидента. Остается также без ответа вопрос, откуда Питер Вейланд и его верный андроид Дэвид знали, что на планете находится не один корабль Жокеев, а целый флот. Флот, который, судя по всему, собирался уничтожить Землю с помощью тысяч контейнеров с враждебной людям протоплазмой, но по каким-то причинам так и не взлетел.

В общем, ни на один вопрос, мучавший фанатов последние 30 лет, «Прометей» так и не ответил, а новых вопросов поставил немало. Вот только в отличие от загадок «Чужого», новые как-то не вызывают жгучего желания их раскрыть.

* * *

Известно, что Ридли Скотт собирается снимать продолжение «Прометея». В нем, вероятно, мы все-таки увидим, как доктор Элизабет Шоу (неплохо сыгранная шведкой Нуми Рапас, которую, к сожалению, сильно подводит неизбежное сравнение с Сигурни Уивер в роли лейтенанта Рипли) попадает на родную планету Жокеев и наводит там шороху… конечно, если продюсеры все-таки расщедрятся и выделят Скотту достойный бюджет.

Но для Вселенной Чужих это уже не будет иметь принципиального значения. Потому что в 1979 году Ридли Скотту удалось снять действительно гениальный фильм, а сейчас – всего лишь очень зрелищную картину с очень слабым сценарием. Можно возразить, что «Аватар» Кэмерона тоже не блистал особыми сценарными находками – и это будет чистой правдой. Но «Аватар» и не ставил перед зрителем общефилософских вопросов. А «Прометей» ставит – но вместо серьезных ответов вываливает на зрителя мешанину из плохо продуманных ситуаций и резиновых осьминогов.

И это конец легенды.


[1] Любовь Скотта к Дж. Конраду проявилась и в «Чужом»: так, буксир «Ностромо» назван именем порта из одноименной повести Конрада.

[2] Сейчас уже трудно поверить, что источником вдохновения Ридли Скотта был малобюджетный фильм категории В «Оно! Ужас из другого пространства!», в котором трехпалый гуманоид с Марса методично уничтожал команду земного космического корабля. (см. картинку).

[3] Эта локация неслучайна. Система Дзеты Сети (Zeta Reticuli) пользуется большой популярностью в среде уфологов и сторонников теории заговора. Так, именно из этой системы прилетали гуманоиды, похитившие супругов Хилл в 1961 г. (подвергнутая регрессивному гипнозу Бетти Хилл нарисовала карту звездной системы, похожей на ту, что можно увидеть в «Прометее»).

[4] Его краткое изложение можно прочесть, например, здесь: http://boxofficebuz.com/news_full.php?id=287

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Борис Соколов
автор:Кирилл Бенедиктов, Михаил Диунов
автор:Константин Аршин
автор:Борис Соколов
Американский Лев Тихомиров
автор:Константин Аршин
автор:Денис Руденко
автор:Борис Соколов
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Борис Соколов
автор:Яков Шустов
автор:Алексей Харин
автор:Дмитрий Петров
автор:Константин Аршин
Бунт миллиардера
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.