В мае Майкл Макфол «отметил» 100 дней на должности посла. Кроме подробного перечисления своих достижений в Живом Журнале, он принял поздравления в Твиттере: «Посла @mcfaul читают в Твиттере 25 тысяч человек! Х.Клинтон: Это то, что мы называем искусством управлять государством в XXI веке».
Вспомнилась недавняя его беседа с корреспондентами «Ведомостей», в которой господин Макфол рассказывал о том, что интернет-площадки для него едва знакомая среда и о том, что в Белом Доме якобы не делают публичную политику через twitter.
Наивно. Супер!
Нужно сказать, здесь господин Макфол слукавил. Ибо, сама Госсекретарь Клинтон двумя неделями раньше этого интервью заявила: «Подобно тому, как Интернет изменил практически все аспекты жизни, обучения, потребления и общения людей во всем мире, технологии связи меняют стратегический контекст дипломатии в 21 веке».
В бюро по связям с общественностью Госдепартамента поясняют, что:
«Для госсекретаря Хиллари Клинтон, модернизация американской дипломатии является стратегическим императивом. Широкое распространение технологий, таких как широкополосный доступ в Интернет, социальные сети и мобильные телефоны, должно обновить нашу политику».
Опираясь на «Международную стратегию Белого Дома по киберпространству», Госдепартамент отдельным пунктом предложил американским дипломатам инструменты, с помощью которых можно увеличить их влияние в мире интернета.
В качестве примеров публичной дипломатии приводились правозащитный сайт правительства США – HumanRights.gov, программы по обучению английскому языку с помощью мобильного телефона, на которые «только в Тунисе подписались более чем полмиллиона человек», созданный на персидском языке Google и так далее.
Американские дипломаты начали расширять использование социальных сетей с минувшего января, который администрация Обамы назвала «Месяцем искусства управления государством 21 века». Тогда пресс-секретарь Госдепартамента Виктория Нуланд ответила на вопросы, заданные не корреспондентами пресс-центра Госдепартамента, а пользователями социальной сети Twitter. Ответы Нуланд были сжаты, переведены и переданы по десяти официальным каналам Госдепартамента в Twitter на арабском, китайском, английском, французском, португальском, русском, испанском языках, а также на фарси, хинду и урду.
Это стало частью задумки госсекретаря расширить границы дипломатического охвата США. По словам Нуланд, у Госдепартамента сейчас 193 аккаунта в социальных сетях, 100 из которых связаны с посольствами.
Но представителю Обамы господину Макфолу, наверное, об этой общей дипмобилизации не рассказали. Ведь, по его словам:
В Белом доме мы не делаем публичную политику через twitter, – сказал он в своем майском интервью. – Здесь (в России) я стал его использовать. И, как только я начал это делать, возрос охват аудитории.
Таким образом, если верить высказыванию посла, никакой программы по работе с блогосферой у него и не было вовсе. Хотя, блогосфера уже давно стала едва ли не официальным инструментом внешней политики США.
100 дней одиночества Майкла Макфола
Едва приехав в Москву, Майкл Макфол представился россиянам через социальные сети. Он выложил в Интернет двухминутную видео-презентацию, вкратце повествующую об истории его семьи и о том, как он собирается сблизить два государства. При этом обращался к россиянам напрямую – но на английском языке (на русском была сказана только первая фраза, что вызвало недовольство многих пользователей, мол, как – он же учил много лет русский, жил в России, назначен на подобную должность и не мог связать двухминутную речь?).
За тот январский уикенд, кстати, его личная страничка в «Живом Журнале» собрала более 700 комментариев, причем, как это свойственно соцсетям, их авторы за словом в карман не лезли.
Одни юзеры поздравляли Макфола со вступлением в должность, желая ему успехов на дипломатическом поприще. Но не меньше было и агрессивных комментариев, обвинявших посла в фальшивом красноречии.
Макфол их не модерировал, но и на диалог с аудиторией тогда не шел. А ведь социальные сети – инструмент публичного дискурса. Стоило серьезно ответить на первую дюжину комментариев (включая ругательные), и «русский блоггер его бы зауважал». Проигнорировав первые комментарии, новый посол упустил свои golden opportunity задать правильный тон ЖЖ. После чего на его странице устроили «народные гуляния». Что-то в духе:
«К сожалению, профессор Макфол не очень-то разговорчив. Хотя, возможно, он просто привык к чтению лекций студентам в Стэнфорде, а не к ведению настоящих двусторонних дискуссий в стиле "Живого Журнала"».
Его ЖЖ сравнивали даже с блогом посла Ирана Реза Саджади, который в своей задаче переломить неприязненное отношение к его стране, познакомить с ее культурой, пишет в ЖЖ насыщенные, интересные и очень душевные тексты, обновляя страничку регулярно и отвечая каждому персонально. Впрочем, Живой Журнал – не инструмент современного американского дипломата.
Чтобы донести до людей информацию, нужно использовать мультимедийные платформы. Twitter и Facebook – инструмент моей работы: новые технологии помогают мне установить прямой контакт с русскими людьми.
Нужно отдать должное предшественнику господина Макфола – Джону Байерли. Его Живой Журнал был более «живым»: репортажи из Калифорнии, где в составе делегации Байерли сопровождал Дмитрия Медведева, русские пословицы и ностальгические ленинградские зарисовки, философские рассуждения о российских регионах.
Сейчас перед каждым дипломатом или политиком остро стоит вопрос – как быть креативным. А точнее – как стать прикольным. И политик, и дипломат, и бизнесмен должны быть изобретателями, демонстрировать, что помимо официальных слов есть другие, за которыми что-то еще. То есть, «он клевый, у него аккаунт в той же соцсети, в которой сижу Я – это круто». А применительно к твиттеру, включается еще и логика электронной демократии – даже если ты президент, здесь у тебя все равно только 140 символов.
Эту задачу «быть прикольным», пожалуй, можно назвать одной из тех точек, вокруг которых формируется креативный класс.
Другое дело, что этот класс, в отличие от «интеллигенции в чистом виде», может флудить, хамить и огрызаться. Но он все равно слетается на огонек:
Честно говоря, некоторые люди в сетях мне неприятны, а некоторые просто отвратительны. Но твиттер открыл мне глаза на новый мир, на новых политиков, о существовании которых я даже не подозревал.
Душевная кухня
В политическом романе The Ugly American есть несколько сюжетных линий про поведение сотрудников американского посольства в некоей абстрактной стране в конце 1950-х годов (ясно, что речь идет о Вьетнаме). Авторы – Евгений Бердик и Уильям Ледерер – пытаются ответить на вопрос, почему американцы не вызывали особую любовь у аборигенов и даже проигрывали в этих странах советским коммунистам. Словом, книга несла мысль о том, что американцам нужно быть ближе к местному народу: общаться на равных, вникать в местные проблемы и не относиться к своей работе как к ссылке в джунгли к дикарям.
Тем не менее, американские дипломаты и политики привыкли общаться по-другому, обращаясь через бронированное стекло. Блоги им нужны исключительно как платформа для сброса официальной информации: насыщенное информацией предложение, иллюстрация, текущая дислокация автора. «Все, что вам нужно знать, и ничего личного».
Передо мной стоит задача разрушать стереотипы и мифы о том, что мотивирует политику США, и нужно охватить как можно более широкие слои общества. Например, некоторые думают, что США – враг России номер один. Это миф.
Хочется верить, что Майкл Макфол больше профессор, чем посол. А значит, с этой креативной задачей он справится.
Студент для современного хорошего профессора – это точка сборки его социального опыта. А любая социальная сеть – как университет – такая площадка, на которую можно вытаскивать новые идеи, рождающиеся из диалога, новых людей, новые возможности и представления о новой социальной реальности.
По мнению профессора Флориды «в России сейчас около 13 миллионов представителей креативного класса». А у представителей креативного класса, живущих в разных странах, больше общего, чем у них же со своими соотечественниками. То есть, между профессором философии в Стэнфорде и профессором философии в Ульяновске гораздо больше общего, чем между ними же и случайными соотечественниками. Космополиты – идеальная площадка для политических блоггеров.
И если учесть, что задачу Белого Дома по расширению киберпространства послу нужно выполнять, господину Макфолу стоит вспомнить свой университетский опыт и попробовать уйти от привычных стандартных ретвитов к другим формам диалога. Чтобы за политическим лицом увидели еще и человеческое.