Практически в каждой области человеческой деятельности есть свои легендарные персонажи. В автомобилестроении таким героем навсегда останется Генри Форд, в управлении, например, финансами – Уоррен Баффет. В виноделии и виноторговле, конечно, также есть своя "звезда" - американский винный критик Роберт Паркер.
Несмотря на бесконечную разницу между всеми ними, у этих людей есть одно общее качество. Эти люди кардинально изменили всю ту отрасль, в которой они работали; не просто улучшили ее средний уровень или ускорили развитие, а подняли на принципиально новую высоту.
История Форда сегодня практически общеизвестна и нет нужды ее повторять. Но не так много людей в России знает, кто такой Роберт Паркер и в чем его персональная заслуга перед человечеством.
Успех по-американски в мире вина
История самого известного винного критика и дегустатора Роберта Паркера началась в 1978 году, когда впервые вышло в свет его издание The Baltimore-Washington Wine Advocate, которое молодой юрист рассылал по почте. Это был бюллетень, выходивший раз в две недели и содержавший в себе обзоры вин (преимущественно из Бордо), с оценкой для каждого из них, дегустационной заметкой и рекомендацией по срокам употребления.
То, что сейчас кажется совершенно естественным и привычным для каждого любителя вина, в ту пору было совершеннейшей новинкой. Существовавшая тогда винная критика состояла преимущественно из людей, вовлеченных в отрасль производства вина либо виноторговли, и исполняла скорее рекламные функции, чем критические.
Обычно вина рецензировались в повествовательно-разговорном стиле, что-то вроде: «Домашнее вино директора Domaine de la Romanee-Conti и его жены, выросшей в Калифорнии. Веселое Шардоне, которое может похвастаться большей фруктовостью, чем большинство базовых белых бургундских и представляющее легкую минеральность, весьма обычную в повседневных бургундских белых винах». Стиль, совершенно не подстраивающийся под то, что принято считать «понравится американцам». 50 слов, из которых совершенно не ясно, стоит ли это вино тех денег, что за него просят, особенно если не считать рекомендацию директора DRC «обязательной к исполнению». (А между тем Domaine de la Romanee-Conti (DRC) – известный производитель элитных бургундских вин. Продукция этой компании относится к числу величайших вин в мире -прим.авт.).
Совершенно иначе выглядел стиль Паркера: «Цвет темно-рубиновый, с гранатовым оттенком. Аромат разноплановый с нотами сухих трав, эспрессо, черешни, кедра, йодистыми оттенками. Весьма сложное в аромате, вино весьма полнотелое во вкусе, концентрированное, высоко танинное, с потенциалом развития в 20-30 лет. Впечатляющий образец классического старого стиля Бордо. 94/100».
Он не только давал описания для каждого из вин, вошедших в обзоры, но
и выставлял оценку, по 100 балльной шкале, весьма сходной с американской школьной системой. При использовании этой шкалы в винном мире 50 баллов давалось вину просто за то, что оно было вином, а дополнительные баллы за силу, сложность, красоту и баланс. По шкале Паркера вина, которые заслуживают употребления, начинаются с 80 баллов, а выдающиеся вина оцениваются в 90 баллов и выше.
Уже через год (а первое издание «Винного адвоката» было разослано бесплатно) у бюллетеня было 600 подписчиков. Дальше последовала череда весьма удачных наблюдений, которые Паркер высказал в своем издании, кульминацией которой принято считать прогноз значительного роста стоимости вин Бордо урожая 1982 года, который большинство других критиков не считали выдающимся. Паркер высказался по поводу этого винтажа совершенно однозначно, назвав его «великим», и оказался прав. Читатели, последовавшие его рекомендации и закупившие вина 1982 года в заметном количестве, впоследствии сорвали изрядный куш.
Так к Паркеру пришла серьезная слава. На сегодняшний день Wine Advocate имеет около 50 000 подписчиков и слово его буквально стоит миллионы – после выхода обзора Паркера по винам Бордо 2009 года высоко оцененные Chateau Pavie за неделю подорожало на 18%, Chateau Ducru Beaucaillou на 19%, а Chateau Pontet-Canet на рекордные 26%. Фактически суждение Паркера является определяющим для потребителей на винном рынке США и для производителей в наиболее известных французских регионах, прежде всего, в Бордо. Опосредованным образом за счет этих факторов Роберт Паркер сегодня оказывает сильнейшее влияние на весь мировой винный рынок, задавая тренды, которые определяют его развитие на ближайшие годы.
В чем же причины и истоки столь большого влияния одного-единственного американца на всю винодельческую индустрию?
7 факторов успеха Паркера
Пожалуй, одним из важнейших факторов успеха послужила прямота и независимость Паркера в суждениях о вине. Вот так, к примеру, Паркер высказался о вине Lambert Bridge Cabernet Sauvignon 1979, получившем оценку в 56 баллов: «Хотел бы я знать, каким образом нужно изгаляться над виноградом, чтобы произвести столь непригодное к употреблению вино». Публиковать свое мнение в столь резкой форме в те времена было не принято, но именно такая прямота позволила Паркеру продемонстрировать своим подписчикам, что именно их интересы, а не интересы виноделов и торговцев, составляют для критика высшую ценность.
Заметки Паркера отличались высокой информативностью, отсутствием напыщенных фраз и оборотов. Он писал простым и лаконичным языком, его заметки были ориентированы на максимально возможную передачу словами ароматического и вкусового профиля вина, описание его качества. Некоторые источники утверждают, что для оттачивания своего стиля заметок Роберт Паркер специально брал уроки литературного английского языка. Естественно, это не могло не нравиться читателям.
Он был внимателен к истории. Историографы Паркера, а они, конечно, уже есть в достаточном количестве, отмечают, что в значительной степени одно из высочайших своих достижений – суждение о винах 1982 года – Паркер сделал, основываясь на предыдущем детальном изучении старых урожаев, их климатических условий, природных обстоятельств и прочей исторической информации. Это позволило ему «узнать» ситуацию, тогда, когда никто другой ею не владел.
Помогло Роберту Паркеру и его американское происхождение. Несмотря на то, что в 70-е годы XX века основным рынком качественных вин были не Соединенные Штаты, а Великобритания, сложившиеся традиции виноделия и активный рост винодельческой промышленности в Калифорнии, подготовили почву для того, чтобы США в короткие сроки стали «импортером вина №1». Парижская дегустация 1976 года, проведенная Стивеном Спурье, в которой в открытом соревновании встретились вина Калифорнии и Бордо (Калифорния выиграла), как ни странно, сыграла на руку в первую очередь именно винам Бордо, значительно увеличив интерес к ним. В условиях не слишком большого объема доступной информации (а ведущими винными критиками на тот момент были преимущественно британские специалисты), гид Роберта Паркера смог в короткие сроки привлечь значительное количество подписчиков.
Покупатель любознателен, но покупатель ленив. Покупателю не слишком интересно вдумываться в то, что написано «между строк». Словесные рекомендации «хорошо» или «очень хорошо» прекрасны, но не слишком помогают покупателю в выборе вина для покупки. Роберт Паркер решил этот вопрос просто – предложив использовать для вина числовую оценку. Покупатель не знает, что лучше, «полнотелое вино с фруктовыми тонами» или «насыщенное вино с шоколадной доминантой», но совершенно точно понимает, что вино с оценкой в 80 баллов значительно уступает тому, которое заслужило оценки в 92-93 балла. Именно эта, доведенная до некоторой примитивности простота, с которой дается ответ на главный вопрос покупателя «А насколько хорошо это вино?», обеспечила гиду дальнейший рост популярности. В настоящее время значительное число производителей указывают баллы Паркера прямо на этикетках своих вин, а виноторговцы – на ценниках в магазинах.
Критику важно не только уметь выставить вину какую-то оценку и объяснить, почему именно такую. Особую важность имеет постоянство – чтобы вина примерно одинакового качества получали сходные оценки. Это обеспечивается во многом тем, что дегустатор помнит все те сотни вин, что он попробовал. По крайней мере, за последнее время. Известен случай, когда Роберт Паркер, на одной из дегустаций, про одно из вин сказал, что оно очень сильно напоминает ему определенное вино, которое он пробовал 10 лет назад и оказался совершенно прав – это было то же самое вино. Сам про себя критик говорит, что помнит все вина, которые пробовал за последние 35 лет, даже не самые блестящие.
Впечатляет и работоспособность Паркера. Вы можете иметь все вышеперечисленное, но если вы не способны провести за дегустационным столом 6-8 часов, а потом еще столько же за письменным, оформляя свои впечатления в четко сформулированные записи, то чуда не случится. По оценке самого Роберта Паркера, он дегустирует и рейтингует не менее 10 000 вин в год, то есть более 25 образцов ежедневно. А если учесть выходные, различные конференции, время на написание книг (а у Паркера их целых 7), то вряд ли эта цифра окажется ниже 50 экземпляров в день.
Значение фигуры
Влияние Роберта Паркера на современный винный мир трудно переоценить. Известны случаи, когда он в одиночку способствовал популярности целых стран, как, например, Аргентины с ее сортом мальбек, который во многом благодаря этому критику приобрел большую популярность в США. Немало людей считает, что влияние Паркера настолько велико, что изменяет не только уровень цен на рынке вина, не только способствует росту виноделия в тех регионах, которые Паркер отметил, как перспективные, но даже меняет и само вино. Виноделы сознательно подстраиваются при производстве вина под вкус данного критика, ставя своей целью получение у него максимально высокого балла. «Паркеризация» уже давно стала расхожим термином, используемым для описания изменения винного стиля, чтобы угодить вкусу Роберта Паркера.
Существует целая плеяда критиков самого Паркера, высказывающихся в том плане, что личный вкус одного человека не должен иметь столь значимого веса, что это вредит многообразию вина, вызывает перекосы в ценах на вино и многое другое, и это мнение во многом справедливо. При этом есть известные винные регионы, которые довольно слабо поддаются влиянию американского критика. Например, таким регионом является Бургундия, сохраняющая определенную независимость от Паркера в отличие от Бордо, где он является подлинным королем, оценки которого во многом определяют цены на вина тех или иных лет и производителей. Впрочем, наличие мощного «движения сопротивления» Паркеру только подтверждает один-единственный факт: этот американец стал по-настоящему исторической личностью, в корне изменившей за 35 лет своей деятельности глобальный рынок вина.
Terra America рекомендует к данной статье: