Посмотрев «Президента Линкольна – охотника на вампиров», я отчего-то вспомнил свои детские годы, пришедшиеся на начало восьмидесятых. Тогда качество показываемой в кинотеатре картины оценивалось между пацанами по наличию и количеству в ней драк. Если драк в фильме не было, он автоматически записывался в недостойное внимания фуфло.
Тимур Бекмамбетов из того же самого поколения и, вероятно, в ходе работы над «Линкольном» вспомнил золотое детство, точнее, его золотое кинематографическое правило. Согласитесь, снять полнометражный фильм исключительно ради нескольких красивых драк – это или талант, или верность принципам. Ну, или подвох.
Бекмамбетов вообще работает весьма своеобразно. Снимает в Штатах отличные блокбастеры, а России достаются разные «Елки» и «Иронии судьбы». Сейчас вот готовит к новому году очередной сомнительный подарок – ремейк «Джентльменов удачи» с, прости, Господи… Безруковым в роли Доцента. Ну да Бог ему судья, потому что в «Президенте Линкольне – охотнике на вампиров» Безруков не снимался. И это один из плюсов этого в целом весьма спорного фильма.
Авраам Линкольн, как все знают, для Соединенных Штатов – что-то вроде Владимира Ильича Ленина для СССР. Это человек, еще в детстве отличавшийся умом и сообразительностью, а также кристальной честностью и нетерпимостью к порокам. Любое пятнышко на его историческом образе тщательно выводилось, так что взлелеянный за полтора века образ президента имеет весьма далекое отношение к его реальной личности. Тот же Скорсезе, по слухам, не получил «Оскара» за «Банды Нью-Йорка» именно потому, что затронул там весьма неудобную тему – июльские бунты 1863 года в Нью-Йорке против призыва в армию, которые по приказу Линкольна были жестоко подавлены (в том числе с применением артиллерии). А видный американский аболиционист Уэнделл Филлипс говорил в свое время о Линкольне:
«Вероятно, он человек честный; однако никого не интересует, честна ли черепаха или нет. У президента нет ни интуиции, ни предвидения».
Как заметил один из британских кинокритиков, у «Голливуда есть такая привычка – играть с историей самым нелепым образом. Фильмы регулярно переворачивают все с ног на голову, и, что раздражает больше всего, часто это делается в пользу рьяного американского патриотизма».
Весьма правильные слова. Особенно если учесть, что Гражданская война между Севером и Югом произошла не только и не столько из-за того, что демократичные и добрые янки так сильно хотели освободить из плантаторского рабства несчастных негров (за Север даже сражались четыре рабовладельческих штата), все было сложнее и куда прозаичнее. Современный американский историк Закари Лисков пишет, что у промышленного Севера было три важных причины противостоять отделению Юга.
Во-первых, в США тогда были высокие протекционистские барьеры, защищавшие промышленность – импортные пошлины были от 20% до 37%. Южане стояли за свободу торговли, и после отделения промышленности Севера пришлось бы конкурировать с Европой за рынки Юга.
Во-вторых, наличие протяженной границы с Югом сильно затруднило бы поддержание таможенных барьеров на самом Севере: контрабандисты смогли бы нелегально провозить европейские товары через границу в ощутимых количествах.
В-третьих, отделение поставило бы под угрозу поставки дешевого хлопка на фабрики Севера.
Ну и где-то на четвертом месте уже находились рабы, которых, к слову сказать, и на «свободолюбивом» Севере имелось предостаточно.
Но, собственно говоря, реальный Авраам Линкольн и реальная история нас нынче мало интересуют, потому что речь идет об их сугубо кинематографическом воплощении.
Если две первых трети картины еще как-то смахивают на криптоисторию (и в самом деле, о ночных похождениях Линкольна никто мог и не знать), то последняя треть представляет собой чистой воды альтернативную историю. Судите сами. Войска северян терпят одно поражение за другим только потому, что на стороне южан воюют бессмертные вампиры, и победа приходит лишь тогда, когда президент мудро решает переплавить на пули, ядра и штыки все имеющееся серебро, вплоть до свято хранимых семейных вилок и ложек.
Зрители ожидаемо подозревают в картине некий подвох, тем более что сборы пока слабенькие. Возможно, отбить затраты все же удастся, но старт, мягко говоря, не впечатляет. В этом смысле «альтернативка» с гвардией вампиров на стороне Юга может быть тем самым подвохом. И правда, ну зачем лишний раз говорить о том, что американцы когда-то делились (пусть даже условно) на «плохих» и «хороших»? Можно ведь объяснить куда проще: плохие были плохими, потому что они были вампирами. Ничтоже сумняшеся, Бекмамбетов даже не стал упоминать в фильме о таких знаковых фигурах армии Конфедерации, как Ли, Борегар или Джонсон – как-то не слишком они на вампиров похожи. Вот и воюют в кино сплошные кровососы во главе с главным злодеем Адамом…
Хотя чего еще ожидать от экранизации одного из самых популярных произведений жанра «мэшап»? Тем более, что автором сценария картины является автор оригинального романа Сет Грэм-Смит, известный также своим опусом «Гордость и предубеждение, и зомби» – переделкой классического романа Джейн Остин, который, кстати, тоже сейчас экранизируется.
Интересно, что Грэм-Смит не имел никакого отношения к предыдущей голливудской режиссерской работе Бекмамбетова «Особо опасен», хотя боевая картинка «Линкольна» его практически повторяет. Разница незначительна: там герой орудует в основном пистолетом, здесь – топором. Здесь герой скачет на лошадях, там – гоняет на скоростных тачках. Там героя обучает, издеваясь и глумясь, мудрый наставник Слоан, здесь – не менее мудрый «хороший вампир» Стерджесс. А уж ключевая сцена в поезде в обеих картинах практически идентична и происходит в схожих обстоятельствах – над пропастью.
С сюжетом вообще особенно не заморачивались. Логика поступков героев зачастую попросту отсутствует, а середина истории фактически выброшена – вот Линкольн еще бегает с топором, порубая вампиров в капусту и параллельно подрабатывая в лавке, а вот он уже президент. Но нам никто и не обещал байопик с подробностями восхождения на политический Олимп.
Как уже сказано выше, вся эта затея – ради нескольких отлично сделанных драк. Именно драк, потому что, вопреки ожиданиям, крупным батальным сценам вроде сражения за форт Самтер или битвы при Геттисберге уделен минимум внимания и средств. Несколько выстрелов, пара взрывов… То ли дело драка Линкольна с убийцей его матери вампиром Бартсом среди табуна мчащихся лошадей или уже упомянутая эпическая сцена в поезде… Впрочем, последняя, что называется, была весьма некрасиво «слита». Гнуснопрославленный злодей Адам, которого никак не могли уничтожить на протяжении всей картины, неожиданно легко убивается простым серебряным кастетом. Нехорошо так поступать со зрителями…
К подбору актеров создатели «Линкольна» тоже подошли без особых затей – в фильме они даже не второй величины. Исполнитель главной роли Бенджамин Уокер славен в основном тем, что женат на дочери Мэрил Стрип, «жена Линкольна» Мэри Уинстед поизвестнее, но весь фильм ходит с максимум двумя выражениями лица, Руфус Сьюэлл (главгад Адам) играет стандартного усредненного плохиша, чем, собственно, всю свою карьеру преимущественно и занимается. Более-менее приемлемо на общем фоне выглядят Доминик Купер (добрый вампир Стерджесс) и Джимми Симпсон (друг Линкольна Спид).
На фоне весьма вольного обращения с американской историей я, грешным делом, ожидал, что и финал будет другим. Особенно когда Стерджесс предложил Линкольну легонько покусать его, чтобы тот стал бессмертным. Однако Линкольн в ответ изрек какую-то пафосную банальность и поехал в театр Форда смотреть спектакль «Мой американский кузен», где и был благополучно убит Джоном Бутом.
Как я уже говорил, сборы пока не окупают бюджет фильма, а ведь в 2013 году на экраны выйдет совместный американо-индийский проект «Линкольн». Это уже будет настоящий байопик, безо всяких вампиров, снимает который сам Стивен Спилберг. Уж не знаю, насколько фильм будет историчным, но бюджет у него аж на двадцать миллионов меньше, чем у бекмамбетовского – пятьдесят против семидесяти.
Зато на картине Бекмамбетова греют руки, не отходя от кассы, ушлые хитрецы из трэшевой кинокомпании «Asylum», специализирующейся на низкобюджетных фильмах, которые выпускаются сразу на видеоносителях. Обычно они имитируют ожидаемые блокбастеры и именуются «мокбастерами». Вот и сейчас всего за 150 тысяч долларов «Asylum» скоренько смастерил фильм «Авраам Линкольн против зомби», где о сюжете все ясно уже из названия. Вместо вампиров соответственно зомби, Линкольн дерется не топором, а страшненького вида мачете, уровень исторической составляющей примерно такой же. Я – стыдно сказать – этот фильм посмотрел и не могу сказать, что он значительно хуже «Охотника на вампиров». Драки, конечно, не те…
А бекмамбетовский «Линкольн» заканчивается тем, что уже в наше время бессмертный вампир Стерджесс вербует в баре очередного печального мстителя. Сидит он спиной так, что даже нельзя понять, какого цвета у героя кожа. Я как-то даже не обратил на него внимания, тем более сцена коротенькая, пока мне не позвонила дочка, которая тоже смотрела «Линкольна». Узнав, что я собираюсь писать статью для Terra America, она спросила: «А ты заметил, с кем в конце разговаривал Стерджесс?». «Нет, – сказал я. – А с кем?». «Да с Обамой же!».
А что? И в самом деле, чем черт и Бекмамбетов, не шутят! Тем более, как верно заметил в рецензируемом мной фильме вымышленный Авраам Линкольн, в конце концов «правда остаётся правдой, а ложь становится историей»… И это вам не «Елки».