Terra America

16:51(МСК)
08:51(NY)
05:51(LA)

Автор: Ярослав Бутаков
Добавлено: 03.07.2014

Люди
0
ком
Темный рыцарь – кто он?
Политическое звучание известного кинокомикса
Автор: Алексей Юсев
Оцените этот контент
     

Вышедший в 2008 году фильм «Темный рыцарь» показал второй результат по кассовым сборам за всю историю, уступив на тот момент лишь «Титанику». Причиной оглушительного успеха картины Кристофера Нолана, помимо высокого художественного уровня постановки, стало прямое попадание в нерв общества. В сюжете «Темного рыцаря» затрагивалось много злободневных вопросов, а также предлагались варианты их решения. Происходило это на фоне набиравшей обороты предвыборной кампании за президентское кресло.  

До середины 1980-х годов Бэтмен был больше комической фигурой, пока иллюстратор Фрэнк Миллер не запустил мини-серию «Возвращение Темного рыцаря», в которой произошло переосмысление фигуры главного героя. Человек-летучая мышь предстал в темных тонах, а содержание историй политизировалось. Фрэнк Миллер, Алан Мур и Джим Старлин заставили Бэтмена сражаться с коммунистами, исламскими террористами и правыми христианами-фундаменталистами. Успех комиксов вызвал череду экранизаций, начатых Тимом Бертоном в 1989-м году.

Со временем супергерой стал всё хуже восприниматься кинозрителем, пока за дело не взялся Кристофер Нолан. Перезапуск франшизы в 2005-м году картиной «Бэтмен: начало» вселил во всех оптимизм в отношении последующей части, появившейся три года спустя. В борьбе супергероя со злодеем Ра’с аль Гулом многие увидели войну с «Аль Каидой».

В начале 2006 года Фрэнк Миллер рассказал об идее будущего комикса, где Бэтмен должен будет сражаться с Бин Ладеном, отстаивая Готэм, по аналогии с Суперменом и Капитаном Америка, противостоявших Гитлеру. Художника на будущую работу, по собственному признанию, вдохновил патриотизм, но он не стеснялся представлять ее как «элемент пропаганды».

Таким образом, начиная с конца 80-х годов, Бэтмен представал как идеологически маркированный персонаж. Если раньше образ этого супергероя сравнивали с Рейганом, то в начале нулевых его преемником стал Джордж Буш-мл[1]. В марте 2007-го года стартовала вирусная реклама «Темного рыцаря», который должен был появиться в прокате только в июне следующего года. Спустя два месяца была начата масштабная игра в альтернативной реальности. Было создано более пятидесяти постоянно обновляющихся сайтов, имитирующих жизнь города.

Одним из событий, ставших главными инфоповодами новостей города, стали выборы окружного прокурора. Слоган предвыборной кампании одного из кандидатов на эту должность – «Я верю в Харви Дента!», стал элементом рекламных постеров фильма.

Авторы вирусного контента постоянно связывали персонаж Бэтмена с событиями, предшествовавшими голосованию. Тема ночного мстителя была главной в дебатах между кандидатами на должность окружного прокурора. В первом из обнародованных выпусков передачи «Gotham tonight» канала СGN (Cable Gotham News) рассказывается как Бэтмен обезоружил на избирательном участке трех бандитов, выступавших против Дента и пытавшихся помешать процессу голосования. На первой странице газеты Gotham Times все четыре материала затрагивают выборы и победу Харви Дента, включая передовицу про Бэтмена «Savior or menice?».

Хотя действие фильма «Темный рыцарь» начинается после вступления в должность нового окружного обвинителя, выборы становятся ведущим элементом вирусной рекламной кампании картины. С процедурой волеизъявления связано более десяти сайтов, включая страницы соперников Дента. Как правило, активность данных веб-страниц начиналась в марте 2008-го года и заканчивалась в июне. Финалом всех предвыборных сайтов был их взлом Джокером 10 июля и порча контента.

Происходила эта захватывающая игра на фоне реальных процессов в станах демократов и республиканцев в борьбе за выдвижение в президенты от своей партии. 7 июня 2008 года Хиллари Клинтон отказалась от продолжения предвыборной гонки в пользу Обамы. Интересно, что фигура Харви Дента и его подход к окружающим проблемам совпадает с биографией одного из кандидатов, включая его позицию по всем основным вопросам, волнующим общественность.

Современные урбанистические пейзажи Готэма (Готэм-Сити) в «Темном рыцаре» разительно отличаются от подхода к стилистическому решению облика города, использованному Тимом Бертоном и Джоелем Шумахером. Новый Готэм лишен сказочной ауры и не похож на своих реальных американских сородичей уровнем преступности, словно взятой из восьмидесятых.

Какой же мегаполис стал прообразом места действия Нолановской франшизы?

Готэм изначально создавался в комиксах как аналог Нью-Йорка, хотя, со временем вобрал в себя элементы многих других городов. Фрэнк Миллер, автор перезапущенной серии комиксов про Бэтмена, назвал Готэм «Нью-Йорком после наступления темноты». Однако натурные съемки «Темного рыцаря» происходили в Чикаго. В недавнем интервью режиссер объяснил это тем, что бюджет двух первых частей франшизы не позволял снимать в Нью-Йорке, но теперь, в 2012-м году, зритель увидит «настоящий Готэм».

После того, как обнаружен город, можно задаться вопросом – так кто же рыцарь? Как выяснилось, у Нью-Йорка такой имеется, и его даже иногда изображают в латах на обложках книг. Имя его – Рудольфо Джулиани, бывший мэр города, выдвигавшийся в кандидаты в президенты США на выборах 2008 года. Звание почетного рыцаря было ему пожаловано королевой Елизаветой за действия при событиях 11 сентября. Возможно, именно из-за этого, впервые за существование франшизы о Бэтмене, имя супергероя не присутствовало в названии картины, что со стороны казалось серьезным коммерческим просчетом.

Рудольфо (Руди) Джулиани был мэром Нью-Йорка с 1993 по 2001 год. За этот период произошло серьезное понижения уровня преступности в городе (на 57 процентов), что вкупе с хорошей финансовой политикой властей положительно воспринималось жителями.

После 11 сентября Джулиани стал известен всему миру, и его признали «человеком года» по версии журнала «Тime». В июле 2006-го года бывший мэр впервые заявляет о возможности выдвижения своей кандидатуры на пост президента от Республиканской партии. В феврале 2007 года он подает официальную заявку в избирательную комиссию. В течение этого года, вплоть до начала праймериз, опросы неизменно показывали лидерство Джулиани по отношению к другим кандидатам-республиканцам (31% – январь, 34% – май, 25% – ноябрь, 27% – декабрь)[2]. Либеральные взгляды на проблему абортов и однополые браки делали бывшего мэра Нью-Йорка фаворитом в противостоянии с лидером демократов Хилари Клинтон. Однако в итоге, Джулиани сошел с дистанции в конце января 2008 года, совершив несколько грубых ошибок в планировании собственной кампании. Но на протяжении долгого времени он рассматривался общественным мнением как явный фаворит в борьбе за президентское кресло.

В 2008-м году вышло несколько кинокартин, способных повлиять на электоральные предпочтения зрителей («Хэнкок», «Американский хорал», «Религиотизм»). Но фильм Нолана лучше других смог рассказать с экрана об одном из потенциальных лидеров избирательной кампании.

В «Темном рыцаре» Бэтмен является действующим лицом, чье доминирование на экране не носит подавляющий характер. Харви Дент оказывает не менее определяющее влияние на сюжет, а по масштабу эффективности борьбы с преступностью даже превосходит супергероя.

Таким образом, в картине – два главных героя. Сценарий построен так, что по ходу развития сюжета постоянно проводятся параллели между фигурами окружного прокурора и Бэтмена. Их называют белым и черным рыцарями Готэма, у них общая подружка и один из них выдает себя за другого.

В финале Бэтмен принимает на себя ответственность за действия Дента, превратившегося к тому времени в Харви Двуликого. В случае проецирования на сюжет биографии Рудольфо Джулиани можно сказать, что оба главных персонажа фильма воплотили в себе разные стороны бывшего мэра.

Прежде всего, бывший мэр Нью-Йорка зарекомендовал себя как человек твердый в правлении. Его приверженность республиканским идеям находит отголоски в речи Харви Дента в ресторане, когда он говорит про римлян, отвергавших демократию перед вторжением врага.

Харви Дент в фильме проявляет себя как активный борец с организованной преступностью, не побоявшийся бросить вызов мафии и способствовавший возбуждению дела против большого числа преступников одновременно. Показательна сцена, в которой в зале суда присутствует толпа обвиняемых, создающая гвалт вместе со своими адвокатами.

Этот момент имеет исторические аналогии с недавним прошлым. Джулиани добился больших успехов в должности федерального прокурора Южного округа города Нью-Йорк, которую он занимал начиная с 1983 года. За это время, обладая высокой юридической квалификацией, он выиграл в судах более четырех тысяч дел против 25 проигрышей.

Широкую известность получили его процессы против мафии Нью-Йорка. За полтора года Джулиани добился успеха в вынесения приговоров в трех крупных судебных делах, возбужденных против преступных группировок. Особенность этих процессов состояла в том, что обвинение применяло доселе не использовавшийся на практике статут «РИКО», позволявший судить за коллективный рэкет[3]. Отсылки к этому юридическому моменту мы видим в фильме, когда помощница Дента Рэйчел Роуз приостанавливает допрос китайского банкира мафии Лау и совещается с коллегами насчет применения именно этой статьи обвинения. Выйдя в соседнее помещение, она восклицает «Рико!», после чего разъясняет, что это означает. Итогом усилий команды окружного прокурора становится одновременное массовое задержание преступников.

Джулиани боролся с преступностью не только в должности государственного обвинителя, он перенес свои прежние навыки в мэрию. Криминальный уровень снижался в Нью-Йорке благодаря введению уникальной программы «Компстат», позволявшей оперативно следить за уровнем преступности. В рамках профилактических мероприятий было инициировано установление камер наблюдения в опасных точках Нью-Йорка. Правозащитные организации приняли это нововведение в штыки, мотивируя свои протесты вторжением в личную жизнь, слабым законодательным регулированием использования записей и опасной концентрацией сведений в руках власти.

Джулиани отвечал на претензии тем, что обслуживание камер отдано в частные руки. Вся эта риторика близка скептической позиции Люциуса Фокса (Морган Фримен), управляющего компанией «Уэйн Энтерпрайзес», когда он впервые увидел машину, следящую за жителями Готэма. Брюс Уэйн ранее называет эту систему «правительственным телекоммуникационным проектом». Разумеется, машина слежения из «Темного рыцаря» имеет отношение к Патриотическому акту, ограничившего гражданские свободы в борьбе против терроризма.

Но камеры Нью-Йорка еще раньше испытали на себе давление со стороны ревнителей прайваси, несмотря на то, что 85% жителей поддерживало данную инициативу властей. В дополнительных материалах к фильму – выпуске «Gotham tonight» имеется момент, отсылающий к этой истории. В бегущей строке новостей CGN написано, что жители Готэма протестуют в отношении установки камер наблюдения.

Центральным конфликтом в «Темном рыцаре» является противостояние Джокера и Бэтмена. Перед злодеем стоит, впрочем, более глобальная цель – посеять хаос в обществе. Пугающий образ Джокера скрывает терроризм, приправленный анархией и разрушением. В вопросе противостояния террору Рудольфо Джулиани стал иконой для общества после событий 11 сентября. Но его жесткая позиция, включающая всестороннюю поддержку Израиля на Ближнем Востоке, проявлялась до трагических событий 2001 года.

В 1995-м году Джулиани организовал торжественный обед для глав государств по случаю 50-летия ООН. На мероприятии внезапно появился Ясир Арафат, которого, вместе с несколькими руководителями стран-изгоев, не было в числе приглашенных. Джулиани распорядился выгнать палестинского лидера, формально мотивируя свои действия частным спонсорством торжества. Публично мэр Нью-Йорка связывал свое скандальное решение с причастностью Арафата к захвату итальянского судна «Ахилл Лауро» в 1985 году, в результате чего был убит американский гражданин.

Вся эта история с визитом нежданного гостя на обед напоминает эпизод из «Темного рыцаря», когда Джокер приходит на прием в честь Харви Дента. Параллели увеличиваются после обстоятельств захвата судна членами Палестинского фронта освобождения. Террористы разделили пассажиров на группы по признаку гражданства, поместили американцев и британцев в импровизированную тюрьму из бочек, пригрозив их поджечь.

Ситуация очень схожа с захватом паромов в фильме Нолана, которые были заполнены бочками с горючим. Подруга Харви Дента погибла от взрыва горючего, после чего прокурор стал мстить виновным, игнорируя закон. Джулиани постоянно высказывался по поводу своей жесткой позиции в отношении терроризма, что она, отчасти, явилась следствием гибели гражданина США на «Ахилле Лауро».

Если взглянуть на ситуацию с превращением Харви Дента, то можно отметить, что Двуликий не очень-то тянет на злодея. Его месть была направлена против преступников и продажных полицейских. Действия Дента можно сравнить с политикой правительства Буша-Чейни, которые столкнувшись с террором, перенимают у того часть разрушительных функций для борьбы с ним.

США приходится самим стать отчасти террористами, чтобы огнем и мечом ответить на события 11 сентября[4]. Этот подход ранее уже возникал в кинокомиксе «Человек-Паук: Враг в отражении», вышедшем в 2007-м году. В «Темном рыцаре» Бэтмен принимает на себя ответственность за действия Двуликого, тем самым указав на свою темную сторону, впитавшую в себя боль утрат.

Можно привести немало аналогий и подобий между фигурой Джулиани и персонажами Харви Дента и Бэтмена. Будущий мэр в своем прошлом немало боролся против коррупции в полиции, как это делал окружной прокурор в фильме. В имидже дамского угодника, каким предстает Брюс Уэйн, много общего с Джулиани, трижды вступавшего в брак. Интересным выглядит присутствие в числе вирусных сайтов – сайта Католической церкви Готэма, старейшей в городе, построенной итальянскими иммигрантами. Выбор разработчиками маркетинговой кампании именно этой конфессии можно объяснить тем, что Джулиани – католик. Недоумение вызывает инициатива избирательного сайта Харви Дента – автопробег в его поддержку. Можно ли объяснить 30 мест по всей Америке иначе как попыткой придать кампании окружного прокурора государственный размах?

В анонсах нового фильма про Бэтмена – «Темный рыцарь: возвращение легенды» – авторы пытаются связать образ супергероя с нынешней политической ситуацией. Человек-летучая мышь сражается вместе с полицейскими на Уолл-Стрит против толпы людей, будто поддерживающих движение «Оккупируй Уолл-Стрит». Известно, что создателями новой картины производились съемки настоящих беспорядков, а также лагерей протестующих. Время идет, но образ Бэтмена – защитника людей против хаоса – не меркнет и обещает зрителю много убойных моментов, с политическим оттенком, разумеется.


[1] Dipaolo M. War, Politics and Superheroes: Ethics and Propaganda in Comics and Film, 2011, p. 54.

[2] Докторов Б. Явление Барака Обамы. Социологические наблюдения, 2011, с. 240, 241.

[3] Джулиани Р.У. Лидер., 2004, с. 417.

[4] Kellner M.D. Cinema Wars: Hollywood Film and Politics in the Bush-Cheney Era, 2009, p.11.

Автор: Алексей Юсев
Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Бриллиант из Бруклина
автор:Борис Соколов
автор:Кирилл Бенедиктов, Михаил Диунов
автор:Константин Аршин
автор:Борис Соколов
Американский Лев Тихомиров
автор:Константин Аршин
автор:Денис Руденко
автор:Борис Соколов
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Борис Соколов
автор:Яков Шустов
автор:Алексей Харин
автор:Дмитрий Петров
автор:Константин Аршин
Бунт миллиардера
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.