Ушел из жизни Нил Армстронг, герой Америки, первый человек, ступивший на Луну, последовательный борец за продолжение космической экспансии человечества. О чем думают земляне, отдавая дань космическому первопроходцу?
Полтора футбольных мачта и флаг США
Полтора футбольных матча – такова длительность первого пребывания человека на поверхности Луны. Если быть точным – 2 часа 31 минута и 40 секунд.
Нил Армстронг, вручную управляя лунным модулем «Орел», 20 июля 1969 года посадил «паучок» (так любовно называли весьма субтильный спускаемый аппарат сами астронавты и специалисты НАСА) в юго-западном районе Моря Спокойствия. Он же первым ступил на поверхность неземного небесного тела, произнеся свои ставшие знаменитыми слова о «маленьком шаге для человека и гигантском скачке для всего человечества». Через 15 минут к нему присоединился Эдвин («Базз») Олдрин.
А над их головами пролетала советская «Луна-15», последняя надежда СССР доставить на Землю лунный грунт раньше американцев. Вскоре она рухнет на лунную поверхность, предположительно, столкнувшись со склоном горы.
Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21.55 килограммов образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких опасных для человека микроорганизмов, впрочем, как и организмов вообще (кроме тех, что были занесены с Земли). Вопрос о жизни на Луне отпал.
Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение той цели, которая была поставлена всей нации президентом Джоном Кеннеди в мае 1961 года – до конца десятилетия осуществить высадку на Луну. Это событие ознаменовало победу США в лунной гонке с Советским Союзом.
Цель была достигнута, победа в лунной гонке завоевана. Но не была ли эта победа пирровой? Последующие события наводят именно на эту мысль. Через три с половиной года лунная программа была свернута, хотя земляне и ждали дальнейшего освоения Солнечной Системы.
Попытаемся разобраться, в чем состоят основные причины отказа от последующих полетов на Луну.
Золотые и опасные «Аполлоны»
Одна из проблем заключается в том, что для дальних космических полётов требуются весьма габаритные космические корабли, приспособленные для длительного пребывания в космосе. Запуск таких кораблей обеспечивается мощными ракетами с большим запасом топлива, постройка которых связана с большими трудностями как в плане их проектирования, так и в их постройке и отработке. Корабли получаются очень сложными и дорогими, а их запуски связаны с большими рисками для жизни и здоровья космонавтов. По сути дела, для дальних космических перелетов требуется создание движущихся обитаемых мини-мирков, наполненных до краев взрывоопасным горючим и окислителем.
Другая проблема связана с влиянием космической радиации – заряженных частиц и ионизирующих излучений – на экипажи межпланетных челноков. Корабли «Аполлон» защитой от них ещё не обладали. Это влияние поначалу ошибочно недооценивалось, поскольку до «Аполлонов» корабли далеко от Земли не летали, и защиту от ионизирующих излучений обеспечивало магнитное поле нашей планеты.
Стоимость пилотируемых полетов к Луне была таковой, как будто посадочные модули были отлиты из чистого золота, и даже если бы образцы лунных пород представляли собой чистой воды бриллианты, это все равно не окупило бы затраты.
И вскоре космос дал дерзким землянам первую пощечину. Старт корабля «Аполлон-13» состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут Центрального стандартного времени (CST) со стартового комплекса LC-39 космического центра Кеннеди[1]. За стартом с космодрома и прилегающих окрестностей наблюдали более 100 тысяч человек. Первые двое суток полёта аппарата с несчастливым номером прошли без особых происшествий.
Однако на третьи сутки полёта, когда корабль уже пролетел 330 тысяч километров, на корабле произошёл взрыв кислородного баллона и вышли из строя две из трёх имеющихся батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля «Одиссей». Командир корабля Джеймс Ловелл доложил в Хьюстон о случившемся, произнеся не менее знаменитые, чем «Поехали!» и «Маленький шаг…» слова: «Хьюстон, у нас проблемы». В результате аварии высадка на Луну стала невозможной, а жизнь трех землян на борту космического корабля оказалась под угрозой.
Ценой неимоверных усилий экипажа и наземных служб спускаемый аппарат «Аполлона-13» все же вернулся на Землю. Измотанные, замерзшие и обезвоженные покорители внеземного пространства были спасены. Астронавты и многие специалисты Хьюстона за проявленное мужество и исключительно высокопрофессиональную работу были награждены высшей гражданской наградой США – Медалью свободы.
Можно сказать, что в какой-то степени американцам повезло. Впрочем, в будущем удача отвернулась от них, если вспомнить о двух страшных катастрофах «Шаттлов», унесших куда больше жизней в куда менее дерзких миссиях.
Итак, цена вопроса, огромный риск и достигнутая политическая цель (победа в лунной гонке) – все это логически ставило крест на лунной программе, равно как и на дальнейшем развитии межпланетной пилотируемой космонавтики.
И все же человеческое естество сопротивляется этой логике. Не зря США, Россия и Китай говорят сегодня о «возврате на Луну» и полете к Марсу.
Как же повысить безопасность и скорость полетов к отдаленным космическим объектам? Очевидно, что существующие технологии с применением жидкостных и твердотопливных ракетных двигателей практически себя исчерпали. До 70% веса дальней ракеты может приходиться на запасенные компоненты топлива, воду и кислород. На взгляд автора статьи, перспективными являются следующие принципы построения двигательных установок космических аппаратов:
- Применение плазменных и электроракетных движителей с подзарядкой аккумуляторов от солнечных батарей;
- Использование ядерных энергетических установок (здесь на первый план выходят вопросы безопасности эксплуатации таких двигателей с реакторами и кораблей в целом);
- Создание принципиально новых движителей на основе вращающихся магнитных полей, генераторов Тесла и прочих комбинированных и возобновляемых бестопливных технологий. Какими бы фантастическими они ни представлялись современному человеку, они основаны на работах грандов мировой науки – Максвелла, Тесла, Эйнштейна и других.
Развитию данных направлений препятствует не только нефтегазовое лобби, какой бы привлекательной ни казалась такая простенькая теория заговора. Да, уже на протяжении полувека реактивные двигатели на углеводородном сырье и его производных делают нефтяных баронов своего рода монополистами рынка космических путешествий. Однако так ли уж стремится человек в космос? Застрявшее в «айфонах» человечество воспринимает полеты на Луну, в лучшем случае, как славное прошлое.
Нил Армстронг: Гагарин из Огайо
Нет смысла утомлять читателя подробностями биографии Нила Армстронга, которая сегодня любовно перечитывается теми из жителей Земли, которые отказываются верить в окончательное отступление из большого космоса, благо источников предостаточно[2].
Но одну параллель автор не может не провести.
Подобно Гагарину из Богом забытого Гжатска Смоленской губернии, «простой американский парень» Армстронг родился в маленьком городке Уапаконета, штат Огайо – тоже та еще глушь. Как и Гагарин, он был военным летчиком (большинство американских астронавтов начинали свою карьеру в морской авиации). Многие склонны считать, что авиакатастрофа 1968 года была для Юрия Алексеевича едва ли не наилучшим выходом (как бы ужасно это ни звучало), так как на земле первому космонавту не нашлось места. Вернуться на Землю со звезд, чтобы долгие годы добиваться даже работы обычного лётчика-испытателя – разве это дело? Первому человеку в космосе не пришлось пережить ни поражения его страны в битве за Луну, ни отказа человечества от дальнейшего исследования космоса.
Формальному победителю Армстронгу повезло больше. Еще до закрытия программы «Аполлон», в 1971 году он стал профессором университета Цинциннати, впоследствии на протяжении многих лет был видным ученым в области космонавтики и вычислительных технологий для пилотируемых космических полетов, бизнесменом, экспертом и расследователем происшествий с космическими аппаратами.
В течение длительного времени он безуспешно пытался доказать американскому правительству необходимость продолжения пилотируемой лунной программы. В конце своего жизненного пути он написал следующие строки:
«Вернемся ли мы на Луну? Я не могу сказать наверняка. Сейчас это зависит от такого большого количества совершенно непредсказуемых обстоятельств и сил, что контролировать этот процесс решительно невозможно. Проще научить кошек выпасаться стадами».
Длительное время воюя с гуляющими по своим маршрутам «котами» из Пентагона и НАСА, он так и не открыл им заново лунную дорогу, по которой прошёл первым.
Этика и психология полетов к звездам
Помимо чисто технических аспектов, описанных выше, – несовершенства конструкции космических кораблей и их двигателей, нефтегазового лобби, препятствующего созданию принципиально новых технологий, способных увеличить дальность космических полетов, – существует также ряд морально-этических аспектов, существенно затрудняющих выход человечества из своей колыбели.
В случаях с Луной и Марсом вероятность нахождения внеземных форм разумной жизни невелика, что объясняется климатическими условиями и атмосферой (или ее отсутствием) на данных небесных телах. Однако прорыв в космическом машиностроении, который позволит достичь околосветовых скоростей перемещения пилотируемых космических кораблей, откроет возможность для посещения спутников отдаленных звезд, где такая вероятность существенно повышается. Но готовы ли мы к контакту с внеземным разумом? Что мы можем предложить инопланетным цивилизациям, кроме колонизаторского порабощения и гор отбросов от производств и добычи полезных ископаемых?
За примерами далеко ходить не надо. В эпоху великих географических открытий европейская цивилизация, будучи наиболее развитой, колонизировала народы Африки, Азии и Южной Америки, навязывая им свою систему ценностей и государственное устройство. Если представить, что на далеких планетах мы встретим такие же слаборазвитые цивилизации, какими были индейцы, африканцы и папуасы в средние века, то вариант с беспрепятственной колонизацией вполне возможен. Но возможен и другой вариант, отлично описанный Джеймсом Кэмероном в его эпическом «Аватаре».
Даже если нет никакой жизни за пределами Земли, какое общество мы создадим в далеких мирах, каким будет галактическое человечество? Неужели таким же алчным, жестоким и узколобым, как сегодня?
Напрашивается вывод о том, что мы сможем полететь к далеким планетам тогда и только тогда, когда сами перейдем от общества потребления к обществу знания и гармонии. А до того благословенного времени само наше невежество защищает нас от воплощения в жизнь романов писателей и режиссеров-фантастов, таких как Уэллс, Брэдбери, Лукас, Кэмерон и многие другие.
Астронавты не умирают в субботу?
Согласно словам самого Нила Армстронга, изложенным в заключении к его «Правилам жизни», он не знал случаев, чтобы астронавты США умирали в субботу. По горькой иронии судьбы именно в субботу, 25 августа этого года он покинул наш мир, чтобы смотреть с галактических облаков на Землю и обратную сторону Луны. Этот, казалось бы, малозначимый факт еще раз указывает нам, как мало мы знаем о Вселенной, как хрупка наша жизнь перед ее силами и сколь рано нам погружаться в таинственные глубины бесконечного космоса.
Покойся с миром, Нил Олден Армстронг!
[1] Apollo 13 mission report. Manned spacecraft center of NASA, Houston, 1970. – 168p.
[2] На взгляд автора, наиболее интересна книга: Hansen, James R. First Man: The Life of Neil A. Armstrong.– Simon & Schuster, 2005. – ISBN 0-7432-5631-X