Латиноамериканское лицо нелегальной миграции
«Пришло время провести всеохватывающую, основанную на здравом смысле, реформу иммиграционной системы», – заявил американский президент, выступая с речью 30 января в Лас-Вегасе. Согласно планам Обамы, примерно 11 миллионов незарегистрированных иммигрантов, проживающих в США, смогут в итоге получить разрешение на постоянное жительство, а затем и гражданство. Можно уверенно предсказать, что эта законодательная инициатива сильно изменит привычный политический баланс сил в стране.
Интерес американского общества к вопросам миграционной политики вполне понятен. Ежегодно население США увеличивается примерно на 2 миллиона человек за счет естественного прироста и на 1 миллион благодаря иммиграции. Из 312 миллионов жителей США за пределами страны родились 39,6 миллионов человек, причем 11-12 миллионов из них оказались здесь нелегально.
Основная масса мигрантов в США резко отличается от мигрантов в Россию и страны ЕС. Нелегальная миграция в Америке имеет латиноамериканское лицо: подавляющее большинство этих людей приехали из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Например, 58% нелегальных мигрантов – это мексиканцы, еще 22% – выходцы из малых стран Центральной Америки. При всем своём отличие от белого населения США, многие латиноамериканские иммигранты имеют с ним общие культурные и религиозные корни, поэтому их адаптация в американское общество происходит с большим успехом, чем в Европе у мигрантов из исламского мира. При этом, конечно, интеграция идет очень неравномерно среди разных групп латиноамериканцев: есть и положительные примеры в лице кубинской и пуэрториканской общин, и проблемные, сильно криминализованные группы вроде сальвадорцев.
Политика Обамы: кнут и пряник для мигрантов
Последние 20 лет либерализация законодательства по отношению к нелегальным мигрантам является одним из пунктов программы всех кандидатов в президенты от Демократической партии. Это подталкивало к демократам основную часть избирателей-латинос и все больше уменьшало поддержку республиканцев в их среде. Правда, до избрания Обамы в периоды пребывания у власти демократов политика США в отношении нелегальных мигрантов изменялась медленно или не менялась вообще. С приходом в Белый дом Обамы иммиграционная реформа долго не двигалась с места: президент был вынужден, в первую очередь, вести борьбу с рецессией в экономике. При этом уже с начала правления Обама предпринял ряд мер по борьбе с нелегальной миграцией.
За время первого президентского срока Обамы значительно возросли расходы на охрану границы, включая выделение средств на сооружение 600 миль пограничных заграждений, закупку беспилотных самолетов слежения и удвоение численности отрядов пограничной службы на границе с Мексикой. Заметно увеличилось количество задержаний и депортаций нелегальных мигрантов. Например, в течение 2009 года, первого года президентства Обамы, было депортировано 388 тысяч нелегалов – на 50% больше, чем в последний год правления Буша. Обама также выступил за серьезное ужесточение санкций против работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов, и дальнейшее развитие системы электронного контроля данных трудовых мигрантов E-Verify.
По мере приближения президентских выборов 2012 года все острее вставал вопрос о выполнении обещаний иммиграционной реформы, на что рассчитывали избиратели латиноамериканского происхождения. Взяться за эту тему Обама смог только к моменту начала новой избирательной кампании, когда его возможности оказались во многом ограничены наличием республиканского большинства в Палате представителей, занимавшим в целом отрицательную позицию по вопросу легализации мигрантов.
В сложившейся ситуации Обама предпринял своеобразный и неожиданный ход. В июне 2012 года президент издал в обход Конгресса[1] директиву по вопросам миграции. Этот документ, в частности, заблокировал депортацию из США тех нелегальных мигрантов в возрасте до 30 лет, которые приехали в страну до достижения ими 16 лет, не имели серьезных проблем с законом и либо получили диплом об окончании средней школы, либо служили в американских вооруженных силах. Директива сделала возможной легализацию и получение разрешения на работу для приблизительно 800 тысяч молодых мигрантов, привезенных в США детьми и выросшими уже в американском обществе.
Затем Обама предложил принять так называемый Dream Act, предусматривающий широкомасштабную амнистию нелегальных мигрантов и предоставление им в будущем возможности получить гражданство США. Законопроект позволит нелегальным иммигрантам, находящимся в США, подавать на получение визы недавно появившегося типа Lawful Prospective Immigrant («В будущем законный иммигрант») и даст им больший доступ к страховому фонду. Через 8 лет иммигранты, легализовавшиеся в рамках этой программы, будут иметь право подать документы на грин-карту[2]. Затем они смогут претендовать на гражданство.
Получить законный статус, согласно документу, смогут не только сами приезжие, но и их законные супруги и дети. Обратиться за 4-летней визой смогут также иммигранты, которые ожидают депортации. Из программы по легализации, тем не менее, исключат тех, кто был приговорен хотя бы к одному году тюрьмы, а также тех, кто за границей совершил проступок, который, если бы он был совершен в США, грозил депортацией.
Комплексная иммиграционная реформа, предложенная Обамой, требует утверждения Конгрессом и отсутствия возражения со стороны судебных властей[3]. Учитывая преобладание оппозиции в нижней палате Конгресса, президент и после своей победы на выборах 6 ноября 2012 года не может провести такую реформу без поддержки республиканцев, что предполагает хотя бы частичный учет их требований. С этой целью Обама сделал ставку на институт парламентских межпартийных комиссий, в которых идет процесс разработки итоговой версии закона.
Победа Обамы на выборах, обеспеченная во многом голосами латиноамериканцев, привела к тому, что республиканцы впервые принципиально, хотя и с большими оговорками, высказались в поддержку натурализации 11 миллионов нелегальных мигрантов. По всей видимости, под нажимом президента закон о легализации этих людей на территории США будет вскоре принят в той или иной форме. Процесс натурализации нелегальных мигрантов уже стартовал, что стало большим успехом Обамы, и вряд ли кто-нибудь сумеет обратить его вспять. Другой вопрос, насколько это поможет Демократической партии в не самой далекой перспективе удержать свои лидирующие позиции в американской политической системе.
Инициативы Обамы, принятие которых в том или ином виде практически неизбежно, вызовут массу социально-экономических проблем внутри США. Процесс интеграции 11 миллионов новых граждан не пройдет безболезненно. Однако исследования последних лет свидетельствуют о резком замедлении темпов миграции, прежде всего, из Мексики, что объясняется кардинальными изменениями экономической и демографической ситуации в этой стране. Со временем проблема нелегальной иммиграции в Америке будет терять свою остроту и актуальность. Возможно, та масса людей, которую охватит амнистия Обамы, – это последняя крупная волна переселения в США из Латинской Америки.
Республиканцы в погоне за латинос
Внутри Республиканской партии нет единства по миграционной проблематике. Экономические консерваторы признают пользу труда иммигрантов для экономики. Напротив, социальные консерваторы озабочены культурными, расовыми и этническими аспектами миграции из Латинской Америки, прежде всего, тем, что она способствует серьезному изменению этнической структуры населения США. Именно в этой среде популярны призывы принять жесткие меры по борьбе с миграцией вплоть до массовой депортации нелегалов, ограничения их гражданских прав и лишения социальной помощи, а также идея официального признания английского языка в качестве государственного.
Но в целом в течение последних десятилетий позиция Республиканской партии в отношении мигрантов под давлением ее активистов ужесточалась. Например, Маккейн в 2008 году, начавший кампанию с относительно либеральной позицией по вопросу миграции, в ходе праймериз был вынужден значительно ужесточить ее. В 2012 году Ромни выступил с жестко антимигрантской платформой даже по меркам самих республиканцев. Параллельно этому процессу росла доля латиноамериканцев в американском электорате, с 8% на выборах 2004 года до 10%[4] в 2012 году, а их готовность голосовать за республиканцев – уменьшалась. В результате Ромни получил лишь 27% голосов этого электората, что стало одним из главных факторов его поражения.
Неутешительные итоги прошлогодней президентской кампании вынудили республиканцев пересмотреть свою позицию в отношении избирателей-латинос. Многие из них консервативны, привержены традиционным ценностям, и их голосованию за кандидатов-республиканцев препятствует, прежде всего, жесткая антииммигрантская риторика «Великой старой партии». Первые сдвиги уже произошли: от имени партии впервые официально выступил кубинец, сенатор Марко Рубио. Что более важно, республиканцы согласились начать обсуждение по существу Dream Act, не отрицая в лоб саму идею постепенной натурализации нелегальных мигрантов из Латинской Америки. В то же время противники Обамы не могут слишком резко двигаться в этом направлении, дабы избежать проблем со своим консервативным электоратом.
Республиканцы делают большие усилия, чтобы принять закон в своей версии, а не в версии Обамы. Главным направлением критики являются обвинения, что предложенный президентом проект не предусматривает ужесточения контроля над границами и дает преимущество иммигрантам, которые попали в США нелегально. По словам Пола Райана, основная претензия к законопроекту состоит в том, что иммиграционная реформа не учитывает будущий приток мигрантов и предоставляет незаслуженные преимущества тем лицам, которые незаконно въехали в Америку, перед легальными иммигрантами. Проект Обамы, как оценивает его Райан, показывает, что «президент ищет однопартийного преимущества, а не двухпартийного решения проблемы».
Под влиянием республиканцев на свет появился недавно представленный межпартийный законопроект 8 сенаторов (в том числе Маккейна). В нем предусмотрено, что легализация нелегальных мигрантов потребует их проверки в полиции, уплаты ими штрафа и накопившихся налогов. Предоставление постоянного вида на жительство планируется проводить так, чтобы у нелегальных иммигрантов не было преимуществ по сравнению с легальными. От них также потребуется выучить английский язык, документально подтвердить наличие работы, платить налоги. Законопроект сенаторов предусматривает более жесткие наказания для работодателей, нанимающих нелегалов, а также усиление безопасности американо-мексиканской границы, чтобы в будущем вопрос о нелегальных мигрантах, приехавших в США, больше не возникал.
Сегодня республиканцы стараются продемонстрировать свою самостоятельность от демократов в законотворческой деятельности по легализации латиноамериканских мигрантов. Одновременно «Великая старая партия» предпринимает большие усилия, чтобы ограничить предстоящую амнистию законопослушными людьми[5] и сделать законодательство как можно менее либеральным в отношении возможных новых групп мигрантов. Наконец, активность республиканцев сопровождается шумной PR-кампанией, призванной показать избирателям-латинос изменение отношения к ним.
Как это ни парадоксально, но легализация латиноамериканских мигрантов может дать Демократической партии гораздо меньшую выгоду, чем ожидалось. Именно проблема с нелегальным статусом многих латиноамериканцев, в том числе родственников и соотечественников, заставляла многих избирателей-латинос в конечном счете делать выбор в пользу демократов. Смягчение позиции республиканцев может помочь им привлечь на свою сторону немалое количество консервативно настроенных избирателей, которых «Великой старой партии» так не хватало на президентских выборах 2008 и 2012 годов.
[1] Пользуясь тем, что у конгрессменов начались каникулы.
[2] Разрешение на постоянное жительство и работу в США.
[3] Судебная власть может теоретически поставить вопрос о соответствии законопроекта положениям Конституции США.
[4] На выборах президента США 6 ноября 2012 г. право голоса имели 22 млн. латиноамериканцев.
[5] Идеи законопроекта 8 сенаторов, по сути дела, подводят под процесс легализации только законопослушных и относительно благополучных людей, способных выплатить штрафы и налоги. Подобная категория лиц с высокой степень вероятности может оказаться в будущем электоратом республиканцев.