Terra America

06:03(МСК)
22:03(NY)
19:03(LA)
Хроника хаоса на Украине и в Ираке

Автор: Александра Забалуева, Евгений Кудрин
Добавлено: 02.07.2014

Люди
0
ком
Посвящается Элли
Рассказ про мастера популярной песни
Оцените этот контент
     

Элли Гринвич умерла три года назад. Старожилы отечественного эстрадного Олимпа уходить не торопятся. Покойников забывают быстро. Как рецепт философского камня, как собственную молодость, казавшуюся бесконечной. 

Элли Гринвич ушла в мир иной сравнительно незаметно, исчезла из этого мира, в котором заявила о себе своевременно, с немыслимой в наши дни дерзостью и обаянием.

От звезд, как от суетных идолов, остаются громкие сценические имена. От алхимиков – мелодии и формулы волшебных звуков. Но имена их составителей, как правило, никому не известны. Мало кто знает, как они пишутся и – тем более – читаются. Никто не понимает, зачем их надо помнить и произносить вслух. Обыватель не жестокосерден, он как Отелло – доверчив, и покорно жертвует песенки своего детства в обмен на душевный покой.

Словосочетание «хэнки пэнки» слышали практически все. Танцевальный шлягер в исполнении группы Tommy James and The Shondells две недели держался на вершине хит-парада в июле 1966 года, вытеснив «Путников в ночи» Фрэнка Синатры, пока не уступил это почетное место не менее примитивной Wild Thing британских The Troggs.

Песня ждала своего часа три года. Её сочинили (так и хочется сказать «сварганили») Элли Гринвич и Джефф Берри (Джоэл Адельберг)– молодые композиторы из Нью-Йорка, оба потомки эмигрантов из Российской Империи.

Песен с названиями типа «Уби Дуби», «Тутти Фрутти» и тем более «Хэнки Пэнки», от которой буквально разит жаргоном одесских борделей времен Бабеля и Куприна, всегда немного стеснялись. Слова напоминали детский стишок с неприличным подтекстом, ритм – «молодежный» танец и coitus interruptum одновременно.

Год спустя агрессивные ретрограды Sam The Sham and The Pharaohs, любимцы советских радиохулиганов, исполнили «Хэнки Пэнки» по-своему. У «Шонделлс» было битловское многоголосие и щедро спродюсированный лоск, у «Фараонов» – цинизм «желтого ангела», которому сунули пятерку и заказали «шейк». Сэм Мошенник пел её один под разухабистый аккомпанемент кабацкого ансамбля.

Hanky Panky продолжала влачить призрачное существование и в эпоху психоделии. В семидесятом году фирма «Мелодия» опубликовала записи Яноша Кооша, судя по всему, сделанные в московской студии с ансамблем «Экспресс». Эксцентричный венгр не обошел вниманием «Хэнки Пэнки». И его версию с восторгом приняли равнодушные к изыскам прогрессивного рока круги. Она стала своего рода альтернативным гимном тех обскурантов, чей запас иностранных слов состоял из её называния – «Хэнки Пэнки».

И на танцплощадке, и у пивных автоматов вплоть до середины семидесятых годов можно было встретить персонажей, одетых по моде времен фильмов «Пусть говорят» и «Самозванец с гитарой». Так выглядит, например, чекист Вараксин (актер Корольков) в теледетективе «Человек в проходном дворе», снятом по книге будущего сотрудника радио «Свобода» Дмитрия Тарасенкова.

Для моих родных мест это была почти типичная картина – летняя ночь, запоздалый пляжник с гирляндой днепровских лилий, с прической а-ля Джордже Марьянович, в цветочной рубахе завязанной узлом и доармейских клешах, идет по улице и самозабвенно горланит (именно горланит!): «Май бэби даз зэ Хэнки Пэнки!» пугая тех, кто уже открыл для себя, скажем, «Пинк Флойд».

Отсталость как прогресс, как рецепт выживания – таков скрытый посыл песенок, изначально адресованных тинэйджерам, которым обычно нет дела до скрытого смысла.

К моменту написания «Хэнки Пэнки» тандем Гринвич-Берри не был новичком в шоу-бизнесе. Их имена звучали в одном ряду с Кэрол Кинг и Герри Гоффином, Филом Спектором, Джеки Де Шеннон и другими шлягермахерами из нью-йоркской артели «Брилл Билдинг», которую смело можно назвать «музыкальной синагогой».

Такого средоточия молодых талантливых людей, точно знающих, чего от них ждут, не было ни в каком другом месте земного шара. Пахмутову и Лядову едва ли можно считать конкурентками Элли Гринвич и Кэрол Кинг. У них были разные цели и задачи. Недаром злословили в эпоху Ильфа и Петрова, чувствуя свой конец, поэты кулацкой деревни: «У них один Уткин пятерых Альтаузенов за собой тащит».

Песни, написанные Гринвич и Берри, моментально становились среди американских подростков аналогом пионерских и комсомольских маршей. Однако у нас на них мало кто обращал внимания. Имеет смысл прояснить это недоразумение. При всей своей простоте, они не принадлежат какому-то конкретному направлению – это не чеканный рок-н-ролл Билла Хейли, не злачный ритм-энд-блюз Рэя Чарльза, не романтическая бит-эстрада Дэла Шаннона или Клиффа Ричарда.

Единственное, что их объединяет – это доступность в плане разучивания и повторения. Они представляют мощный соблазн для не самых виртуозных музыкантов типа Bаy City Rollers. К ним, как к источнику омоложения, припадали отмирающие звезды, как бы подтверждая сомнения разочарованных поклонников – ничего-то нового мы, в сущности, не придумали!

Дурацкие сочетания слогов: «Da doo ron ron» или «Do Wah Diddy» подразумевают только одно – интимную близость двух марионеток в конце песни. «Он меня проводил, а потом – даду-ран-ран, ран-даду-ран-ран». Идеальный эвфемизм для тех, кому не надо знать, что такое эвфемизм. Не только для них! Но и для тех, кто рад бы забыть и его и еще тысячу высокоумных терминов, да никак не может.

Что-то в этих песнях было и остается от первобытного прошлого без бытовых удобств, от предсказуемо – по-кладбищенски – комфортного будущего. От них исходит зловещее долголетие вездесущих джинглов и рингтонов многократного использования.

Главными и, как правило, первыми интерпретаторами сочинений Элли Гринвич были «девичьи группы» – любимое доходное детище Фила Спектора. Спектор – перфекционист и параноик, считал себя Вагнером для дошкольников, он переносил «Гибель Богов» в детскую песочницу, где «ду-ва-диди» и «даду-ран-ран» звучат, как афоризмы Экклезиаста.

Имя Элли Гринвич не принадлежит к набору имен, которыми имеет смысл щеголять. Но она сумела протолкнуть частицу своего «Хэнки Пэнки» в коллективную и личную память миллионов, как отраву в ухо спящего отца Гамлета.

У эликсира должен быть состав.

Как было со знаменитой Michelle? Маккартни задумал стилизацию под довоенных фокстрот (по типу You go to My Head), а Леннон добавил троекратное заклинание «I love You» (подслушав, как это делает более опытная Нина Симон в I put a spell on You) – и получилась вещь на сто лет. Казалось бы, кого из битловской аудитории мог очаровать фокстрот – танец их бабушек, в 65-м году? Но инъекция негритянского вожделения оживила искусно изготовленный экспонат, вдохнула в него жизнь.

«За что мне это горе дано судьбой?» – не самые оптимистические слова для советского певца, чей пессимизм имел четко обозначенные пределы. Так звучит «Осенний концерт» в исполнении Муслима Магомаева. «Осенний концерт» – песня для взрослых, её играли солидные оркестры, пел итальянский тенор Клаудио Вилла. Элли Гринвич было достаточно позаимствовать в «Осеннем концерте» одну музыкальную фразу, чья длительность два такта, чтобы из нее родилась Be My Baby – аналог «Осеннего концерта» для людей с незрелыми чувствами.

Минимум дюжина версий – одна другой лучше.

Be My Baby – песня-маска, за которой можно спрятать незнакомый юному организму страх перед апостольской формулой «не все умрем, но все изменимся». Даду-ран-ран, ран-даду-ран…

В алхимии звуков все решают секунды. Своевременно вброшенная в тигель щепотка, крупица чего-то, что само по себе ничего не значит и ничего не стоит. Магическое «чуть-чуть», дарующее песне жизнь вечную.

Изначально Cant By Me Love была очередной попыткой сочинить что-нибудь в стиле Карла Перкинса. Джордж Мартин подсказал: нужен эффектный запев. Мы ничего не утверждаем, но очень похожий момент слышен в He’s Sure the Boy I Love, написанной тандемом Гринвич-Берри для девичьего трио The Crystalls в 1961 году.

Вершиной вагнерианских амбиций Фила Спектора стала запись дуэтом Ike&Tina Turner довольно длинной композиции River Deep Mountain High. Это был смелый шаг вперед в сторону новаторства, и монументальный коммерческий провал. Надвигалось время длинных волос и еще более длинных композиций. Коллективный тинэйджер подрос и задумался.

***

К концу 60-х брачный и творческий союз Элли Гринвич и Джеффа Берри распался. Элли Гринвич одна из первых отметила и оценила талант автора-исполнителя по имени Нил Даймонд. Сразу возникает вопрос – не пел ли этот меланхолично-мужественный трубадур пресловутую «Хэнки Пэнки»? Обязательно.

К этому времени Элли Гринвич – сама по себе превосходная вокалистка, записывает и выпускает (с опозданием на год) собственный сольный альбом «Элли Гринвич сочиняет, продюсирует и поет». По звучанию и программе это был классический «белый соул» в духе Дасти Спрингфилд, с двумя потенциально хитовыми вещами. Niki Hoaky (блатная песня в стиле «кейджун», авторы – братья-индейцы Пэт и Лолли Вегасы) и достаточно старый «бугешник» I wont You To Be My Baby, требующий большой ловкости языка. Пятнадцать лет назад он уже прославил Джорджию Гиббс, ныне забытую соплеменницу Элли Гринвич. Повторить, тем более, превзойти версии 50-х годов было нереально, и поэтому Элли воспользовалась услугами модного аранжировщика Боба Кру – в его обработке песня обрела не совсем обычное звучание филадельфийского соула, того, что через пять лет назовут Philly Sound.

Джефф Берри в дальнейшем работал с The Monkees и  The Archies (это была даже не группа, а рисованные персонажи детского мультфильма), в числе его протеже оказался и симпатичный певец Энди Ким. А не пел ли Энди Ким что-нибудь из классики тандема Гринвич-Берри? Разумеется. И Be My Baby и (особенно удачно) Baby, I Love You.

Тогда же The Beach Boys со своим особым, только им присущим, мастерством воскресили, пожалуй, самую мелодичную пьесу тандема  I Can Hear Music. На гастролях в Чехословакии после известных событий публика приветствовала I Can Hear Music с особым энтузиазмом (это слышно на концертной записи). Пройдет четыре года, и эту песню выберет для своей дебютной записи молодой Фредди Меркури (под гламурным псевдонимом Лэрри Люрекс).

Когда Джерри Либер и Майк Столлер возьмутся продюсировать английскую певицу Элки Бухбиндер-Брукс, они и ей «подсунут» Sunshine after The Rain, и она прекрасно споет эту прекрасную песню о любви и надежде.

Снижая градус и пафос данного очерка, можно просто сказать, что Элли Гринвич написала много хороших песен, некоторые из них просто лучшие в своем роде. А вспомнили мы об этом, потому что в воскресенье, 23 октября, был её день рождения, который здесь никто не отмечал.

На обложке её второго сольного альбома мы видим призрак в демисезонном полупальто, полупрозрачный силуэт в молочной дымке. Такою она и представляется  нам в эти осенние дни.

 

Terra America рекомендует:

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Бунт миллиардера
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.