От редакции: В сообщениях западных СМИ вновь вводимые или планируемые санкции в отношении России сегодня занимают значительное место. С одной стороны, говорится о том, что новые санкции призваны (и способны) повлиять на дальнейшие внешнеполитические решения Москвы, с другой – высказываются опасения, что любые недружественные действия в отношении России в конечном счете могут лишь затруднить любое взаимодействие с российскими властями и гражданским обществом. В качестве примера того, что «санкции до конца не работают», все чаще приводится Иран.
Самые ярые ястребы ставят в пример нынешнему президенту Рональда Рейгана, который «своей последовательной политикой» поставил СССР на грань банкротства. Что ж, США тогда действительно вели против Советского Союза масштабную экономическую войну. Но на насколько экономические ограничения сказались на поражении последнего в холодной войне? Разбирался наш постоянный автор Сергей Василенков.
* * *
Начать эту статью хотелось бы с краткого пересказа точки зрения Тони Брентона, работавшего некогда послом Великобритании в Москве. Бывший атташе Соединенного Королевства считает, что санкции, которые Запад неоднократно вводил по отношению к СССР после завершения Второй Мировой войны, никогда не позволяли добиться преследуемых целей. СССР в прошлом и Россия сегодня – слишком самостоятельные страны, и поэтому любые экономические ограничения ведут лишь к одному заранее известному сценарию. Усиливаются антизападные настроения простых людей, а государство, попавшее в экономическую блокаду, учится более умело и эффективно противостоять свалившимся на него трудностям.
Большинство западных экспертов, которые сегодня говорят о санкциях, имеют минимальный опыт проживания и работы на территории нашей страны, чего нельзя сказать о мистере Брентоне. Помимо четырехлетней работы в должности посла в 2004-2008 годах, этот человек трудился в Москве в качестве научного и экономического советника в период с 1994 по 1998 годы, он также награжден двумя отечественными орденами (Святой Георгий и Святой Михаил). Всего этого более чем достаточно, чтобы смотреть на проблему взаимоотношений США и СССР, а также современной России с максимально объективной позиции.
Схожего мнения придерживается и кандидат исторических наук Таисия Владимировна Рабуш, которая высказывается относительно данной проблемы в своей диссертации. Она исследует, какие именно санкции США в начале 80-х годов ввели в отношении СССР:
Среди таковых были:
- Значительная отсрочка ратификации важнейшего соглашения ОСВ2.
- Запрет на вылов рыбы советскими кораблями в территориальных водах США.
- Знаменитое пшеничное, оно же зерновое эмбарго.
- Ограничение связей в культурных и научных кругах.
- Нашумевший бойкот Олимпиады 1980 года.
Все вышеперечисленные ограничения не принесли желаемого результата. Но Америка предприняла и другие меры, которые достаточно сильно подорвали отечественную экономику тех времен. Речь идет о запрете на поставку высоких технологий, сокращении торговых отношений, а также некоторых других мерах, речь о которых пойдет ниже.
СССР всегда старался активно противодействовать различным ограничениям со стороны США, направленным на замедление отечественного технологического прогресса. В частности, еще в 1972 году в Союзе издали указ, в соответствии с которым все люди, имеющие высшее образование и пожелавшие выехать за рубеж, обязаны были компенсировать Родине издержки, связанные с предоставлением престижного в то время советского образования. Следует сказать, что речь шла о достаточно солидных суммах.
Современные российские граждане даже не могут представить себе ничего подобного. Мировая общественность, преимущественно в лице США и Израиля (куда и происходила основная «утечка мозгов»), выразила свое возмущение. В ответ на ущемление прав советских граждан через два года (в 1974 году) была принята пресловутая поправка Джексона-Вэника.
Помимо запрета на поставки высоких технологий, документ налагал запрет на благоприятные торговые режимы между двумя государствами, различного рода кредиты и кредитные гарантии. В поправке также содержались нормы, которые предполагали наложение ряда дискриминационных сборов и тарифов на товары из всех стран советского блока, имевших нерыночный тип экономики.
Зерновое эмбарго – еще одна неудачная санкция американской стороны против СССР, которая нанесла гораздо больший вред на информационном поле, нежели на экономическом. Антисоветская кампания мирового масштаба быстро приучила всех к мысли о том, что экономика Союза организована из рук вон плохо, поэтому даже выращивание достаточного количества пшеницы для собственных потребностей стало для Москвы настоящей проблемой. Основной посыл заключался в том, что до прихода к власти коммунистов Россия регулярно отправляла зерно на экспорт, а при советах вынуждена его, наоборот, приобретать, что однозначно свидетельствует об экономическом упадке.
Однако причина нехватки зерна заключалась не только в плохой организации труда и даже не в лени работников, расслабленных советской «уравниловкой», а в особенностях климата, который мог обеспечить лишь умеренные урожаи злаков. Социальная политика советского государства ставила перед собой цели обеспечения продовольствием всех граждан в необходимом количестве, поэтому недостающее для производства хлеба или выкорма скота зерно приходилось докупать. И импорт, надо сказать, был не столь велик.
Следует также отметить, что подобная практика была характерна для многих развитых государств того времени, поскольку закупить недостающее количество продукции аграрного сектора у стран, специализирующихся на том или ином направлении, значительно дешевле, нежели восполнить имеющуюся недостачу своими силами.
Во времена пшеничного эмбарго в первый же год СССР закупил недостающие 2 миллиона тонн зерна у Аргентины, которая смогла поставить не только более качественную, но и более дешевую продукцию. При этом Америка лишилась достаточно большой доли стабильного и выгодного рынка, а Москва в итоге вышла в ощутимый финансовый плюс.
После скандальной гибели южнокорейского «Боинга» Рональд Рейган назвал поступок СССР «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Столь громкое заявление объясняется очень просто. На борту злосчастного авиалайнера находился перспективный конгрессмен из США Ларри Макдональд. Политик был известен как активный борец с коммунистической идеологией, и ему пророчили великое будущее. Начиная со следующего дня, то есть, 2 сентября 1983 года авиасообщение между США и СССР было приостановлено. При этом американские авиакомпании потеряли возможность пользоваться достаточно выгодным маршрутом, пролегавшим над Восточной Азией и Аляской, поэтому под их давлением полеты возобновились уже 2 октября того же года.
Что же, это были санкции, которые «ушли в молоко» Но были ли меры, попавшие точно в цель?
Разумеется, были и такие. Экономическая война того времени велась одновременно по нескольким направлениям. Директивы, подписанные Рейганом в 1982 году, имели комплексный характер и были направлены на экономическое уничтожение главного противника:
- Резкое сокращение поступлений потока валюты в СССР посредством снижения цен на нефть, благодаря с сотрудничеству с Саудовской Аравией, и мерам, ограничивающим экспорт советского газа в ряд западных стран.
- Системная политика тайной дипломатии, направленная на ограничение доступа СССР к реальным достижениям технического прогресса.
- Поставленная на широкую ногу политика технической дезинформации, направленная на разрушение всей системы советской экономики.
Уже 19 января 1982 года в США прошла конференция КОКОМ (комитет по экспортному контролю), в процессе которой был окончательно утвержден пакет экономических мер, направленных на подрыв народного хозяйства Советского Союза.
Во-первых, категорически запретили продавать в Москву любые стратегические технологии. Данное ограничение распространялось на электрооборудование, новые компьютеры, металлургические технологии и полупроводники. На территории советского блока также планировали прекратить строительство ряда промышленных предприятий при непосредственном участии США.
Во-вторых, каждый контракт со странами социалистического лагеря, превышавший сумму 100 миллионов долларов, проходил через утверждение в КОКОМ во избежание неконтролируемой передачи секретных технологий. Фактически, Вашингтон получал право накладывать вето на большинство подобных соглашений с Москвой.
В-третьих, был создан секретный список товаров и технологий, на которые накладывалось эмбарго. На начальном этапе далеко не все европейские государства следовали этим нормам, но со временем США «продавили» практически все проекты.
Вопрос ограничения технологического сотрудничества коснулся стратегически важного проекта газопровода «Уренгой-6», который предполагал соединение ГТС СССР с аналогичной системой Италии, Франции и Западной Германии. Этот проект имел для Советского Союза ключевое значение, поскольку ежегодный доход от реализации природного газа в то время составлял порядка 32 миллионов долларов.
Сроки запуска проекта были сорваны, что достаточно серьезно ударило по нашей стране. В 1980 году экономисты планировали получить от «Уренгоя-6» 8-10 миллиардов ежегодной прибыли, а уже с 1985 года эта цифра возрастала до 15-30 миллиардов. Все эти подсчеты базировались на ценах на нефть, а озвученные показатели должны были воплотиться в жизнь сразу после введения в эксплуатацию второй очереди газопровода. Как ни прискорбно, но комплексная экономическая война, развязанная США, сделала невозможной завершение строительства второй ветки новой ГТС. При этом СССР потерял порядка 15-20 миллиардов в результате срыва сроков введения в эксплуатацию первой очереди.
Параллельно готовился еще один, более сильный, удар предполагавший значительное снижение цен на нефть, в результате американо-саудовского сотрудничества. Как сообщает ЦРУ, порядка 60-80% валютных поступлений в СССР того времени приходилось на экспорт черного золота. Формирование доходов Советского Союза очень сильно зависело от положения дел на мировом энергетическом рынке. В семидесятых годах, когда цена на нефть достигла своего исторического пика, поступления твердых валют в СССР возросли на 272%, при этом экспорт увеличился лишь на 22%. Если баррель нефти дорожал на мировом рынке на один доллар, Москва получала дополнительный миллиард ежегодно.
На протяжении двух сроков президентства Рейгана Белый дом активно сотрудничал с королевской семьей Саудитов, добиваясь падения мировой цены на ключевой энергоноситель. Как позже написали западные журналисты, в 1985 году в сердце экономики СССР был загнан нож.
Саудовская Аравия открыла свои шлюзы и в буквальном смысле залила нефтью мировой рынок. До 1985-го года Аравия добывала ежедневно порядка 2 миллионов баррелей в день, уже в 1985-м эта цифра составила 6 миллионов, а осенью того же года увеличилась до 9 миллионов, начало 1986 года ознаменовалось новым рекордом по добыче – порядка 10 миллионов баррелей ежедневно.
При экстенсивной организации советской системы хозяйствования такое положение дел было сродни катастрофе.
Началось стремительное падение мировых цен на нефть. В 1985 году этот показатель еще держался на уровне 30 долларов за баррель, а уже через каких-то пять месяцев опустился до отметки 12 долларов. Таким образом, СССР терял практически 10 миллиардов долларов ежегодно, что составляло порядка половины поступления валюты от экспортных операций. В сложившейся ситуации отечественное руководство приняло весьма сомнительное решение – была удвоена продажа золота и начат процесс активного кредитования. Но и здесь Вашингтон опередил СССР – искусственное удешевление доллара забирало у страны Советов еще порядка 2 миллиардов долларов ежегодно.
Еще одна крупная операция, проведенная Вашингтоном – вытеснение Советского Союза с большинства дружественно настроенных внешних рынков. Помимо стран социалистического блока, в рамках взаимной выгоды Москва активно расширяла свое присутствие в странах Африки, Латинской Америки и Азии. Против этой громадной просоветской махины также велись экономические боевые действия. Все проходило по стандартной схеме. На то или иное государство накидывалась крепкая петля внешнего долга. Затем, практически сразу, попавшему в экономический капкан государству предлагали «программу стабилизации», в ходе которой ведущие институты должника уходили под контроль мировой прозападной олигархии.
Все это были очень болезненные и ощутимые удары по советской экономике. Однако действительно ли в ее сердце загнали нож именно американцы?
Приходится признать, что было много и других факторов. Разрушение СССР обусловлено гораздо более широким перечнем факторов, которые имеют комплексный характер: централизация власти и некомпетентность руководства, многочисленные внутренние конфликты (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье), острая нехватка товаров народного потребления, огромное неравенство в развитии ряда республик, провальная политика реформирования, кризис доверия к отечественной экономике, старение правительственного аппарата, многочисленные техногенные катастрофы, война в Афганистане… И это еще далеко не полный список.
Накал холодной войны начал резко спадать в 1987 году, и уже через 2-3 года конфронтация благополучно завершилась. Ощутимого послабления удалось достигнуть благодаря значительным уступкам, на которые пошел Михаил Горбачев и его ближайшее окружение. Речь, в частности, касается подписания соглашения «О ракетах средней и меньшей дальности», которое состоялось 8 декабря 1987 года в Вашингтоне.
В 1988 году советские войска начали покидать Афганистан. В декабре того же года Горбачев в ходе выступления в ООН заявляет о сокращении вооруженных сил СССР. Уже осенью 1989 года начали один за другим рушиться коммунистические режимы восточноевропейских государств при полном безразличии СССР. Советский блок постепенно самоустранился, а вместе с ним ушла в прошлое и длительная «холодная война», которая вместе с гонкой вооружений буквально пожирала советскую экономику. И вот финансовая удавка исчезла. Но СССР именно в этот период начал разлагаться наиболее интенсивно.
Несмотря на разрушительный эффект ряда западных санкций для советской экономики, назвать их и только их истинной причиной развала СССР было бы, по меньшей мере, необъективно. Государство разваливалось изнутри, и, наверняка, развалилось бы самостоятельно, даже без постороннего вмешательства США. Возможно немного позже, возможно при других обстоятельствах, но рано или поздно это должно было произойти.
Таким образом, как это видно на ярком историческом примере, экономические санкции могут претендовать на звание фактора, «создающего определенные проблемы», но вместе с тем, не способного пустить под откос огромное государство. Последнее может произойти только в том случае, если сильно запустить большинство внутренних проблем, помнить о которых и решать которые необходимо прямо здесь и сейчас, не оглядываясь на США и временные конфликтные ситуации.