Terra America

07:07(МСК)
23:07(NY)
20:07(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Идеи
0
ком
Падение Детройта. Как это было и кто виноват?
Последуют ли за Городом Моторов Лос-Анджелес, Балтимор, Атланта и другие мегаполисы?
Оцените этот контент

От редакции: Портал Terra America продолжает тему «муниципального соревнования» (или, как ее еще называют, «битвы городских проектов»). Главным образом это соревнование разворачивается вокруг обанкротившегося Детройта и ставшего в последнее время довольно проблемным Нью-Йорка, в котором совсем недавно был избран новый мэр-демократ Билл де Блазио. Предыдущая статья была посвящена именно этому человеку и его городским проектам.

Сегодня в фокусе нашего внимания Детройт, который, несмотря на клятвенные заверения Барака Обамы, все же обанкротился. Как это случилось? Кто в этом виноват? Есть ли надежда на его возрождение? И не последуют ли вслед за Городом Моторов другие мегаполисы? Об этом ― статья нашего постоянного автора Сергея Василенкова.

* * *

Некогда процветающий Город Моторов, легендарный Детройт пал не под натиском врага и не стал жертвой стихийного бедствия. Все гораздо прозаичнее, но оттого выглядит не менее зловеще: богатейший в середине прошлого века мегаполис обанкротился.

Что думают по этому поводу сами американцы? Скандально известный благодаря своим резким заявлениям режиссер Майкл Мур высказал в твиттере мнение, суть которого сводится к следующему. Автомобильные заводы закрылись по одной простой причине ― гигантские корпорации производили транспортные средства, которые никто не хотел покупать, то есть они не были нужны никому. Но на самом ли деле причина банкротства города кроется в бездарности менеджмента автомобильных корпораций?

Что ж, давайте попробуем разобраться. Основной градообразующей силой были действительно автоконцерны, так что бессмысленно отрицать, что в их руках была сконцентрирована гигантская власть. Если сравнить легендарные американские компании «Большой Тройки» с японской Toyota, процесс работы которой координируется при помощи таких систем, как «Пять Почему» («Five Whys») и Lean (также известной как Toyota Production System), получается очень интересная картина. Ноу-хау японского автогиганта, в свое время разработанные не без участия американских консультантов и придуманное для того, чтобы глубоко проникнуть в самую суть производства и точно знать, что каждый винтик произведен и закручен в соответствии с предпочтениями покупателей, «Большой Тройкой» практически не использовалось. Во всяком случае, на американских ее предприятиях.

В результате японская корпорация живет и здравствует, несмотря на регулярные отзывы своих автомобилей. В то же время General Motors обанкротилась, дела Крайслера стали настолько плохи, что он был продан итальянскому Fiat, а находящийся более или менее на плаву Ford серьезно пересмотрел свои подходы к работе. Конечно, и японские заводы открываются по всему миру, но при этом предприятия, работающие в самой Японии, чувствуют себя достаточно неплохо.

Так значит, виновны автоконцерны?

Не все так просто.

Начать следовало бы с того, что даже американский президент Барак Обама не выполнил свое обещание вытащить город из долговой ямы. Более того, оправдываться за брошенные на ветер слова пришлось уже пресс-секретарю главы государства, ссылаясь на те же самые «объективные юридические обстоятельства», которые еще пару лет назад Обама признавать объективными не хотел.

А ведь банкротство легендарного «Паккарда» в 1958 году может претендовать даже не на звание тревожной весточки, а на титул самого настоящего урока прошлого. Получается, урок не выучили ни автомобильные боссы, ни высшее руководство США. А ведь снижение зарплат, отток населения и появление первых заброшенных зданий ― все это случилось уже тогда!

Новая волна потрясений накрыла мегаполис в 2005 году вместе с пришедшим бензиновым кризисом (кстати, тоже не первым в истории США). Решение «Тройки» поразило весь мир ― на улицу были выставлены 250 000 рабочих. Окончательно добил выбившийся из сил автомобильный город ипотечный кризис ― такого количества дешевого и заброшенного жилья сегодня нет ни в одном населенном пункте США.

Итак, автоконцерны, Обама и кризис 2008 года?

Снова не стоит торопиться.

Американский писатель Чарли Ледафф призывает взглянуть на ситуацию более объективно и не шарахаться от автомобильной столицы, как от прокаженного места. Ледафф написал книгу о проблемах американских городов[1] и как никто другой знает, что список городов-банкротов на сегодняшний день достаточно большой и постоянно пополняется новыми терпящими финансовое бедствие населенными пунктами.

Чарли Ледафф называет среди основных причин упадка Города Моторов не только экономический кризис, но также разросшуюся коррупцию и межрасовые конфликты. Аналогичная ситуация на сегодняшний день складывается в Лос-Анджелесе, Балтиморе и Атланте.

Помимо потенциальных банкротов на сегодняшний день уже имеется список банкротов реальных, в основном это небольшие городки, подавляющее большинство которых находятся в относительно процветающей Калифорнии. В частности, еще в 1991 году финансовый крах потерпел городок Бриджпорт в штате Коннектикут, далее в 1994 и 2008 годах к нему присоединились Округ Ориндж и Вальехо в Калифорнии, в 2011 году обанкротился Округ Джефферсон в Алабаме, а годом позже такая же участь постигла Сан-Бернардино и Стоктон, также находящиеся в Калифорнии.

Несмотря на то, что сам по себе Детройт, признанный банкротом, не является таким уж большим образованием, а достаточно большая часть «большого Детройта» вообще не подчиняется муниципалитету и не платит налоги в его бюджет, дело автомобильной столицы США уже приняло достаточно серьезный оборот. На сегодняшний день муниципальный совет и мэр уже давно отстранены от дел, впрочем, не намного от них отстал и кризисный управляющий, который, помимо контроля над формальными процедурами, так и не смог сдвинуть дело с мертвой точки.

По мнению члена детройтского муниципалитета Кена Коркелла, выйти из сложившейся ситуации более чем сложно, и на сегодня вообще никто в США не представляет, как это можно сделать. По словам мистера Коркелла, речь идет уже «не просто об определенном количестве потери массы, а непосредственно об ампутации конечностей».

Сегодня Кевин Орр, ставший новым кризисным управляющим Детройта, достаточно серьезно рассматривает возможность продажи коллекции городского института искусств. Экспонаты одного из самых крупных музеев скульптуры и живописи в Штатах, по мнению Бетти Крулик, представляющей Американскую ассоциацию оценщиков, могут уйти с молотка за 2.5 миллиарда долларов.

* * *

На сегодняшний день практически все белое население покинуло Город Моторов. Только за первые десять лет века Детройт недосчитался более 250 тысяч жителей. Полностью прекращены инвестиции в городскую инфраструктуру, затруднение испытывает даже такая сфера городского хозяйства, как освещение ― в темное время суток частично освещаются лишь центральные районы. Масла в огонь подливают вспыхивающие поочередно коррупционные скандалы.

Трущобы поглощают район за районом, криминальная ситуация ухудшается шокирующими темпами ― в некоторых районах становится опасно появляться даже в дневное время. Сегодня статистика по убийствам в Детройте самая высокая в США, многочисленные банды наркоторговцев уже в открытую торгуют креком и героином.

Люди, лишившиеся работы, перестали выплачивать кредиты за автомобили, и они сегодня массово вывозятся из города специальными службами. Вслед за машинами судебные приставы, коллекторы и кредиторы принялись за недвижимость. Вчерашние буржуа покинули никому не нужное жилье, взятое в ипотеку, и на текущий момент дом с тремя спальнями в некогда процветавшем районе «8-я миля» можно с легкостью приобрести за 7000 долларов США.

На сегодняшний день дефицит бюджета города составляет порядка $300 миллионов. Эта цифра выглядит не такой уж и большой на фоне общего долга, который, по разным оценкам, составляет от 18.5 до 20 миллиардов долларов. Более 9 миллиардов из этой суммы составляет задолженность перед пенсионными фондами, страховыми компаниями, а также учреждениями, предоставляющими услуги в сфере здравоохранения. В девяти миллиардах также «сидят» долги по зарплате 10 тысяч работникам муниципальных служб и пенсии более чем 21 тысячи граждан.

Порядка 6 миллиардов город задолжал по муниципальным облигациям. Такая тенденция уже негативно сказывается на репутации большинства американских городов. Долговое бремя нависает над многими крупными и мелкими городами США, и уже в ближайшее месяцы самые слабые из них могут пойти по миру.

Американским муниципалитетам понадобились десятилетия на то, чтобы заручиться доверием инвесторов, и еще совсем недавно те охотно одалживали городским образованиям средства под мизерные проценты. Вынесший свой вердикт о банкротстве Детройта судья Роудс показал не только Америке, но и всему миру, сколь опасны могут быть сегодня города США, пребывающие в плачевной финансовой ситуации.

Несостоятельность Города Моторов подтверждается реальными цифрами. Так, с 2000 по 2012 год число городских рабочих сократилось на 21% и составило 280 000 против 353 000 занятых на предприятиях Детройта в начале двухтысячных. Если ситуация не изменится до 2017 года, Детройт будет тратить на пенсионные выплаты до 65% городского бюджета. Для сравнения, выплаты нормально функционирующих муниципалитетов в пользу граждан пенсионного возраста редко превышают 20% городского бюджета.

На сегодняшний день размер минимальных платежей в пользу кредиторов составляет 42.5% от общей суммы городского бюджета, а уже в 2017 году процент также возрастет до отметки 65%. Так что в вердикте Стивена Роудса нет ничего нелогичного ― такие суммы город «не поднимет» ни при каких обстоятельствах, поскольку ни сокращение расходов, ни рост уровня налогообложения муниципалитета уже невозможно изменять в порядке, предусмотренном законодательством США.

* * *

Такой большой город как Детройт не может и не должен оставаться в статусе призрака навечно. В этой связи одним из возможных вариантов дальнейшего развития событий является… полная или частичная продажа обанкротившегося муниципалитета.

Осенью прошедшего года The American Spectator опубликовал статью под впечатляющим названием «Не спасайте Детройт. Продайте его!». Одним из первых покупателей может стать канадский город Уинсор (Виндзор), расположенный на противоположном берегу реки Детройт. В Уинсоре проживает 210 000 жителей, и в нем также есть автомобильная промышленность. Главный интерес для руководства канадского города представляет часть подземного тоннеля, соединяющего два города, принадлежащая Детройту. На данный момент эксперты оценивают стоимость конструкции в 100 миллионов долларов.

Также одним из наиболее привлекательных объектов для будущих покупателей представляется Белл-Айл, остров площадью полторы квадратных мили, носящий одно название с проливом на реке, разделяющей Детройт и Уинсор. По оценкам специалистов, остров может уйти за 1 миллиард долларов ― потенциальные инвесторы уже готовы вступить в переговоры и планируют создать в бывшем городском парке новую свободную зону для предпринимательства. Отдельные оптимисты уже прогнозируют появление на небольшом островке нового американского мини-Гонконга.

В список лакомых кусков попадает также система водоснабжения города и даже Детройтский зоопарк, занимающий достаточно большую площадь в центральном районе. В мире уже существуют прецеденты, когда павшие от финансового краха города словно восставали из пепла. Для этого бывшей столице автомобилестроения США недостает всего двух вещей: минимума ограничений для развития бизнеса и стойкого руководителя, наподобие Маргарет Тэтчер, который может делать свою работу и идти к намеченной цели, невзирая на выпады критиков и звучащие в след возгласы возмущения.

Если посмотреть на количество людей, проживавших в Детройте в 1970 году, а это 1 670 144 человек, и сравнить с аналогичным показателем 2010 года, который составил всего 713 777 человек, нетрудно подсчитать, что население города уменьшилось на 57%.

Казалось бы, катастрофа! Но это зависит от того, что мы вкладываем в само понятие «город». Если взять показатели численности населения по всей метрополии с административным центром в виде самого Детройта и многочисленными пригородами, то с 1970 по 2010 год население этой местности сократилось с 4 490 902 всего лишь до 4 296 250, то есть на 4%. Таким образом, если рассматривать уменьшение населения Детройта объективно, то его можно расценивать и как миграцию большого количества людей в более стабильные пригороды ― только и всего.

Совсем недавно более чем оптимистичная статья появилась на сайте Fox News. Материал посвящен Городу Моторов и однозначно настраивает на позитивный лад. Несмотря на всю плачевность ситуации, Детройт еще не сдался и не потерял надежду. Как заявила представитель одной из инвестиционных компаний Ронда Макдональд, «Детройт пал, но не рассчитывайте на то, что он пал навсегда». Макдональд выросла в Детройте и планирует вернуться на малую родину уже в 2014 году ― она считает город своим домом. И надо признать, что Макдональд не одинока. К примеру, Уоррен Баффет также заявил, что видит в Детройте огромный потенциал, а такие люди слов на ветер не бросают. Глава известной в Мичигане ипотечной корпорации Дэн Гилберт уже привлек 1 миллиард долларов инвестиций в программы по ремонту и возобновлению функционирования окраин города.

Но этого всего еще слишком мало. Немногочисленные оптимистические прогнозы и еще более редкие реальные улучшения тонут в возгласе возмущений сотен тысяч уволенных людей и теряются эхом в гулких пустых домах с разбитыми стеклами. Почему так произошло и что делать дальше?

Само по себе решение суда о банкротстве города не было бы столь ужасным, если бы речь не шла о создании прецедента. Теперь не только теоретически, но и, скорее всего, практически подобным образом в ближайшее время может поступить любой крупный город США, имеющий финансовые проблемы. По заявлению Ли Сандерса, который возглавляет федерацию сотрудников муниципальных учреждений США, мысли о снятии с себя ответственности за судьбу сотен тысяч рабочих и пенсионеров будут посещать головы многих руководителей городских образований.

До недавнего времени в Штатах имело место лишь одно относительно крупное банкротство местного муниципалитета, которое с горем пополам удалось замять. Не так давно, а именно в 2011 году, округ Джефферсон с населением порядка 650 тысяч не справлялся с долговой нагрузкой в $4.2 миллиарда. Несмотря на критическую ситуацию, местные власти достаточно быстро «разрулили» ситуацию ― 1.5 миллиардов долга удалось списать, а остальную часть обязательств погасили за счет нового займа, выделенного правительством США.

Сегодня же возможное сокращение выплат бюджетникам в Детройте автоматически подтолкнет к аналогичным действиям власти уже упомянутых Сан-Бернандино и Стоктона, проходящих в данный момент процедуру банкротства в результате отсутствия возможности погасить накопившиеся пенсионные обязательства. Но стратег республиканской партии Рон Бонджин считает ситуацию в этих городах лишь маленькой верхушкой большого айсберга. Попробуйте вдуматься в эти цифры: на сегодняшний день на фоне задолженности Детройта в 18.5 миллиардов долларов Чикаго имеет $19 миллиардов непогашенных обязательств только перед пенсионными фондами, а у Лос-Анджелеса эта цифра составляет все $30 миллиардов.

На месте властей США многие бизнесмены уже взялись бы за голову и сказали бы что-то в духе американских фильмов: «Эй, ребята, пора выбираться из этого…» Понятно из чего. Сегодняшняя ситуация более чем угрожающая. Фактически, в недалеком будущем проблема может приобрести общенациональный характер, и никому уже не будет дела до нескольких миллиардов потенциальных инвестиций в тот или иной город.

И вот тогда это станет уже глобальной проблемой, как становится глобальной проблемой все, что идет «не так» в стране №1 в мире. Так что в буквальном смысле все человечество заинтересовано в том, чтобы происходящему была дана объективная оценка и чтобы решение было бы выработано в самое ближайшее время. О том, что будет, если этого не случится, думать очень не хочется.



[1] Charlie LeDuff/Detroit: An American Autopsy/Penguin Press, 2013

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.