От редакции: Присоединение двух новых субъектов федерации, Крыма и Севастополя, – это, безусловно, достижение и событие в мировой геополитике беспрецедентное, однако также заставляющее задуматься. Какие экономические перспективы ожидают полуостров в составе РФ? Смогут ли местные жители действительно стать богаче или их мечты так и останутся мечтами? Сможет ли сама Россия зарабатывать на вложенных в свои новые регионы средствах или на первое время о подобных перспективах придется забыть? И что необходимо сделать, чтобы превратить Крым из дотационной области в процветающий в экономическом отношении регион? Наш постоянный автор Сергей Василенков попытался с цифрами и фактами в руках ответить на эти непростые вопросы.
* * *
К сожалению, полуостров достался нашему государству далеко не в самом лучшем экономическом состоянии. За 23 года независимости Украина так и не смогла превратить его в процветающий курорт и преуспевающий аграрно-промышленный регион, зарабатывающий не только себе на жизнь, но и пополняющий бюджет государства.
Трудовая занятость
На полуострове проживает порядка 2 миллионов официально зарегистрированных жителей. Число работающих из общего числа наших новых сограждан составляет порядка 334 тысяч человек. Таким образом, на 1 работающего приходится 5 неработающих крымчан. Если не брать в расчет работающих временно, то ситуация еще хуже – всего лишь 251 тысяча занятого населения. Все остальные – либо пенсионеры, либо заняты «курортным бизнесом», который государственный бюджет не пополняет и имеет ярко выраженный сезонный характер. В результате число «иждивенцев» на одного работающего жителя полуострова возрастает уже до 7 человек.
Доходы населения
На данный момент доступны данные только за 2012 год[1]. Объем зарплат составил порядка 68 миллиардов рублей (здесь и далее мы будем использовать пересчет на российские рубли). Конечно, это по официальным данным. С большой натяжкой можно предположить, что работающие крымчане получают такую же сумму в конвертах. Получается 136 миллиардов рублей по самым оптимистичным оценкам.
Подавляющее большинство этих денег – оклады работников бюджетной сферы. Отсюда выплывает первая статья расходов для РФ – содержание работников государственных организаций.
Коммунальный сектор
По итогам января 2014 года за коммунальные услуги заплатили всего 76.5% населения, при этом за подачу горячей воды и отопления и того меньше – 67.9%. В Севастополе картина значительно лучше – с задолженностью рассчитались приблизительно 96.8% горожан.
Среднестатистическая крымская семья не платит за коммунальные услуги на протяжении 2.9 месяцев. А 23 500 тысяч «ячеек общества» получали государственные субсидии от Украины ввиду отсутствия финансовой возможности оплачивать коммунальные услуги по полной стоимости.
Образование и здравоохранение
За 2013 год совместными усилиями Крыма и Украины потрачен 31 миллион рублей на приобретение школьных учебников. Покупка школьных автобусов потянула на 23 миллиона, приобретение лекарств и строительство дорог обошлись в примерно одинаковую сумму – по 107 миллионов на каждую статью. Компьютерное обеспечение школ стоило полуострову 4 миллиона рублей, на содержание больниц, поликлиник и прочих медучреждений потратили порядка 321 миллиона, содержание Совета министров обошлось в 235 миллионов, не считая прочих государственных дотаций. Все это расходы на государственный сектор полуострова.
Сколько денег зарабатывал Крым, будучи в составе Украины?
Цифра налога на прибыль удручающая – 1.75 миллиарда рублей. По-видимому, такой показатель вызван высоким уровнем «затененности» экономики полуострова. Перечисления в Социальный и Пенсионный фонды Крыма радуют больше – порядка 21 миллиарда рублей. Еще 6.23 миллиарда удалось собрать благодаря таможенным платежам. Всего на долю местных налогов и сборов приходится порядка 17.3 миллиарда рублей. В их структуре 8.65 миллиарда – подоходный налог и 4.50 миллиарда – акцизный сбор (за все алкогольные напитки, производящиеся на полуострове). 973 миллиона рублей заплатил в казну малый бизнес и немногим больше 2 миллиарда рублей составили перечисления от земельных платежей.
В соответствии с заявлением экс-министра по курортам и туризму Александра Лиева 825 отелей, оказывающих на территории полуострова услуги на официальной основе, пополнили местный бюджет на 1.875 миллиарда рублей за 2013 год. При этом по итогам 2013 года в Крыму провели отпуска 5.9 миллиона туристов, из которых приблизительно 1.5 миллиона – граждане РФ. Остальные отдыхающие, не считая различных мелких групп, – это туристы из Украины.
Вопрос о том, как вывести доходы в сфере туризма «из тени», чтобы наполнить бюджет нового субъекта федерации и одновременно не разорить людей, пока остается открытым.
Сколько и какой земли досталось России в Крыму?
Полуостров является преимущественно аграрным регионом. При этом распределение земли между государством и частными лицами примерно 50 на 50.
Общая площадь нового субъекта федерации составляет 2 608,1 тысяч, гектаров. Из них:
• 1 360.9 тысяч гектара находятся в собственности государства (52.2%);
• 1 245, 3 тысяч гектара – собственность юридических и физических лиц (47.7%);
• Различного рода коллективная собственность распространяется на 1.9 тысяч (0.1 %).
Примечательно, что, в соответствии с украинскими законами, земля, которая находится в пределах границы населенных пунктов, находилась в распоряжении местных органов власти. Общее количество городов, городков, поселков городского типа и сел в Крыму составляет 1019 единиц. Площадь, занимаемая населенными пунктами – 186.9 тысяч гектара.
Под сельскохозяйственные земли занято 1854 тысяч гектара, что составляет 71.1% от общей площади полуострова. Из них 97% (1793.5 тысяч гектара) являются действующими сельскими угодьями[2]. За времена СССР Крым достаточно неплохо развился в составе Украины в качестве аграрного региона.
Общая структура земель полуострова выглядит следующим образом:
• 71.1 % – сельскохозяйственные земли площадью 1854 тысяч гектара;
• 11.5% – леса и площади, покрытые лесом, занимающие 300.3 тысяч гектара;
• 8.1% – земли под внутренними водами площадью 211.6 тысяч гектара;
• 4.8% – открытая земля, не имеющая растительного покрова; занимает 124.3 тысяч гектара;
• 4.3% – застроенные земли площадью 112.8 тысяч гектара;
• 0.2% – открытая заболоченная земля, занимающая 5.1 тысяч гектара.
Структура сельхозугодий Крыма выглядит следующим образом:
Пашня – 1269.5 тысяч гектара или 70.7%.
Пастбища – 434.3 тысяч гектара или 24.2%.
Многолетние насаждения – 76.8 тысяч гектара или 4.3%.
Залежи – 10.6 тысяч гектара или 0.6%.
Сенокосы – 2.0 тысяч гектара или 0.1%.
Кто владеет землей в курортных зонах Крыма?
Конечно, инвесторов интересуют в первую очередь площади на южном, а также восточном и западном побережье. О том, кому в действительности принадлежат самые лакомые кусочки крымской земли, данных немного, но они все же есть в Сети.
В собственности городов, поселков, государственных санаториев и детских лагерей остается все меньше земли в прибрежной зоне и пляжей. За годы независимости украинский политический и бизнес-истеблишмент во главе с ведущими государственными чиновниками и самыми крупными олигархами неплохо преуспели в «прихватизации» курортной земли. Самая популярная схема – оформление оздоровительного учреждения закрытого типа.
Итак, кто владеет лучшими пляжами на полуострове?
Открывает список семья экс-президента (или все-таки президента?) Украины. В общей сложности с фамилией Янукович в Крыму связывают 1.77 гектара первоклассных закрытых территорий и 649 метров прибрежной полосы. Добавьте к этому обширные земельные наделы в Севастопольском районе, цифры по которым пока достоверно не известны.
Второе место занимает так называемая группа «Приват» во главе с олигархами Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым. По разным оценкам длина «их берега» составляет 688 метров. Львиная доля арендованных и приватизированных территорий находится в Форосе. Речь идет, в частности, о пляже поселка Олива, санатории «Форос» и гостиничном комплексе «Таврия».
На третьем месте украинский олигарх Ринат Ахметов, приватизировавший 252 метра пляжа и территорию уникального санаторного комплекса Ай-Даниль в Гурзуфе, которым владеет ММК им. Ильича, что также принадлежит Ахметову[3]. Также олигарх контролирует порядка 120 метров пляжа в поселке Парковое (Симеиз), однако эта территория пока еще остается открытой для посетителей.
Среди владельцев крымских пляжей фигурируют также Виктор Медведчук, экс-премьер министр Украины Николай Азаров со своим сыном Алексеем, представляющий новую крымскую власть Владимир Константинов и ряд других известных в деловых кругах России и Украины людей.
- Среди успешных российских бизнесменов и влиятельных чиновников также есть много владельцев рекреационных баз и оздоровительных комплексов на полуострове. Вот перечень наиболее интересных в финансовом отношении объектов и их фактических собственников:
- Вагит Алекперов (5 место в русском Форбс) – Radisson Resort & Spa, Alushta;
- Александр Лебедев (164 место) – курортные комплексы Море, Sea Garden, санаторий «Миндальная роща», гостиницы «Морская» и «Морской уголок», отель «Слава»;
- Константин Григоришин (86 место), «Энергетический стандарт» – комплекс «Золотой пляж»;
- Александр Пономаренко, Мосводоканал – отель «Пальмира-Палас»;
- Александр Бабаков (депутат Госдумы) – отель «Ореанда»;
- Сбербанк – санаторий «Мрия»;
- «Союз Маринс Групп» – гостиничный комплекс «Ялта-Интурист».
Что представляет собой современный туристический Крым?
Для государства Украина туристический Крым в финансовом отношении практически не существовал как таковой. Регион был дотационным в плане денег, поставок воды, газа, электроэнергии, продуктов питания и так далее. Санатории и базы отдыха, которые находились в собственности государства, погрязли в коррупционных схемах и, по сути, являются если не убыточными, то очень малоприбыльными. Рекреационные объекты, перекочевавшие под крылышко местных олигархов или олигархов-политиков, работают исключительно на них.
Частный сектор также работает исключительно на себя и никак не контролируется властями. О каких доходах бюджета можно говорить, если из 6 миллионов отдыхающих в 2013 году туристов более 4 миллионов выбрали для размещения частный сектор, то есть, фактически теневой сегмент экономики полуострова?!
Подсчитать доходы этого сегмента практически невозможно. Но «навскидку» деньги мимо бюджета проходят не малые. Средняя стоимость однокомнатного номера на 3-4 человека в «высокий сезон» в частном секторе составляет порядка 50 долларов в сутки. Попробуем представить, что из этих четырех миллионов все семьи из 4 человек. Тогда в частном секторе отдохнули 1 миллион семей, отдающих полуострову 50 миллионов долларов ежедневно. Если учесть, что каждая семья отдыхала минимум 10 дней, получается сумма в 500 миллионов долларов или 18 миллиардов рублей.
Как правило, сумма остальных затрат отдыхающих примерно равна сумме затрат на жилье, т.е. речь идет об 1 миллиарде американских долларов не облагаемых налогом средств. И это только люди, отдохнувшие в частном секторе! Сумма для маленького полуострова фантастическая. По официальным данным за 2013 год официально работающие отели Крыма уплатили в бюджет порядка 50 миллионов долларов или 1.875 миллиарда рублей. Используя только имеющиеся рекреационные возможности, эта сумма может быть увеличена в 3-4 и более раз.
Зависимость от Украины – правда или вымысел?
Водная зависимость Крыма – самый острый вопрос. Однако российские эксперты и чиновники не видят поводов для паники. Даже если поступление главного ресурса для жизни с материка будет перекрыто, то есть будет заблокирован Северо-Крымский канал, направляющий на полуостров воду из Днепра, вода из кранов местных жителей течь все равно не перестанет.
Причина столь оптимистичного заявления состоит в следующем. Директор департамента госполитики и регулирования водных ресурсов Минприроды РФ Дмитрий Кириллов заявил, что порядка 80% поступающей в Крым воды идет на потребности сельского хозяйства, из которых более 60% направляется на обслуживание рисовых полей, требующих огромного количества воды. Если заменить эту культуру, к примеру, виноградниками, потребление воды на полуострове удастся сократить почти на 50%. Порядка 7% потребности Крыма в воде обеспечивается за счет собственных подземных источников, еще 5% удается получить путем опреснения морской воды. Кириллов также отметил, что вопрос поставки воды с материковой части Украины находится в стадии переговоров.
В украинских СМИ часто говорят о том, что Крым способен обеспечить себя газом только на 50, максимум на 66%. Однако российские эксперты вполне успешно опровергают такие подсчеты, успокаивая жителей полуострова отсутствием каких-либо последствий возможной газовой блокады. Добыча газа на Черноморском шельфе за 2013 год составила 1.65 миллиарда кубов, что практически равно потребностям нового субъекта РФ.
Если же говорить о проблеме электроэнергетической зависимости, то и эту проблему можно решить достаточно успешно. Да, действительно сегодня Крым потребляет порядка 5 миллиардов, киловатт в час ежегодно, при том, что производит только 1.1 миллиарда, киловатт в час. Один из путей решения проблемы – газовая генерация, позволяющая производить большее количество электричества силами самого полуострова. Достичь желаемой цели вполне реально, если завести трубу «Южного потока» на территорию нового субъекта федерации. Дело в том, что труба уходит в море в районе станции «Русская», от которой до Керченского пролива каких-то 12 километров. Небольшой отвод, позволяющий перекачивать 1.5 миллиарда кубов газа, мог бы решить проблему.
Перспективы строительства Керченского моста
В ближайшие несколько лет перспектива строительства так называемого Керченского моста или любого другого мостового перехода между Крымом и Краснодарским краем представляется достаточно туманной и неопределенной по ряду причин, которые озвучил в ходе своих исследований ученый Николай Глухов, автор проекта тоннеля «Крым-Кубань».
Экономическая рентабельность проекта возможна, если его будут реализовывать не как внутригосударственный, а как международный транспортный коридор, соединяющий около 20 государств между Лондоном и Пекином, что пока маловероятно по политическим причинам.
Керченский тектонический разлом значительно усложняет строительство любых проектов в этой зоне – ни в одном регионе мира в подобных условиях никто ничего подобного не возводил.
По обе стороны пролива полностью отсутствует инфраструктура, способная обслуживать мостовой переход такого масштаба. Фактически, строительство сооружений и объектов, обслуживающих мост с обеих сторон обойдется в разы дороже самого перехода. В этом отношении мост через Керченский пролив не идет ни в какое сравнение с мостом на остров Русский во Владивостоке, поскольку островная территория много лет интегрировалась в экономику города и затраты, по сути, пошли исключительно на мост.
Риски, связанные со строительством моста, еще не изучены с научно-технологической точки зрения. Суммы пока называются туманные, но уже очень большие. Если добавить к этому необходимость протянуть вместе с мостом газовую трубу и линию электропередачи, стоимость возрастает еще в несколько раз, не говоря уже о перекоммутации энергетических сетей Краснодарского края, на которую также придется потратить миллиарды.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что до настоящего процветания Крыму предстоит пройти достаточно долгий и нелегкий путь, поскольку в последние десятилетия жизнь полуострова фактически была пущена на самотек, а жители предоставлены сами себе. Вместе с тем, у него есть весь необходимый потенциал, чтобы превратиться в процветающий край. О благоприятном инвестиционном и деловом климате, который для этого надо создать, сказано уже немало. Но в ближайшее время вокруг технологии его создания, очевидно, будет сломано немало копий.
[1] Здесь приводятся данные без учета Севастополя, являющегося отдельным субъектом. В городе ситуация отличается количественно и качественно из-за его военного значения и предыстории.
[2] Это официальные данные. Выяснить, действительно ли на этих землях выращиваются сельхозкультуры, еще предстоит выяснить.
[3] Ранее ОАО ММК им. Ильича был конкурентом «Азовстали» Ахметова, но предприятие разорилось и перешло в собственность Рината Ахметова вместе со всеми «отягощениями», в которые входят, помимо курортных предприятий Крыма, розничные магазины, «карманный» банк, часть инфраструктуры аэропорта г. Мариуполя и др.