От редакции: Портал Terra America продолжает тему «муниципального соревнования» ярких лидеров Республиканской и Демократической партий, разворачивающегося главным образом вокруг Детройта и Нью-Йорка. Мы уже знакомили наших читателей с краткой историей падения автомобильной столицы Штатов и его основными проблемами. Мы также упоминали, что сенатор-республиканец Рэнд Пол предложил свой план для восстановления города. Подробнее об этом рассказывает Моргана Девлин.
* * *
Само название некогда процветающего города стало уже словом нарицательным. Говоря «Детройт», мы подразумеваем упадок. Будучи в недавнем (с точки зрения истории) прошлом преуспевающим и успешно развивающимся мегаполисом, автомобильной столицей США, ныне Детройт является «городом-призраком», который привлекает лишь туристов, склонных к мистицизму.
Серьезный упадок Детройта начался еще в 1970-ых годах из-за промышленного кризиса американского автопрома. Выходить на рынок США начали японские автомобильные концерны, конкуренцию с которыми американские производители стали проигрывать. К тому же нефтяной кризис 1973-го года нанес серьезный удар по автомобильной промышленности Соединенных Штатов.
С тех пор многое в американском автопроме поменялось, мы видим заокеанские автомобили на улицах наших городов, и кажется, что дела у автомобилестроительных компаний США пошли на лад. Однако для самого Детройта это уже ничего не значило. Многие сотрудники заводов остались без работы, они уезжали из города в поисках более счастливых мест, и население города сократилось с 2 миллионов (на момент 1950-ых годов) до 700 тысяч (по данным на 2013-ый год).
Штаб-квартиры Большой Тройки американской автоиндустрии – General Motors, Ford Motor Company и Chrysler – по-прежнему находятся в Детройте, однако владельцы компаний, чтобы снизить расходы, частично перенесли производство в другие штаты и за границу, в Мексику и Бразилию, где трудовое законодательство отвечает не только требованиям рабочих, но и работодателей.
Обусловлено это было тем, что в Детройте существует одна из самых влиятельных профсоюзных организаций – Объединенный профсоюз работников автопромышленности (UAW). Эта организация, пользуясь поддержкой Демократической партии, год за годом добивалась все бóльших прав для рабочих – высоких заработных плат, пенсий, пособий, гарантий, и все это должно было предоставляться вне зависимости от того, какую производительность труда показывают сотрудники предприятия, насколько они открыты к изменению организации производства и так далее.
На этом поприще профсоюз многого добился забастовками… в частности, сокращения местного производства.
На кризисное состояние Детройта повлияло также и серьезное социальное расслоение. В 1950-ых годах в поисках рабочих мест в город потянулось афроамериканское население. Уживаться с белыми им было непросто. Причиной тому было не только изначальное неравенство, но и низкий уровень культуры. Последовали конфликты, которые, в конце концов, приобрели такой размах, что вылились в некое подобие бунта – печально знаменитые уличные беспорядки 1967-го года.
С тех пор ситуация не улучшалась, а становилась только хуже. Детройт и на сегодняшний день остается самым опасным городом США, а процентное соотношение афроамериканского и белого населения составляет 83% к 8% (данные на 2013 год).
Из великолепного мегаполиса Детройт постепенно превратился в заброшенные трущобы, чьи созданные кризисом декорации могут составить конкуренции декорациям голливудским.
Еще до кризиса 2008 года «добил» Детройт скандально известный мэр Квейм Килпатрик, считавшийся в 2001-го году восходящей звездой Демократической партии. Однако деятельность его на посту мэра Детройта ознаменовалась чередой скандалов, которые закончились для него 28 годами тюремного заключения, к которому его приговорил суд по сумме обвинений в коррупции, растрате, лжесвидетельстве и другим преступлениям. Впрочем, как высказался один из защитников экс-мэра:
«Это был карточный домик. Килпатрик был последней картой. Он упал, и все рухнуло».
В 2012 году, за несколько дней до второго тура президентских дебатов, Барак Обама заявил в радиообращении:
«Мы отказались признать себя побежденными. Мы не позволили обанкротить Детройт. Я положился на американских рабочих и американскую изобретательность, и три года спустя эти надежды полностью оправдали себя. Сегодня продажи автомобилей находятся на самом высоком уровне за четыре с лишним года. GM вернулся, Ford и Chrysler вновь наращивают обороты. В общей сложности наша автомобильная промышленность создала почти четверть миллиона рабочих мест здесь, в Америке».
Речь шла о правительственной инициативе 2009 года по выкупу проблемных предприятий автомобильной промышленности. Это заявление было сделано в октябре. Спустя месяц на президентских выборах Обама получил в Детройте 97% голосов избирателей.
Однако уже в феврале 2013-го Детройт вновь возглавил рейтинг журнала Forbes как самый неблагоприятный город США. А в июле было и вовсе объявлено о начале процедуры банкротства из-за многомиллионного бюджетного дефицита и внешних долгов, превышающих 15 миллиардов долларов.
В декабре Федеральный суд Детройта (штат Мичиган) вынес вердикт о банкротстве «гордого и процветавшего когда-то города, который не может оплатить свои долги», как сказал судья Стивен Родс, объявляя о судебном решении. Банкротство Детройта стало самым крупным муниципальным банкротством в истории США.
Проблемы Детройта, несмотря на загадочную преданность его населения демократам, волновали и республиканцев. О них писал Митт Ромни после проигрыша на выборах 2012 года:
«Детройту нужны перемены, а не чек».
Теперь о Городе Моторов говорит его соратник по партии, сенатор от штата Кентукки Рэнд Пол, являющийся возможным кандидатом республиканской партии на следующих президентских выборах.
На фоне явных неудач президента Обамы, Пол выдвинул свою программу «Зон Экономической Свободы». Выступая на заседании Экономического Клуба Детройта 6-го декабря 2013 года, он сказал:
«Это предложение предполагает снизить индивидуальные и корпоративные подоходные налоги до 5 процентов, а также снизить налог на заработную плату до 2 процентов. Помимо прочего, в предложении сказано об отмене налога на прирост капитала, что могло бы стимулировать инвестиции в бизнес и недвижимость».
Сегодня федеральные ставки подоходного налога колеблются от 10 до 39,6 процентов, в зависимости от уровня доходов. Для неблагоприятных экономических зон эти цифры, конечно, слишком велики. По словам Пола, предложенные им меры перенесут Детройту 1,3 миллиарда долларов за десять лет.
Помимо прочего, программа Пола включает в себя снижение инвестиционного порога для иммигрантов, которые хотят открыть бизнес в будущих Зонах Экономической Свободы – с 500,000 долларов до 50,000 долларов, что может существенно способствовать притоку капитала.
Пол также подчеркнул, что такие Зоны следует создать не только в Детройте. Они могут помочь другим городам, где уровень безработицы 12% и более.
Критикуя инициативы демократов, Пол в интервью Fox News сказал:
«Проблема правительственных стимулов состоит в том, что вы сразу назначаете успешных и неудачников. Придерживаясь же моих стимулов – стимулов свободного рынка, – вы просто оставляете деньги в руках людей, которые их заработали».
Разумеется, Рэнд Пол уже начал предвыборную гонку. Но нужно помнить, что до выборов президента, уже в этом году, в ноябре, пройдут выборы в Палату Представителей, и республиканцы, немного утомленные противостоянием программе Obamacare, будут разыгрывать новые карты в борьбе за избирателей.
Одной из таких карт, безусловно, станет снижение налогов и другие экономические программы. И Детройт может стать форпостом предвыборной борьбы между республиканцами и демократами.
Лидеры профсоюзов, такие, как Боб Кинг (президент того самого Объединенного профсоюза работников автопромышленности), естественно, решительно выступали против инициатив Рэнда Пола, называя политику республиканской партии и Рэнда Пола, в частности, «жестокосердной» и даже «подлым нападением на жизненно важные программы правительства».
Но, по сути, Пол озадачил себя трудом не только обеспечить Детройту ренессанс, но и отстоять всю систему правых ценностей.
Речь идет не о классовом противостоянии и уж, тем более, не о противостоянии расистского толка. Речь идет о противостоянии подходов. Маргинального образ жизни безработных людей, которым государство будет выплачивать пособие, тем самым не стимулируя их к поиску работы, и классического американского образа жизни людей, искренне стремящихся работать и зарабатывать деньги, которым государство способно помочь не пособиями, а снижением налогов.
Детройт – это не просто козырная карта, это даже не козырной туз, это джокер. И если Рэнду Полу удастся удачно разыграть его, то можно предположить, что он не только заработает право представлять Республиканскую Партию на выборах 2016 года, но и получит президентское кресло.