От редакции: Еще в декабре прошлого года портал Terra America обратил внимание своих читателей на возможную близкую разрядку между США и Кубой. Сначала госсекретарь Джон Керри осторожно приветствовал проведение реформ на Острове Свободы, а позже на похоронах Нельсона Манделы состоялось рукопожатие между Бараком Обамой и Раулем Кастро. В «случайность» этого рукопожатия, а также «ошибку служб протокола» тогда никто из серьезных аналитиков не поверил. И к тому были серьезные основания. Во-первых, в ведущих американских СМИ появилось большое количество материалов, посвященных тем изменениям, которые произошли на Кубе. Во-вторых, если внимательно посмотреть на фотографии рукопожатия, которое немедленно окрестили «историческим», то видно, что посредником в первой встрече лидеров двух стран (пусть и длившейся менее минуты) выступила президент Бразилии Дилма Русеф. Напомним, обида лидера крупнейшей экономики Южной Америки, вызванная программой слежки АНБ за лидерами различных стран мира, вылилась совсем недавно в пламенную речь госпожи Русеф на сессии ООН. Разумеется, США и Бразилия не могут долго находиться в состоянии ссоры. Вместе с тем, личные отношения обоих братьев Кастро с президентом Бразилии в последнее время подчеркнуто дружеские и теплые. По всем правилам современной дипломатии Бразилия на сегодняшний день является наилучшим посредником для начала примирения Вашингтона и Гаваны.
На прошедшем недавно в кубинской столице саммите государств Латинской Америки, американской делегации не было. Но это выглядит лишь как тактическая «пауза» в движении обеих стран к нормализации двухсторонних отношений.
Сегодня портал Terra America начинает цикл публикаций, посвященных истории и современному состоянию американо-кубинских отношений, а также истокам и перспективам «кубинской разрядки». Открывает цикл статья нашего постоянного автора Алексея Карякина.
* * *
Отношения США с режимом Кастро можно разделить на четыре основных этапа. Первый этап – с 1 января 1959года по 1990год В этот период происходит обострение американо-кубинских отношений: вторжение на Плая-Хирон, Карибский кризис, несколько миграционных кризисов, а также введение эмбарго против Кубы. Второй этап (с 1990года по 2001год) наступил незадолго до распада СССР и стал самым сложным периодом для Кубы. Прекращение экономической помощи со стороны Советского Союза и СЭВ привело к вступлению Кубы в так называемый «особый период в мирное время». К середине 1990-х, с принятием законов Торричелли (1992год) и Хелмса-Бертона (1996год), эмбарго превратилось в настоящую экономическую блокаду – экстерриториальный характер этих законов де-юре запрещает любые торговые отношения с Кубой всем странам мира. С приходом к власти Дж. Буша-младшего, чья политика была направлена на ужесточение блокады Кубы, власти США (с переменным успехом) попытались обеспечить их выполнение де-факто. Остров Свободы был даже занесен Соединенными Штатами в список «стран, содействующих терроризму».
Наконец, с приходом к власти демократа Обамы наступил четвертый этап отношений.
За это время на Кубе произошли серьезные перемены в экономической сфере, а также определенные внутриполитические изменения, которым, вероятно, кризис и блокада в немалой степени поспособствовали.
Новая Куба
Со времен кризиса 90-х годов, спровоцированного внутренними структурными проблемами и коллапсом европейского социализма, кубинская экономика постоянно находилась в бедственном положении. Низшая точка кризиса была достигнута в 1993 году, когда ВВП был почти на 35% ниже, чем в 1989 году. Однако позже основные макроэкономические показатели демонстрировали тенденцию к восстановлению. И все же статистика последних пяти лет говорит об исчерпании резервов кубинской экономической модели.
Сочетание внешних факторов (мировые кризисы, природные катаклизмы и американская экономическая блокада) и внутренних структурных проблем, ставших результатом незавершенных реформ, начатых в 1990-е годы, привело к весьма нездоровой ситуации в экономике.
Характерными симптомами нынешней ситуации являются бюджетный дефицит (6.7% ВВП в 2008 году и 4.8% ВВП в 2009) и дефицит торгового баланса (прежде всего, в товарном секторе, так как экспорт профессиональных услуг помогает сохранить некоторое равновесие), а также серьезный груз выплат иностранным кредиторам и инвесторам. Зарплаты на государственных предприятиях не стимулируют производительность труда – из-за низкой покупательной способности заработная плата не способствует росту энтузиазма и смекалки.
Во многом это происходит из-за «равного распределения» многих товаров и услуг (не только в области медицины, образования и обеспечения продовольствием), а также государственной политики полной занятости и растущих нетрудовых доходов. Эти факторы особенно значимы в условиях отсутствия любых больших или средних частных предприятий. Отметим, что в общественном секторе (включая государственные предприятия) занято 83,8% официальной рабочей силы.
В октябре 2010 года кубинские власти официально разрешили кубинцам частную предпринимательскую деятельность (де-факто давно существующую).
На первый план для правительства Рауля Кастро вышла проблема сокращения и реструктуризации занятости в госсекторе, которая затронула 497 тысяч рабочих мест в 2011 году, при этом примерно для 146 тысяч государственных служащих перевод на другие государственные или негосударственные предприятия не предусматривался. Предполагалось, что 351 тысяча работников будет нанята предприятиями негосударственного сектора, а 100 тысяч из них пойдут в частное предпринимательство. С одной стороны, такая мера способствует оздоровлению экономики острова, с другой – подрывает главную социальную опору режима во время кризиса 80-90-х годов.
Отдельно необходимо выделить проблему кубинского госдолга. Его реальные размеры установить не представляется возможным. Информация о нем засекречена, но по объемам экспорта (3,68 миллиарда долларов) можно понять, что он значительно больше реальных доходов страны. По данным CIA World Factbook, долг Кубы, накопленный с 1991 года по начало 2012 года, составляет 21,5 миллиарда долларов На Россию из этой суммы приходилось 0,8 миллиарда долларов, а на опорную для острова Свободы Венесуэлу, например, целых 8 миллиардов долларов. Если же говорить о советском долге, то, во-первых, он рос за счет продажи вооружения, и кубинцы могут отказаться его признавать. Во-вторых, кубинцы посчитали, что они ничего не должны России. В начале 2000-х Фидель Кастро оценивал долг России перед Кубой в 30 миллиардов долларов, включая плату за радиолокационные точки слежения, но формально предъявить претензию Куба не смогла. И, наконец, в-третьих, на Кубе нет твердой валюты, экспортные товары ограничены табаком, кофе, сахаром и никелем. Кубинцы при всем желании не в состоянии рассчитаться с Россией.
В целом, с началом реформ 2010 года, на Кубе наметился рост ВВП примерно на 2% в год, что выше показателя соседних с ней государств Карибского бассейна.
Вопрос будущих экономических реформ на Кубе тесно связан с вопросом о преемнике Рауля Кастро на посту руководителя. И хотя официально преемника Кастро не называют, известно, что им может быть новый человек на посту заместителя председателя Госсовета страны. Этот пост занял 52-летний Мигель Диас-Канель. Представитель компартии Кубы, инженер-электрик по профессии, он был министром образования и принимал участие в реформировании кубинской экономики дважды: в 1990-м и в 2012-м годах.
Ещё одним важным изменением в политической жизни Кубы стало ограничение (двумя сроками) Раулем Кастро времени пребывания госслужащих на высших государственных постах, в том числе на посту председателя Госсовета (сам Рауль планирует покинуть высший пост в 2018 году).
Затяжная оттепель
Остается загадкой, каким образом кубинскому режиму удалось выжить в первые годы после распада социалистического блока – без ещё не набравшего тогда силу Китая, без дружественных латиноамериканских режимов, которых в начале 90-х ещё не было… Как ни парадоксально, во многом сохранению власти братьев Кастро способствовала консервативная внешняя политика США по отношению к Кубе и нежелание американских политиков идти даже на минимальные компромиссы. Годы Холодной войны превратили Кубу в настоящую осажденную крепость, поэтому у кубинского правительства и поддерживающей его части населения хватило выдержки пережить первые тяжелые годы «кризиса мировой социалистической системы».
Еще будучи кандидатом в президенты, Барак Обама понимал, что от него, помимо прочего, ждут шагов навстречу «оттепели» в кубино-американских отношениях. И первым таким шагом стало подписание 13 апреля 2009года документа о частичной отмене санкций, введенных Джорджем Бушем-младшим. Барак Обама был убежден в том, что восстановление связей между американским и кубинским народами «уменьшит зависимость кубинцев от режима Кастро и приведет к положительным изменениям на Кубе».
Был отменен запрет на посещение Кубы гражданами Америки, имеющими кубинские корни. При этом им было позволено провозить с собой на Кубу до 3000 долларов наличными. Отменен был и запрет на осуществление денежных переводов на Кубу. Последнее особенно важно, учитывая экономический фактор кубинской диаспоры для «Острова свободы». Ежегодно эмигранты отсылают на родину более одного миллиарда долларов. Кубинская американская диаспора – это своего рода аппарат искусственного дыхания для экономики острова.
«Фидель отправил нас на заработки, чтобы его Кубе было на что жить»,
– так шутят в среде кубинских эмигрантов.
Обама также распорядился предпринять шаги и для обеспечения более свободного обмена информацией между Кубой и США. Американские телекоммуникационные компании после многолетнего перерыва возобновили свою работу на Кубе. Они получили право прокладывать линии передач и устанавливать спутниковую связь с Кубой, начали налаживать сотовую связь.
Куба отреагировала на этот шаг весьма благоразумно. Рауль Кастро заявил, что готов обсуждать с США все, включая такие проблемы, как права человека, политические заключенные и свобода прессы. Высказал свою позицию и Фидель Кастро:
«Действия и заявления Обамы в первую очередь ориентированы на американскую общественность, но выражают и взгляды самого президента США. Несомненно, он лучше, чем Буш и Маккейн, но империя намного сильнее него и его благих намерений».
Выступая на саммите лидеров стран Северной и Южной Америки Барак Обама заявил:
«США стремятся к “новому старту” в отношениях с Кубой и равноправному партнерству со всеми странами американского континента… Предстоит пройти долгий путь, дабы преодолеть десятилетия недоверия, но есть критически необходимые шаги, которые нужно сделать к этой цели уже сегодня».
Вместе с тем, Белый дом дал ясно понять, что, хотя политика США в отношении Кубы значительно смягчилась, эмбарго останется до тех пор, пока Гавана не продемонстрирует сдвиги в сторону демократии. Об этом свидетельствует слова Барака Обамы в одном из его интервью:
«Куба должна предпринять шаги по улучшению ситуации с правами человека, политических свобод, дать возможность кубинцам путешествовать. Мы ждем, когда на Кубе начнут происходить изменения. Когда мы увидим, что политические заключенные освобождены, что люди могут свободно выражать свои мысли и делать все то, что делают обычные люди во всем полушарии, тогда, я думаю, мы сможем развивать дальнейшие отношения».
Еще одним знаковым событием, совпавшим с президентством Барака Обамы, стало истечение 14 сентября 2009 года срока Положения №1917 Закона Хелмса-Бертона, на котором основываются санкции США против Кубы. Многие в мире ждали, что под лозунгом «нового старта» в отношениях с Кубой Обама положит конец блокаде.
По словам Рауля Кастро,
«новый президент породил надежды почти везде в мире. Надежды, на мой взгляд, чрезмерные, ибо, хотя я думаю, что он честный и искренний человек, но один человек не в состоянии изменить судьбу страны. Особенно такой, как США».
Вопреки ожиданиям, 14 сентября 2009 года Обама продлил на год экономические санкции против Кубы, заявив в меморандуме, направленном в адрес госсекретаря и министра финансов США, что продление эмбарго в отношении Кубы «отвечает национальным интересам США». Это, в свою очередь, вызвало негативную реакцию на Кубе. Авторитет Барака Обамы резко упал в глазах кубинского правительства, которое сочло действия американского президента плохо согласующимися с его прежними неоднократными заявлениями о желании начать широкий диалог с Кубой.
Несмотря на продление блокады, Куба, тем не менее, не отказалась от диалога с США.
«Наша позиция такова, что мы готовы к открытому диалогу с США на основе взаимоуважения и взаимопонимания по всем насущным проблемам»,
– заявил министр иностранных дел Кубы Бруно Родригез Парилья.
Кубинское правительство предоставило Соединенным Штатам следующий список важных проблем, урегулирование которых привело бы к улучшению взаимоотношений:
- отмена экономической, торговой и финансовой блокады;
- исключение Кубы из списка «стран, содействующих терроризму»;
- пересмотр «закона об урегулировании кубинского вопроса»;
- возмещение Соединенными Штатами экономического ущерба, нанесенного блокадой;
- возвращение Кубе территории, на которой расположена военно-морская база Гуантанамо.
Куба так и не получила никакого ответа на свои предложения. Во всяком случае, никакой общедоступной информации об этом не было.
Сегодня Куба и США ведут осторожные дипломатические дискуссии. И если наметившиеся в течение нескольких последних лет геополитические тенденции продолжат развиваться в прежнем направлении, то установление «нормальных» дипломатических отношений между США и Кубой представляется весьма вероятным. Бесспорно, обе страны по-прежнему будут иметь разные взгляды на мир и преследовать различные цели, но такое положение вещей вполне естественно для двусторонних отношений.
Сегодня «экономическая война» США против Кубы длится вот уже пятьдесят лет. Однако ужесточая санкции против Кубы, США добились не того результата, на который рассчитывали. Бывшие американские, а затем и советские «экономические ниши» на острове заняли китайские и европейские компании. Их инвестиции в экономику Кубы составляют бóльшую часть всех иностранных капиталовложений. По сути дела, Америка по собственной инициативе оказалась в экономической мини-изоляции по кубинскому вопросу.
В настоящее время можно смело говорить о возникновении определенной «оттепели» в отношениях между Кубой и США, знаком которого стало историческое рукопожатие на похоронах Нельсона Манделы. Администрация Барака Обамы сделала определенные уступки в законе об эмбарго, выразившиеся в отмене запрета на поездки американских граждан на Кубу, а также разрешении на денежные переводы на Кубу. Сегодня можно уверенно утверждать, что Куба в целом готова к строительству «новых отношений» с США на взаимовыгодных началах. Однако остается неясным, хочет ли этого американская политическая элита.
Как в дальнейшем поведут себе преемники Барака Обамы и Рауля Касто, не пойдут ли они по тому же замкнутому кругу, по которому развиваются американо-кубинские отношения последние 55 лет, покажет ближайшее время.