От редакции: Портал Terra America продолжает исследование тихоокеанского разворота (Pacific Pivot) во внешней политике США. Высвободив в результате ближневосточной разрядки значительные силы и средства, Вашингтон может теперь успешно сдерживать Китай, сосредоточив основное внимание в регионе Юго-Восточной Азии. Однако эксперт Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Стефан Соэсанто в интервью нашему корреспонденту высказал мнение, что никакой явной стратегии по сдерживанию Китая у США нет. Тем временем, Китай делает значительные успехи в космических исследованиях и все более настойчиво заявляет о своих интересах в Арктике.
Тем не менее, как показали последние события в регионе, одна очевидная составляющая у сдерживания Китая все же есть – военная. Каково соотношение сил «орла» и «дракона»? Может ли сегодня Китай на равных играть с гегемоном в мировом океане? Как разница в мощи ВМС двух держав будет меняться со временем? Об этом – статья нашего постоянного автора Станислава Хатунцева.
* * *
Целью военно-стратегического сдерживания Китая является сохранение под американским силовым контролем островных дуг, отделяющих прибрежные районы КНР от открытого океана, и недопущение прорыва на тихоокеанский оперативный простор ВМФ Поднебесной. При этом, судя по действиям США в связи с японо-китайским территориальным конфликтом вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), Вашингтон взял курс, который можно назвать «Ни шагу назад!», и не собирается уступать Пекину ни одной морской мили.
Впрочем, выходить в Мировой океан Китаю пока что не на чем. Военно-морские силы КНР и Соединенных Штатов просто-напросто несопоставимы. И по качественному, и по количественному составу.
Так, Америке принадлежит практически половина (10 из 21) всех имеющихся в мире авианосцев. Столько их по состоянию на февраль 2013 год находилось в строю. Еще один авианосец новейшего класса «Джеральд Форд» был спущен на воду совсем недавно – 9 ноября 2013 года. Предполагается, что в состав ВМС он войдет в 2016 году.
Как известно, американские авианосцы действуют в составе либо авианосных ударных групп (АУГ), включающих 1 авианосец и корабли сопровождения, либо авианосного ударного соединения (АУС) – это несколько авианосцев с сопровождением. Начиная со времен Второй Мировой такого рода оперативно-тактические единицы являются основой ударной мощи ВМС США. И именно они позволяют решать широкий спектр военно-политических задач и обеспечивают комплексное и эффективное военное присутствие Америки в различных уголках мира.
Ни о каких авианосных ударных группах КНР, тем более во множественном числе, в настоящее время и речи идти не может.
Единственный китайский авианосец «Ляонин» официально принят в состав ВМФ НОАК 25 сентября 2012 года. Так Китай стал десятой страной в мире, имеющей военные корабли данного типа. Через два месяца было объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15, являющихся «творческим воспроизведением» советского Су-33. Таким образом, в области внедрения авианосцев в структуру своего ВМФ КНР делает лишь первые шаги, накапливая весьма необходимый, но всего лишь начальный опыт.
«Ляонин» рассчитан на то, чтобы нести три десятка J-15, а его вооружение является сравнительно слабым и ориентированным исключительно на самооборону. Основная задача корабля – служить учебной и экспериментальной платформой для постройки будущих авианосцев Поднебесной, а главная его военно-политическая функция – «демонстрация флага». Китайские военные подчеркивают, что данный авианосец будет использоваться не столько как боевая единица, сколько как учебно-тренировочная база по подготовке летчиков палубной авиации.
Конечно, АУГ можно сформировать и вокруг «Ляонина», но он пока не имеет достаточного количества палубной авиации и не пригоден для полноценной боевой работы. Китайский авианосец полностью укомплектуется самолетами в лучшем случае в 2016 году.
Но даже после этого АУГ на основе «Ляонина» будет по всем статьям проигрывать одной-единственной АУГ ВМС США, не говоря об американском военном флоте в целом.
Судите сами. Авиационная группа спущенного на воду аж в 1972 году. «Нимица» представлена 90 самолетами и вертолетами. Это втрое больше китайского показателя чисто количественно. Кроме того, необходимо учесть, что J-15 (он же СУ-33) – авиационный комплекс конца 80-х годов, он качественно уступает F/A-18 последних модификаций, составляющих основу американской палубной авиации.
Кстати говоря, именно «Нимицу» и его напарнику сейчас символически противостоит авианосец КНР в водах, омывающих берега Поднебесной. По сообщениям китайских СМИ, в конце ноября в Южно-Китайском море находились две АУГ ВМС США, включающие помимо «Нимица» авианосец «Джордж Вашингтон». Туда же направился боевой корабль авианесущего класса ВМС Японии «Исе» водоизмещением 18 тысяч тонн. Станции слежения КНР зафиксировали также подход атомной подводной лодки класса «Лос-Анджелес» с базы ВМС США на Гуаме. Американцы с японцами планировали провести в этом регионе совместные учения, после чего одна АУГ должна отправиться в Восточно-Китайское море.
Разумеется, китайцы не сидят сложа руки, так что положение дел меняется в пользу КНР, и меняется очень быстро. Оборонный бюджет Китая в 2012 году, по данным SIPRE, составил 166 миллиардов долларов. А по оценкам IHS Global Insight, он удвоится за период с 2011 по 2015 годы, превысив совокупные военные расходы всех остальных стран АТР.
У Поднебесной далеко идущие планы по усилению своих морских сил, включая атомный подводный и надводный флот. И она, конечно же, не намерена останавливаться на одном авианосце. Об этом заявил официальный представитель министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь.
По сведениям China Daily, Китай уже приступил к строительству нового авианосца – исключительно китайского производства[1]. Он будет располагать бóльшим числом самолетов, нежели «Ляонин» – не менее двух авиационных полков, включающих истребители, самолеты-разведчики, противолодочные самолеты, самолеты радиоэлектронной борьбы и вертолеты.
Однако перед Поднебесной стоят очень серьезные проблемы военно-технического характера.
«Ляонин» оснащен паротурбинной энергетической установкой, а это – вчерашний день. Разработка для авианосцев ядерной энергоустановки займет немалое время. Поэтому китайские авианосцы первых проектов, оснащенные двигателями предыдущих поколений, будут иметь ограничения по дальности хода и не смогут нести более 40 летательных аппаратов, что существенно меньше соответствующего показателя американских кораблей данного класса.
Кроме того, даже морально устаревший J-15, впервые поднявшийся с палубы в воздух в 2009 году, примут на вооружение не раньше 2014 года. Следовательно, в ближайшие годы, если не десятилетия (учитывая время, необходимое для разработки, доводки и начала серийного производства новых авиакомплексов) у Китая не будет палубного истребителя, способного на равных бороться с аналогичными летательными аппаратами морской авиации Штатов.
По данным известного военно-морского эксперта Ю.В. Ведерникова, до 2007 года осредненное стандартное водоизмещение единицы корабельного состава ВМС НОАК составляло порядка 1000 тонн, а средняя численность экипажа – 68 человек, что свидетельствовало о «прибрежном» характере китайского флота в целом. В структуре боевого состава количественно преобладали малые надводные корабли, ракетные и патрульные катера. Их удельный вес составлял 51.9%, на их долю приходилось примерно 20% противокорабельного ракетного потенциала ВМФ. Корабли морской зоны – эсминцы, фрегаты и подводные лодки – составляли 4.7, 7.9 и 13.8%, соответственно. Кроме того, китайский флот был обеспечен кораблями современных конструкций всего на 19.4%. Боевой авиационный состав ВМС НОАК на 82.7% был представлен самолетами устаревших моделей.
В целом к концу 2006 года китайский флот сохранял боевую структуру, ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах (до 500 миль). Но уже за 6 следующих лет ВМС КНР существенно увеличили свою оперативно-тактическую дальность – от 500 до 1000 миль.
В настоящее время АУГ американского флота создают реальную угрозу для прибрежной территории Китая. В случае конфликта США может нанести массированный удар палубной авиацией и крылатыми ракетами морского базирования из акваторий восточнее Лусона и островов Рюкю, при этом надежно прикрывая Тайвань. У Китая нет тактического ядерного оружия, поэтому при отражении потенциальной угрозы со стороны авианосных групп США он силами всех своих ВМС может в лучшем случае сорвать удар одной-единственной АУГ.
Китай обладает достаточно мощными противокорабельными системами наземного базирования, однако флоту, прижатому к береговой линии, они серьезно помочь не смогут.
К 2020 году ВМФ НОАК пополнится 70-ю обычными и атомными ударными подводными лодками, 84-ю эсминцами и фрегатами, двумя авианосцами и большим количеством менее крупных кораблей.
Однако новопостроенным кораблям и их вооружению следует пройти проверку на многочисленных учениях и стрельбах. Моряки должны часто выходить в море, нарабатывая необходимые навыки и умения. Но если для их американских коллег напряженный график тренировок и походов давно стал привычным делом, то китайцы проводят такого рода действия лишь спорадически. Длительное пребывание на базах, прерываемое редкими и непродолжительными походами, не обеспечивает должного уровня тактической и технической выучки. Первое в истории ВМС КНР кругосветное плавание по морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов китайская эскадра совершила лишь однажды, в 2002 году.
Тем не менее, как считает профессор Военно-морского колледжа в Ньюпорте Джеймс Холмс, если в следующем десятилетии Китай будет действовать более активно, а корабли и оперативные соединения ВМФ НОАК станут выходить в море на недели и месяцы, то они превратятся в мощную силу, тем более, что в наступившем тысячелетии в КНР строятся корабли преимущественно морского и океанского классов.
С учетом темпов военного строительства КНР, можно предположить, что уже к 2020 году в западной части Тихого океана китайский флот будет уступать только американскому. Создание нескольких авианосцев существенно поднимет его боевой потенциал в целом. Благодаря им Китай может стать региональной сверхдержавой.
По поводу того, сколько авианосцев в конечном итоге нужно Китаю, существует несколько мнений. Наиболее популярна точка зрения, что 5–6 кораблей данного класса КНР будет вполне достаточно.
Военно-морская доктрина КНР разрабатывается с конца 1980-х годов и официально принята в 1995 г. В ее основе лежит «Стратегия активной обороны», которая предусматривает создание ВМФ и поддерживающих его военно-воздушных сил, способных отразить агрессию со стороны моря и нанести превентивные удары, в т.ч. на океанском театре военных действий. На 1-м этапе, до начала XXI века, предполагалось создать группировки, способные поддерживать благоприятный оперативный режим в пределах зоны, ограниченной так называемой «первой цепью островов». Это острова в акватории Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей, а также Рюкю и северные острова Филиппинского архипелага. На 2-м этапе, до 2020 года, планируется усилить флот так, чтобы он мог осуществлять оперативные действия в пределах «второй цепи островов». Это Хоккайдо, Курилы, острова Нампо, Марианские и Каролинские, Новая Гвинея, а также акватории Индонезийского архипелага, Японского и Филиппинского морей. На 3-м этапе, до 2050 года, КНР намеревается создать флот, способный решать задачи в любом районе Мирового океана. При этом ВМС Китая должны еще эффективно обеспечивать интересы страны, связанные с безопасностью судоходства и разработкой морских и океанских ресурсов.
Отметим, что 1-й этап подготовки к осуществлению «Стратегии активной обороны» был Китаем успешно выполнен.
В настоящее время китайский военный флот не способен оказать серьезное сопротивление американским ВМС. Однако со временем он будет в состоянии нанести им серьезный и даже критический для продолжения конфликта урон. Не будем забывать, что США никогда, по крайней мере, за своими границами, не станут сражаться «до последнего солдата».
Наращивание военно-морской мощи позволит Китаю обозначить свое присутствие не только в Тихом, но и в Индийском океане, через который из Персидского залива идут поставки углеводородных ресурсов. Пока Пекин не видит необходимости выходить за пределы Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. То, что интересует Китай, по словам Си Цзиньпина, находится в Азии. Но не будем забывать о 3-м этапе «Стратегии активной обороны». Не будем также забывать об интересах Пекина в Африке, Латинской Америке и в Арктике.
Однако для того, чтобы сделать свои ВМС флотом мирового уровня, Китаю необходимо добиться в АТР существенных геополитических изменений. Речь, прежде всего, идет о возвращении себе острова Тайвань. Это стратегическая цель китайской дипломатии. Подчеркиваю – именно дипломатии. Военным путем тайваньскую проблему надлежащим образом не решить. Усилия китайской дипломатии на данном направлении вряд ли увенчаются успехом ранее середины века.
При сохранении позитивных тенденций в социально-экономическом развитии КНР можно предположить, что в 2030-е годы китайский флот достигнет паритета с американским в морской оперативной зоне, а в 2040-е сможет побороться с ним уже на просторах западной части Тихого океана. И только к середине века, если к этому времени будет решена проблема Тайваня, ВМС Китая смогут бросить военно-морским силам США глобальный вызов.
[1] «Ляонин» переделан из купленного у Украины авианесущего крейсера «Варяг».