От редакции. Сегодня, 26 марта 2013 года, руководство Северной Кореи приказало привести вооруженные силы республики и, в частности, ее ракетно-артиллерийский комплекс в состояние боевой готовности с целью подготовки возможного удара по территории США и Южной Кореи. Ситуация в очередной раз обостряется, и хотя и на этот раз скорее всего, дело ограничится шантажом, рано или поздно у одной из сторон противостояния могут сдать нервы. Во всяком случае, очевидно, что нерв мировой истории вновь передвигается на Тихий океан. Возможности мирного или же военного развития событий в регионе анализирует постоянный автор портала Terra America историк и публицист Светлана Лурье.
* * *
Америка пошла на отчаянный шаг. Фактически она отказалась от Европейской системы ПРО. Компоненты ПРО, которые она в Европе оставляет, помогут ей в случае угрозы со стороны Ирана, если таковая возникнет.
От тех же компонентов, которые были направлены против нас, она таки отказалась. «Мы планировали разместить в Польше дополнительные перехватчики − так называемые SM-3 IIB ... Мы больше не намерены размещать их там», − прокомментировал заявление министра обороны США Чака Хейгела его первый заместитель по военно-политическим вопросам Джеймс Миллер. Не по доброте к нам идет Америка на такие «жертвы». Ей срочно нужны деньги − очень много денег. Они пойдут на сооружение 14 дополнительных перехватчиков на Западном побережье США. Еще Америка ускорит строительство второго радара в Японии.
США впервые столкнулись с угрозой, которую считают действительно реальной, и эта угроза исходит от КНДР.
Да и только ли от КНДР непосредственно? Северная Корея движется семимильными шагами к созданию компактных ядерных боеголовок и баллистических ракет дальнего радиуса действия. И ей тоже срочно нужны деньги, а раз так, то и новые средства шантажа, поэтому она будет, предполагают эксперты, торговать ядерными технологиями не задорого и направо, и налево.
Самое страшное, что КНДР уже не остановить, хуже того − она уже и сама остановиться не может. Поезд несется вперед, потеряв управление. И вопрос только в том, во что он врежется и какой кому будет от этого ущерб.
Америка и ООН ничего с КНДР поделать не могут. Южная Корея и Япония − и подавно. Россия, если быть честными, и вовсе стоит от проблемы в стороне. Представляется, что только Китай может, если он захочет, реально спасти мир от катастрофы. Но чрезвычайно затратным для себя образом.
Известный кореевед Андрей Ланьков предполагает, что если Китай введет в Северную Корею войска, то корейцы не окажут ему сильного сопротивления, в отличие от войск любой другой страны. Ланьков полагает, что Китай тайно готовится к такому шагу, если альтернативы не будет, но ему очень не хочется расхлебывать ту кашу, которая при этом заварится. И так ли уж ничтожны риски для Китая в случае вооруженного вмешательства?
Для Америки китайский вариант крайне неприятен − он усилит мощь ее соперника. Но что ей останется делать, если все другие варианты сопряжены с огромными опасностями и грозят масштабнейшим конфликтом, в который она сама неизбежно будет вовлечена, и потери в котором заранее расцениваются как неприемлемые?
Как же сложилась такая патовая ситуация?
* * *
Начнем анализ с ситуации в самой Северной Корее. Почему она не может остановиться в своей ядерной гонке?
Одна причина лежит на поверхности. КНДР зашла слишком далеко, слишком разозлила Америку, чтобы поверить, что будет прощена. Конечно, Америка сейчас рада пообещать ей что угодно в обмен на честное обещание отказаться от своей ракетно-ядерной программы. Но не так ли поступил в свое время и Муаммар Каддафи, свернувший свои ядерные разработки в обмен на полноправное вхождение в мировое сообщество, на установление добрых дипломатических отношений. Известно, чем он закончил.
Кто-нибудь посмел бы не на словах, а на деле вмешаться в поднятый против него мятеж, обладай он ядерным оружием? Запад поистине не понимает, что порой творит, какие примеры подает, и на что своих недоброжелателей провоцирует. Еще до начала иракской войны, когда только Джордж Буш-младший заговорил о «странах-изгоях», было распространено мнение, что в страны, действительно обладающие ядерной бомбой, Штаты не сунутся.
Ливийская война и убийство Кадаффи убедили мир в этом окончательно, подстегнув и северокорейскую ядерную программу.
Вторая причина лежит в менталитете северокорейцев. Она вытекает из идеологии чучхе, основанной на крайнем национализме. Он выражается в стремлении к максимальной государственной мощи, желании всего достичь самим и стать одной из выдающихся держав мира. А для этого − все средства хороши, и военная мощь − прежде всего. Что с того, что народ голодает? Другое дело, что постоянно недоедающие люди могут просто не потянуть строительство современной военной машины.
Остается найти способ пропитания масс. Мораль чучхе тут допускает любые средства, оправдывающие цель. И такое средство северокорейское руководство нашло – это шантаж.
Вот и третья причина, по которой КНДР не может остановиться. К ядерной программе КНДР присматривалась еще в шестидесятые годы, но без особого интереса. Ради справедливости следует сказать, что ядерную гонку на Корейском полуострове начала не она. В 1970-ые годы ядерные разработки активно вела Южная Корея. Тут северяне и спохватились. Однако на южан Америка надавила, и они свернули свои работы, а на северян тогда она влияния не имела. Да и никто не имел. В те годы КНДР умело маневрировала между СССР и КНР, играя на их противоречиях, и вытягивала материальную помощь и у тех, и у других.
Потом Советский Союз развалился, а Китай пошел своим путем, отказавшись от маоизма. Продолжать угрожать СССР, что КНДР примет маоизм, а Китаю, что встанет на сторону Союза, стало невозможно. А тут еще подкатил страшный голод середины 1990-ых, вызванный природными катаклизмами в Северной Корее. Нужно было искать выход. А выход в случае КНДР – новый предмет шантажа.
Вот тут то и пришлась ко двору ядерная программа. Трудно сказать, ставили ли северные корейцы изначально перед собой цель действительно создать ракеты и ядерные боеголовки, способные поразить материковую часть США, или их планы еще так далеко не заходили, но КНДР поняла, что способна регулярно создавать мировые кризисы и в качестве отступных брать материальную помощь. Ядерная или ракетная сенсация, испуг мирового сообщества, обещание свернуть программу в обмен на материальную помощь.
Потом немного выждать и тот же сценарий запускать по новой. Так Северная Корея протянула с десяток лет, уже не голодая и даже подняв немного свой экономический уровень.
* * *
Все это продолжалось, пока мир не подошел к осознанию, что «пряниками» КНДР не усмиришь. Сегодня уже вряд ли кто поверит Северной Корее, что она откажется от новых ядерных испытаний, если прислать ей очередную партию продовольствия. Эксперты полагают, что Северная Корея попытается заняться шантажом на ниве распространения ядерных и ракетных технологий. Может быть, так она протянет еще несколько лет.
Есть еще одна причина, почему Северная Корея не может свернуть свою ядерную программу − внутриполитическая. При северо-корейском тоталитарном режиме в стране не существует даже намека на протестное движение.
Во-первых, любой диссидент в КНДР немедленно будет расстрелян. Даже за «неправильные мысли» там дают тюремный срок. Во-вторых, жители Северной Кореи и сами не рвутся протестовать. В идеологии чучхе очень много от конфуцианства с его возвеличиванием государства и уравнительными принципами.
Поэтому тотальный государственный контроль и распределение товаров и продуктов по карточкам воспринимается северокорейцами как нормальное явление. В целом оно совпадает со средневековыми крестьянскими идиллиями. Никакого иного общества жители Северной Кореи и не хотят. Лишь бы товаров и продуктов было побольше. Последние годы они живут по их собственным представлениям вполне хорошо, не голодают, карточки вновь стали отоваривать, государство дозволяет мелкий бизнес и мелкую торговлю.
И тем не менее, легитимность северокорейского государства может быть в любой момент поставлена под вопрос. Если до недавних пор жителям КНДР было не с чем сравнивать свое материальное положение, связи с внешним миром не было, информация о Южной Корее до них не доходила (радиоприемники дозволялись только запломбированные и настроенные исключительно на официальные каналы – иначе тюремный срок), то теперь ситуация изменилась. Через китайскую границу, через которую обильно идет контрабанда, в КНДР обильно проникают записи южнокорейских «мыльных опер», так полюбившихся северянам, новости и слухи.
И хотя в Пхеньяне привыкли полагать, что в кино бытовые условия приукрашиваются, в целом официальный миф о том, что южане прозябают в несказанной нищете, а северяне в сравнении с ними – богачи, рушится. Этот процесс необратим, правительство со всем его аппаратом контроля и репрессий здесь бессильно, а потому власти давят на другие точки, которые возбуждают у северокорейцев гордость за свою страну.
Южным корейцам так и не удалось запустить спутник, а северные вошли в клуб мировых космических держав. И хотя международные эксперты, исследовавшие упавшие в море ступени ракетоносителя, сообщили, что конструкция весьма примитивна и сварена почти что вручную, но она все-таки вынесла спутник на орбиту. Значит соответствующие технологии в КНДР лучше, чем в РК. Каждый запуск ракеты, каждое ядерное испытание пробуждает гордость северян.
* * *
Ракетно-ядерная программа стала незаменимым средством внутренней пропаганды. И тем более это важно сейчас, когда к власти пришел молодой лидер Ким Чен Ын. Фигура его до сих пор вызывает много вопросов. За первый год своего правления Ким Чен Ын произнес две публичные речи, тогда как Ким Чен Ир, его отец, всего одну за весь свой срок у власти.
Вступая в противоречие с северокорейской традицией, Ким Чен Ын стал появляться на публике с женой − симпатичной Ли Соль-джу, дозволил − и сам с женой лично посетил − выступление новой эстрадной группы «Моранбон», состоящей из девушек в европейской одежде весьма смелой по северокорейским понятиям и исполнявших современные американские песни.
Ким Чен Ын сменил всю верхушку армии – специалисты полагают, что тем самым он попытался снизить ее роль, подчинить Трудовой партии, которую возглавляет. И самое главное − заявил о грядущих реформах: крестьяне, пообещал он, смогут оставлять себе 30% урожая, а заводы сами назначать цены на свою продукцию и оставлять себе 50% прибыли. Это было объявлено в июле, но пришла осень, и крестьянам объяснили, что в связи с трудностями в стране нововведения откладываются, а разговоры о реформах в промышленности стихли сами собой.
С конца сентября жена Ким Чен Ына не появляется на публике, а «Моранбон», хотя и не исчез, но девушки отныне выступают в стилизованной военной форме и поют патриотические песни. Теперь специалисты гадают, что произошло.
Смене курса предшествовал визит дяди Ким Чен Ына влиятельного политика Чан Сон Тхэка в Китай, откуда он вернулся с пустыми руками. Китаю надоело спонсировать соседей или он не хочет реформ в КНДР? Во всяком случае, то ли у нового лидера не хватило денег на реформу, то ли он испугался, как испугался когда-то его отец, тоже начавший кое-какие преобразования, открыв дорогу мелкой торговле и предпринимательству и преобразовав колхозы в семейные предприятия.
Испугаться есть чего. Если в стране развернется рынок, как ни старайся, некоторой свободы информации не избежать. А это значит, что люди в стране узнают, что их десятилетиями обманывали относительно Южной Кореи, которая по северокорейским меркам утопает в роскоши. А вот именно этой лжи, считают корееведы, народ своим властям не простит, и легитимность государства рухнет. Правящая династия и весь ее клан будут сметены, повешены на фонарных столбах. А далее воцарится хаос.
Поэтому, говорят эксперты, несмотря на то, что власти Северной Кореи понимают необходимость реформ − люди они прагматичные и неглупые, но они и боятся реформ как огня.
Если же Ким Чен Ын нацелился на реформы, чего некоторые аналитики все-таки не исключают полностью, то он должен прежде всего позаботится о личном авторитете. А как об этом можно позаботиться лучше, чем не успехами в ракетно-ядерной программе. Вот молодой лидер и прикладывает все свои силы к достижению все новых успехов на этом поприще.
Так что как ни посмотри, Северной Корее от ракетно-ядерной гонки никак не отказаться. Им не на что ее менять. Такова теперь их судьба – идти до конца, а там − как «кривая вывезет».
* * *
Соседи КНДР хорошо это понимают, и все они − и Китай, и Южная Корея, и Япония − заинтересованы в сохранении статус-кво. Никто из них нынешнюю КНДР не боится, хотя порой и делают вид, что пугаются. В действительности же боятся они реформ в КНДР, за которыми может последовать хаос.
Особенно очевидно это (хотя может показаться неожиданным) в случае с Южной Кореей. Южане, как и северяне, очень любят говорить об объединении двух Корей. Сейчас две Кореи официально находятся в состоянии войны, поскольку боевые действия между ними закончились в 1953 году не миром, а всего лишь временным перемирием. Обе Кореи − Южная не исключение − постоянно провоцируют друг друга, между ними не редкость локальные перестрелки.
Сейчас Северная Корея в очередной раз заявила, что отказывается от перемирия и отключила телефон экстренной связи между правительствами двух Корей, пятый раз за историю. Обе Кореи регулярно проводят военные учения на границе, причем Южная − совместно с Соединенными Штатами. КНДР грозится начать обстрел островных территорий, принадлежащих РК. Если бы это было в первый раз, то, казалось бы, что война если и не неминуема, то очень вероятна. Сейчас же уже давно никто ничего не боится. Привыкли.
А разговоры об объединении двух Корей идут своим чередом. Проводившаяся с 1998 по 2008 в Южной Корее «Политика солнечного тепла» по отношению к Северу, подразумевала мирное сосуществование двух Корей и их тесное экономическое и культурное сотрудничество, примирение и взаимодействие и, в конце концов, объединение. Но это были лишь слова. Мирное объединение в федерацию или конфедерацию оставалось невозможным как минимум из-за нежелания обоих режимов делиться властью в будущем с федеральным или конфедеративным парламентом. На Юге в два раза больше жителей и депутатов в объединённом парламенте тоже должно быть больше, что никогда не устраивало Север. Пока умолчим о других причинах, по которым мирное объединение двух Корей невозможно.
Однако в 2007 году, после визита президента Республики Корея в КНДР, Северная и Южная Корея совместно обратились в ООН с просьбой содействовать объединению Кореи. В августе прошлого, 2012 года, тогдашний президент Ли Мён Бак сказал, что «объединение − это горячая мечта всего нашего народа», и что «достижение объединения является завершением возрождения независимости страны». Более того, он даже предложил создать специальный денежный фонд, средства из которого должны пойти на поддержку объединения страны.
А Ким Чен Ын? Решение этого вопроса «не терпит никакого отлагательства», как пишет Ким Чен Ын в опубликованной в 2012 году теоретической работе под названием «Давайте на практике осуществим патриотические идеи Ким Чен Ира и продолжим строительство процветающего государства». В ней он призвал всех корейцев, проживающих на Севере, Юге или за рубежом, «активно включиться в справедливую борьбу за объединение нации». Темы объединения разделенной страны Ким Чен Ын коснулся и в новогоднем обращении к народу. Но никакой реальности за словами молодого лидера не стоит. Хотя бы по той причине, что по законам Южной Кореи граждане Северной являются автоматически и ее гражданами, и сам Ким Чен Ын, и весь его клан будут отвечать за свои деяния по законам Южной Кореи, которые очень суровы.
Между прочим, за один факт симпатии к Северной Корее в Южной полагается немалый тюремный срок.
Здесь стоит заметить, что южные корейцы желают объединения все меньше и меньше. По данным Андрея Ланькова, только те, кому за 50 в половине своей или даже чуть больше, хотят объединения. Те, кому 20, в большинстве своем против объединения, и цифра тех, кто против каждый год растет.
Еще бы! По самым скромным расчетам, объединение будет стоить Южной Корее 1 триллион долларов, большая часть этой суммы ляжет на налогоплательщиков. А ведь северяне для южан практически странный, чужой уже народ, избравший странную судьбу. Да и северянам в объединенной Корее придется несладко. Там они будут гражданами «третьего сорта». Возможно, со временем, объединенная Корея превратится в мощную державу, превзойдет Японию, но на это уйдут десятилетия.
Так что, мирный вариант объединения отпадает, а о военном мы поговорим ниже. Пока скажем о самом вероятном варианте, о случае, если в КНДР воцарится хаос. Для Юга это будет тоже катастрофой. Массы голодных неприкаянных беженцев. Это при том-то, что и сейчас, когда в Южной Корее тысячи-десятки тысяч беженцев из КНДР, она принимает их крайне неохотно, а сами южане смотрят на них косо, как на еще одних претендентов на социальные пособия.
Поэтому Южная Корея заинтересована в стабильности Северной любой ценой. Если северянам для этого нужны ракетно-ядерные «игрушки», то, что делать? Приходится смиряться.
* * *
Япония смотрит на перспективу объединения двух Корей с нескрываемым ужасом. Она сознает, что могущество нового государства может превзойти ее собственное могущество. И это при том, что отношения Японии с Южной Кореей обострены, порой до предела. Между странами существует территориальный спор из-за двух скалистых островков в Японском море, которые корейцы называют Токто, а японцы – Такэсима. В их прибрежных водах много рыбы, а также еще не до конца разведанные полезные ископаемые. Летом 2012 года тогдашний президент Южной Кореи Ли Мен Бак посетил острова, что вызвало бурную реакцию в Японии, отозвавшей из РК своего посла. (Тогда северные корейцы поддержали южных.)
Надо добавить, что корейцы не простили японцам годы колониального правления, ненавидят их и до сих пор требуют извинений, причем лично от японского императора. (Северные корейцы вдобавок требуют еще и контрибуцию.) Да и вообще корейцы – крайне националистическая нация. Они имеют территориальные претензии к Китаю (в зависимости от настроения, требуют часть Манчжурии или ее целиком), к Японии (острова Токто) и к России (остров Ноктундо, площадью около 30 квадратных километров, находящийся в нижнем течении пограничной реки Туманная − корейцы называют ее Туманган).
Остров Ноктундо отошел к России в 1860 году по Пекинскому договору между Российской и Цинской империями. Правда, острова как такового там уже нет: когда-то его от левого, российского берега реки отделяла неширокая протока, но она давно заилилась, так что бывший остров слился с материковой частью российского берега. Справедливости ради следует сказать, что хотя официально территориальные требования к России не сняты, о них в Корее практически не говорят.
Для России объединенная Корея может быть даже выгодна, как аргумент в спорах с Японией, тогда как для Японии она станет монстром. Поэтому и для Страны восходящего солнца выгоден статус-кво, и она готова терпеть «шалости» Северной Кореи. Ее Япония, как и Южная Корея, не боится. Она к ней привыкла и терпит как меньшее зло. Пока же Япония и Южная Корея больше озабочены созданием американского «ядерного зонтика» над своими территориями. Но это пока.
Что до Китая, то и ему объединенная Корея кажется крайне непривлекательной. Ее образование будет означать создание американских баз у самых китайских границ (и российских границ, надо заметить в скобках, тоже), а отношения между Америкой и Китаем становятся все обостреннее. Хаос же в КНДР приведет к огромному потоку беженцев в Китай и создаст ему большую головную боль.
До сих пор говорилось, что Китаю тоже выгоден именно статус-кво в Северной Корее. Но что-то в политике Китая изменилось. Во-первых, в августе он отказал КНДР в ожидавшейся от него материальной помощи. То ли потому, что Китай не хочет вообще никаких реформ. То ли, наоборот, потому, что Северная Корея не захотела проводить реформы. То ли потому, что не захотела проводить реформы по китайскому образцу, склоняясь к вьетнамскому[1].
Кроме того, Китай впервые поддержал в Совбезе ООН ужесточение санкций против КНДР. Более того, в этом марте он вместе с Америкой выступил соавтором резолюции Совбеза за номером 2094. Но пока мотивация Китая остается загадкой.
Но что за санкции? Резолюция касается ограничений на деятельность северокорейских дипломатов, денежные переводы, а также доступа к предметам роскоши. Документ предусматривает, что будут заморожены банковские счета и введен запрет на заграничные поездки трем людям и двум компаниям, связанным с военной промышленостью КНДР.
Нанесут ли эти санкции какой либо ущерб ракетно-ядерным программам Северной Корее или ее промышленности? В условиях идеологии чучхе КНДР создала систему, которая не связана ни с какими другими странами. Она самодостаточна. Ее международные банковские обороты (главным образом с Китаем) так малы, что эксперты говорят: корейцы легко обойдут санкции, перейдя на расчеты в наличной волюте.
Единственное средство, на которое мировое сообщество теоретически может пойти, это прекратить в страну продуктовые поставки. Это грозит голодом. Но остановит ли это ракетно-ядерную программу КНДР? Правители страны мало заботятся о своем населении. Даже если несколько сотен тысяч человек погибнет, власти ни на шаг не отступятся от своей программы.
Кроме того, санкции, ударяющие по населению и части элиты, обычно рассчитаны на то, что они вызовут народное движение, которое все настойчивей будет требовать от властей изменения политики. Такой сценарий можно ожидать даже в Иране. Но в КНДР протестное движение невозможно в принципе, оно грозит массовыми расстрелами. Так что сколь угодно жесткие санкции на Северную Корею не подействуют.
Мы уже говорили о том, что «пряники» КНДР ничего не дают, но ничего не даст и «кнут». Между тем ракетно-ядерная программа Северной Кореи вышла на накатанную колею и будет скорее всего успешно развиваться. Хуже того, если до сих пор корейцы использовали для своих ядерных зарядов плутоний, запаса которого в стране мало, то в последнем ядерном испытании был использован уран, месторождениями которого КНДР богата.
* * *
Эксперты говорят, что правящий клан в Северной Корее состоит из вполне трезвомыслящих и неглупых людей, и сколько бы они ни запугивали «империалистов», первой ядерное оружие страна не применит. Но это верно в том случае, если не произойдет какой-либо неожиданности. А при постоянном взаимном провоцировании двух Корей, такая неожиданность возможна.
Сейчас пока у Северной Кореи нет ядерных боеголовок, на их разработку уйдет еще некоторое время, да и ракет, способных достичь материковой части США, у Кореи нет. Но мы не знаем, с какой скоростью развивается ракетно-ядерная программа КНДР. И с какой скоростью развивается программа ПРО Соединенных Штатов.
Поэтому напрашивается вывод: Америка, если хочет обезопасить себя, должна начать войну сейчас, пока Корея остается безъядерной. Но возможен ли такой сценарий?
Армия КНДР насчитывает 1 115 000 человек и является четвёртой по величине в мире после Китая, США и Индии, и это при численности населения в 24 миллиона человек. В резерве насчитывается около 7,7 миллионов человек, 6,6 миллионов из которых составляют так называемую Рабоче-Крестьянскую Красную Гвардию.
Южнокорейские вооруженные силы (около 700 тысяч человек) уступают в численности ВС КНДР, но это компенсируется технологическим превосходством. Северная Корея имеет существенное превосходство по количеству вооружений и военной техники сухопутных войск, прежде всего по числу артиллерийских стволов – их у нее около 20 тысяч. Правда, все образцы либо советские 1960–1970-х годов, либо их китайские и местные копии.
По количеству современных образцов преимущество на стороне Южной Кореи. Боевых самолетов в распоряжении Пхеньяна и Сеула примерно поровну (по 600 единиц), но вот что касается новых машин, то здесь подавляющее превосходство у южан.
По количеству подводных лодок преимущество пока у северян, но качественное превосходство опять же на стороне южан. Впрочем, у северян есть еще несколько десятков малых подлодок для диверсионных операций. По крупным надводным кораблям превосходство Республики Корея над КНДР (и количественное, и качественное) настолько велико, что нечего и сравнивать.
Зато у северокорейских ВМС существенно больше боевых и десантных катеров, что, учитывая гидрографические условия, благоприятствующие действиям легких сил, создаст в случае войны существенное напряжение для южнокорейского флота.
Морально-психологическая подготовка личного состава вооруженных сил сторон, видимо, находится примерно на одном уровне. Да и уровень боевой подготовки примерно одинаков. Считается, что вооруженные силы Южной Кореи вполне способны успешно оборонять свою страну, но вряд ли им окажется по плечу задача полного разгрома северокорейской армии и овладения территорией КНДР. Верно и обратное. По сути, между двумя государствами имеет место ситуация «стратегического пата», когда ни одна из сторон не способна поставить на колени противника.
Конечно, ситуация меняется при совместном ведении боевых действий вооруженными силами Республики Корея и США. По данным Би-Би-Си, у Америки в Южной Корее 1 дивизия (2-я пехотная, находящаяся там со времен Корейской войны), 1 бригада армейской авиации, 4 эскадрильи ВВС, более 100 танков, около 250 БМП и БТР, около 50 артиллерийских систем, около 100 боевых самолетов. 2-я пехотная дивизия дислоцирована у границы, разделяющей Северную и Южную Кореи. Основная задача дивизии, в случае необходимости, сдержать вторжение, подобное тому, с которого в 1950 году началась Корейская война − хотя бы до подхода резервных сил. Она должна будет встать между одной из крупнейших армий мира и примерно 25 миллионами жителей Большого Сеула, расположенного лишь в нескольких десятках километрах к югу.
Следует представить, на какие жертвы должны будут пойти американцы и задаться вопросом, захотят ли они идти на такие жертвы.
Боевые качества солдат из стран Восточной Азии традиционно очень высоки, по данному показателю они вполне сравнимы с военнослужащими лучших европейских армий и на порядок превосходят коллег из арабских стран. В случае с КНДР данный фактор усиливается продолжающейся более полувека тотальной пропагандой в сочетании с абсолютной закрытостью северокорейского общества. Aрмия КНДР будет воевать с фанатичным упорством.
Еще одним характерным признаком восточноазиатских армий вообще и северокорейской в особенности является абсолютная нечувствительность к собственным потерям, то есть сопротивление будет продолжаться буквально «до последней капли крови». При этом со стороны северокорейцев возможно массовое применение смертников на суше, на море и в воздухе. Они будут подрывать бронетехнику, корабли в прибрежной зоне, да и северокорейскими камикадзе могут быть использованы наиболее устаревшие боевые самолеты.
Сайт nvo.ng.ru/concepts так описывает особенности ведения войны северокорейской армией. Важнейшим условием станет максимальное использование географических условий. Можно сказать, что КНДР самой природой идеально приспособлена для обороны. Почти 75% территории страны занимают горы. Они выступают не только естественными оборонительными рубежами, чрезвычайно затрудняющими использование как наземной техники, так и авиации наступающей стороны, но и естественными укрытиями для войск и промышленных объектов.
Кроме того, сразу после окончания войны 1950–1953 годов в КНДР началось массовое строительство тоннелей и укрытий, глубина которых достигает 80–100 метров. Поражение подобных объектов не только с помощью обычного оружия, включая высокоточное, но и ядерных зарядов малой и средней мощности крайне затруднено. Эффективным может быть только прямое попадание во вход тоннеля, однако, чтобы его достичь, надо знать его точное место, причем таких входов, как правило, несколько. И они прекрасно замаскированы, часто расположены в «мертвых зонах» для авиационных средств поражения.
В таких тоннелях, естественных и искусственных пещерах способны укрываться крупные воинские подразделения, оснащенные в том числе и бронетехникой, а также предприятия ОПК и ядерного комплекса. Благодаря использованию подземных укрытий эффективно обезоруживающий воздушный удар против КНДР становится чрезвычайно сложным, если вообще возможным.
Подземные укрытия и тоннели могут служить северным корейцам не только для обороны, но и для наступления. Значительное количество таких тоннелей шириной несколько десятков метров (что обеспечивает проход по ним бронетехники) в мирное время вырыто под демаркационной линией на 38-й параллели и имеет замаскированные выходы на территории Республики Корея. С их помощью предполагается нанести внезапный удар в тыл южнокорейским и американским войскам, находящимся в приграничной зоне. Часть этих тоннелей обнаружена и уничтожена южнокорейской армией, однако их общее число неизвестно.
Особенности морского побережья КНДР чрезвычайно затрудняют высадку морских десантов. Небольшие глубины и сложные фарватеры способствуют широкому и успешному применению минного оружия, а гористое побережье очень осложняет десантирование, кроме того, позволяет построить большое количество хорошо замаскированных береговых артиллерийских и ракетных батарей, которые при этом прикрыты средствами ПВО.
Подавление береговых батарей ударами с воздуха затруднено из-за их расположения в хорошо замаскированных и защищенных скальных укрытиях. Не должно быть сомнений, что за прошедшие полвека ВС КНДР очень хорошо подготовились к противодесантной обороне во всех возможных местах высадки.
На территории, занятой американскими и южнокорейскими войсками, развернутся активные партизанские действия, а система подземных укрытий позволит целым северокорейским соединениям применять партизанскую тактику, внезапно появляясь в тылу противника и действуя по принципу «удар – отход». Даже если северокорейские военно-воздушные силы в первые дни войны удастся уничтожить, наземные средства ПВО КНДР несомненно будут создавать постоянные проблемы для ВВС и особенно для армейской авиации противника. КНДР имеет до 10 тысяч переносных зенитных комплексов и не менее 11 тысяч зенитных орудий. К тому же несчетные подземные укрытия северокорейских войск во многом обесценят господство американской и южнокорейской авиации в воздухе: она будет физически не способна реагировать на каждое появление врага в буквальном смысле из-под земли.
Поэтому даже при самом благоприятном для американо-южнокорейских сил развитии событий темп потерь будет как минимум на порядок выше, чем у американцев и англичан во время последней войны в Ираке, а продолжительность кампании заведомо составит несколько месяцев, а то и лет.
Таким образом, Соединенным Штатам грозят, по мнению некоторых экспертов, потери в десятки тысяч человек.
При этом американской группировки, дислоцирующейся в Южной Корее, совершенно недостаточно для ведения полномасштабной войны против КНДР. Придется задействовать и другие силы, размещенные на Тихоокеанском театре военных действий.
Таким образом, речь идет о серьезной войне, к которой американцы морально не готовы. Ситуация, можно заключить, патовая. Америка оказывается неспособной противостоять маленькой и нищей стране. В качестве «мирового жандарма» ее роль на этом исчерпывается. Не может быть в современном мире «жандарма», полностью выполняющего свои функции.
Монополярный миропорядок разрушается, многополярный на смену ему еще не выработался. Да и противостоять Северной Корее не в состоянии и все мировое сообщество.
А посему − Америка готовится защитить себя и своих союзников посредством системы ПРО (и то, если та к часу «Х» станет вполне уже развернутой). В противном случае, Америке придется упросить Китай исполнить операцию по нейтрализации Северной Кореи, что для США окажется крайне унизительным и стоить будет чрезвычайных моральных потерь. Ведь удачная операция по усмирению КНДР укрепит авторитет и мощь Китая в ущерб Америке. Для США и так уже очевидно, что Китай выступает ее конкурентом номер один.
С другой же стороны, если откажутся гордые американцы от услуг Китая, сколько таких «Северных Корей» расплодится по всему миру?
[1]«Китайская модель» − создание специальных экономических зон, как это принято в Китае. «Вьетнамская модель» − выборочное привлечение иностранных компаний. Некоторые аналитики полагают, что Ким Чен Ын отдает предпочтение «вьетнамской модели» – так больше возможностей держать ситуацию под контролем, не дать расползтись западной «заразе».