Terra America

03:13(МСК)
19:13(NY)
16:13(LA)
Гидры прошлого сильнее и ближе, чем мы думаем

Автор: Юлия Нетесова
Добавлено: 27.06.2014

Идеи
0
ком
Ирония как орудие Солидарности
Американский неопрагматизм в контексте российских религиозных исканий
Оцените этот контент
     

От университетcкой группы Terra America. Философия Ричарда Рорти (1931-2007 годы) – хорошее основание, чтобы еще раз указать на антагонизм между современной философией и христианской традицией в самом широком ее прочтении. После краха коммунизма очень многие наши соотечественники стремились доказать, что правильно понятый либерализм может и должен быть основан на правильно понятом христианстве: свобода перестает цениться как высшая ценность, не будучи осмыслена в залоге метафизического долженствования. В ином случае свобода вполне допускает отказ от себя. Между тем, тенденция к освобождению от любых религиозных предпосылок свободы, вполне актуальная для западной философии, входит в резонанс с настроениями молодого поколения отечественных интеллектуалов, в частности, представителей студенчества, которым мы постараемся и впредь давать слово на нашем сайте даже в том случае, когда их опыт и их жизненная позиция коренным образом расходятся с «практическим идеализмом», отстаиваемым членами нашей группы.

* * *

Подходя к написанию этой работы, я невольно задумался над тем, насколько уместным будет говорить о столь давней политической теории и особенно в тематике проекта Terra America. Мне показалось что тот либеральный дух, который сейчас особенно не в чести у нашей «общественности», и который пропитал, в том числе, и автора этих строк, либеральный дух, о котором говорил самый известный американский неопрагматист Рорти, является давно отжившим и не нужным на сцене мировой истории.

Я имею ввиду книгу Френсиса Фукуямы «Конец Истории и Последний Человек»[1], написанную в одно время с книгой Рорти «Случайность, Ирония, Солидарность»[2]. В этой последней книге изложены воззрения Рорти на развитие либерализма и либеральных (открытых) обществ Запада.

Фукуяма своим жестом стал глашатаем триумфаторов победителей «Империи Зла» и пророком постлиберального антиутопического общества без борьбы личностей и великих идей. То есть, с точки зрения Фукуямы, либеральная идеология была так сильна и привлекательна только, когда находилась в смертельной борьбе с другими идеологиями, а победив их, эта идеология стала могильщиком для самой себя, превратившись в постапокалиптическое (в историческом смысле) пространство затухания человеческого духа.

Примечательно, что книга Рорти и изложенные в ней идеи по своей тематике, конечно, тоже либеральные, отличает не фаталистическое самобичевание победителя, а скорее пересмотр неких либеральных ценностей с целью их обновления и улучшения, оптимистичный взгляд в будущее и осознание того, что ничего еще не закончено.

Именно этот задор философа, утверждающего, что либеральная утопия в ее нынешнем виде еще совсем не воплотилась и уж тем более не раздавила всех своих оппонентов, и показался мне достойной темой обсуждения спустя почти четверть века после публикации этой утопии.

Итак, переход к размышлениям и анализу этой утопии, к сожалению, невозможен без попутного изложения содержания книги Рорти, и я хочу сразу извиниться перед читателем за ненужную педантичность и хрестоматийность таких приемов. Собственно, идея Рорти (его либеральная утопия), как не сложно догадаться из названия, базируется на трех фундаментальных принципах: Случайность, Ирония, Солидарность. Все они так или иначе относятся и к общественному устройству будущей либеральной утопии, и к ее основному герою, а у утопии обычно есть свой герой (вспомним Че Гевару и Ленина), – либеральный ироник.

Первая категория, да простит меня Рорти за эту формулировку, вытекает напрямую из неопрагматистского отношения к предыдущей метафизике и, особенно, к философии истории как к явлению, отражающему какие-то крайне сомнительные и ненужные сущности, вроде абсолютного духа, совершенствования средств производства или невидимой десницы мирового творца.

«Отличие поиска оснований от попытки переописания олицетворяет собой отличие культуры либерализма от более старых форм культурной жизни. Ибо, в своей идеальной форме, культура либерализма представляла бы собой культуру совершенно просвещенную и секулярную… В такой культуре не осталось бы места представлению, что есть такие нечеловеческие силы, перед которыми люди должны держать ответ».

Для Рорти совершенно нет необходимости обосновывать появление такой идеи как либерализм неким абстрактным и оторванным от жизни фундаментом или жесткими тисками общественных отношений; он не видит ничего страшного в том, чтобы признать случайность возникновения либералов и их идей, спонтанность за неожиданной успешностью их политических программ.

Отличительной и крайне заманчивой чертой его «либеральничания» как раз и является отсутствие ее претензий на исключительность, на богоносность и историческую необходимость либеральной идеи; достаточно лишь указания на ее успешность и крайнюю эффективность на заре Нового Времени. Рожденная из хаоса возможностей она, как случайно найденная купюра на мостовой, может принести вам как вред, так и пользу в зависимости, конечно же, от ее применения. Принципиальным мне кажется понимание либеральной утопии и ее «ценности» как чего то случайного, как огня у первобытных людей, что очень легко потерять и трудно найти, особенно на примере истории нашей страны предыдущего века.

Вообще рортианский философский минимализм – попытка смены словаря старых политических теорий на новый, уже не включающий в себя понятия руководящей роли партии или божьей помазанности, достаточно примечателен – он как бы ищет новый способ рассмотрения мира (в политическом смысле), который уже просто не опознает объекты прошлого. То есть, в создании либерального утопического общества уже не будет дискуссии, стоит ли, например, возвращать некоторым городам их исторические названия или нет, сама повестка дня этого общества не будет включать этих терминов.

Второй черепахой будущего «общества не всеобщего благоденствия» является чужое для политики, да и для философии, точнее некоторых философов, слово – ирония. Здесь мы переходим к главному герою, обитателю будущего общества – либералу-иронику. Примечательно, что Рорти никогда не скрывал и не стыдился того, что он «постмодернистский буржуазный либерал» с тем лишь отличием, что кроме парламентаризма и рыночной экономики он добавлял еще слово ирония.

«Я буду называть “ироником” того, кто удовлетворяет трем условиям: (1) он всегда радикально и беспрестанно сомневается в конечном словаре, которым он пользуется в настоящее время, потому что на него уже произвели впечатление другие словари, словари, которые принимались за окончательные людьми или книгами, с которыми он столкнулся; (2) он признает, что аргумент, выраженный в его сегодняшнем словаре, не может ни подтвердить, ни разрешить этих сомнений; (3) поскольку он философствует о своей ситуации, он не думает, что его словарь ближе к реальности, чем другие, или что он находится в соприкосновении с силой, отличной от него самого».

Здесь конечно не идет речь о смехе, скорее это камень в огород тех философов, которые считали наступление буржуазного общества и морали обывателя неизбежным и бесповоротным итогом мировой истории. То есть, в основе либерального общества, максимально углубляя эту идею, ставится человек, чьи интересы превыше всего, с ограниченной ответственностью за свои слова и поведение, так как он всегда может ошибаться. Вообще, это скорее культурный критерий человека будущего, правило хорошего тона быть ироником, как например чистка зубов и хороший одеколон. Заметим, опять же, что важна скорее не его принадлежность к классу собственников или приверженность республиканскому строю, а образ мысли и поведения; задачей этого человека является саморазвитие, совершенствование себя. Парадоксально, что в этой политической утопии люди почти не интересуются политикой, не говорят на ее языке, не пользуются ее словарем.

Последней чертой является солидарность людей, ироников, случайная солидарность например на тему (предлагает Рорти) борьбы с жестокостью и насилием в обществе. Ради смеха можно себе вообразить ироника XXI века стендапера или блоггера, высмеивающего окружающих и иногда даже свое бессилие его (окружающее) изменить, хотя такое, конечно, среди интернет-общественности случается крайне редко.

Солидарность – это та скрепа, которая, во-первых, имеет определенную цель (прагматистские истоки) и, во-вторых, направлена на этические цели. Вообще, Рорти не понимает, почему борьба с насилием не может стать лучшей скрепой, чем например стояние в многотысячных очередях за сомнительными святынями или полное энтузиазма строительство ненужных дорог через пол континента. Великие цели и смыслы человеческих объединений чужды этому мыслителю, он все время настаивает, что ничего полезного и интересного в поисках запредельных смыслов не было и нет, что солидарность лучше всего строить на основе данности, например, на основе улучшения качества образования в учебном заведении или чистоты района, в котором ты живешь.

«Правильно понять лозунг “Мы имеем моральные обязательства перед людьми как таковыми” значит понять его как средство, напоминающее нам о том, что нам нужно продолжать пробовать расширить понимание нашего “мы” настолько, насколько мы можем. Этот лозунг подталкивает нас к дальнейшим экстраполяциям в направлении, которое устанавливается через определенные события прошлого – присоединение к “мы” семьи из соседней пещеры, затем племени на том берегу реки, потом племенного союза по ту сторону горного хребта, затем неверующих по ту сторону моря (и возможно, в конце концов, чернорабочих, которые все это время делали за нас грязную работу)… Мы правильно понимаем этот лозунг, когда побуждаем себя создавать более широкое понимание солидарности по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Мы понимаем его неправильно, когда побуждаем себя распознать такую солидарность как нечто, что существовало до того, как мы ее распознали».

Можно его упрекнуть в близорукости и нигилизме по отношению к великим идеям и целям, но эта солидарность на основе «малых дел» скорее похожа на попытку смотреть себе под ноги, а не за горизонт, дабы не свалиться в яму.

Приводимые Рорти примеры солидарности против жестокости среди литераторов, таких авторов как Набоков и Оруэлл, лишний раз показывают его чуждость старой традиции изучения солидарности по религиозным патриотическим или каким либо другим бутафорским мотивам.

Солидарность, как основная, связующая, нить между людьми у Рорти почти не очерчивается. Действительно, трудно было бы описывать какую либо конкретную солидарность среди хаоса случайностей и людей, занятых самоизменением, совершенствованием. Любая попытка, и с точки зрения логики Рорти она верна, ухватить эту солидарность ошибочна и преждевременна. Того, что она существует в либеральных обществах Европы Америки и Японии уже достаточно. Навязанная солидарность вокруг национальной идеи или какой-то другой покрытой пылью мысли влечет за собой печальные последствия, и кому как не нам это знать.

В таких обществах вместо свободы выбирают «духовность», вместо закона, священный долг или «понятия», вместо более приземленных вещей, таких как парламентаризм и рыночная экономика, особый путь развития, суверенную демократию и тоску по утраченным просторам. Повторюсь, если проецировать принцип прагматизма на общественное устройство, то за сущим не стоит ничего сущностного, оно просто не нужно.

В конце хотелось бы акцентировать свое внимание на последних, поздних работах Рорти, где он усматривает угрозу для либеральной утопии в религии и в церкви. Примечательны его пассажи про то, что эти явления давно уже стали чисто политическими, что атеизм и антиклерикализм слились воедино и что «гадина» до сих пор не раздавлена. Кому как не нам, живущим в России, понятно, что вопрос о боге и служителях культа не может быть решен половинчато, хотя это уже тема не относящаяся прямо к либеральной утопии[3].

Итак, что же случилось с либеральной утопией? Много ли солидарности между французскими солдатами, ведущими колониальные войны в Мали, достаточно ли ироничны американцы, участвуя в шутовском представлении, именуемом выборами президента, и сколько Солидарности между жителями Египта, так страстно разжигавшими пожар революции? Эти и другие вопросы мы оставим без ответа, заметив лишь, что «открытое общество» справлялось и не с такими трудностями, и что ценность и важность только начавшей расцветать утопии мы осознаем только, когда потеряем ее и все ее завоевания.



[1] Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2010.

[2] Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

[3] См. Рорти Р. Антиклерикализм и атеизм // «Логос» №4 (67) 2008, С. 111–119.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Атлант может расслабиться
Ювенальное море
автор:Борис Соколов
«Потолок государственного долга США – это фикция»
автор:Джеймс Гэлбрэйт
Путь к ребенку
«Образование должно быть консервативным!»
автор:Владимир Миронов
«Америку не удастся сделать не христианской!»
автор:Роберт Питер Джордж
автор:Сергей Черняховский
автор:Александр Зорич
автор:Борис Капустин
«Власть прессы», и поможет ли она очищению общества?
автор:Александр Кустарев
Многообразие прогрессистского восприятия
автор:Борис Соколов
Американская грингада 21.12.2012
Надежда на будущее как национальная идея
автор:Пол Крейг Робертс
Новая надежда Роберта Нисбета
Ультраструктуры или институты?
автор:Павел Крупкин
«Главная проблема Америки – низкий уровень капиталовложений в экономику!»
автор:Дэвид П. Гольдман
«Мы живем в прекрасное время для философии!»
автор:Вадим Васильев
Генераторы внешнеполитических стратегий
автор:Андраник Мигранян
Контрглобализм
автор:Сергей Черняховский
Спасти Рядового Гоголя
автор:Олег Шендерюк
«Идеальное» в американском понимании
автор:Юрий Тюрин
INT-отрасль и ультраструктуры России
автор:Ефим Островский
Только либерализм. Только хардкор
Главная цель Америки – смена саудовского режима!
автор:Олег Гаспарян
Города XXI века
«Городская легенда» – последнее прибежище мечтателей?
автор:Светлана Лурье
автор:Збигнев Бжезинский
Столкновение философий: «континентальная» VS «аналитическая»
Южное направление китайского удара
автор:Станислав Хатунцев
Когда возникнет русская философская школа?
автор:Борис Соколов
автор:Команда авторов портала Terra America
Страх Гражданской Обороны
автор:Олег Дивов
Какой была бы альтернативная Сеть?
автор:Юлия Шатилова
автор:Команда авторов портала Terra America
Будущее русской «субурбии»
Первый после Бога … Хотя бы после президента
автор:Александр Чуйков
Где грызть гранит науки: дома или в школе?
автор:Борис Соколов
Штаты становятся Меккой домашнего образования
автор:Илья Клабуков
Протестантские секты и дух перестройки
автор:Александр Кустарев
Чисто американская теория
Кошка в мешке
автор:Александр Кустарев
«Ее капиталисты были не рантье, а изобретатели!»
автор:Александр Эткинд
Латинская Америка: конец «левого поворота»?
автор:Алексей Карякин
автор:Кирилл Бенедиктов, Михаил Диунов
автор:Кирилл Бенедиктов, Михаил Диунов
Большая Сестра не дремлет
автор:Уиттакер Чемберс
Жертвы первой поправки
Научный донос на неприятные обстоятельства
автор:Майкл Хадсон
Геополитика без России
Новый Второй Мир и евроатлантическая цивилизация
автор:Алексей Харин
«25-й кадр Обамы»
автор:Юрий Бурносов
Андерсон читает Джеймисона
Русская дипломатия в стиле «альфа»
автор:Команда авторов портала Terra America
Спасти рядового Дракулу
автор:Станислав Хатунцев
Единая Европа: Поиск несуществующих смыслов
автор:Александр Костин, Никита Куркин
России нужен новый Буш!
автор:Светлана Лурье
Посол империи выходит в свет
Все, пред чем я полон страхом
автор:Саид Гафуров
Тотальная дипломатия Майкла Макфола
Мормоны – религия Нового света
автор:Борис Соколов
В борьбе за гегемонию
автор:Константин Аршин
«Ястребиный» клин
автор:Светлана Лурье
Как остановить Америку?
автор:Светлана Лурье
«Отсталая страна» или отсталое восприятие?
На пути к мессианской революции
автор:Владимир Можегов
Ось Пекин-Тегеран-Исламабад
Топ-лист Facebook-повстанцев
автор:Иван Крастев
Маленькими шажками… к большой войне
автор:Станислав Хатунцев
Стратегический дефолт объединенной Европы
автор:Михаил Хазин
автор:Даниэль Ларисон
Следующим президентом США станет кандидат Партии Чаепития
Империя теоретического счастья и практической тоски
Разочарование в «Южном парке»
В чащобе развесистых фобий
автор:Яков Шустов
США как государство-гладиатор
автор:Константин Аршин
Тайные желания
Антинаучная Америка
Конфронтация ради конфронтации
автор:Ли Харрис
Демократы не смогут занять Уолл-стрит
автор:Майкл Линд
Ни русский народ, ни его правители не смирятся с ролью американской подстилки
автор:Адам Гарфинкль
Деньги сегодня не обеспечены ничем, кроме веры
автор:Барри Линн
В обозримом будущем в России все будет более чем по-русски
автор:Уолтер Мид
Почему падают самолеты
Неопределённость как бренд
автор:Полина Колозариди
Каким будет новое русское западничество?
автор:Ярослав Бутаков
Кругман занимается пропагандой
автор:Майкл Хадсон
автор:Константин Аршин
Китай – слабое звено капиталистической системы
автор:Тарас Бурмистров
«Демократическая Лига» - привет из XVII века
автор:Ричард Лахманн
Глобальные игроки – за исключением Китая – не государства, а устойчивые сетевые структуры. Часть II.
автор:Андрей Фурсов
Прогрессизм после Карла Маркса и Барака Обамы
автор:Эрнесто Лакло
Китай – тайное оружие неолиберализма
автор:Борис Кагарлицкий
Глобальные игроки – за исключением Китая – не государства, а устойчивые сетевые структуры. Часть I.
автор:Андрей Фурсов
Обама: незадачливый триумфатор
Обама в когтях у «нового Рейгана»?
В мир возвращается тема классовой вражды
автор:Майкл Игнатьефф
«Штаты превратились в страну диетической Кока-колы»
автор:Натан Гардельс
«Мы все еще живем в мире национальных интересов»
автор:Джереми Сури
Ливия – проблема для Гааги
автор:Джордж Фридман
Между попранным Вестфалем и анархией
Царь-Горох как владыка Америки
Дефолт Америки переносится
автор:Джеймс Гэлбрэйт
An End to the Politics of Revenge?
автор:Rasool Nafisi
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.