От редакции: В конце прошлого года стало понятно, что, пусть и неофициально, но предвыборная гонка в США началась. Речь идет не только о промежуточных выборах в Конгресс в наступившем году, но и о главной, президентской кампании 2016 года. Помимо политических баталий вокруг главного проекта президента Обамы – реформы здравоохранения, – в ход идут и другие, давно уже не применявшиеся приемы. В частности, началось так называемое «муниципальное соревнование». Помимо ранее невиданных конфликтов губернаторов с мэрами городов, идет также и «битва городских проектов». Так, для обанкротившегося Детройта республиканец Рэнд Пол предложил свой собственный проект, основанный, как несложно догадаться, на право-либертарианских идеях снижения федеральных налогов и развития бизнеса.
В другом большом и также весьма проблемном городе – Нью-Йорке – был избран новый мэр, демократ и социал-прогрессист Билл де Блазио, который в своей предвыборной программе предложил совсем другие, прямо противоположные, левые рецепты решения проблем мегаполиса.
За этой «битвой проектов» портал Terra America будет внимательно следить и анализировать все ее «ходы» с разных точек зрения. Сегодня мы представляем статью Натальи Демченко, которая «открыла» де Блазио для наших читателей и блестяще предсказала его уверенную победу на выборах в Большом Яблоке.
* * *
Чуть более двух недель назад демократ Билл де Блазио официально вступил в должность мэра города Нью-Йорк. Его яркая предвыборная кампания, построенная вокруг ключевого тезиса о «двух городах», богатом и бедном Нью-Йорке, принесла ему симпатии избирателей и стала началом масштабного эксперимента демократов по поиску удачной политической идеи, способной принести партии победу и на президентских выборах 2016 года. Я уже писала ранее, что назвать «революционными» идеи де Блазио довольно сложно – скорее это усовершенствованная версия другого «прогрессиста», нынешнего президента США Барака Обамы.
Имеет ли такой эксперимент шанс на успех? Вполне возможно! Данные социологических исследований говорят о том, что молодые американцы – «поколение миллениума» (то есть те, кто родился и достиг совершеннолетия с 1980 по 2000 год) – в целом исповедуют более левые взгляды, чем их родители.
Но, похоже, путь де Блазио к успеху будет долог и совсем непрост.
* * *
Первые дни правления де Блазио в Нью-Йорке принесли ему и первые трудности. Во-первых, избранный мэр дотянул до последнего с формированием команды. На 1 января из почти полусотни руководителей различных городских ведомств были известны только девять. Это обстоятельство сыграло на руку его критикам, которые тут же обвинили нового мэра в некомпетентности, и на все лады прохаживались по поводу того, что градоначальник, пообещавший срочные перемены, на самом деле крайне медлителен.
Однако задержка с формированием команды не помешала де Блазио с честью провести Нью-Йорк через новогодний снегопад: городские службы сработали без особых проблем, а новый мэр, чья избирательная кампания уже продемонстрировала, что работать с прессой он умеет блестяще, и в этот раз не преминул покрасоваться перед телекамерами, лопатой расчищая снег вокруг собственного дома.
Новому мэру Нью-Йорка предстоит реализовать две амбициозные программы: создание доступного жилья и введение всеобщего дошкольного образования. И, если обеспечить нью-йоркцев «доступным жильем» за пару недель управления городом у де Блазио по очевидным причинам не получилось, то бурная деятельность в области продвижения идей доступного дошкольного образования стала его основным занятием в первые недели на новом посту.
Дело в том, что программа введения всеобщего дошкольного образования предполагает создание порядка 50 000 муниципальных детских садов и обойдется Нью-Йорку совсем не дешево.
Сам де Блазио предлагал изыскать средства на эту реформу за счет повышения налогов для самых богатых жителей Нью-Йорка. Однако такой путь принципиально не поддерживает коллега де Блазио по партии, губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, чья программа, напротив, предусматривает снижение уровня существующих налогов на 2 миллиардов. долларов в течение следующих трех лет.
Говорят, что де Блазио и Куомо на самом деле недолюбливают друг друга. В частности, они соперничают за одних и тех же спонсоров. Но расхождение в вопросе о налогах (повышать или понижать) является ключевым не только для этих двух людей, но и для всей демократической партии. Это даже может стать той чертой, которая отделит демократов старшего поколения от демократов последней, радикально-либеральной волны. Именно поэтому реакцией де Блазио на отказ Куомо профинансировать детскую программу за счет повышения налогов стал призыв повышать налоги для богатых в любом случае, вне зависимости от того, будет ли профинансирована программа по строительству детских садов из бюджета или нет.
Правда, де Блазио не может этого сделать без одобрения губернатора штата, а потому в минувшую пятницу он развернул масштабную кампанию в поддержку идеи повышения налогов: сотни добровольцев вышли на улицы города, чтобы собирать подписи для инициативы де Блазио.
Помимо очевидных сложностей с поиском средств для воплощения амбициозной задачи, есть и проблема другого рода. Появились исследования, подвергающие сомнению саму целесообразность идеи всеобщего дошкольного образования.
Например, Эдвард Стрингхэм, профессор Школы бизнеса и экономики в государственном университете Файетвилль, вместе со своим коллегой Крисом Кардиффом из Университета Сан-Хосе еще в 2006 году провели исследование аналогичного предложения по введению всеобщего дошкольного образования в Калифорнии и пришли к выводу, что такая реформа, вероятнее всего, окажется настоящим финансовым и бюрократическим кошмаром, так как статьи в поддержку универсального дошкольного образования игнорируют затраты на создание новой муниципальной бюрократии – включая зарплаты учителям, различные административные издержки и отрицательные экономические последствия от новых налогов. Согласно этому исследованию, все это приведет к впечатляющим убыткам – 25-30 центов на каждый потраченный доллар.
Эти выкладки в очередной раз безжалостно указывают на то обстоятельство, что светлые идеи социального равенства и благополучия по-прежнему далеки от реалий экономики, и ничего нового в этой области де Блазио пока не предлагает.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении и сама идея введения всеобщего дошкольного образования на проверку может оказаться бессмысленной. Ее критики указывают на то, что есть исследования, показывающие, что по своей эффективности всеобщее дошкольное образование обладает некоторым положительным эффектом для дальнейшего развития детей, но относительно небольшим и кратковременным, не способным оказать серьезное влияние на их дальнейшую успеваемость в школе.
Так что же получается, с какой стороны ни посмотри на планируемую реформу дошкольного образования, она обречена на провал?
И все же окончательный приговор проекту вынести нельзя.
Дело в том, что несмотря на описанные выше проблемы, сама идея введения всеобщего дошкольного образования и ее финансирования за счет самых богатых поддерживается большинством нью-йоркцев – 7 из 10 высказались в ее защиту по результатам последних опросов. Жители города с оптимизмом смотрят в будущее и доверяют новому мэру.
Надо сказать, что когда мы обсуждаем повышение налогов для самых богатых, то речь идет, как правило, о сумме в несколько сот долларов в год – не слишком обременительно для тех, чьи ежегодные доходы составляют более полумиллиона. Однако риторика де Блазио и его непрошибаемая решимость повысить налоги несмотря ни на что вызывает некоторое недоумение у тех, кто эти налоги будет платить[1]. Они готовы раскошелиться и даже приветствуют идею де Блазио, но им просто не нравится его тон.
Действительно, речь де Блазио после вступления в должность пестрит призывами к срочным и энергичным переменам. Необходимо действовать и приступать к реализации задач «прямо сейчас», «не откладывать», «время пришло» – эти обороты речи создают динамику во время выступлений перед журналистами. Но предвыборная кампания осталась позади, и сумеет ли де Блазио достигнуть поставленных целей, будет зависеть от того, удастся ли ему теперь не растерять симпатии избирателей – в том числе и тех, налоги с доходов которых составляют большую часть бюджета города.
Тем более, что вторая часть его амбициозного плана будет едва ли не более сложной: проблему строительства доступного жилья в городе де Блазио намерен решить с помощью приема, хорошо знакомого отечественным строителям – наряду с дорогими коммерческими жилыми комплексами де Блазио хочет их обязать строить также муниципальное жилье, и можно не сомневаться, что строительное лобби Нью-Йорка сделает все возможное, чтобы минимизировать свои издержки.
Ну а пока де Блазио чем-то неуловимо напоминает Дон Кихота: он тоже вроде верит, что сражается с настоящим врагом. Только почему-то не покидает ощущение, что вся эта битва не слишком осмысленна и уж точно не нова.
[1] Блейк Флитвуд, бывший репортер The New York Times, Daily News и других изданий, поделился содержанием своих частных разговоров на эту тему в недавней статье в Huffington Post.