Terra America

02:34(МСК)
18:34(NY)
15:34(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
«Приарктитческая» держава
Китай все решительнее заявляет о своих интересах за Полярным Кругом
Оцените этот контент

От редакции: Словосочетания «тихоокеанский разворот», «сдерживание Китая» и «политика перебалансировки в Юго-Восточной Азии» прочно вошли в политический лексикон. Соединенные Штаты все больше внимания уделяют АТР, где продолжает наращивать экономическую и военную мощь Китай, не желающий оставаться исключительно материковой державой, всего лишь региональным гегемоном. Пекин уже не скрывает, что у него есть стратегические интересы и за пределами Евразии. Одно из направлений экспансии Поднебесной ― Арктика, не только богатая природными ресурсами, но и способная в будущем стать еще одной транспортной артерией мирового значения. О том, какие планы строит Китай в отношении Северного Ледовитого океана и как он постепенно наращивает свое присутствие за Полярным Кругом, рассказывает наш постоянный автор Светлана Лурье.

* * *

Морской шелковый путь

Как это ни прискорбно, без участия Китая Россия только бы говорила о необходимости создания Северного морского пути, поскольку необходимость его для нее самой не столь очевидна. А вот профессор Ли Чжэнфу писал в 2009 году в журнале Китайской ассоциации науки и технологии:

«Когда заработает Северо-Западный проход, он станет новым “осевым морским путем” между Атлантикой и Тихим океаном. Тот, кто контролирует арктический путь, будет контролировать новый коридор в мировой экономике и международной стратегии».

Северо-западным проходом китайцы называют именно Северный морской путь. Но это официально. Неофициально ― морским шелковым путем.

Но этот путь надо «обшить» современной инфраструктурой: аэродромами, железнодорожными подходами к его узлам, складами и тому подобным. Поэтому Пекин готов к серьезным инвестициям. А чтобы подстегнуть активность России, китайцы заговорили о том, что на путь претендуют и другие страны.

В действительности Северным морским путем немного интересуются лишь Япония и Северная Корея, но не так активно, как это хотелось бы представить Пекину. Да и нет у этих стран специально подготовленных кораблей с двойной обшивкой, тем более ледоколов, а ведь даже летом здесь можно уткнуться в дрейфующую льдину. Плыть же близко к берегу опасно: много мелей, дрейфующих под действием подводных течений. Всегда нужен опытный лоцман, которого можно нанять только в России, а это при обязательной пошлине за проход через наши территориальные воды в Арктике делает плавание совсем не дешевым. Плыть дальше от берега опасно по другой причине. Спасательные станции далеко, а вероятность встретить дрейфующий лед еще больше, так что лучше нанять российский ледокол, а это еще дороже.

Кроме того, таяние льдов каждый год начинается в разное время, в связи с чем установить точный график движения в регионе непросто. Какие-то грузы «стерпят» связанную с этим непунктуальность, но вот в контейнерных перевозках большую роль играет именно точная дата доставки.

Еще одна отрицательная черта арктических маршрутов ― отсутствие возможностей для сопутствующей торговли. Вот как описывает эту ситуацию сотрудник квебекского Университета Лаваля Фредерик Лассер:

«Ни один корабль не идет напрямую из Роттердама в Шанхай. Для оптимизации груза и повышения рентабельности плавания, грузовые суда заходят в промежуточные порты по пути следования для загрузки и разгрузки товаров. В Арктике же подобных возможностей не существует». И далее: «Практически нет сомнений, что объемы судоходства постепенно увеличатся. К середине века они могут достигнуть отметки в 500−1000 кораблей в год. Это гораздо больше, чем сейчас. Но в то же время и гораздо меньше 75 тысяч судов, которые идут по Малаккскому проливу, или 15−20 тысяч кораблей, следующих через Панамский канал. Потребуется еще очень многое, чтобы арктические пути вошли в число главных судоходных маршрутов на нашей планете».

Однако это не отменяет важности морских рейсов, задача которых состоит исключительно в перевозке углеводородов, руды и прочих природных богатств региона. И Поднебесная уже создает свой ледокольный флот и арендует два порта у Северной Кореи ― Чонгкинг и Райан, расположенные неподалеку от российского Приморья. И к этим портам уже проложены железные дороги.

Ледокол у Китая пока один ― самый большой в мире дизель-ледоход «Снежный дракон» (Сюэлун), купленный в 1993 году у Украины. Правда, он способен прорубать только полутораметровый лед. В 2014 году ожидается спуск на воду второго ледокола, который строится в Финляндии. Это тоже дизель-ледоход, еще более мощный, способный проходить во льдах толщиной до 4,5 метров. На верфях Китая будут строиться и другие ледоколы, так что арендовать ледоколы у нас китайцам в скором будущем не понадобится.

Согласно китайским долгосрочным прогнозам, к 2020 году по Севморпути пойдет от 5% до 15% китайского внешнеторгового грузопотока, в основном в виде контейнерных перевозок. По тем же прогнозам, 10% китайского внешнеторгового оборота будет к тому времени равняться 526 миллиардам евро. «Если маршрут будет конструктивно подготовлен, тогда он будет пользоваться спросом, причем огромным», – заявил Хуэйгень Ян в Осло на конференции по перспективам развития Арктики.

Но главное, конечно, ― разведка и добыча полезных ископаемых. В арктическом регионе, по оценкам ученых, находится не менее 10% неоткрытых мировых запасов нефти (90 миллиардов баррелей) и 30% газа (0,5 триллионов кубометров), а также крупные месторождения других полезных ископаемых. Для промышленного, но практически лишенного природных ресурсов Китая это немаловажно. Причем, если почти вся нефть находится у побережья Аляски, то почти весь газ ― у Российского побережья.

Так что сотрудничество КНР и РФ в Арктике может быть весьма взаимовыгодным. Россия не только сможет переложить часть финансовой нагрузки на партнера, но и получит средства для модернизации существующих и строительства новых международных морских портов на всем протяжении Северного морского пути.

Весной этого года в ходе визита нового председателя КНР Си Цзиньпина в Москву «Роснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) договорились о совместном изучении Западно-Приновоземельского участка в Баренцевом море, а также Южно-Русского и Медынско-Варандейского участков в Печорском море. Кроме того, недавно было объявлено о соглашениях CNPC с Газпромом по разведке нефтяных и газовых месторождений в Арктике.

А на саммите G-20 в Санкт-Петербурге в присутствии Владимира Путина и Си Цзиньпина была совершена сделка по покупке компанией CNPC 20% акций проекта «Ямал СПГ» (теперь структура акционеров ОАО «Ямал СПГ» выглядит так: «НОВАТЭК» ― 60%, французская Total ― 20%, CNPC ― 20%). Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Предполагается также создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт, способный принимать крупнотоннажные СПГ-танкеры, и аэропорт в районе поселка Сабетта на Обской губе. Запустить завод по сжижению природного газа мощностью 16,5 миллиона тонн в год планируется в 2016 году.

Китайские инвесторы выразили готовность вкладывать средства в строительство нового глубоководного Архангельского морского торгового порта и железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море — Коми — Урал), которая на 800 км сократит путь из Сибири до Белого моря. В этом проекте Архангельский порт станет пунктом соединения Северного морского пути с российской системой железных дорог. Грузооборот нового порта составит почти 30 миллионов тонн в год.

Впрочем, не только Россия в обмен на щедрые инвестиции обеспечивает Китаю доступ к арктическим богатствам.

Исландия и Гренландия ― два форпоста Китая в Арктике

Одновременно с заключением сделок компанией CNPC на российском направлении Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation) объявила о сделке с фирмой Eykon Energy по разведке запасов нефти у юго-восточного побережья Исландии. А государственная корпорация Sichan Xinue Mining стала инвестором крупного международного горнодобывающего проекта на гренландском железорудном месторождении Исуа. Если он окажется успешным, то подключатся и другие китайские компании, такие, как Jiangxi Zhongrun Mining и Jiangxi Union Mining, которые уже проводили здесь разведку залежей меди и золота. Есть и другие проекты, в частности, связанные с производством алюминия. Тем временем Китайская государственная судоходная компания заявила о своем желании заключить с Рейкьявиком договор о долгосрочной аренде портовых мощностей.

Недавний визит китайского премьера в Исландию и Швецию стал заметным прорывом КНР на арктическом направлении. Китайскую сторону не смутил прошлогодний провал, когда китайский миллиардер Хуанг Нубо (в 1980-е годы ― работник департамента пропаганды КПК) через девелоперскую компанию Zhongkun Investment Group пытался «по-тихому» выкупить земельный участок площадью 300 квадратных километров на северо-востоке Исландии за 8,3 миллионов долларов якобы «для строительства элитного курорта с полем для игры в гольф». Под нажимом других арктических стран, усмотревших в сделке попытку Китая получить территорию для создания опорного пункта для арктической экспансии, Рейкьявик отверг предложение Нубо. Однако усугубляющийся кризис и претензии кредиторов сделали Исландию более уступчивой. Уже в начале декабря 2012 года министр промышленности, энергетики и туризма Исландии Катрин Юлиусдоттир заявила о намерении оказать содействие проекту. Согласно ряду источников, в конце апреля Рейкьявик согласился на сделку с Пекином, правда уже за 200 миллионов долларов.

А на норвежском Шпицбергене еще в 2004 году появилась первая китайская заполярная научная станция «Хуанхэ» («Желтая река»). Этот объект близ местечка Ню-Олесунн занимает площадь около половины квадратного километра и включает современные лаборатории и жилые помещения для десятков полярников.

В 2011 году датское правительство обнародовало свою программу по освоению арктического региона до 2020 года. Она предполагает активное привлечение зарубежных инвесторов, и Поднебесная сразу заявила о своем интересе к гренландским месторождениям нефти, меди, никеля, цинка, золота, алмазов и платины. О шахте Исуа мы уже говорили выше. Контракта на разработку другого месторождения, Кванефьельд (Kvanefjeld), добивается китайская госкомпания Inner Mongolia Baotou Steel Rare Earth.

Пекин методично и целенаправленно продолжает экономическую экспансию в небольших приарктических странах (пример чему ― подписание соглашения о зоне свободной торговли с Исландией) с целью получения полноправного места в Арктическом совете.

И эта политика уже приносит свои плоды. Так, Исландия уже успела пригрозить провести Китай в Арктику «черным ходом», если его не примут в Арктический Совет (АС) в качестве наблюдателя, и учредит некий «Арктический круг» с участием Поднебесной. Угроза была воспринята всерьез. В мае 2013 года Китай стал наблюдателем в этой влиятельной международной структуре.

АС был создан в сентябре 1996 года в Оттаве по инициативе Финляндии. Членами форума являются восемь государств ― Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и США (так называемые «арктические государства»). Страны-члены Совета, имеющие выход к Северному Ледовитому океану (за исключением Финляндии, Швеции, Исландии), называют арктической пятеркой. Каждые два года в совете председательствует одно из восьми государств-участников. Статус постоянных наблюдателей имеют Франция, Польша, Голландия, Испания, Германия и Великобритания, до мая этого года статус временных наблюдателей имели еще Италия, КНР и Южная Корея. 16 мая 2013 года министры иностранных дел стран-членов АС приняли решение наделить статусом наблюдателей шесть новых государств ― Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Сингапур и Италию. Таким образом, теперь их 12.

Хотя статус наблюдателя не дает Китаю права решающего голоса, но совещательный голос у Китая согласно регламенту организации теперь есть.

Однако в ведении АС вовсе не находятся самые «лакомые» вопросы. Разграничение шельфа в Северном Ледовитом океане будет рассматриваться на профильной Комиссии ООН, а добыча природных ресурсов и строительство соответствующей инфраструктуры ― дело каждой арктической державы и двухсторонних соглашений.

И все же принят в АС Китай был неохотно ― Россия, США, Канада и Норвегия были против этого решения и согласились на него только потому, что Китай мог начать действовать помимо их воли, опираясь, к примеру, на Исландию.

Китая в Арктике боятся, во всяком случае, считают опасным конкурентом. Бывший капитан ВМС США, профессор международного права в Военно-морском колледже США в Ньюпорте, Джеймс Краска высказался весьма определенно:

«Было бы разумно настороженно относиться к Китаю ― стране, довольно неуклюжей в бравировании своим растущим экономическим весом и порой склонной к грубому поведению».

Споры о Китае. Споры об Арктике

Весной 2010 года китайский контр-адмирал Инь Чжо шокировал международную общественность, заявив:

«Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти»[1].

Похожее заявление было сделано научным сотрудником Шанхайского института международных исследований Чэном Баочжи:

«Не могу представить, чтобы неарктические государства оставались пользователями арктических морских маршрутов и потребителями энергоресурсов Арктики без возможности участия в процессе принятия решений, так что конец монополии циркумполярных[2] держав в арктических вопросах становится абсолютной необходимостью».

Эта риторика очень не понравилось арктическим странам, и хотя с тех пор Китай куда аккуратнее в своих официальных заявлениях, слова эти запомнили.

Многие государства опасаются, что Поднебесная действительно начнет претендовать на контроль над «новым коридором» или может потребовать присвоения «Северо-Западному проходу» статуса нейтральных вод. Однако пока Китай предпочитает не ввязываться в дипломатические конфликты и действовать через совместные предприятия.

Вдобавок, если КНР решится на требование объявить «морской шелковый путь» международной акваторией, то сама окажется в сложной ситуации. Тогда другие страны могут потребовать признания пролива Хайнань между островной и материковой частями Китая также нейтральной акваторией. Вот что по этому поводу говорит уже цитировавшийся нами профессор Джеймс Краска:

«Позиция Китая по спорным территориям в Южно-Китайском море привела к тому, что страны региона объединились, чтобы противостоять КНР. Индия, Япония, Вьетнам, Южная Корея, Филиппины и даже Малайзия и Индонезия объединились, чтобы помешать попыткам Пекина захватить власть в Южно-Китайском море. Скорее всего, в Арктике будет происходить то же самое, но с одной оговоркой: из-за удаленности от региона влияние Китая будет менее выражено».

Посол Дании в Китае Фриис Арне Петерсон считает, что Китай «имеет в Арктике законные экономические и научные интересы», тогда как в Канаде убеждены, что Китай «угрожает суверенитету» арктических стран. Некоторые из экспертов полагают, что датский посол пытался не только увеличить влияние Дании в Арктическом совете, но и добиться от Китая дополнительных инвестиций, которые могут помочь датчанам разрабатывать природные ресурсы Гренландии.

Главная причина постепенного усиления китайского интереса к Арктике определенно экономическая. Однако Китай явно интересуется не только инвестициями и торговлей. Он стремится обеспечить себе такие каналы поставок энергетических и других ресурсов, которые американский флот не сможет или не захочет прекрыть.

Игнорируя недовольство пятерки приполярных стран, Китай «осторожно» называет себя «приарктической страной». И все же на Севере Пекин редко пересекает «красную черту» и не дает поводов считать его намерения агрессивными. Но по мере роста военного потенциала Поднебесная может стать и менее вежливой.

Неслучайно 11 декабря Владимир Путин поручил Сергею Шойгу создание арктических войск. Основные споры в Арктике ведутся между Россией, США и Канадой вокруг того, как далеко распространяются шельфы этих государств. И только Китая, чей стиль поведения мы имели возможность наблюдать в Южно-Китайском море, нам на северных рубежах и не хватало!



[1] Звучит справедливо, особенно учитывая статус Антарктики, не принадлежащей ни одному государству, о чем страны мира договорились очень давно. Но в отношении Арктики все иначе. Пятерка арктических стран делят Арктику, стараясь никого не допустить до этого «пирога» (прим. ред.).

[2] Т.е. находящихся в непосредственной близости от Полярного Круга или имеющих территорию за Полярным Кругом (прим. авт.).

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.