10:51(МСК)
02:51(NY)
23:51(LA)
Всемирный день НЛО и День Независимости

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 04.07.2014

Люди
0
ком

Реформация американских латинос

Вливаясь в протестантские церкви, латинос меняет религиозно-политический ландшафт США
Автор: Владислав Владимиров
Оцените этот контент

От редакции: Рассматривая перспективы американо-кубинской разрядки, авторы портала Terra America отмечали, во-первых, важность настроений среди граждан США латиноамериканского происхождения, а во-вторых, очевидные изменения в их воззрениях на многие аспекты внутренней и внешней политики в последнее время. Не в последнюю очередь этому способствует мало известный в нашей стране процесс их массового оттока из католических приходов в протестантские.

В 2013 году журнал Time вынес на обложку одного из номеров тему «Реформация у латинос» (The Latino Reformation). По мнению издания, американцы латиноамериканского происхождения устремились в различные протестнатские церкви по всей стране в надежде на «окончательный разрыв со своим прошлым, более быструю ассимиляцию в средний класс и более близкие отношения с Богом».

Как мы уже рассказывали нашим читателям, сходные процессы протекают и на родном континенте Папы Франциска I, в Южной Америке, что отчасти отражает современный кризис католицизма. Сегодня – рассказ о происходящем непосредственно в США, куда за последние десятилетия переселилось несколько десятков миллионов латинос. По последней переписи населения 2010 года таковых, напомню, 50.5 миллионов человек, и это уже крупнейшая национальная группа страны.

О том, что это означает для будущего Америки, рассказывает наш постоянный автор Владислав Владимиров.

* * *

Демография

Переписи в США, в отличие от Латинской Америки, не включат в себя пункт о религиозной принадлежности. Поэтому основу исследования составляют данные массовых социологических опросов, проводимых крупными исследовательствими центрами, и их дальнейшее сравнение с данными переписи.

Один из наиболее авторитетных источников данных – «Исследование американской религиозной идентификации» (American Religious Identification Survey, ARIS), проводившееся Исследовательским центром Нью-Йоркского университета (The Graduate Center of the City University of New York) в 1990, 2001 и 2008 годах.

В ARIS, однако, присутствует странная повторяющаяся ошибка – заниженные оценки общего числа латинос, например, пропорции опроса 1990 года были наложены на цифры переписи 1980 года (14,6 миллиона), опроса 2001 года – на перепись не 2000 года (35,3 миллиона), а 1990 года (22,4 миллиона). По этой же причине число латинос в Штатах по состоянию на 2008 год оценено ARIS в 30,53 миллиона, тогда как Бюро переписей США (Census Bureau's Population Estimates Program) дает на 2008 год цифру в 46,9 миллиона латинос!

Следуя методике исследований ARIS, в которой процентное соотношение является как раз исходным для последующего наложения на данные переписей, эти проценты мы сможем пересчитать, зная известные данные переписей.

Итак, по данным ARIS, кризис католицизма в латиноамериканском сообществе Соединенных Штатов выглядел так.

В 1990 году перепись зафиксировала в Штатах 22,4 миллиона латинос, и среди них было 65,6% католиков, десятью годами позже латинос было уже 35,3 миллиона, но доля католиков среди них упала до 55,0%. Это падение не было связано с ростом процентной доли реформатов, она осталась примерно на том же уровне – 23,8% и 24,0%, соответственно. Выросло относительное число атеистов и секуляристов – с 6,3% до 13,0% или с 1,42 до 4,6 миллиона человек.

В абсолютных цифрах число протестантов среди латинос за это время, конечно, тоже выросло – с 5,3 до 8,5 миллиона. Самый быстрый рост, по данным ARIS, пришелся на долю пятидесятников. С 1990 по 2001 годы среди латинос в США их число возросло с 3,0% до 4,0%, или с 0,7 до 1,4 миллиона, то есть примерно вдвое.

Самой многочисленной, но при этом и демонстрирующей наихудшие показатели роста была община латиноамериканских баптистов – с 1990 по 2001 годы ее доля уменьшилась с 7,4% до 5,0%, хотя в абсолютных цифрах был небольшой прирост с 1,7 до 1,8 миллиона.

Дальнейшие цифры – из исследования «Религия и гражданская активность латинос в США», выпущенного в 2005 году Оксфордским университетом:

«В 2004 году 70% (28 миллионов) всех латинос были католиками и 23% (9,1 миллиона) протестантами или приверженцами других христианских церквей[1]. Из последних 8 миллионов составляли протестанты, а среди таковых 88% (7 миллионов) составляли евангелические деноминации или относящие себя к «заново рожденным» (born-again) христианам. Более того, 64% (5,1 миллиона) протестантов-латинос являлись пятидесятниками или харизматами»[2].

Далее, есть подробное исследование Pew Research Center 2006 года. Зная оценку Бюро переписей США в 44,3 миллиона латинос на 2006 год, проценты несложно перевести в абсолютные цифры.

Итак, по данным Pew Research Center в 2006 году 67,6% (30,0 миллиона) латинос в США составляли католики, среди прочих заметных религиозных групп указаны протестанты – 19,6% (8,7 миллиона) и представители иных христианских Цервей (Other Christians) – 2,7% (2,0 миллиона). К последним отнесены Свидетели Иеговы (1,9% или 0,8 миллиона), а также мормоны и православные. Число неверующих оценено в 7,8% (3,5 миллиона).

Процентное соотношение данных Pew совпадает с данными оксфордского сборника – протестанты и Other Christians составили, соответственно, 23% (тут дана цифра, округленная до целого) и 22,3%. По данным оксфордского исследования, протестанты в общине латинос составляли в 2004 году 20,24% – это близко к 19,6%, подсчитанными Pew в 2006 году.

На 2008 год есть данные ARIS, которые можно наложить на статданные за этот год (46,9 миллиона латинос). Цифры таковы: католики составили 59,5% (27,9 миллиона), все прочие христианские конфессии – 22,2% (10,4 миллиона). Учитывая, что единственная непротестантская конфессия в разделе Other Christians – православные – в Штатах среди латинос сравнительно немночисленны (исследование Pew за 2006 год оценивает их долю в 0,1%), можно считать, что эта цифра относится к протестантам. Стоит добавить, что число неверующих латинос также серьезно возросло – до 12,4% (5,8 миллиона).

Среди латинос-протестантов к 2008 году продолжала сокращаться община баптистов, уменьшившаяся до 2,9% (1,4 миллиона). Практически без изменений с 2001 года осталось в абсолютных цифрах количество пятидесятников (1,5 миллиона), в процентном же соотношении их число упало до 3,1%. Зато резкий рост показали Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, объединенные в отчете под названием Protestant Sects, численность которых составила в 3,8% (1,8 миллиона).

Напомним, в 2006 году Pew обнаружил среди латинос 840 тысяч одних только Свидетелей Иеговы. Между тем, еще в 2001 году ARIS определяло количество латинос-иеговистов в 350 тысяч. Такими темпами – приростом примерно в 2 раза каждые 4 года – иеговисты действительно должны были составить к 2008 году не менее 1,2-1,3 миллиона человек. А еще остаются Адвентисты, которые в сводках ARIS и прочих исследований не отражены отдельной графой. Так что цифра ARIS по Protestant Sects является вполне надежной. Интерес к ним латиноамериканцев в США действительно резко возрос.

Еще одна быстро растущая группа латинос-протестантов – так называемые внеденоминационные, то есть те, которые по факту в США относятся к различным течениям пятидесятничества или баптизма, но сами себя так не называют. Иначе говоря, это самые разные церкви, в основном небольшие. В 1990 году прихожан из числа латинос в таких церквях было 8,0% (1,8 миллиона), в 2001 году – 9% (3,2 милиона), а в 2008 году – 10,6% (5,0 миллиона).

С данными ARIS за 2008 год более-менее близки цифры опросов Gullap за тот же год, которые определили число католиков среди латинос в США в 58%, а протестантов, включая Other Christians, в 27%. По данным Gullap на 2012- 2013 годах, в США было 54% католиков-латиноамериканцев и 28% их собратьев-протестантов.

Тенденции

Несложно заметить, что среди латинос-протестантов в США сейчас доминируют, во-первых, пятидесятники и близкие к ним харизматы, во-вторых, внеденоминационные протестанты. Аналогичную картину исследователи наблюдают и в самой Латинской Америке. Так, по данным Pew Research Center на 2013 год, протестанты составляли 22% населения Бразилии, из них – 4% приверженцев исторических протестантских Церквей (Mainline Protestants), таких как пресвитерианцы и баптисты, 13% пятидесятников и 5% внеденоминационных протестантов. Особенно впечатляют данные о том, что с 1990 по 2013 годы число Mainline Protestants выросло лишь с 3% до 4%, тогда как пятидесятников – с 6% до 13%, а внеденоминационных – с менее чем 1% до 5%!

Чем это можно объяснить? Первая, самая часто называемая причина – мистической душе потомков испанцев гораздо ближе идея о возможности нового схождения языков Святого Духа, нежели холодный англосаксонский протестантизм исторических церквей. Для потомков же индейцев с их пышными полуязыческими праздниками и верой в силу шаманов могут быть ближе напевы, танцы и пророчества харизматов. Так, популярнейшая в Мексике харизматическая Церковь «Свет миру» (La Luz del Mundo), число прихожан которой к концу нулевых в оценках экспертов колебалось от 0,5 до 7 миллионов, возглавляется отцом и сыном из семьи Хоакин, которых считают живыми апостолами Бога.

Однако есть и другая причина. По данным исследования Pew за 2007 год, реформаты-латинос из числа харизматов, пятидесятников и членов протестантских сект заметно более религиозны, нежели католики. «Оценивают религию как очень важную для себя» среди латиноамериканцев в США 68% католиков, 85% евангеликов и 88% «прочих». Каждую неделю посещают храм 42% латинос-католиков, 70% евангеликов и 71% Other Christians. Молятся каждый день 64% католиков, 87% евангеликов и 91% сектантов. При этом, что интересно, одновременно самые худшие показатели показали члены исторических протестантских Церквей (баптистов, пресвитериан и других): 65% считают религию важной, 36% посещают церковь и ежедневно молятся 76%. Можно сопоставить это с тем, как плохо растет их число среди протестантов-латиноамериканцев.

Получается, что в протестантизме латиноамериканцы ищут возможности для активной самостоятельной духовной жизни, считая, что в Католической Церкви все слишком регламентировано, основано на канонах и послушении духовенству.

Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. В нулевые лишь 2,7 тысяч из 47 тысяч католических священников в США были испаноязычными, да и то в основном не латиноамериканцами, а испанцами. Так что для латиноамериканцев Католическая Церковь в Штатах была словно бы и не своей, будучи ориентированной скорее на католических потомков европейских иммигрантов.

Членство в активной церковной общине является для латиноамериканцев, большинство из которых бедны, также и средством взаимной поддержки и выживания. Марк Пенн и Кинни Залесн в книге «Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам» (2007) пишут:

«Проповедники пятидесятников в латинских кварталах напоминают участковых партийных боссов в городах Северо-Востока. Они обеспечивают людей работой, лечением, заемными средствами и социальной поддержкой. Для малообеспеченных латиноамериканцев сообщество пятидесятников является настоящей семьей».

Семьей, подчас, и в том смысле, в котором это слово используется в «Крестном отце». Гастон Эспиноза, доцент кафедры религиоведения в Колледже Клермонт Маккена утверждает:

«Членство в протестантской Церкви… является альтернативой членству в уличной банде. Членство в банде является одним из способов выживания в городе. Если вы не в банде, вас избивают. Итак, что же делать, если вы не хотите быть в банде, и вы не хотите быть избиваемым? Вы присоединяетесь к Церкви. Мы видим также и рост латиноамериканской евангельской поп-сцены как альтернативы субкультуре банд».

И еще один интересный момент. Доля католиков и протестантов среди латинос разных поколений в США отличается от средних цифр по общине диаметрально – для католиков она с каждым поколением в Штатах падает, у протестантов – растет.

В среднем среди латинос 62% составляют представители первого поколения американцев, 22% второго и 15% третьего. У католиков это, соответственно, 68%, 19% и 12%. В то же время у евангеликов (сюда Pew, очевидно, включает пятидесятников) – 55%, 23% и 21%, у представителей протестантских сект (Other Christians в опросах Pew) – 57%, 26% и 17%. Иначе говоря, переход в реформаты в какой-то степени является одной из форм адаптации к новому для мигрантов обществу, принятие его ценностей. Уже процитированный выше Гастон Эспиноса утверждает:

«Латиноамериканцы стремятся вовремя принять американские обычаи и ценности и, как правило, их взгляды затем отражают основные политические, социальные и моральные позиции американцев, хотя латинос вносят сюда свои пристрастия и эмоции».

Для представителей классических протестантских Церквей картина отличается и от католиков, и от прочих латинос-протестантов – 35%, 37% и 28%. То есть, это самая «коренная» группа латинос в США. Об этом же свидетельствуют и данные о соотношении в латиноамериканской общине родившихся в США (native-born) и за их пределами (foreign born). В среднем это 38% и 62%, для католиков – 32% и 68%, у евангеликов – 46% и 55%, у протестантских сект – 43% и 57%, у исторических протестантов – 65% и 35%.

Можно сделать «разрез» и по конкретным этническим группам. Максимальное число евангеликов (27% при среднем среди латинос 15%), сектантов (4% при среднем 3%) и исторических протестантов (9% при среднем 5%) при минимальном числе католиков (49% при среднем в 68%) отмечается среди пуэрториканцев, которые раньше всех – еще с конца 40-х годов – начали массово переселяться в США! Так что вывод о реформатстве как о своеобразной форме адаптации в американское общество является вполне обоснованным.

Политическая ориентация

С 1970-х годов латиноамериканцы наряду с афроамериканцами – как нацменьшинства – были одной из основных электоральных групп поддержки Демократической партии. Однако в нулевые годы, вместе с заметным ростом числа латинос-протестантов, стало очевидным выделение последних из общей массы латиноамериканцев уже не только по религиозным, но и по политическим взглядам.

Согласно данным Pew на 2007 год, 20% латинос назвали себя сторонниками республиканцев, 43% – демократов, 20% – независимых, остальные – приверженцами иных партий или неопределившимися. Среди католиков оказалось 17% республиканцев, 48% демократов и 18% независимых. Среди евангеликов – 37% республиканцев, 32% демократов и 19% независимых.

Среди зарегистрированых избирателей-латиноамериканцев политические предпочтения католиков сходны с таковыми в среднем по этой религиозной группы: 16% за республиканцев, 49% за демократов и 18% независимых. А вот латинос-протестанты близки по политическим предпочтениям к евангеликам в среднем по США: 36% за республиканцев, 36% за демократов и 19% за независимых.

При разрезе по национальным группам обнаруживаются и исключения. Так, кубинцы-католики являются ярыми сторонниками «великой старой партии» (55% за республиканцев на 20% за демократов). Это вполне объяснимо – кубинская эмиграция в США сложилась в 1950-1970-е годы и сошлась на базе антикоммунизма с республиканцами, да и проблемы со сложностями иммиграции в США ее не коснулись – Штаты, наоборот, с радостью принимали всех беглецов от Кастро.

А вот среди пуэрториканцев-протестантов, наоборот, лишь 18% поддерживают республиканцев и 52% – демократов. Можно предположить, что дело, во-первых, в том, что мигранты с «прекрасного острова» сосредоточены прежде всего в Нью-Йорке и Нью-Джерси, которые в наши дни стали цитаделью американского левого либерализма, и затронуло это все деноминации. Во-вторых, соперничество республиканцев и демократов в Большом Яблоке проходило многие десятилетия по градации «белые и богатые против небелых и небогатых», а большинство темнокожих пуэрториканцев занимали нишу парий, и это помнится до сих пор, несмотря на появление среди них своего среднего класса и богатых людей.

Впрочем, республиканцы бывают разные. Показателен такой момент. Единственная за последнюю четверть века (с 1988 года) уверенная победа республиканского кандидата в президенты имела место в 2004 году (ранее, как мы помним, в 2000 году Буш-младший с трудом одолел Гора, и чаша весов колебалась то в ту, то в другую сторону, целиком завися от пересчета голосов во Флориде). Так вот, эти выборы были уникальны и небывало высоким количеством голосов латинос, поданных за кандидата-республиканца – 44%. Даже Рональду Рейгану в 1984 году удалось набрать лишь 37% голосов латинос.

Эти несколько процентов – миллионы избирателей. Что еще важнее, в США мажоритарная система, а Флорида, где проживает большинство американских латинос – колеблющийся штат. Перевес всего в несколько десятых долей процентов, и у кандидата «в кармане» 29 выборщиков. Напомним, Буш-младший и Керри получили 2 ноября 2004 года, соответственно, 286 и 251 выборщиков.

Опрос латиноамериканцев, зарегистрировавшихся в качестве избирателей, проведенный 15 октября 2004 года газетой The Washington Post и Институтом Томаса Риверы, показал заметное расслоение голосов в симпатиях к кандидатам в президенты. Среди католиков лидировал Керри с 68% против 24% у Буша-младшего. В то же время среди латинос-евангеликов кандидат-республиканец набирал 58% против 33% у Керри. Среди членов прочих протестантских Церквей, включая исторические, поддержка Буша также преобладала, хотя была и ниже – 49% против 42% у Керри.

Конечно, голоса евангеликов, составлявших 15% от числа латинос в 2004 году, не были столь весомы, как голоса католиков (70% латиноамериканской общины США в то время). Тем не менее, свою немалую лепту в победу Буша-младшего они внесли, особенно учитывая их сплоченность и активность. Марк Пенн и Кинни Залесн считают, что именно латиноамериканцы-пятидесятники, неизвестные большинству жителей Америки, были решающей силой, которая перевесила чашу весов в пользу Буша на выборах 2004 года. С этим согласен и Гастон Эспиноса:

«Вкратце, латиноамериканцы-пятидесятники являются ключевым решающим голосом на выборах».

Подобная поддержка Буша-младшего была обеспечена мобилизационной повесткой кандидата, основанной на примате морально-религиозных ценностей. В последующем республиканцам не удалось повторить этот триумф – и МакКейн в 2008 году, и Ромни в 2012 году стояли на позициях классического республиканизма времен холодной войны, опирающегося на состоятельных белых избирателей, тогда как американским латинос самых различных религиозных групп присущи симпатии к бедным и иммигрантам, из числа которых они все когда-то вышли.

Последние исследования социологов показывают, что протестанты из числа американских латинос гораздо более консервативны по чувствительным социальным вопросам в отличие от своих католических и нерелигиозных соплеменников. Согласно проведенному с 23 августа по 3 сентября 2014 года опросу Общественного Института изучения религии (Public Religion Research Institute), 62% католиков и 80% «религиозно неопределившихся» латинос поддерживают легализацию однополых браков, в то же время среди протестантов против однополых браков выступают 50%, а среди евангеликов – 79%. Еще жестче противостояние по поводу права женщин на аборт: за высказываются 69% «религиозно неопределившихся» латиноамериканцев, голоса католиков и протестантов распределяются примерно поровну с небольшим преимуществом против абортов (52% против 47%), среди евангеликов – 74% выступают pro-life.

Исполнительный директор Института Роберт Джонс, представляя исследование, отметил:

«Мы видим растущую поляризацию среди выходцев из Латинской Америки. На одном краю – евангелики, как правило, консервативные, на другом – “религиозно неопределившиеся” латиноамериканцы. 80% “религиозно неопределившихся” голосовали за Обаму…».

Так что у республиканцев сохраняется возможность для реванша – в том случае, если их кандидат вновь, как когда-то Буш-младший, поднимет флаг моральных ценностей и «сострадательного консерватизма». Такой «латиноамериканский реванш» будет опираться на растущую этноконфессиональную группу, которая, имея иностранное происхождение, как мы видим, формируется стремлением принять идентичность граждан США, что дает шанс и американскому народу в целом не рассыпаться по национально-религиозным общинам иммигрантов.

 



[1] В западной социологии термином Other Christians обозначается широкий круг конфессий от таких классических как православные и лютеране до недавно возникших и порой весьма далеких от канонического христианства как Свидетели Иеговы и мормоны.

[2] Latino Religions and Civic Activism in the United States/Oxford: Oxford Univercity Press, 2005. P. 6.

Автор: Владислав Владимиров
Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
«Вице-президенты США сегодня – это своего рода младшие управляющие партнеры!»
автор:Джеймс Хайт
Человек, который ошибался
«Джозеф Байден – самый заметный, активный и публичный вице-президент в новейшей американской истории!»
автор:Джулс Уитковер
Уход Ромула
автор:Георгий Осипов
Алхимия финансовых инженеров
Ни сопереживания, ни сочувствия
автор:Мартин Ван Кревельд
автор:Моргана Девлин
Под ударом огненных кнутов
автор:Александр Бирман
Эмпедокл из Мемфиса
автор:Георгий Осипов
Парящие над законом
автор:Владислав Владимиров
Человек, который стрелял в Кеннеди
Огонь, иди со мной
автор:Дмитрий Петров
«Это не столько плохая информированность, сколько нежелание получать больше информации!»
автор:Наталья Минаева
Сбой одного управляющего контура
Тернии для триумфатора: через что пришлось пройти основателю «Грузинской мечты» Бидзине Иванишвили
автор:Максим Григорьев
Как воевать с племенами, вооруженными современным оружием?
автор:Мартин Ван Кревельд
Израиль ищет… стабильности
автор:Олег Гаспарян
С позиции силы
автор:Игорь Кулагин
«Премьер-министр Израиля не может оказывать влияния на Америку!»
автор:Евгений Сатановский
«Израиль хочет драться с Асадом до последней капли американской крови»
автор:Мартин Ван Кревельд
Консервативное движение Америки возвращается к своим истокам
автор:Кирилл Мартынов
Люди оболганных принципов
Парадоксы Эллсберга. Часть I
Мэннинг – из Брэдли в Челси
автор:Борис Соколов
Share, share и еще раз share
автор:Кирилл Мартынов
Не уходите из сети!
Человек, который стал социальной сетью
«Министр без портфеля», или как «жесткая сила» помогла «мягкой»
автор:Василий Молодяков
Джедаи демократии или ситхи либерализма?
Доктрина Предопределения и Американская исключительность. Часть I
автор:Владимир Можегов
Сноуден: либертарианец-диссидент или беспартийный идеалист?
автор:Борис Соколов
Игры роботов
Феноменология политического порядка
автор:Константин Аршин
Проект «Ловушка в Леванте»
автор:Борис Ковалев
Нелепый американский гангстер
«Мы стоим в Армагеддоне и сражаемся за Бога…»
автор:Василий Молодяков
Великий Лурман
Советский опыт американских инженеров
автор:Льюис Сигельбаум
Импорт кадров в условиях нехватки исторического времени
автор:Уэйн Касио
Гений короткой паузы
автор:Сергей Черняховский
Предчувствие грядущей катастрофы
автор:Георгий Осипов
Американское производство и «глобальный поиск талантов»
автор:Томас Кочан
Beyond Straight Thinking
автор:Олег Шендерюк
Жмущие на тревожную кнопку
автор:Яков Шустов
White trash
автор:Дмитрий Петров
«Витте слишком верил в силы своей страны и своего столетия»
автор:Фрэнсис Вчисло
Иранский президент и летние выборы
автор:Станислав Хатунцев
Русский политик «мягкой силы»
автор:Сергей Степанов
Чужие жены
В Россию они не вернутся…
автор:Константин Аршин
Валькирия индустриального капитализма
автор:Александр Кустарев
О красных по-черному
автор:Яков Шустов
Латиноамериканский ответ на проблемы Ватикана
автор:Александр Буланов Алексей Черняев
автор:Дмитрий Петров
Все-таки конвергенция?
автор:Александр Кустарев
Расовая сегрегация в армии США (XIX – первая половина ХХ веков). Часть II.
автор:Владислав Владимиров
Президенты, пасторы, певцы…
автор:Георгий Осипов
автор:Алексей Карякин
Известный неизвестный мыслитель
Римский папа поневоле
автор:Джереми Лотт
автор:Олег Шендерюк
Так, все-таки, кто такой Джон Серль?
автор:Елена Косилова
От «Жажды смерти» к ресторанной критике
Кто менял Америку и что из этого вышло — взгляд слева
Меритократия как политическое настроение эпохи кризиса легитимности
автор:Александр Кустарев
Бунт, обновивший старый мир
автор:Дмитрий Петров
Там где нет ничего, можно найти все
Немец, поднявший Америку в космос
автор:Ярослав Бутаков
Падаль в Голливуде
«Нарушитель границ»
История «общего дома»
автор:Александр Кустарев
Имя им легион: глобальные кибер-инсургенты глазами инсайдера
Силуэт на закате
автор:Георгий Осипов
Двухпартийная система: настоящий кризис и грядущая деградация
автор:Александр Кустарев
Сумерки кумира
автор:Тарас Бурмистров
Микс-файт и тренинги: новая система внешкольного образования
«Мастер» сайентологии
автор:Александр Кустарев
Дэйвид Аксельрод: в тени меноры и распятия
автор:Георгий Осипов
По-настоящему крутой Уокер
автор:Алексей Карякин
Барбара Такман: писатель, спасающий мир
автор:Егор Просвирнин
Путь господина Муна: как Америка стала ему домом
автор:Павел Костылев
Энди Вильямс: Конец «Истории Любви»
автор:Георгий Осипов
автор:Павел Крупкин Алексей Черняев
«V» значит «Фау»
автор:Владимир Березин
автор:Брукс Флиппен
Человек четырех континентов
автор:Константин Аршин
Личное дело Лэнса Армстронга
автор:Роберт Стронг
Pussy-Демаркация
автор:Владимир Можегов
Актер, который выбрал свободу
Шагнувший слишком рано
автор:Михаил Бубнов
Русский певец Америки
автор:Дмитрий Петров
Пол Вильямс: Человек из «Когда-нибудь»
автор:Георгий Осипов
Модернизм и биополитика
Божества и демоны графических новелл
автор:Василий Шевченко
Темный рыцарь – кто он?
автор:Алексей Юсев
Линдихоперы по–московски
О кино для женщин
Быть Пэрис Хилтон
Люди, которые боролись с лишним весом
автор:Яков Шустов
Авраам Линкольн – охотник на зрителей
автор:Юрий Бурносов
автор:Линдон Ларуш
автор:Грегори МакАвой
Бриллиант из Бруклина
автор:Георгий Осипов
«Прометей»: конец легенды
Конспирология отменяется
Блоггер с политическим лицом
Их человек в Майами
автор:Борис Соколов
Большая стратегия в эпоху постгероических войн
автор:Яков Шустов
Прощание с диктатурой
автор:Кирилл Бенедиктов, Михаил Диунов
Таинственный создатель поп-звезд
автор:Георгий Осипов
Русский отец американского виноделия
автор:Денис Руденко
Анти-идеолог мирового порядка
автор:Константин Аршин
«Если книга нам не нравится, чаще всего дело в нас!»
автор:Максим Немцов
автор:Борис Соколов
«Малютка Тим»: человек и граммофон
автор:Георгий Осипов
Герои поколения умирают молодыми
автор:Иван Денисов
Американский Лев Тихомиров
автор:Константин Аршин
Сугубо американская экстравагантность
автор:Георгий Осипов
Великий режиссер в закате своей славы
Предвыборные песни политических гигантов
автор:Дмитрий Петров
Американизация кино – это «экспансия ремейков»
автор:Сергей Кудрявцев
автор:Денис Руденко
Режиссер с переменным успехом
Поздравления крутому парню
автор:Борис Соколов
Под знаком макумбы
Отказ от соучастия: cтоит ли рисковать дружбой с гегемоном?
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
Митькующий хипстер
автор:Георгий Осипов
Последний модернист
Долина кукол
автор:Борис Соколов
«Американцам сегодня труднее добиться пересмотра нефтяных цен»
автор:Петер Швейцер
Как стать другом и врагом США: опыт Панчо Вильи
Памяти Кинга
Очарование бездарности
Кентавры с мотором
автор:Яков Шустов
Трубадур из Техаса
автор:Георгий Осипов
Америка без Никсона
Фостер сокровищ
автор:Георгий Осипов
Философ многополярности
автор:Алексей Харин
Новый посол в новой Москве
автор:Дмитрий Петров
Франциск
автор:Георгий Осипов
«Российским реформаторам нужно гарантировать силовикам безопасность»
автор:Гордон М. Хан
Профессия – Диана Дорс
автор:Георгий Осипов
В другую сторону от Кубрика
Современная Кассандра
автор:Константин Аршин
Человек с акцентом
автор:Георгий Осипов
Создатель жанра: взгляд из сегодня
Дэвид Хоровиц: трансформация левого радикала
автор:Иван Денисов
Посвящается Элли
автор:Георгий Осипов
iСимвол эпохи
Дух Европы – о грядущем
Бунт миллиардера
Самый стильный на квартале
автор:Георгий Осипов
По следу Серого Лиса. Часть Вторая
автор:Иван Денисов
По следу Серого Лиса. Часть Первая
автор:Иван Денисов
Портрет современного прогрессиста в вопросах и ответах
автор:Майкл Томаски
Пассажир дождя
автор:Георгий Осипов
Белый мрамор для чернокожего мечтателя
автор:Дэвид Бромвич
Майкл Игнатьефф: либеральный моралист в эпоху террора
автор:Константин Аршин
Лицо с фотографии
автор:Георгий Осипов
Тайная цель «арабской весны» - глобальное неразвитие
автор:Яков Шустов
Необыкновенный Джордж Фридман, или американская геостратегия в поисках супостата
автор:Константин Аршин
Хиллари уходит на пенсию
автор:Ирина Черкасова
Свой среди чужих: путь Роберта Гейтса?
автор:Пол Сондерс
Президентский make up кандидата
Духовный отец перезагрузки – Обама, но Макфол ее вдохновитель
автор:Джеймс Франклин Коллинз
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.