От редакции: Портал Terra America не первый раз возвращается к фигуре Чака Хейгела. Более года назад наша команда предсказала американо-иранскую разрядку. Позже выяснилось, что ближневосточное урегулирование является частью рокфеллеровской инициативы «Глобальный Ноль», и Хейгел является ее активным сторонником. И когда разрядка дала первые плоды, мы просто обязаны были проанализировать деятельность министра обороны США за 9 месяцев его нахождения в должности, тем более, что это были весьма насыщенные событиями и довольно тревожные месяцы.
Ранее мы опубликовали статью Олега Гаспаряна, в которой было уделено особое внимание стратегическому мышлению Чака Хейгела, а также тем «побочным успехам» инициативы «Глобальный Ноль», которые в равной степени могут быть выгодны крупнейшим мировым игрокам, включая Россию.
Но каков Чак Хейгел во внутренней политике? Какой из него вышел министр обороны? Как он справляется с бюджетными и структурными проблемами, стоящими перед американскими вооруженными силами. Об этом – статья нашего автора Морганы Девлин.
* * *
27 февраля 2013 года, после нескольких дней очень непростых слушаний, Конгресс все же утвердил республиканца Чака Хейгела на пост министра обороны США. С тех пор миновало девять месяцев, и мы попробуем разобраться, как же проявил себя новый министр, против назначения которого изначально высказывались столь многие.
Главной задачей, поставленной перед Хейгелом, являлось сокращение расходов на оборону, о котором заявлял еще его предшественник Леон Панетта. Новый министр не раз называл бюджет Пентагона «раздутым», и уже в апреле выдвинул свой план по минимизации расходов.
31 июля Хейгел говорил о возможности сокращении войск и создании более мобильной армии. Министр подчеркивал, что власти придется делать выбор между численностью и боеготовностью вооруженных сил.
Теперь же, в ноябре, этот выбор был им совершенно конкретно озвучен. 6-го числа Чак Хейгел заявил, что
«акцент следует делать на меньшие, современные и более подготовленные вооруженные силы».
Напомню, что когда с подобной проблемой в 2001-ом году столкнулся Дональд Рамсфелд, он предлагал практически такое же решение. А именно – небольшие, но мобильные подразделения войск. Но тогда судьба распорядилась иначе.
Сегодня те сокращения военного бюджета, которые ранее были одобрены Хейгелом, – практически триллион долларов за десять лет – им же именуются «слишком большими, слишком быстрыми, слишком резкими и слишком безответственными». Министр также заговорил о том, что эти сокращения могут привести к деградации военных возможностей. Стало очевидно, что, разобравшись в «бухгалтерии и матчасти», министр Хейгел так просто с беспрецедентным сокращениями финансирования Пентагона не согласится.
После «выключения правительства» в октябре, когда около полумиллиона гражданских служащих Пентагона остались без жалования, Хейгел нашел лазейку в законодательстве, позволившую вернуться на службу 400 тысячам сотрудников.
Но закон не позволяет госструктурам закупать необходимые для работы «расходные материалы».
«Рано или поздно они закончатся, сотрудники не смогут больше выполнять свои обязанности, и мне придется вновь распустить их по домам», – прокомментировал ситуацию Хейгел.
Однако трудности возникали не только с бюджетом, но и с размещением глобальной системы ПРО. После того, как в июне парламент Киргизии решил денонсировать соглашение о базе Манас, где размещался Центр транзитных перевозок американских военных, министру Хейгелу в срочном порядке пришлось договариваться с румынской стороной, которая любезно согласилась предоставить для системы ЕвроПРО базу в Констанце.19-го октября об этом стало официально известно.
Все это, разумеется, вызвало некоторое охлаждение отношений с Россией, обеспокоенной, как строго формально сформулировал министр обороны РФ Сергей Шойгу, «продвижением системы ПРО к границам России». Впрочем, до этого Шойгу подчеркивал, что никаких изменений в связи с назначением Хейгела в сотрудничестве двух стран не предвидится, а если они и будут, то положительные. Хейгел соглашался, что сотрудничество будет неуклонно развиваться.
Впрочем, не только трудности, но и успехи своего ведомства министр Хейгел не забывал подчеркивать. Так, 6 октября США провели контртеррористические операции в Ливии и Сомали, которые Хейгел охарактеризовал как «демонстрирующие беспрецедентную точность, глобальный масштаб и возможности вооруженных сил США».
В Ливии был захвачен влиятельный член террористической группировки «Аль-Каида» Аас аль-Либи. В Сомали американские вооруженные силы провели операцию против группировки «Аш-Шабаб», которая взяла на себя ответственность за теракт в торговом центре Westgate в столице Кении Найроби. Борьбу с международным терроризмом Хейгел, как и ранее в своей доктрине 2004-го года, ставит во главу угла.
В самые опасные дни сирийского конфликта он заявлял о готовности Пентагона нанести удары по Сирии:
«Президент обратился в министерство обороны, чтобы мы подготовили варианты действий на все случаи. Мы это сделали. Мы готовы ко всем вариантам».
А уже 11 сентября, министр Хейгел, который во многих своих выступлениях подчеркивал неприятие войны в целом, призвал Конгресс одобрить санкции по военному вмешательству, чтобы подтолкнуть Сирию к передаче своего арсенала химических вооружений под международный контроль.
Впрочем, в сирийском кризисе ведущую роль играл сам Президент Обама, оставив Хейгела на позиции солдата, который только исполняет приказы.
И теперь именно с этой позиции министр решил подходить к вновь обострившейся иранской проблеме, которая также была причиной неприятия многими членами Конгресса его кандидатуры в феврале. Точнее – совершенно ясный отказ Хейгела от войны с Ираном.
Сама точка зрения Чака Хейгела на данный момент не претерпела существенных изменений. Еще в 2008-ом году в своей книге «Америка: наша следующая глава» он писал:
«Военные удары по ядерным объектам Ирана будут означать серьезный дипломатический провал и, наверняка, будут иметь серьезные негативные последствия для Соединенных Штатов и наших союзников. Нам необходимо придти к мирному разрешению конфликта, иного сценария быть не может».[1]
В апреле на встрече со своим израильским коллегой Моше Яалоном Чак Хейгел довольно безапелляционно заявил:
«Наша позиция состоит в том, что Ирану не будет позволено разработать ядерное оружие. И точка».
Заметим, что Хейгел – и это еще одна из причин неприятия его многими конгрессменами – считается агрессивным противником произраильского лобби.
В начале ноября министр признавал, что благодаря позиции Пентагона и определенному давлению со стороны Израиля, Иран все же удалось посадить за стол переговоров. Однако после второго раунда переговоров, 14 ноября Хейгел сделал заявление, с одной стороны, от него ожидаемое, ввиду его взглядов, но с другой стороны, весьма примечательное с тактической точки зрения:
«Я, действительно, считаю, что нынешний состав Конгресса видимо, более осторожен. Не надо больше войн, не надо Ближнего Востока. Я говорю попросту, но, вы ведь знаете, конгресс отражает волю народа, так устроена демократия».
Далее министр Хейгел сделал ремарку о том, что военному ведомству не следует играть ведущую роль во внешней политике:
«У нас вспомогательная роль в формировании внешней политики, мы всего лишь один из компонентов, один из инструментов».
Иными словами, Чак Хейгел вновь взял на себя роль послушного солдата, отдавая инициативу Президенту и госсекретарю.
«В войне нет славы, одни страдания»,
― продолжил Хейгел, перефразируя Артура Невилла Чемберлена:
«В войне не бывает выигравших – только проигравшие».
Это заявление было позитивно воспринято даже его противниками, такими, как, например, Чарльз (Чак) Шумер – известный произраильский лоббист. Таблоиду New York Post он сказал, что проблема по иранскому вопросу вовсе не в Хейгеле, которого в свое время подвергли обструкции, проблема в Президенте.
Это лишний раз показывает, что никаких серьезных разногласий между Обамой и Хейгелом пока не наблюдается. Для президента он остается тем самым «Чаком, посвятившим свою жизнь тому, чтобы Америка оставалась в безопасности, а американские войска были сильными».
Однако у самого президента теперь возникли серьезные проблемы – рейтинг одобрения его политики сегодня низок, как никогда. Он составляет всего 37%[2].
А «тот самый Чак», несмотря на имидж «простого парня», который он не устает подчеркивать особыми речевыми оборотами, до сих пор остается «темной лошадкой» Администрации. Эта нарочитая минимизация своей роли во внешней политике и сосредоточение исключительно на проблемах своего ведомства, продолжение борьбы за бюджет, свидетельствует о том, что Чак Хейгел еще может преподнести сюрпризы.
[1] С.Hagel, «America: our next chapter», 2008, p. 84