Terra America

19:05(МСК)
11:05(NY)
08:05(LA)
Люди
0
ком
Power to the people! Или наследие Сола Алинского
Не болтуны, но организаторы и народные представители
Оцените этот контент

Точно так же, как Дилан Томас определял алкоголика, как «человека, который вам не нравится, но который пьет столько же, сколько и вы», эпитет «популист» часто используется в публичных дебатах для того, чтобы девальвировать утверждения и действия партий и политиков, с которыми не согласны комментаторы и другие политики.

                         (Даниэле Альбертаззи, Дункан Макдонелл, «Популизм 21-го века»)

От редакции: Девиз, который вынесен в заголовок данной статьи («Власть народу!»), прозвучал в США в XIX веке. Это был девиз «Народной партии», которая на английском языке называлась Populist Party, то есть буквально «Популистская партия». В XIX веке она добилась существенных, хотя и ограниченных успехов. Ее кандидаты прошли в Конгресс, стали губернаторами. На президентских выборах 1892 года кандидат-популист Джеймс Уивер собрал более 1 млн. голосов избирателей и 22 голоса выборщиков. Поражение привело к расколу партии, и в дальнейшем ее «крылья» влилась в «большие партии». Примерно тогда же СМИ превратили «популизм» в синоним демагогии. Но была создана концептуальная основа популизма как социально-политической доктрины. Сегодня ей наследуют сторонники идей возвращения политической системы США к «истокам демократии».

«Власть народу!» позже повторяли и леваки из IWW[1], и прогрессисты[2], и забастовщики СIO[3], и бунтари 60-х. Сейчас этот девиз начертан на виртуальных стягах и столпов консерватизма, и видных либералов, партийных фракций и общественных организаций. Сегодня это политическая концепция, деятельная среда, социальная практика.

Наш постоянный автор Дмитрий Петров, продолжая тему популистов, говорит о них как о «людях корней травы»[4] – у нас бы сказали «от соков земли». Для него политик-популист не просто яркий оратор, политический проект, выразитель беспокойства или «диагноз» какой-то очевидной проблемы. Это организатор, технолог и народный представитель, готовый работать с народом и представлять его интересы в элитах.

Что ж, такую точку зрения мы не могли не представить вниманию наших читателей, тем более, что она проиллюстрирована плодами деятельности весьма незаурядного человека (родом из России) – Сола Алинского.

1990-е. Балтимор, штат Мэриленд. Ваш покорный слуга читает:

«…Поглядим вокруг: тысячи пустых бутылок и прочей тары покрыли страну. Городские службы тонут в пластике. Местные власти в смятении. Граждане – в беде.

А что же федеральное правительство? Оно бездействует. Хотя в Вашингтоне знают: тысячи ёмкостей производят, опорожняют и выбрасывают на улицы, в реки, леса и поля нашей страны. Каждый день. А те, что попадают в баки, везут на токсичные свалки и в печи, где, сжигая, превращают в яд, убивающий всё вокруг.

В столице знают, что в восьми штатах уже есть законы о праве сдать пустую тару и обязанности принять ее за плату и утилизировать путем рециркуляции[5]. Но в Мэриленде – нашем штате! – такого закона нет.

Мы не хотим погибнуть под горами пластмассы и задохнуться в ядовитом дыму! Мы должны добиться принятия “Закона о бутылках”!

Но он не выгоден производителям. Опасен для огромных и жадных корпораций и кредитующих их банков. А они контролируют ряд бюрократов. Да, мы – граждане – победим, но борьба может длиться годами.

Есть другой путь – короче. Заставить Конгресс принять федеральный “Закон о бутылках”. Одолеть воротил, убедив законодателей признать наше право сдавать пустую тару.

ВСТАВАЙТЕ! ВКЛЮЧАЙТЕСЬ В КАМПАНИЮ ЗА “ЗАКОН О БУТЫЛКАХ”! ЗАСТАВИМ ВАШИНГТОН УСЛЫШАТЬ ГОЛОС НАРОДА!»

Это надо было не просто прочесть. Это надо было выучить назубок. И говорить жителям пригородов, лежащих между Балтимором и Округом Колумбия, которые откроют тебе дверь. Прямо сходу: серьезно и внятно. И вручать подписной лист. А на вопрос: «Так что могу сделать я?» – отвечать: «Действовать. Прямо сейчас. Вступить в Maryland Public Interest Research GroupMary-PURG[6], которая вместе с другими по всей стране продвигает “Закон о бутылках”. Подпишите петицию, внесите 50 долларов и станьте членом организации. Деньги пойдут на борьбу за чистую среду и права граждан. Мы принимаем чеки, сэр (мэм)».

Впрочем, лучше сразу знакомиться, жать руку, установить тактильный контакт. Закон канвессинга[7]: открыли дверь – 40 % успеха; впустили в дом – 50 %; назвали себя, пожали руку – 75 %. Прочее – дело твоего обаяния, умения общаться и убедительности. Записал супругов, получил подписи и чеки, поздравил со вступлением и можешь сообщить, что можно сделать и пожертвование. На усмотрение вступивших…

Обошел, сверяясь с картой, свой участок, записал сколько смог людей, вышел на точку встречи и – жди минивэн с другими агитаторами. Он подберет тебя и отвезет либо домой в Балтимор, либо на новый участок продолжать бой за чистую среду и гражданские права.

Порой близ места встречи ты можешь увидеть агитаторов других организаций. Но это редко – обычно все заранее договариваются не работать в одном и том же районе. Ведь конкуренция – дело корпораций и банков, а не борцов за народное дело.

Я пришел в Mary-PURG, когда в начале 90-х в Институте политических исследований университета Johs Hopkins в Балтиморе писал работу о гражданском обществе и гражданских лидерах. Сложилось довольно удачно: и для работы кейс отличный, и денег малость перепало – дважды в месяц агитатор получал чек на сумму, составлявшую некий процент от собранных им для организации взносов.

Так народная организация поддерживала в народе (агитировали, в основном, студенты и безработные) стремление вовлечь в народное дело еще больше народу.

Народная организация – это выдумка. В том смысле, что до конца 30-х годов XX века это название не было термином; то есть как у нас: нечто есть, а слова нет. В обиход его ввел Сол Дэвид Алинский – мыслитель-практик из Чикаго, превративший организаторскую работу в профессию, а затем и в индустрию.

Этот еврей родом из России и выпускник Чикагского университета исходил из гипотезы, что если людей, живущих в одном районе, организовать вокруг общих для них проблем и втолковать, что им нужно сообща финансировать их решение, можно создать сильную структуру – своего рода кооператив по решению проблем отдельно взятого района – способную к долгосрочной работе. Ее актив – деятельные граждане. Источник денег – они же. Лидеры – энергичные и успешные люди, выдвинутые этой средой.

Этот-то кооператив – его Сол назвал народной организацией – и может решать проблемы сообщества и утверждать в нем власть народа. Для народа. На деньги народа.

Однако… Сам народ, как правило, организоваться не в состоянии. Он этого не умеет. Да и откуда ему? Да и не должен он… И потому стихийные протесты – краткосрочны, часто граничат с беззаконием, а их успехи часто призрачны, победы, если таковые случаются, скромны. Потому и нельзя предоставлять народ самому себе в таком важном деле.

Но кто же ему поможет? Организатор!

Как на заводах профсоюзы создаются, а забастовки организуются не сами собой, а внедренными туда тренированными и убежденными специалистами (бывают и стихийные трудовые конфликты, но глупо думать, что их большинство), так и организацию в районе (городе, штате) может создать умелый и уверенный в правоте специалист – организатор.

Но ведь он стоит денег!? А где они, деньги, коли речь о проблемных районах? Ведь проблемы-то, как правило – безработица, расовые конфликты, неустроенность, бедность… Ничего, – отвечает Алинский, – если у проекта нет спонсоров, организатору придется убедить оплатить его работу. Кого? Да народ. Хотя бы на первых порах.

А уж потом подключить бизнес, прессу, конфессии и власти. Во-первых – без них – никуда; во-вторых, они должны увидеть: проект успешен и им выгоден. И потому принять часть расходов – чтобы попытаться частично его контролировать.

Безумие! Не бывает! С какой стати бедняки, привыкшие винить власти и бизнес в своих проблемах, вдруг станут решать их сами? И вдобавок – платить за это? Да еще нанимать специалистов… Кстати, откуда известно, что они и впрямь специалисты, ведь прежде ничего такого никто не делал?! А потом еще и строить связи с бизнесом и властью – виновниками всех бед?! Нет. Это – выдумка.

Ага. Выдумка. И, как оказалось, удачная. За несколько месяцев Алинский сумел создать в одном из проблемнейших районов Чикаго под названием Задворки Боен[8] (там в 30-х жили выходцы из Восточной Европы, в основном, католики) эффективную народную организацию, связанную с администрациями и профсоюзами на предприятиях, с местными властями, католической церковью и бизнесом. Она успешно решала широкий круг вопросов – от борьбы с пьянством и уличной преступностью до улучшения медицинского обслуживания и образования, от благоустройства территории – до решения вопросов трудоустройства.

Пришлось нелегко – ряд методов, приемов и практик пришлось разрабатывать на месте, в обстановке настолько приближенной к боевой, что как-то вернувшись домой он обнаружил, что его машина кое-где пробита пулями… А как иначе, если ты проводишь людей – по большей части необразованных, раздраженных неудачами и имеющих крутой нрав – через то, что он называл коллективным транскризисным образованием? Пройти через кризис трудно. Особенно – через свой кризис. Люди не любят меняться. И порой жестко реагируют на неизбежность перемен. В том числе и личностных…

Но кончилось всё хорошо.

«Совет сообщества Задворки»[9] – так именовалась эта организация, в годы Новой сделки[10] ставшая примером гражданской инициативы снизу, а впоследствии получившая немалую поддержку, в том числе, со стороны мэрии Чикаго.

Правда, на старте этот проект частично финансировался из частных источников – Алинский был достаточно энергичен, чтобы обеспечить такую хоть и ограниченную, но важную поддержку. Но тот факт, что вскоре жители Задворок стали финансировать не только работу совета, но и самого организатора Сола Алинкого и его компаньона Джо Мигана – он всегда приводил как пример одного из самых крупных своих успехов.

Он знал: это – не отдельно взятый успех. Был убежден: чикагский опыт может быть проанализирован, систематизирован, описан, освоен и повторен в других городах, регионах и странах (с учетом специфики). Он хотел сделать опыт практикой. И сделал.

Он изложен в книге «Побудка для радикалов»[11] и не раз применен в проектах созданного для этого «Фонда индустриальных территорий»[12]. Известность получили такие из них, как «Временная организация в Вудлауне» (Иллинойс), «Организация общественного служения» (Калифорния), FIGHT (Нью-Джерси) и ряд других.

Кто-то считал его левым, кто-то винил в работе против левых… Жизнь этого человека, богатая событиями и открытиями, так и осталась для многих загадочной. Уж больно необычным он казался современникам. Уж больно мятежным[13].

Но важно то, что опыт Сола Алинского стал примером для значительной части того очень разнородного и подчас противоречивого движения, которое развивается по законам доктрины, которую сегодня принято называть американским популизмом.

Во всяком случае – в том ее фрагменте, который утверждает возможность паритетного взаимовыгодного партнерства организованного народа (гражданского общества), организованных денег (предпринимательского сектора) и организованной власти (государства). И при всём том – первичность низовой, народной, гражданской, общественной инициативы, адресованной власти – местной, уровня штата и федеральной.

Люди, народ – как ни абстрактно звучат эти слова – имеют полное право на свою долю власти. Но власть не дарят и не дают в пользование. Получить эту долю он может только тогда, когда он в должной мере организован, финансово обеспечен и является носителем неких универсальных ценностей. А поскольку такого рода организация немыслима для общества в целом, речь идет о наиболее деятельной, ответственной, целеустремленной и склонной к социальным трансформациям его части.

Не случайно услугами «Фонда индустриальных территорий» пользовался президент Гарри Трумэн. Не зря эта организация существует до сих пор.

И не просто так к опыту Алинского (пусть и не называя его имени) адресовался кандидат в президенты США Фред Харрис[14], утверждавший в своей книге «Новый популизм»[15]:

«Храмом американской демократии овладели менялы. Выпуск денег в Америке контролирует Федеральная резервная система. Это – настоящая монополия, заменившая на рынке денег государственную власть. В такой ситуации единственный способ защитить интересы народа – сделать эту систему государственной. Конгрессмен от Луизианы Джон Рэрик внес законопроект о скупке правительством акций Федерального резерва. И он прав. Джон Рэрик – консерватор. Но это не проблема консервативного или либерального мировоззрения. Это проблема сохранения в руках людей власти над их собственными жизнями».

Где-то мы подобное уже слышали, не правда ли? Чем не предвестник «революции» Рона Пола?

Это чисто популистский подход и еще одно свидетельство в пользу тезиса: популизм – это политическое и идеологическое пространство, где грани и противоречия между американскими либералами и консерваторами стираются.

Не зря на наработки Алинского опирались и профессора Гарри Бойт и Сара Эванс, как говорят – участники создания политической платформы второго срока Билла Клинтона и отчасти Барака Обамы.

И, наконец, не удивительно, что известный консерватор (и, кстати, тоже популист) Ньют Гингрич[16], нападая на Барака Обаму, нередко превращал слова «радикализм в стиле Сола Алинского» в своего рода обвинение.

Да, практически все американские президенты-демократы и кандидаты в президенты от Демократической партии, начиная с Бобби Кеннеди в ходе кампании 1968 года в той или иной мере адресовались к наследию Алинского. Это-то и сбило с толку конгрессмена Гингрича. Он, сам того не желая, угодил в плен к стереотипам и привычке распределять технологов по разным сторонам в борьбе партий и споре идей. А жаль! Потому что эти стереотипы нередко мешают видеть возможности, которые открываются там, где политики позволяют себе внимательно смотреть и видеть не формально враждебные идеи и практики, а потенциально выигрышные.

Так, в России (и не только) популистом часто зовут несерьезного безответственного политикана-демагога, адресующегося к сиюминутным интересам и предпочтениям масс, а сам термин используют как обличительный и уничижительный ярлык.

Между тем, популист – неважно либерал или консерватор – это политик или общественный деятель, способный мобилизовать народ, включить его мощную энергию в социальные процессы. Объединить и сорганизовать его вокруг актуальных и насущных проблем. Сформировать команду профессионалов – мыслителей, проектировщиков, мастеров – не погрязших в чванстве, не презирающих и не боящихся народа, но готовых и умеющих общаться и работать с ним.

Популист – это политик или общественный деятель, понимающий, что в истории стран бывают эпохи, когда миллионами людей движут не деньги супер-магнатов, не вопли пропаганды и не приказы начальников, а видение и воля лидеров, умеющих вобрать в себя и отразить в своих делах интересы и стремления народов, которые те порой не могут выразить просто потому, что даже при наличии каналов коммуникации, не умеют правильно и своевременно ими пользоваться.

И вот, будучи причастен высшим сферам политики и мысли, оставаясь человеком того круга, куда допускают отнюдь не всех – лишь аристократов по рождению, виду деятельности или духу – он все же черпает свое видение, стратегию и силу в той энергетике народов, что таят в себе корни травы.

И обращает ее в живую мощь своей политики.

 



[1] IWW – Industrial Workers of the World – организация, стремящаяся к «освобождению труда» путем соединения борьбы за производственную демократию с политической агитацией.

[2] Прогрессисты – деятели Progressive Party, созданной в 1912 году, выдвинувшей в президенты Теодора Рузвельта и получившей ряд мест в Конгрессе США. Была возрождена в 1948 году и выдвинула кандидатом в президенты Генри Уоллеса.

[3] CIO – Committee for Industrial Organization – профсоюзной объединение, получившее известность в русском переводе как КПП – Конгресс производственных профсоюзов.

[4] Калька с английского grass roots levelуровень корней травы - т.е. простой народ.

[5] То есть путем производства новой пластиковой тары с использованием переработанной старой.

[6] Сокращение PURG созвучно английскому purgeочистка, или – в повелительном наклонении – очистим.

[7] От амер. to canvass – убеждать граждан голосовать за кандидата или проект, проходя от дома к дому.  

[8] Back of the Yards – район, расположенный в окрестностях знаменитых Чикагских Боен.

[9] Back of the Yards Neighborhood Council.

[10] New Deal – стратегия президента Франклина Рузвельта, известная в русском переводе как Новый курс.

[11] Reveille for Radicals. Saul D.Alinsky. Random House, NY, (1946) 1989.

[12] Industrial Areas Foundation (IAF) – создан Алинским в 1940 году. Доказательством эффективности организации может служить хотя бы то, что в 1957 году она получила от Чикагской Архепископии грант в 118.800 долларов. Для 1957 года – более чем внятная сумма. Существует до сих пор: http://www.industrialareasfoundation.org/ .

[13] Книги Сола Дэвида Алинского, как и его биография «Пусть меня зовут мятежником» (Let Them Call Me Rabel. Sanford D.Horwitt. Alfred A.Knopf, NY, 1989), еще ждут перевода и публикации на русском языке, пусть и с возможными сокращениями.

[14] Фред Харрис – юрист, политик, конгрессмен, сенатор от штата Оклахома, Председатель национального комитета Демократической партии (1969, 1970), кандидат в президенты в 1972, 1976. В ходе последней кампании ездил по стране в трейлере и останавливался на ночлег в частных домах. Проиграл праймериз.

[15] Fred Harris. The New Populism. Thorp Spring Press. Berkley, 1973.

[16] Ньют Гингрич – спикер Палаты представителей Конгресса США (1995–1999), республиканец, предприниматель, ученый историк, публицист, писатель, идеолог «консервативной революции». В 2012 году участвовал в республиканских праймериз.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.