От редакции: Ситуация на Украине накаляется. В Луганске появились украинские войска, в Харькове постоянно сообщают о минировании зданий, а в Донецке люди готовятся с оружием в руках противостоять силовым акциям Киева. Между тем, министр внутренних дел Аваков обещает «решить ситуацию» на юго-востоке страны в течение 48 часов. Нервы у всех на пределе. Однако дипломатические каналы, как поведала миру Ангела Меркель, остаются открытыми. Ее слова подтвердил и Владимир Путин, попросивший «Газпром» пока не переходить с Украиной на предоплату по газу, сославшись на «переговорный процесс с Евросоюзом». Казалось бы! По обе стороны границы стоят войска, люди в городах Юго-Востока готовятся к самым настоящим боям, а по дипломатическим каналам, судя по всему, обсуждаются в том числе и экономические вопросы. Наш постоянный автор, экономический обозреватель Александр Бирман не видит в этом ничего удивительного. События на Украине, по его мнению, невозможно рассматривать в отрыве от глобального геоэкономического расклада. Более того, инфраструктурные проекты, казалось бы, далекой от мест разворачивающихся событий Поднебесной могут иметь прямое отношение к тому, как кризис в конце концов будет разрешен.
* * *
По иронии судьбы, тезис «без Крыма не было бы Донецка» отражает отнюдь не только нынешнюю украинскую ситуацию. В середине XIX века Крымская война заставила российское правительство задуматься о том, что сейчас назвали бы «перевооружением», и в частности, разместить заказы по бронированию кораблей на Мильвольском железопрокатном заводе. Его директор Джон Юз стал поэтому частым гостем в России, а вскоре по случаю обзавелся концессией по созданию металлургического производства на юго-западе Империи. Так появился промышленный регион, названный впоследствии Донбассом. И, кстати, его центр, Донецк, первоначально именовался Юзовкой – в честь предприимчивого англичанина.
Очевидно, что Юз по достоинству оценил не только «малороссийские» запасы угля и железной руды. Британец не мог не принимать в расчет и сравнительную дешевизну местной рабочей силы. А также емкость местного рынка, обеспечивающего новому сталелитейному предприятию гарантированный сбыт. По факту, с подачи Юза Малороссия стала драйвером первой российской индустриализации.
Роль Донбасса в самой масштабной в отечественной истории сталинской индустриализации также трудно переоценить. Тем более, что Украина выступила еще и в качестве одного из основных поставщиков трудовых ресурсов для «строек коммунизма». Чему, увы, в немалой степени поспособствовал голодомор.
Есть основания полагать, что и нынешний украинский политический катаклизм тоже в немалой степени обусловлен подготовкой к очередной индустриализации. Однако проводить ее предполагается далеко за пределами постсоветского пространства.
В самом начале апреля Госсовет КНР санкционировал создание Фонда развития железных дорог, который будет ежегодно привлекать до 200-300 миллиардов юаней (33-49 миллиардов долларов) для строительства новых магистралей. Это хорошая новость как для самих китайцев (есть шанс сохранить высокие темпы экономического роста, вне зависимости от самочувствия ключевых торговых контрагентов), так и для зарубежных горнорудных и металлургических концернов. Затеянная Поднебесной новая «стройка века» непременно приведет к росту мировых цен на сырье и поможет отрасли выйти из затяжного кризиса. Если учесть, как много людей по планете занято на угольных и металлургических производствах, политическое значение такого ценового разворота трудно переоценить.
И в этом плане весьма показательны два момента.
Первое. Госсовет КНР объявил о масштабных инвестициях в железнодорожные проекты после завершения европейского турне китайского лидера Си Цзиньпина.
И второе: визит этот состоялся на фоне острого украинского кризиса, в разрешении которого руководители ЕС принимают самое непосредственное участие.
Эти два факта встраиваются в некую логическую цепочку, если вспомнить про Донбасс, по-прежнему остающийся крупнейшим работодателем и одним из источников пополнения казны современной Украины. «Одним из», поскольку падение мирового спроса на уголь и сталь самым непосредственным образом отражается и на самочувствии главного украинского промышленного регина. Более того, донецкие олигархи, наряду со своими коллегами-конкурентами из западных областей, поддерживали евроинтеграцию, потому что рассчитывали благодаря ей получить беспрепятственный доступ на рынок Старого Света.
Но, как говорится в одном анекдоте, «у генерала тоже есть дети». Крупнейшие европейские сталелитейные концерны тоже находятся далеко не в лучшей форме. Еще в середине февраля немецкая металлургическая ассоциация предупредила, что ожидаемое всеми восстановление сталелитейной промышленности в Европе может быть сорвано усилившейся конкуренцией и ростом цен на сырье и энергоносители. А евроинтеграция Украины вместе с ее донецкими заводами никак не будет способствовать снижению конкуренции на рынке ЕС.
В то же время, донецкий уголь и железная руда могли бы пригодиться Китаю. Учитывая громадье «железнодорожных» планов, совсем не очевидно, что металлургам Поднебесной для удовлетворения своих потребностей будет достаточно поставок из Австралии или России. Да и цену при увеличении числа поставщиков сбить гораздо легче.
Разумеется, трудно предположить, что Си Цзиньпин напрямую обсуждал со своими европейскими визави возможность федерализации, а то и раскола Украины. Но выводы о том, насколько болезненно Брюссель воспримет такое развитие событий, китайский лидер сделать мог. Тем более, что озвученное им предложение активнее «дружить домами» – весьма неплохая компенсация Европе за гипотетическую потерю рынка унитарной Украины, который, конечно, довольно объемен, но не идет ни в какое сравнение с китайским.
Едва ли не единственным серьезным экономическим контраргументом, не позволяющим Европе смириться с какими-либо изменениями на карте Украины, является исправное функционирование местной газотранспортной системы. Об импорте американского сланцевого газа пока все-таки нельзя говорить как о полноценной альтернативе «газпромовским» поставкам. А Восточная Европа получает их, главным образом, через Украину.
Пожалуй, есть только один способ кардинально минимизировать энергозависимость Старого Света от Москвы – окончательно «распечатать» Иран и обеспечить беспрепятственный доступ европейских топливных компаний к его месторождениям.
В таком ходе, в силу вышесказанного, очевидно, заинтересован Пекин. И это, скорее всего, решит практически все проблемы Брюсселя. Тем более, что новое трубопроводное строительство станет дополнительным стимулом для европейской промышленности. Но есть еще пара весьма значимых игроков, экономические выгоды которых от такого развития событий не столь очевидны и которые могут оказать существенное влияние на исход партии.
Стоит вспомнить, что незадолго до визита Синь Цзиньпина в Европу состоялось еще одно примечательное турне в другой части света. В конце марта Барак Обама провел в Эр-Рияде переговоры с королем Саудовской Аравии Абдаллой.
Это дало обильную почву для конспирологических рассуждений в духе швейцеровской «Победы». Дескать, поскольку Белый дом решил наладить испортившиеся было отношения с саудитами в самый разгар украинского кризиса, то речь на переговорах шла не столько о поссоривших недавних союзников, сколько о том, как обвалить цены на нефть и наказать Россию. Благо, совсем недавно надавить на Кремль с помощью цен на энергносители предлагал Джордж Сорос, а в середине 1980-х США это удалось сделать именно благодаря закулисные нефтяному соглашению с Саудовской Аравией, о чем и рассказывается в упомянутой книге Питера Швейцера.
Любители строить версии на исторических аналогиях не учитывают, правда, два немаловажных нюанса. В середине 1980-х Вашингтон и Эр-Рияд готовили свою контратаку против СССР, что называется, в обстановке строжайшей секретности. Можно, конечно, допустить, что нынешние обитатели Белого дома проще и прямолинейнее Рональда Рейгана и его окружения, но заподозрить саудитов в аналогичной "непосредственности" гораздо сложнее. Так же не совсем ясно, почему Эр-Рияд должен себе в убыток обваливать цены на нефть, не мстя за единоверцев, как это было чуть менее 30 лет назад, а ради выгодного Западу разрешения «спора славян между собою»!
Дому Сауда есть, за что не любить Москву. Но, прежде всего, как крупного игрока на мировом энергетическом рынке, который мало того, что сам способствует сокращению нефтяных профитов аравийской монархии, так еще и не дает полностью устранить других конкурентов, вроде Ирана. При этом игра на понижение сырьевых котировок, скорее всего, вынудит Россию заключить новые долгосрочные контракты с Китаем (который, кстати, в середине 1980-х не был еще одним из крупнейших потребителей энергоресурсов). А если Пекин, таким образом, удовлетворит свои потребности в углеводородах, нового взлета нефтяных цен придется ждать очень долго, что вряд ли устраивает саудитов.
Но, как говорится, если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят. Даже при условии, что Обама летал в Эр-Рияд говорить исключительно об Иране и Сирии, данный визит нельзя не рассматривать в увязке с украинским кризисом. Тем более, что президент США отправился на рандеву с королем Саудовской Аравии после окончания саммита в Гааге, где западные лидеры обсуждали, главным образом, именно эту коллизию и то, как реагировать на действия Москвы.
С одной стороны, Эр-Рияд не заинтересован в появлении в Европе значительного миграционного подкрепления из западных областей распадающейся Украины. Поскольку это осложнит натурализацию в Старом Свете для тех, кто бежит от последствий «арабской весны». И тогда велика вероятность, что египтяне, ливийцы, тунисцы, сирийцы и проч., не сумев обосноваться в Европе, начнут искать лучшей жизни на Аравийском полуострове, как это в свое время пытались делать палестинские арабы и из-за чего Эр-Рияд начал так активно добиваться скорейшего урегулирования палестино-израильского конфликта.
С другой стороны, саудитам выгодно превращение Китая в самодостаточного потребителя энергоресурсов, чей спрос не будет так сильно, как до сих пор, зависеть от темпов роста американской экономики. Правда, при «распечатанном» Иране и в условиях, когда, оказавшись в «бархатной» изоляции, Россия перенаправит свои энергопотоки на Восток, сорвать китайский банк Эр-Рияду намного сложнее. Поэтому, с точки зрения Саудовской Аравии, логичнее было бы добиваться консервации Украины в нынешнем квазифедеративном состоянии, с сохранением для России возможности «не хлопать дверью».
И в этом Абдалла вполне мог сойтись с Обамой. Особенно принимая во внимания стратегическую незаинтересованность Вашингтона в трансформации Китая из главной мировой фабрики в главный рынок сбыта. Поскольку в последнем случае стремительно возрастают шансы юаня отнять у доллара титул мировой резервной валюты.
В этой связи показательно, что Джон Керри развернул самолет ради экстренной встречи с Сергеем Лавровым как раз в тот момент, когда летел со своим шефом из Эр-Рияда. Не менее примечательно и сделанное в понедельник 31 марта заявление международного рейтингового агентства Standard & Poor's о том, что оно не ждет усиления санкций в отношении России со стороны США и Евросоюза, которые могут проявиться в виде масштабных экономических ограничений на торговые операции и работу финансовой системы.
«Мы полагаем, что экономические интересы будут преобладать и еще более негативный сценарий, предусматривающий значительные и продолжительные перебои в поставках нефти и газа на фоне введения масштабных финансовых санкций в отношении России, вряд ли будет реализован»,
– констатировали аналитики S&P.
И все же «деэскалация» американской риторики в отношении Кремля не помешала Китаю запустить тот масштабный инфраструктурный проект, о котором мы говорили выше. Значит ли это, что Пекин выигрывает у Вашингтона партию в украинский «маджонг»?
Для ответа на этот вопрос надо «отмотать пленку» немного назад, в декабрь 2013-го, когда «майданные» страсти еще не достигли апогея, и Виктор Янукович сумел «отлучиться» в Китай для подписания ряда соглашений, в том числе и о строительстве грузового порта в Крыму. После известных событий, отразившихся и на судьбе украинского президента, и на государственной принадлежности полуострова, об этих китайско-крымских планах ни в Москве, ни в Пекине, ни, тем более, в Симферополе не вспоминают.
Теперь другие, но тоже инфраструктурные, китайские планы странным образом предшествовали новым волнениям на украинском Юго-Востоке. Волнениям с высокой вероятностью силового продолжения. А, следовательно, и вполне возможным выпадением Донбасса из каких бы то ни было товарных потоков.