Проблема нелегальной миграции не понаслышке известна многим странам, включая Россию, но в Соединенных Штатах Америки ― нации иммигрантов ― она стоит особенно остро. Основные потоки миграции идут из Мексики, стран Латинской Америки, а в последнее время ― из азиатских стран. Однако наибольшей проблемой для правительства США по-прежнему остаются мексиканцы. Их число неуклонно растет: в 2011 году, согласно данным Pew Hispanic Center, число нелегальных иммигрантов из Мексики превышало 6,1 миллиона человек.
Проблему пытались решить давно. В 1986 году Конгресс США принял «Акт об иммиграционной реформе и иммиграционном контроле» (Immigration Reform and Control Act ― IRCA). Этим актом был легализован статус более 2,6 миллионов нелегальных мигрантов, преимущественно мексиканцев. Это была первая массовая легализация подобного рода, но проводилась она «в обмен» на запрет работодателям брать на работу иммигрантов, которые не могли подтвердить свой законный статус соответствующими документами.
С середины 90-х годов стали предприниматься меры, направленные уже не на миграционный контроль внутри страны, а на сдерживание потока мексиканцев, ищущих лучшей доли в Америке. В частности, произошло резкое усиление служб пограничного контроля.
Сейчас эта мера вызывает споры среди экспертов по проблемам нелегальной иммиграции. Принстонский социолог Дуглас Месси, например, убежден, что это вызвало «эффект клетки»: он утверждает, что усиление пограничного контроля затруднило мексиканцам, приехавшим на временные заработки, возвращение домой, и они вынуждены были остаться на длительное пребывание в Штатах. По мнению Месси, именно усиление на границе вызвало резкое увеличение числа нелегально проживающих в США мексиканцев.
С ним и его единомышленниками постоянно спорит директор Центра по изучению иммиграции (Center for Immigration Studies) Марк Крикорян. Он утверждает, что первопричиной явилась именно легализация иммигрантов 1986 года, которая поощрила мексиканцев к переселению в США. Эта мера легализовала один из шести миллионов мексиканских сельских жителей, перебравшихся в Америку, ― то есть одну шестую их часть. После 1960-х годов, началась активная урбанизация Мексики, и жители этой страны потянулись в большие города, такие как Мехико, Гвадалахара, Хуарес. Но «Акт об иммиграционной реформе и иммиграционном контроле» 1986 года открыл возможность перемещения и на территорию США, даже не являясь квалифицированными работниками, они могли рассчитывать на социальные льготы.
Поэтому усиление охраны границ середины 90-х годов хоть и затруднило мексиканцам возвращение домой, но не сильно повлияло на сам миграционный поток.
Следующие изменения в миграционной политике осуществил уже Барак Обама. Еще во время своей предвыборной кампании 2008 года будущий президент сделал несколько заявлений, касающихся проблемы нелегальной миграции. Коснувшись усиления границ, он предлагал закрытие лазеек на границах и увеличение длины пограничного забора на 1100 километров. В то же время, вторая часть стратегии предусматривала вывод нелегальных иммигрантов «из тени» за счет предоставления им права на длительное проживание в стране. Предполагалось, что желающие остаться в США будут обязаны пройти курсы английского языка и выплатить денежный штраф за прошлую нелегальную жизнь.
Результат этой политики: на выборах 2012 года за Барака Обаму проголосовали 71% латиноамериканцев-граждан США (что равняется 12,5 миллионам человек), и президент объявил миграционную реформу, столь выгодную сегодня Демократической партии, своим основным внутриполитическим приоритетом 2013 года.
Сейчас в Америке проживает около 11 миллионов нелегальных мигрантов ― низкоквалифицированных людей, зачастую без диплома об окончании школы, чей низкооплачиваемый труд не способствует укреплению экономики страны. С 2008 по 2012 год из них было депортировано только 1.4 миллиона. Поэтому, в связи с очевидными трудностями в обнаружении и депортации нелегалов, говорит Обама, гораздо выгоднее для экономики дать возможность этим людям получить образование и повысить квалификацию.
Но, вопреки этой прекраснодушной позиции исторический опыт Америки свидетельствует об обратном. Легализация 1986 года привела только к ухудшению ситуации с мигрантами. Она создала иллюзию «разрешения» на переезд, а усиление границ лишь затруднило для этих людей визиты домой, в Мексику. И это при том, что пограничный патруль на южной границе США до сих пор по численности меньше нью-йоркского департамента полиции[1].
Наша собственная российская миграционная практика доказывает, что пришло время и нам посмотреть на проблему системно, взвешивая все факторы. Немаловажно также разобраться, «как это делали и делают другие», и какие ошибки были допущены.
Если раньше мы отзывались о нелегальных мигрантах кто с юмором, кто с ворчанием, а кто с недовольством, то недавние события, всколыхнувшие сотни людей на юге Москвы, ярко продемонстрировали уровень негодования населения.
Разумеется, эту проблему не решить «наскоком» за 5-10 лет. Но решить и решать ее можно и нужно, тем более что есть возможность проанализировать опыт чужих неудач.
[1] Сравнение с департаментом полиции крупного города может показаться жителю столицы не слишком понятным, если только не вспомнить, что плотность полиции на тысячу граждан США почти в три раза ниже, чем в России (прим. ред.).