Субботняя статья Брюса Фейлера, опубликованная в таком авторитетном издании как The Wall Street Journal, посвящена интригующей постановке вопроса о семье. Явление, которое описывает этот популярный американский журналист и автор нескольких бестселлеров, вызвало бурную дискуссию в комментариях WSJ: с традиционным разбросом от восторгов до обвинений в том, что автор написал полную чушь.
Спорить, пожалуй, действительно есть о чем: Фейлер предлагает использовать передовые бизнес-технологии в процессе воспитания детей. Базируясь на одном из подходов к разработке программного обеспечения, известного как «гибкая методология разработки»[1], герои публикации и ее автор ставят во главу «управления» семейством совместные с маленькими детьми ежедневные «планерки» по постановке семейных целей и еженедельные семейные совещания – «разборы полетов».
Подобные еженедельные семейные встречи, по словам тех, кто уже применят подобные методы, «улучшают взаимодействие, повышают продуктивность, уменьшают стресс и приносят счастье быть частью семейной команды». Звучит как безумие? Многие согласятся.
Но важно отметить следующий факт – статья написана в рамках рекламной кампании в поддержку новой книги Фейлера, озаглавленной «Секреты семейного счастья»[2], начало продаж которой намечено на следующую неделю. Ее автор апеллирует к тому, что современная семья вынуждена меняться, быстро приспосабливаясь к изменчивому миру, в котором опыт предыдущих поколений уже недостаточен для того, чтобы понимать, как справляться с собственными детьми и бытовыми проблемами. Позаимствованный у ведущих IT-компаний «гибкий метод» поможет несколько упорядочить семейный хаос, внося в список текущих приоритетов разнокалиберные задачи – от того, кто будет кормить собаку и разгружать посудомоечную машину, до глобального «расписания» утреннего распорядка семьи.
Но главное, что отмечают сторонники подхода – это вовлечение самых маленьких членов семьи в общую дискуссию, а также их участие в расстановке приоритетов, выборе того, как действовать для реализации задачи и даже в выборе наказания за недостижение целей.
Америка – мировой лидер по производству и продаже всевозможных инструкций, так что рано или поздно подобное должно было случиться: пошаговая стратегия развития и воспитания детей и управление семьей словно небольшой корпорацией – логичный шаг для страны, где едва ли не каждый второй мечтает стать предпринимателем. И, конечно, все мы сталкивались с многочисленными образцами данного жанра в отечественных магазинах – успешные бизнесмены, психологи различных калибров, повара и счастливые родители делятся «секретами мастерства». Смешно, но и к свежеиспеченной книге-инструкции Брюса Фейлера о том, как быть счастливой семьей (и которой, я напомню, только предстоит выйти в продажу), уже написали свое собственное руководство по прочтению – гид читателя, состоящий из десятка вопросов.
Миллион англоязычных «How to...?» породил универсальную в том числе и для нашего книжного рынка формулу успешных продаж – нужно всего лишь написать ясную пошаговую инструкцию по достижению чего-нибудь. У нас, например, подобные книги, претендующие на гордое звание бизнес-стратегий, пользуются устойчивым спросом среди тех, кто мечтает открыть собственное дело. Более прозаичные – о том, как преуспеть в личных отношениях, как справляться с маленькими детьми или беспорядком в доме – покупают утомленные работой и бытом женщины.
Однако я хотела не вовлечь вас в дискуссию о передовых методах воспитания детей, а обратить внимание на другой любопытный феномен. На отечественном книжном рынке также продаются многочисленные брошюры с готовыми рецептами «семейного счастья»: в магазинах продают не одну и даже не десяток книг в жанре популярной психологии, в твердых и в мягких обложках, рассчитанных в основном на женскую аудиторию. Заслуживает пристального внимания то, что авторами подобных изданий выступают все те же американцы – Дэвид Найвен, ДиДжеронимо Хальтсаман, Барбара де Анджелис и многие другие. Конечно, отечественные авторы тоже встречаются, но – куда реже американцев. Кроме того, именно американские авторы – все больше психологи (то есть те, кому согласно профессиональному долгу положено рассуждать о тонкостях взаимоотношений), а отечественные авторы могут похвастаться подобной специализацией значительно реже. А, значит, и рассуждать о семейном счастье будут, скорее полагаясь на собственные представления, а не на клинический опыт.
Получается, что не только на глобальной ярмарке идей, но и в местечковых, локальных идейных нишах правят бал американцы. Ведь серьезной публичной дискуссии о проблемах современной российской семьи мы тоже не наблюдаем: для обсуждения подобных вопросов все больше используется узкоспециализированные или «женские» ресурсы, и сказать, что государство или научное сообщество включено в обсуждение таких тем тоже не получается с достаточным на то основанием. Вот и выходит, что разбираться россиянам с тем, как построить счастливую семью и воспитать детей приходится при помощи американских гуру.
Конечно, американцы – всемирно известные мастера производства товара под названием «счастье». У них даже собственная торговая марка есть – «Американская мечта». Есть и признанная всем миром «Фабрика грез». Да что там, у них даже право на стремление к счастью зафиксировано документально – в Декларации независимости.
Но вот незадача – возникает вопрос: адекватны ли заграничные инструкции по достижению счастья специфически российской ситуации в области семейных отношений, суть которых не совсем понятна ни отечественным парам, ни государству?
[1] От англ. agile software development, также употребляется понятие «agile-методы».
[2] Bruce Feiler. The Secrets of Happy Families: Improve Your Mornings, Rethink Family Dinner, Fight Smarter. Go Out and Play, and Much More.