Когда редакторской колонки на Terra America еще не было, за неимением оной я жаловалась на трудности нашей работы с концептуальной точки зрения в одной из своих предыдущих статей. Дескать, нет у нас частной американистики, пишем мы специфические статьи на темы, которые интересны только весьма ограниченному кругу читателей, а ведь так нужно развивать альтернативное стереотипному представление об Америке. Причем развивать с азов. Ну и прочее в том же духе.
За это въедливые коллеги у меня не замедлили поинтересоваться: скрывается ли за моими рассуждениями какая-то рациональная программа? Отвечаю.
Уж не знаю, что тому виной: экспансия американского масс-культа или Госдеп, экспортирующий не только «оранжевые революции» и «арабские весны», но и образ жизни, однако куда ни плюнь — везде у нас Америка. Нас окружают американское кино, американские идеи, американские мечты, американские политические аллюзии в нашей политической жизни, и даже если новая война, то сначала мы поминаем Америку.
Вообще Америка настолько плотно проникает в нашу жизнь, что, вероятно, стоит начать работу по созданию большого каталога «что в нашей жизни есть американского», чтобы в итоге отделить, что в ней есть нашего, родного, не-экспортируемого.
Фактически нам всем необходима «инструкция по пользованию» Америки — чтобы акт великого приобщения к американскому мифу совершался не механически, а хотя бы с пониманием того, какую идею или идеологию нам хотят хорошо если «продать», а не, извините, «впарить».
На Terra America мы уже ведем такую работу: мы анализировали сложные социологические явления, пытаясь понять, как появление новых социальных страт на самом деле влияет на американскую и нашу действительность. Мы разбирали, как работает политическая система, экспортом которой занимаются США и занимались поиском альтернативных американскому вариантов успешного развития страны. При этом как-то по умолчанию предполагается, что читатель наш подкован в истории, кое-что смыслит в других гуманитарных науках и отличает республиканца от демократа «с завязаными глазами» — не по партийному значку, а по набору ценностных убеждений.
В момент, когда я писала эту колонку, пришла новость, что умер Рэй Брэдбери, замечательный писатель-фантаст, уже при жизни ставший классиком американской литературы. Для меня он, прежде всего, автор «Марсианских хроник», прекрасных своей пронзительной фрагментарностью и одновременно какой-то абсолютной полнотой картины мира красной планеты, и романа «451 градус по Фаренгейту».
Символично, что он сам попросил оставить на надгробии указание только на этот последний: мир «Фаренгейта», где само чтение книг под запретом, а бал правят «телевизионные стены» и радиопередатчики типа «Ракушка», так современен сегодня. Мы употребляем Америку именно так, как радиопередачу на чужом языке, не задумываясь, не читая инструкцию. Помните, «Люди сами перестали читать книги, по собственной воле»?
Но даже в мире пожарных, которые сжигают книги, есть те, кто жаждет снова думать. И читать. Для кого культура чтения и, следовательно, размышления, жива. Есть в нашем мире и те, кто хочет разобраться «как применять Америку», но к «изучению» ее не имел никогда никакого отношения. Вроде бы учебники читать скучно (есть же телевизионные стены!) и как-то глупо; продолжать выхватывать отдельные куски «про Америку», не забывая попутно восстанавливать канву происходящего в то же время в соседних странах и исторических периодов, — слишком сложно и долго.
Как мне кажется, одной из важных задач Terra America является именно это – воссоздание культуры чтения. В том числе чтения как чистого удовольствия. Не надо стесняться учить пониманию Америки не только тех, кто в ней уже немного смыслит, но и тех, кто хочет заняться этим «с нуля». Я сама такая: по сути дела новичок в американистике, в отличие от всех моих коллег. И мне интересно разбираться в этом предмете именно потому, что они не только знают Америку сухих исторических дат, «причин» и «предпосылок». Они знают и могут показать читателям яркие и живые события внутри американской истории и современности, на примере ныне здравствующих и процветающих идей, тенденций и событий массовой культуры. А это – фантастически интересно.
Я предлагаю всем читателям присоединиться ко мне в этом увлекательном занятии. Что читают в Америке сейчас и почему и что пишут об Америке у нас? Какие произведения массовой культуры говорят об Америке больше, чем кажется на первый взгляд? Как разобраться, какое «второе дно» у того или иного фильма, книги и почему успешен тот или иной американский товар или, как принято нынче подчеркивать, не товар, а брэнд? Как все это вместе сплетается в лавинообразный поток «Америки на экспорт», где правят бал американские — не плохие, но чужие для нас – идеи?
Так что ждите летом на Terra America цикл статей для начинающих американистов: что читать, кого необходимо знать, без чего невозможно разобраться в том, как устроена Америка, и чему «у них» нужно поучиться для процветания собственной страны.