В конце мая вице-президент США Джо Байден выступал перед лидерами еврейских общин в Американском Институте Архитектуры в Вашингтоне. Речь Байдена была посвящена влиянию иудаизма на Соединенные Штаты: проблема была рассмотрена в исторической ретроспективе, от основания государства до сегодняшнего дня. Тут надо заметить, что Байден имеет стойкую репутацию «друга Израиля», он тесно связан с еврейской общиной США. Настолько тесно, что американские журналисты прямо пишут – в 2008 году Обама пошел на выборы в тандеме с Байденом, чтобы удержать симпатии непостоянных и переменчивых еврейских демократов.
И что же сделал этот убеленный сединами политик, опытный капитолийский боец, стреляный вашингтонский воробей, выступая перед близкой его сердцу аудиторией? Он не нашел ничего лучшего, чем воздать хвалу американским евреям за то, что они помогли изменить отношение общества к однополым бракам.
По словам Байдена, евреям удалось это сделать благодаря их влиянию в культурной сфере. Он сослался на некоторые старые телевизионные сериалы, такие как «Уилл и Грейс» (в свое время это был второй по популярности (после «Друзей») ситком в США, главными героями которого являются два гея и две тетки нормальной ориентации), которые изменили отношение американцев к gay marriage. Действительно, создателями «Уилл и Грейс» числятся продюсеры Дэвид Коэн и Макс Мучник. Мучник известен в Голливуде не только как удачливый продюсер, но и открытый гей, который женился (вышел замуж?) на некоем Эрике Химане за несколько дней до того, как на президентских выборах 2008 года победил Обама. Но еще до этого голливудские голубки обзавелись детьми (их родила, естественно, суррогатная мать).
Исподволь, мало-помалу такие деятели кино- и телеиндустрии, как Мучник, вводили в сериалы и фильмы тему «хороших геев и лесбиянок», которые ведь тоже любить умеют, но только вот косное, связанное путами традиций общество не дает им жить со своими «половинками», отчего возникают разнообразные трагикомические ситуации. И зрители, сами того не замечая, начинают симпатизировать героям однополых романов, не догадываясь, что перемены в их мировоззрении являются результатом объединенных усилий опытных продюсеров, профессиональных сценаристов, талантливых актеров...
Напрашивающийся вопрос «но при чем здесь евреи?» мог бы смутить кого угодно, только не Байдена. Вице-президент точно знает – «85% подобных изменений, в Голливуде ли, в социальных ли медиа – это результат влияния еврейских лидеров этой индустрии».
Влияние это, согласно вице-президенту США, огромно, а сами изменения – весьма позитивны, поскольку еврейские культурные ценности составляют важнейшую часть американских ценностей. И чем больше их будет в жизни каждого американца – тем лучше.
«Правда состоит в том, что еврейское наследие, еврейская культура, еврейские ценности составляют настолько важную часть того, кем мы являемся, что можно даже сказать – еврейское наследие – это американское наследие… - соловьем разливался Байден в стенах Института Архитектуры. – Ни одна группа не оказала на Америку такого огромного влияния, как все вы. Вы занимаете 11% мест в Конгрессе США. Вы составляете треть всех Нобелевских лауреатов. Так много понятий, тесно связанных с этой нацией, которые являются результатом более чем 5000 лет еврейской истории (Тут вице-президент в своем стремлении сделать приятное своим слушателям хватил через край: в 3000 году до Рождества Христова о евреях никто и слыхом не слыхивал! – К.Б.) независимость, индивидуализм, честность, порядочность, справедливость, милосердие».
Ну, и, разумеется, толерантность, как же без нее.
Не знаю, как реагировали на речь Байдена собравшиеся в Институте Архитектуры евреи, но журналисты сразу почуяли, что здесь пахнет жареным. New York Magazine прямо заявил, что Байден «зашел слишком далеко» и что его речь антисемиты будут цитировать еще много лет.
А блоггеры, не слишком симпатизирующие евреям и Израилю, принялись активно обсуждать тот поразительный факт, что администрация Белого Дома сама, по доброй воле признала существование еврейского заговора. Пусть и не в такой глобальной и зловещей форме, каким его рисуют «Протоколы сионских мудрецов».
Байден подчеркнул, что в таких областях, как наука, культура, политика в США евреи занимают непропорционально большое место. Не с осуждением, заметьте, подчеркнул, а с гордостью – вот только слушателям его от этого было не легче. Никто не тянул его за язык, когда он говорил о роли еврейской общины в изменении иммиграционного законодательства, движении за гражданские права и достижениях феминизма. Ну а фраза про однополые браки стала той самой «вишенкой на торте», на которую обратили внимание все без исключения комментаторы речи вице-президента.
Справедливости ради, надо сказать, что Байден уже давно производил впечатление излишне откровенного человека. Четыре года назад, например, он крайне скептически отозвался о перспективах России (он отводил нам не больше 15 лет существования). Тогда Байден снисходительно замечал – проблема русских в том, что они постоянно «цепляются за что-то в прошлом». Несколько странно выглядит эта претензия на фоне восхищения «пятью тысячами лет» истории еврейского народа, не правда ли?
Но самое странное в этой истории другое. Многие посчитали, что Байден специально «подставил» своих друзей-иудеев. Мол, хитрый католик до поры притворялся другом Израиля, а потом своим чересчур откровенным панегириком в одно мгновение сорвал с могущественного еврейского лобби все покровы и обнажил перед нацией все коварство сынов Сиона.
На мой взгляд, это довольно бредовая версия. Байден действительно верный друг еврейской общины и государства Израиль (кроме всего прочего, и сын, и дочь Байдена связали себя брачными узами с верующими иудеями). И выступая перед еврейской аудиторией, он не держал ни камня за пазухой, ни фиги в кармане. Он искренне говорил то, что думал.
Он благодарил влиятельное меньшинство Соединенных Штатов за ту поддержку, которую оно оказало самому Байдену и его боссу, президенту Обаме, в достижении их амбициозных политических целей.
Вряд ли однополые браки – самая главная из этих целей. Да и вообще, значение отдельно взятого вопроса о gay marriage не стоит преувеличивать. Во многих штатах однополые союзы разрешены законом, их заключают даже армейские капелланы, а после того, как был объявлен неконституционным федеральный закон о защите традиционного брака, препятствия на пути к семейному счастью геев и лесбиянок вообще свелись к минимуму. Тем не менее, для Обамы этот вопрос чрезвычайно важен, и не сам по себе, а как часть тех «перемен», которые он обещал Америке и которые с переменным успехом реализует.
Обама перекраивает Америку, доставшуюся ему от традиционалиста Буша-младшего, делает из нее либеральное атеистическое государство. Конечно, не теми методами, которые практиковались в большевистской России – с разрушением церквей и арестами священников. Но те изменения в общественном сознании, которые производят gay marriage, воинствующий феминизм, агрессивные экологические движения – разрушают традиционные американские ценности ничуть не менее эффективно.
Как и любые масштабные перемены, инициированные Обамой, changes встречают сопротивление консервативной (а, на мой взгляд, здоровой) части общества. Для того чтобы это сопротивление преодолеть, администрации 44-го президента США нужны союзники. И таких союзников он пытается найти среди меньшинств, наиболее влиятельным из которых оказались еврейские общины.
Заговор, если в этом случае вообще можно говорить о каком-то комплоте, был придуман не «сионскими мудрецами», а властью, которая умело использовала потенциал еврейской общины для достижения своих политических целей. Почему выбор пал именно на евреев? Возможно потому, что из всех конфессий США они наиболее лояльны к идее однополых союзов – согласно данным соцопросов Pew Research Center, положительно относятся к gay marriage 76% проживающих в США евреев (18% против, остальные не определились). А среди протестантов-евангелистов, например, это соотношение составляет 26% «за» к 64% «против».
Ну, и кроме того, Байден был, в общем-то, прав, указывая на те позиции, которые занимают представители еврейских общин в Голливуде и социальных медиа. С технологической точки зрения, евреи были и есть крайне полезный союзник для администрации Обамы.
Проходная, казалось бы, речь вице-президента США заставляет задуматься не столько над «еврейским вопросом», сколько над природой взаимоотношений власти и меньшинств (не обязательно этнических или религиозных). Меньшинства в трудные или переходные периоды в истории страны являются важной опорой для политических или социальных изменений. Так было, например, в 1960-х годах, когда Кеннеди опирался на цветные меньшинства для проведения в жизнь своей леволиберальной повестки. Кооперация эта взаимовыгодна, поскольку власть нуждается в кадровой (или электоральной) базе для проведения реформ, а меньшинства – в союзе с властью, которая может защитить их от большинства.
В глазах власти меньшинства ценны своей высокой внутренней мобилизацией – вспомним походы негров на Вашингтон, которые позволили JFK решительно выступить против расовой дискриминации и под разговоры о «мирной революции» внести в Конгресс законопроект о гражданских правах. Точно также и Обама опирался на мобилизационные ресурсы меньшинств (например, защитников окружающей среды) в тех случаях, когда чувствовал, что не сможет добиться цели без их поддержки.
Вот только любое меньшинство, используемое властью для решения политических или социальных проблем, – расходуемый материал. Расходуемый не в том смысле, что после использования его выкидывают, а в том, что потенциалом даже самого активного меньшинства нельзя пользоваться бесконечно.