Terra America

11:53(МСК)
03:53(NY)
00:53(LA)

Автор: Олег Шендерюк
Добавлено: 07.07.2014

Эдиториал
0
ком
Почему левые уступают поле боя?
Оцените этот контент
     

В 2003 году на подъеме антиглобалистского движения один из признанных классиков современной левой мысли в Америке, покойный историк и публицист Эдвард Саид писал, что левым в США не следует блокироваться в общем сопротивлении вооруженному интервенционизму с убежденными изоляционистами и либертарианцами.

Тогда это читалось так: сильная своими традициями левая партия в Америке, поддерживаемая европейскими и латино-американскими единомышленниками, сомневается в необходимости объединять свои усилия с малозначимыми в численном отношениями союзниками справа. Ибо последние представляют силы прошлого в отличие от левых, за которыми как всегда остается будущее.

Тогда подобное левое высокомерие еще могло считаться оправданным. Антиглобализм был на гребне мировой популярности, слова Сиэтл, Генуя, Порто-Аллегри еще произносились с каким-то затаенным значением. Интеллектуалы всего мира зачитывались бестселлером Антонио Негри и Майкла Хардта «Империя», а в самих США символом крайнего диссидентства продолжал считаться выдающийся лингвист и левый анархист Ноам Хомский. Демонстрация противников войны в Ираке 15 января 2003 года в либеральном Нью-Йорке собрала несколько сотен тысяч людей, и эту огромную толпу, как и в 1960-е годы, приветствовал певец-коммунист Пит Сигер (кстати, здравствующий и поныне) своей знаменитой песней «We shall overcome». Впрочем, уже и тогда было видно, что все левое в Америке – от социологии Иммануила Валлерстайна до фантастики Стивена Кинга – буквально пронизано ностальгией по шестидесятым годам и осознанием того, что это прекрасное время уже никогда не удастся вернуть, левое движение в США будет неуклонно угасать и сходить на нет.

И, действительно, сегодня левая антивоенная Америка представляет собой некий музей борьбы за гражданские права, или мемориал сопротивления войне во Вьетнаме. У левых сегодня нет ни ярких лидеров, ни новых блестящих мыслителей, способных вдохнуть жизнь в угасающий уголек классовой борьбы. Все связанное с секуляризмом и разнообразными меньшинствами у них давно позаимствовал либеральный истеблишмент Демократической партии, а вот борьбу с интервенционизмом и даже с экспансией Государства всеобщего слежения (The Surveillance State) гораздо эффективнее и убедительнее левых ведут те самые правые либертарианцы, к которым герои 2003 года относились тогда столь пренебрежительно.

И в самом деле, у либертарианцев сегодня имеется свой потенциальный, очень влиятельный кандидат в Президенты от Республиканской партии – это сенатор от штата Кентукки Рэнд Пол. Его отец, бывший конгрессмен от штата Техас Рон Пол провел очень эффективную избирательную кампанию в рамках праймериз, в которой он заручился поддержкой значительной части популистского движения Чаепития.

Нынешние «выбалтыватели» государственных тайн типа Эдварда Сноудена, равно как и их друзья в журналистской среде типа Гленна Гринвальда, причисляют себя именно к этому движению. Страсть, с которой воюют с империализмом собственной страны правые либертарианцы, не идет ни в какое сравнение с рвением левых, для которых антиинтервенционизм – это скорее необходимая приправа к основному блюду – борьбе за гражданские права.

По какой же причине левый антиимпериализм в США так ослаб и наоборот усилился антиимпериализм правый, о существовании которого наши сограждане ранее даже и не подозревали? На этот вопрос есть несколько возможных ответов. На поверхности лежит очевидная проблема, связанная с кризисом рабочего движения в США. Проблема не только в том, что в США падает число синих воротничков и, соответственно, местное рабочее население перестает являться значительным электоральным фактором.

Проблема еще и в том, что те, кто надеется так или иначе вдохнуть жизнь в американскую индустрию, надеются на государственный заказ, в том числе и в немалой степени – военно-промышленному комплексу, и это обстоятельство делает этих людей не очень удобными союзниками анти-интервенционистам из обоих лагерей. Считается, что ослабление профсоюзного движения в США нанесло удар по традиционно связанному с ним политическому клану Кеннеди, главному патрону лево-прогрессистских экономических инициатив в США. Лево-государственникам теперь выступать против Большого государства, то есть, государства в первую очередь военного, как бы и не с руки. Новые ненужные для страны войны они, может быть, и не поддержат, но Сноудена и Мэннинга в свои герои точно не запишут.

Но это одна часть левого сегмента в США – не единственная. Но другой строны, сегмент левого движения – принципиально интернационален. Троцкисты, гошисты, лефтисты, как их чаще всего называют, они в большей степени сейчас интересуются проблемами Египта, Ближнего Востока в целом, даже Африки. Проблема этой части левых в том, что у них нет какого-то внятного государственного центра, с кем они могли бы отождествить себя – сегодня они едва ли видят свой идеал в Кубе Рауля Кастро или даже в Венесуэле Николаса Мадуро. Беда в том, что эти люди всегда и везде с проигравшими. С теми, кого подавляют, кого изгоняют, кого в час победы оттесняют от кормила власти. И это в свою очередь отталкивает от них жаждущую успеха молодежь.

И все же есть у этого кризиса левого движения и, наоборот, относительного успеха движения либертарианского и еще одна – более глубинная, более философская причина. Мне кажется, что и многие прежние победы левых на Западе объяснялись в том числе либертарианскими чертами, всегда присутствовавшими в левом движении. Давайте разберемся, в чем состоит метафизический оселок размежевания между левыми и либертарианцами? И те и другие выступают против насилия, в том числе насилия государственного. Но тем не менее, выступают они по разному, хотя очень часто либертарианцы произносят по существу левые речи, и напротив левые нередко говорят как чистые либертарианцы.

Я думаю, разницу можно увидеть в следующем. И те и другие на самом деле отражают определенные стороны мироощущения среднего класса. Но если либертарианцы чувствительны к насилию, которое совершается по отношению к этому среднему классу, то есть, фактически к большинству из нас, со стороны государства, то левые – они остро чувствуют насилие, которое совершаем мы сами, представители среднего класса, по отношению к тем, кто стоит ниже нас на социальной лестнице.

Либертарианец – он и в самом деле остро переживает, когда разные службы безопасности, государственные или даже корпоративные, вторгаются в его приватное пространство, но он пройдет совершенно равнодушный при виде какого-нибудь мусорщика или каменщика, вынужденного за отсутствием денег трудиться на наше благо день и ночь, чтобы просто свести концы с концами. Для него наше «мирное», как сказали бы марксисты, классовое, насилие над неимущим мусорщиком вообще не может считаться насилием. Это просто правила игры, правила самой жизни. Но именно как таковые они и не приемлемы для человека левых убеждений.

Либертарианство отражает законный и даже благородный эгоизм, чувство собственного достоинства среднего класса. Левая идея выражает собой социальную совесть среднего класса. Но в истории все переплелось, поэтому совесть и эгоизм действовали в истории в самых сложных и противоречивых сочетаниях. Левые выступали по идее за интересы обездоленных, а на самом деле подспудно боролись за свое собственное освобождение от религии, тирании традиции, а потом и вовсе – за свободный секс и право беззастенчиво срывать все цветы жизни. Под видом борьбы за угнетенных левые бессознательно реализовывали свою собственную, фактически либертарианскую повестку. Это, кстати, часто осознавалось самими левыми мыслителями (может быть, наиболее ярко – философами русского религиозного возрождения XX века), но как-то изменить, обратить вспять эту тенденцию никто из них не был в состоянии. Больная и встревоженная совесть обретала свою историческую силу только в союзе с голодным желудком и, пардон, неудовлетворенными гениталиями.

И вот то, что происходит сегодня в Америке, а, значит, рано или поздно произойдет во всем мире, это начало постепенного и неуклонного отделения левой идеи от ее либертарианской составляющей. Но и наоборот. Теперь мы имеем две идеи в их чистом виде – с одной стороны, либертарианский страх перед безграничным произволом государства над отдельным человеком, с другой – левое отвращение к системному принуждению человека к дешевому и непрестижному труду.

И нужно сказать, как только обе эти благородные идеи окончательно предстанут перед нами в их чистом виде, без рокового смешения друг с другом, им неизбежно придется искать опору в так или иначе осмысливаемых и переосмысливаемых религиозных ценностях. Ибо вне религии либертарианство – это самоубийственный и непонятно чем обусловленный протест во имя столь сомнительного понятия, как автономия воли, а левая идея – разрушительный для общества комплекс вины жителей уютного здания перед его строителями.

И, думаю, вот в этом новом своем прочтении правая и левая идеи найдут свое сочетание. Найдут сочетание – возможно, но вот победят ли? Слишком серьезная духовная работа должна быть сделана для того, чтобы временное отступление левых не привело к их окончательному исчезновению из истории Америки и Запада в целом, да и нынешним успехам либертарианцев не стоит особенно обольщаться. В общем, исход спора этих двух течений, да и итог всей их судьбы, пока нельзя назвать предрешенным.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Из RINO в CINO, из Америки with love
Суперстар, но еще полетает
«Салемские ведьмы» в России
Победа как катастрофа
Секуляризм атакует
Выборы 2016: за кем пойдут «латиноамериканцы»?
Почему в космосе все больше частников и все меньше государства?
Новый президент Ирана – консерватор
Стать Джоном Малковичем
Обама – это Никсон сегодня
С Днем нью-йоркского велосипедиста! Или о важности праздничного календаря в государственном строительстве
Самые дорогие призвания в России и США
Граф Витте как символ русской альтернативы
По ту сторону правого и левого
Место, где водятся тигры
Кулинарный ребус
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.