Сержант морской пехоты США Николас Броуди попал в плен во время войны в Ираке в 2003 году. Восемь лет он считался без вести пропавшим, его жена, устав ждать, завела роман с его лучшим другом, а дети забыли, как выглядит их отец. Но однажды во время спецоперации отряда «Дельта» спецназовцы обнаружили в подземном бункере, принадлежавшем полевому командиру Аль-Каиды, пленного американца ― заросшего, немытого, полубезумного. И сержант Николас Броуди (отмытый, побритый, более или менее приведенный в чувство) вернулся домой.
Вся Америка ликовала. Из возвращения пленного морпеха сделали красочное шоу, которое сразу же взял под контроль вице-президент (позже он предложит Броуди баллотироваться в Конгресс США). Жена и дети рассказывали журналистам, как они счастливы. И только аналитик ЦРУ Кэрри Мэтисон, страдающая биполярным расстройством (маниакально-депрессивный психоз), была уверена в том, что новый герой Америки ― вовсе не тот, за кого себя выдает. У нее не было доказательств ― только интуиция и одна-единственная загадочная фраза, сказанная ее информатором, убитым в Ираке: «пленный американец сменил хозяина».
Такова завязка одного из самых интересных и неоднозначных сериалов последних лет ― политического и психологического триллера «Родина» (Homeland), в русском переводе ― «Чужой среди своих». 15 декабря завершился третий сезон, и, несмотря на некоторые сюрпризы, ожидавшие фанатов шоу в последней серии, заявлено продолжение. «Родину», которая сама по себе является адаптацией израильского телепроекта «Хатуфим» («Военнопленные»), собираются в следующем году адаптировать для телевидения Австралии и даже России.
От израильского первоисточника «Родина» отличается более чем существенно, несмотря на то, что создатель «Военнопленных», Гидеон Рафф, принимал непосредственное участие в работе над американской версией. «Военнопленные» рассказывают о тяжелой судьбе двух солдат ЦАХАЛа, попавших в плен во время секретной операции в Ливане и вернувшихся домой спустя 17 лет. У них, конечно, возникает множество психологических проблем с встраиванием в современное израильское общество, непросто складываются отношениями с родными и близкими, но ничего подобного основному конфликту «Родины» в фильме Раффа нет.
В «Родине» сюжет держится на динамичном противостоянии Броуди и Кэрри – психически нестабильная цэрэушница пытается вывести морпеха на чистую воду, раскрыть его истинное лицо и сорвать планы «Аль-Каиды», готовящей грандиозный теракт, который должен затмить 11 сентября.
В конце второго сезона ― к огромному изумлению американской аудитории, ожидающей хэппи-энда, ― этот теракт все-таки происходит. К этому моменту уже разгромлена ячейка «Аль-Каиды», действующая не где-нибудь, а в самом Вашингтоне, прямо у стен Капитолия. Убит зловещий Абу Назир ― тот самый «новый хозяин», под влиянием которого Броуди принял ислам и стал шахидом. И вот когда, казалось бы, хорошие парни могут торжествовать, прямо в сердце Лэнгли происходит чудовищный взрыв, и вся разведэлита США во главе с Директором ЦРУ отправляется на внеплановый брифинг с Алленом Даллесом.
Главные герои, впрочем, остаются в живых (а как же!), и несмотря на то, что взрывчатка была заложена в джип Броуди, Кэрри помогает ему бежать из страны. Не только из-за любви (романтические отношения между ними возникли еще в те времена, когда Кэрри следила за каждым движением нового национального героя Америки), но и потому, что убеждена: Броуди подставили, а взрыв организовал кто-то другой. Кто? Для ответа на этот вопрос следовало дождаться третьего сезона.
И в третьем сезоне ответ действительно прозвучал. Настоящего подрывника показали в двадцатисекундном эпизоде и тут же убили ― ясно только, что это был американец. Но это и неважно ― сам по себе подрывник никакой роли в сюжете не играет. Гораздо интереснее, кто за ним стоял.
Оказывается, вся операция по уничтожению ЦРУ была придумана и спланирована в Тегеране, в кабинете главы Корпуса Стражей Исламской Революции генерала Акбари. А исполнение ее было передано на аутсорсинг боевикам Аль-Каиды, Абу Назиру и его «секретному оружию» Николасу Броуди.
Сюжет третьего сезона ― это история противостояния тяжело раненного, но не уничтоженного ЦРУ и иранской разведки. В результате многоходовой комбинации исполняющему обязанности Директора ЦРУ Саулу Беренсону удается завербовать второго человека в КСИР, генерала Маджида Джавади (роль этого элегантного убийцы прекрасно сыграл этнический иранец Шон Тоуб). А затем в Иран отправляется Броуди, которого предварительно вытаскивают из очередной дыры, на сей раз венесуэльской. В Тегеране его встречают, как героя (все ведь думают, что это он взорвал Лэнгли!), а генерал Акбари удостаивает американца личной аудиенции. И напрасно ― удар тяжелой пепельницей в висок делает позицию главнокомандующего КСИР вакантной.
Броуди хватают и без особых проволочек казнят (вот он, сюрприз для фанатов сериала!), а завербованный американцами Маджид Джавади занимает кресло покойного Акбари. В ЦРУ тем временем приходит новое начальство, гениального разведчика Саула Беренсона «уходят» в отставку. В финале к сидящему на залитой солнцем террасе с видом на Средиземное море Беренсону подходит его жена и притягивает свежие газеты со словами: «Это твоя победа». А в газетах сообщается о прогрессе, достигнутом на переговорах США и Ирана по проблеме иранской ядерной программы...
Оставим за скобками все несуразности, логические нестыковки и прочие баги рассказанной в третьем сезоне истории. Забудем о том, что Аль-Каида ― ваххабитская организация, и ее руководители скорее согласятся полакомиться жареной свининой, чем войти в один проект с персами-шиитами. Закроем глаза на то, что второй человек в КСИР, как обычный оперативник, лично едет в США, чтобы встретиться там с потенциальным объектом вербовки. Не будем придираться к тому, что агенты Моссада и ЦРУ ведут себя в Иране бесцеремоннее, чем немцы в оккупированном Париже.
Сосредоточимся на самом главном. На месседже, который несет развлекательный с виду телесериал.
О съемках третьего сезона было объявлено 22 октября 2012 года. Спустя две недели состоялись президентские выборы, на которых победил Барак Обама. Рискну предположить, что если бы победа досталась Митту Ромни, сценаристам «Родины» пришлось придумывать совсем иной сюжет.
А так они, по сути дела, довели до сведения миллионов американских телезрителей простую ― но и революционную ― концепцию. США не хотят воевать с Ираном. Им это не нужно. Не зря Саул Беренсон говорит своему старому знакомому Джавади: «Вы убиваете нас, мы убиваем вас. Пора уже прекратить это». Не важно, что на самом деле иранцы никаких американцев не убивают ― важно обозначить рамки, в которых будет происходить дальнейший разговор.
Раз США не желают драться, выход может быть один ― искать путь для диалога. Однако на пути этом существуют препятствия: мощное израильское лобби, которое с упорством, достойным лучшего применения, подталкивает США к войне с Ираном, с одной стороны, и «фанатики» в самом Тегеране, с другой. В «Родине» «фанатиков» олицетворяет генерал Акбари, который на экране выглядит симпатичным и совершенно не злодейским персонажем (чтобы как-то оправдать его убийство, Кэрри рассказывает Броуди о том, как по приказу генерала «тысячи иранских детей, скованных цепями, гнали на иракские минные поля»). А израильскую «пятую колонну» в Вашингтоне олицетворяет гораздо более неприятный сенатор Эндрю Локхарт (будущий директор ЦРУ), самым тесным образом связанный с Моссадом. Впрочем, от обвинений в антисемитизме создатели «Родины» надежно застрахованы присутствием в своей команде Гидеона Раффа и образом главного положительного героя, Саула Беренсона.
Искать какие-либо прямые параллели персонажей сериала с действующими американскими политиками представляется занятием малопродуктивным, хотя недолгое руководство CIA Саулом Беренсоном в статусе исполняющего обязанности Директора вызывает ассоциации с аналогичным «правлением» Майкла Морелла после скандала с Дэвидом Петрэусом. Но вот что касается Ирана, тут все довольно прозрачно. В ноябре 2011 года при довольно странных обстоятельствах (по официальной версии, в результате аварии во время выгрузки партии взрывчатых веществ) на базе КСИР к северу от Тегерана погиб бригадный генерал Хасан Техрани Мокаддам. В структуре Корпуса Стражей Мокаддам отвечал за испытания баллистических ракет «Шихаб-3» и имел непосредственное отношение к иранской ядерной программе. А этой осенью ― как раз перед стартом третьего сезона «Родины» ― агентами Моссада был убит Моджтаба Ахмади, офицер КСИР, возглавлявший подразделение по ведению кибернетической войны.
Акции западных и израильских спецслужб против военных и ученых Ирана, занятых в ядерной программе, в отличие от выдуманного взрыва в Лэнгли, ― к сожалению, вполне реальная практика. Другое дело, что фигуру такого уровня, как командующий КСИР (с 2007 года этот пост занимает бригадный генерал Мохаммад-Али Джаафари) ни Моссаду, ни ЦРУ при всем желании не «достать». Но ведь в реальной политике, в отличие от телесериала, убирать главную фигуру с доски совершенно необязательно. Тем более, что при всем могуществе КСИР, договариваться Вашингтону все-таки предстоит не с ними.
Стоит отдать должное создателям «Родины» ― они сумели предсказать смену курса иранской элиты за несколько месяцев до победы на президентских выборах в Иране реформатора Хасана Роухани. Другое дело, что в телесериале «новый курс» Тегерана стал результатом блестяще спланированной операции ЦРУ. И за этот крутой поворот, за достигнутые в Женеве договоренности, за избавление от угрозы новой войны на Ближнем Востоке американцы должны быть благодарны морпеху с изломанной судьбой, повешенному под крики и проклятия толпы на одной из тегеранских площадей. ЦРУ, разумеется, открестилось от него, и в глазах всего мира Броуди остался безумцем-одиночкой, повсюду сеющим смерть и разрушение.
Николас Броуди умер от любви к своей Родине. Но, как часто бывает, любовь эта оказалась безответной.