Terra America

02:18(МСК)
18:18(NY)
15:18(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
ДНР: Реставрация будущего
Спорные территории Юго-Востока Украины стали местом для идеологических экспериментов, вдохновленных прошлым России, Европы и Америки
Оцените этот контент

От редакции: Ранее портал Terra America уже рассказывал о признаках конца ялтинско-потсдамского мира и возникновении новой доктрины – условно названной крымской, – сторонники которой пытаются перекроить государственные границы по этническому признаку. Вслед за Крымом о своем выходе из состава Украины объявили Донецкая и Луганская области, преобразованные после референдумов 11 мая в независимые республики. Но тут процесс пошел еще дальше, подвергнув ревизии уже не только привычные государственные, но и идеологические границы. Наш постоянный автор, Владислав Владимиров, проанализировав текст Конституции Донецкой народной республики, пришел к выводу, что в ней нашли отражение идеологические установки, весьма далекие от глобалистских принципов начала XXI века.

* * *

Конституция, принятая 14 мая Верховным Советом самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), в целом скопирована с Конституции Республики Крым, принятой 11 апреля 2014 года, но с некоторыми знаковыми изменениями.

Пункт 2 статьи 9 Конституции Крыма гласит, что Республика является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В ДНР же, согласно ее Конституции:

«первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский Патриархат)».

Эта формулировка с архаичным обозначением православия скопирована из «Основных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 года (статья 7, пункт 62), но добавлено упоминание про Московский Патриархат – актуальное ныне в стране, где есть еще и неканонический Киевский Патриархат, позиционирующий себя как Церковь прежде всего для национально ориентированной украинской аудитории.

Подобные «цитаты из прошлого» выглядят неудивительными, учитывая наличие среди руководства донецких повстанцев людей с монархическими убеждениями. Прежде всего, это, конечно, командующий оборой Славянска, ставший 14 мая министром обороны ДНР отставной российский полковник Игорь Гиркин (Стрелков). О своих взглядах он довольно откровенно писал в 2011 году на одном из форумов исторических реконструкторов, к каковым принадлежит много лет:

«Считаю себя идейным сторонником Самодержавной монархии в России… В свое время одним из первых в Москве (году, по-моему, в 1990-м) присягал [претенденту на царский трон, члену династии Романовых великому князю] Владимиру Кирилловичу».

Второй по значимости (комендант Краматорска) и по известности командир повстанцев, кубанский казак Александр Можаев, более известный по прозвищу «Бабай», так ответил недавно на вопрос журналистов, как видит будущее ДНР:

«Так, как при царе было».

Аналогичных взглядов, судя по всему, придерживаются многие повстанцы в Донецке, где над входом в здание областной администрации с середины апреля рядом со знаменем ДНР вывешена огромная икона Николая Второго.

Еще одним источником вдохновения авторов Конституции ДНР стала Конституция Венгрии, принятая 18 апреля 2011 года. Получившая ранее большинство в Национальном собрании страны консервативная партия ФИДЕС подчеркнула в новом основном законе страны как христианские корни Венгрии, так и то, что «Венгрия будет защищать институт брака, являющийся супружеским союзом мужчины и женщины» (статья L, примечание 1). Также в главе II «Обязанности и свободы» указано, что «жизнь человека должна быть защищена с момента зачатия» (статья II).

Эти пункты воспроизведены и в Конституции ДНР:

«Обеспечивается государственная поддержка традиционной семьи, как зарегистрированного в установленном законом порядке союза мужчины и женщины»

(статья 4, пункт 3),

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение, уважение и защита… гарантируются с момента зачатия человека»

(статья 3).

Ничего удивительного в этом нет – консервативная венгерская Конституция вызвала большой отклик у российских национал-патриотов, а один из их ярких представителей, ставший 16 мая премьер-министром ДНР, – москвич Александр Бородай.

Иначе говоря, выпавшее из-под контроля Киева пространство части Донецкой области – полностью ее пророссийские повстанцы не контролируют – стало полем не только для применения военных талантов приехавших из России добровольцев, но и для реализации их идеологических взглядов, радикально отличающихся от современных стандартов общественно-политического устройства. Не случайно Бородай уже заявил:

«Славянск, Краматорск, Донецк и другие города Донбасса – ростки нового мира… зарождение этого нового общества обозначает… конец старого мира, глобального мира».

Под чем-то подобным могли бы подписаться, например, бежавшие в XVII веке в Новый Свет религиозные диссиденты. Основанные ими колонии, позже разросшиеся до штатов, зачастую представляли собой результат попытки построения принципиально иного общества и государства, отличного от тех, что подвергали их преследованиям в Европе.

Однако между ними и ДНР есть важная разница. В поселениях «пилигримов» понятие граждан целиком совпадали с религиозными иммигрантами, в то время как в Донецкой области проживает 4,3 миллиона человек, среди которых сотни, пусть даже тысячи приезжих россиян – капля в море. Впрочем, последним удалось занять руководящие политические и военные посты.

Скорее, если брать американские аналогии, это будут события в Никарагуа XIX века. Во время очередной гражданской войны одна из сторон призвала на помощь известного искателя приключений из США Джеймса Уокера. Тот, собрав небольшой (всего 56 человек) отряд добровольцев, в июле 1853 года высадился на тихоокеанском побережье страны и за счет передового на тот момент вооружения быстро добился победы в войне. Посадив во главе Никарагуа своего ставленника, себя Уокер произвел в министры обороны страны, благо к тому моменту под его командованием находилось уже полторы тысячи добровольцев из США.

В мае 1856 года новый режим в Никарагуа признали Соединенные Штаты, а в июле того же года Уокер на организованных им самим выборах стал президентом страны. В его планах было завоевание латиноамериканских стран вплоть до границы США с дальнейшим присоединением их к Штатам и введением рабовладения. Начавшаяся далее война Уокера с Гондурасом, Сальвадором, Гватемалой и Коста-Рикой вкупе с конфликтом с Вандербильтом (который был тогда владельцем не только заводов, но и пароходов, и в том числе обеспечивавших сообщение США с Центральной Америкой) привели к тому, что в 1857 году Уокер и его сторонники вынуждены были бежать из Никарагуа.

В этой связи надо отметить, что в преамбуле Конституции ДНР ставится довольно амбициозная цель:

«… создание суверенного независимого государства, ориентированного на восстановление единого культурно-цивилизационного пространства Русского Мира… с перспективой вхождения в состав Большой России».

Это достаточно широкий экспансионистский (в данном случае – в рамках «русского реванша») проект.

Насколько он окажется удачным и «долгоиграющим», зависит от того, попадет ли он в резонанс с чаяниями дончан, подавляющее большинство которых сегодня далеки от идейного национал-консерватизма в различных его ипостасях – их заботят насущные социальные проблемы. Очевидно, именно с этим связаны и недавние заявления о «начале национализации» собственности «олигархов» в ДНР, и о намерении «созидать государство настоящей, не декларативной социальной справедливости».

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.