Terra America

05:22(МСК)
21:22(NY)
18:22(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Пространство
0
ком
Святой Престол глазами Голливуда
Педофилы и экзорцисты – два образа католических священников, созданные «Фабрикой грез»
Оцените этот контент

От редакции: Портал Terra America завершил цикл публикаций, посвященных Папе Франциску I и современному состоянию Католической Церкви. Мы увидели, что избрание нового Понтифика было воспринято в мире одновременно и с воодушевлением, и с настороженностью. Будучи отличным переговорщиком и открытым к диалогу пастырем, Папа Франциск, безусловно, заслуживает всяческой симпатии. Однако мы также убедились в том, что широко разрекламированный «эффект Франциска» подействовал в большей степени на далеких от Церкви людей. У православных и консервативных католиков «либеральные» речи Папы вызывают скорее тревогу.

Неслучайно поэтому, что, несмотря на стремительный взлет популярности Франциска в первые месяцы его пребывания на Святом Престоле, сегодня его рейтинг доверия среди католиков находится примерно на том же уровне, что и аналогичный показатель Бенедикта XVI. Более того, на его родном континенте, в Южной Америке, католичество сталкивается с серьезными вызовами.

Очевидно, что во многом снижение популярности Католической Церкви связано с тем, как она изображается в массовой культуре, прежде всего – в кино. Недаром один из участников республиканских праймериз, ревностный католик и член ордена Opus Dei Рик Санторум начал активную деятельность по продюсированию христианских фильмов.

Ну а что же голливудский мейнстрим? Об этом рассказывает Александр Павлов.

* * *

Совсем недавно в ограниченном прокате прошла картина Джей Ти Петти «Охотники на демонов», в которой команда экзорцистов-католиков пытается предотвратить приход сатаны в мир. Делают это борцы с дьяволом способами, мягко говоря, нестандартными. Будучи членами тайного августианского ордена, экзорцисты стремятся грешить как можно больше – они пьют, курят, принимают наркотики, развратничают. Их цель состоит в том, чтобы демон вселился в душу, охваченную пороком, и тогда священник сможет пожертвовать своей жизнью, чтобы отправить демона в ад.

Этот фильм, несмотря на его очевидную комедийность, представляет определенный интерес потому, что в нем сошлись две линии изображения католических священнослужителей в американском кино: священники-грешники (стяжатели, гомосексуалисты, пьяницы, чревоугодники и так далее) и священники-экзорцисты.

Если припомнить не такую уж и долгую историю кино, то можно сказать, что Католическая Церковь изображается на больших и маленьких экранах не самым лучшим образом. Вряд ли еще какая-нибудь конфессия подвергалась столь резкой критике и частым насмешкам со стороны творцов массовой культуры, как католичество.

Но есть и вторая сюжетная линия. Именно католические священники чаще всего оказываются на экране на переднем крае борьбы с мистическим злом. Реальным злом, представляющим, по сюжету фильма, реальную опасность.

Однако есть еще один важный фактор взаимоотношений Католической Церкви и Голливуда. Церковь часто провоцируют на скандалы. При этом подвергаться оскорблению может не сама Церковь, а религиозные чувства католиков. Кинематографисты снимают скандальное кино, которое обязательно вызовет острую реакцию со стороны религиозной общественности. К таким относятся, например, комедия «Житие Брайана по Монти Пайтону» или «Последнее искушение Христа». Непосредственно в этих фильмах Католическая Церковь не изображается, но картины Церковью были признаны непристойными.

Впрочем, часто оскорбляют именно Церковь. Как, например, в фильме «Иоанна, женщина на папском престоле», в котором речь идет о том, как на папский престол взошла женщина и пробыла Папой два года. Официально это якобы имевшее место в истории событие Церковью не признается, но само появление картины на эту тему Святому Престолу, разумеется, не нравится. Чтобы закрыть тему женщин, можно также припомнить и картину «Поющие в терновнике», в которой католический пастор долгие годы любит женщину и, в конце концов, нарушает целибат. Поскольку герой картины все же не педофил, то, глядя из сегодняшнего дня, кажется, что Католическая Церковь в каком-то смысле должна быть благодарна Колин Маккалоу и тем, кто решился экранизировать ее книгу.

Однако это уже предание истории. Сегодня, как уже говорилось, Католическая Церковь изображается лишь в контексте двух больших тем – «католики изгоняют дьявола» и «скандалы внутри Католической Церкви». Начнем с последней.

Скандалы, сопровождающие Церковь, главным образом отображаются в телевизионных сериалах. Надо иметь в виду, что западные сериалы, хотя уже и стали глобальным явлением, в первую очередь созданы для американского телевидения. Как и в других странах, американцы все еще смотрят телевизор, хотя, как и везде, сам принцип работы и услуг ТВ трансформировался (неприлично большое количество каналов, специальные пакеты, возможность блокировки, легкая доступность самых новых фильмов, необходимости отдельно покупать которые или смотреть в кинотеатре уже нет и так далее). Если учесть, что одной из главных форм развлекательного телевизионного контента стали сериалы, значит, на них нужно обращать внимание в первую очередь. Итак, как же показывают сериалы Католическую Церковь?

Наибольшее количество насмешек и непристойностей содержат мультипликационные сериалы для взрослых. Взять хотя бы сериал «Южный парк». Вероятнее всего, больше других религий его создатели ненавидят католицизм. Достается на орехи и мормонам, но даже к ним авторы относятся с большей симпатией, чем к католикам. В «Южном парке» католические священники поклоняются «Матери паучихе», активно пропагандируют и практикуют любовь к маленьким мальчикам, а если вдруг один священник высказывается против, другие начинают на него цыкать. В одной из серий на бал к сатане больше других хотели попасть именно священнослужители, каждый из которых держал маленького мальчика на поводке. Подобное изображение священства можно встретить в «Южном парке» очень часто. Кажется, нет ни одного случая, где бы авторы изображали католиков вне связи со скандалами, которые уже сформировали определенные стереотипы у массовой аудитории.

Кстати, не только «Южный парк », но и гораздо более мягкий в плане юмора сериал «Симпсоны» тоже высмеивает католицизм. В частности, в одной из серий есть момент, когда на городском параде среди прочих проезжает машина со священниками, которые выступают против того, чтобы католики занимались сексом с маленькими мальчиками. Это уже само по себе скандал. Но ведь и протест священников-антипедофилов демонстрируется как глас меньшинства: священников на платформе очень мало, а стулья, предназначенные для протестующих, заняты, в лучшем случае, процентов на двадцать.

Максимально «добрый» юмор в «Симпсонах» содержит сюжет о том, как главного героя Гомера Симпсона вслед за Бартом (ранее – протестантов) своими послаблениями переманила Католическая Церковь, и мужская половина семьи стала антагонистом женской. В итоге, когда Мардж фантазирует о том, как она попадет в рай, то оказывается, что в скучном протестантском раю нет Иисуса. «Где же он?» – спрашивает Мардж у друзей-протестантов, а ей отвечают: «Католики его охмурили!». Далее следует сцена, где Гомер и Барт подбрасывают Иисуса на одеяле, а тот смеется и игриво просит прекратить это делать. Затем католики, выпив пива, кричат: «Танцуй же, небесный народ!» и начинают отплясывать под ирландскую музыку.

В сериале 2013 года «Демоны да Винчи» Католическая Церковь уже безо всякого юмора изображена в самом неприглядном виде. Это мощная и зловещая политическая сила, стремящаяся поставить под свой контроль республики и отдельные княжества, располагающиеся в нынешней Италии. Папа, конечно, занимается любовью с юношами и является завзятым интриганом, в то время как глава республики довольно прост, раз подпускает к себе опасную шпионку, подосланную Папой.

Примеры можно приводить и дальше, но в целом видно, что сериалы «не любят» католиков. Отчасти это обусловлено адресатом – американским массовым зрителем, принадлежащим к иным конфессиям, а отчасти – необходимостью реагировать на информационную повестку дня. Такая ориентированность на злободневные события в Америке и мире в последнее время стала отличительной чертой наиболее популярных сериалов. Возможно, поэтому скандалы, связанные с Католической Церковью, так полно представлены именно в телевизионном продукте.

В полноэкранных голливудских проектах Католическая Церковь изображается не столь «чернушно». Негатив тоже присутствует, но даже он не столь однозначен и непристоен. Взять хотя бы для примера популярную серию фильмов, поставленных по книгам Дэна Брауна, где Церковь представлена как корпорация, плетущая сеть заговоров. Церковь лжет, но среди ее служителей «остались порядочные люди».

Примерно таковой церковь выглядит и в фильме «Стигматы». Когда у главной героини вдруг обнаруживаются стигматы, Ватикан, в полном соответствии с посылом Легенды о Великом инквизиторе, пытается заставить замолчать нового мессию в женском обличии. И только один священник согласен восстать против Церкви во имя истины.

Но есть и другие, совсем неоднозначные фильмы. Например, существуют относительно неизвестные драмы про сложности бытия католического священника. Но они, будучи лишены юмористической начинки или экшна, являются не столь популярными.

При этом, когда мы говорим о Голливуде, нужно учитывать этническую принадлежность режиссера. Так, в фильме Роберта Родригеса «Мачете» католический священник в исполнении Чича Марина исправно выполняет свой долг служителя алтаря, но при этом лично далек от идеала священнослужителя. И все же его многочисленные прегрешения перед Богом не включают педофилию и прочие отъявленные мерзости.

Однако чаще всего именно Католическая Церковь спасает мир от вторжения демонов или даже непосредственно от конца света. Эта традиция во многом идет еще от «Экзорциста» (1973 год) Уильяма Фридкина. Хотя религиозные люди справедливо осуждали этот фильм, в целом он возвеличивает католических священников. Примечательно, что фильмы на эту тематику плодиться стали с середины 2000-х, когда Папой стал Йозеф Ратцингер: «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005 год), «Омен» (2006 год), «Обряд» (2011 год), «Одержимая» (2012 год). Довольно много для столь непродолжительного периода, не правда ли? Есть смысл также вспомнить и более ранний фильм 1999 года «Конец света».

Во всех этих фильмах образ католических священников неоднозначен. Например, в «Омене» фанатичные католики с легкостью готовы убить ребенка, лишь бы сатана не пришел на землю, а в «Конце света» католический орден, готовившийся бороться с антихристом много веков, оказывается слабее, чем пьющий и не очень верующий охранник в исполнении Шварценеггера.

Однако важно в этом контексте другое: экзорцизм и вообще борьба с дьяволом и прочим мистическим злом неразрывно связаны с Католической Церковью.

Все эти фильмы так популяризовали католиков как борцов с нечистью, что они фактически вытеснили с экрана представителей всех других религий, которые теоритически также могли бы быть представлены в этом жанре.

Вот почему лента ужасов «Шкатулка проклятия» (2012 год) смотрится настолько комично и нелепо: там, возможно, впервые показан еврейский экзорцизм. И он до невероятия смешон. Традиции изображения такого экзорцизма нет, и поэтому попытка его представить вызывает у аудитории приступы смеха. Примечательно, что фильм у зрителей вызывает смех именно тогда, когда оказывается, что демон – иудейский. Когда мы говорим о традиции, то, разумеется, имеем в виду традицию кинематографа, прежде всего – Голливуда.

А вот католические священники на экранах уже давно практикуют экзорцизм в разных формах, ведут самостоятельные расследования истории демонов, и поэтому выглядят самыми естественными изгоняющими бесов профессионалами. Отметим, однако, «Заклятие» Джеймса Ванна – еще один фильм, где экзорцизм «нетрадиционный», то есть не католический. Картина вышла в 2013 году уже после отречения Ратцингера. В ней привидений изгоняют якобы первые в мире светские экзорцисты.

Но как соотносятся между собой две описанные линии представления католиков Голливудом? Философ Славой Жижек как-то заметил, что нежелание руководства Церкви разобраться в получивших огласку скандалах, связанных с педофилией, вероятно, как-то связано с тем, что на глубинном уровне церковь предполагает определенные извращения. Разумеется, не в буквальном смысле – сама логика религии приводит священников к необходимости разврата, чтобы поддерживать определенный имидж католической церкви.

Жижек – известный провокатор, и, конечно, его высказывание надо воспринимать именно как провокацию.

Однако вспомним, что Ратцингера не раз обвиняли в том, что он покрывает священников-педофилов. Также мы должны понимать, что такой имидж у Церкви в целом есть, и всем известны, скажем, слухи о том, что Йозеф Ратцингер добровольно отказался от папского престола, потому что не желал разбираться во внутренних скандалах, связанных с гомосексуализмом. А если это хотя бы отчасти так, то получается, что отрекшийся Папа выразил именно нежелание действовать в логике, диктуемой Ватиканом.

И здесь самое время вернуться к фильму, о котором речь шла в самом начале. Эта картина отчасти производит диалектическое снятие проблемы, равно как и доказывает то, что Жижек может заблуждаться. Ведь «Охотники на демонов» повествуют именно о том, как группа самоотверженных католиков становятся добровольными грешниками, дабы исполнить функцию экзорцистов.

В этом фильме есть еще один важный сюжет. Новый Папа (!) принимает решение вычистить грязь из Авдиевых конюшен, и в качестве одной из мер решает прекратить финансирование ордена, просуществовавший не один десяток лет. Спецпредставитель Ватикана прибывает к отважной (и отвязной) шестерке демоноборцев, чтобы после недолгого расследования прекратить их деятельность. Однако герои фильма доказывают римскому бюрократу, что их методы действенны, и, чтобы изгонять демонов, надо грешить.

Что поделать – это Голливуд…

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.