Terra America

05:03(МСК)
21:03(NY)
18:03(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
«Белый тигр» и американские китобои
Не только Герман Мелвилл, но и Роберт Шекли
Оцените этот контент

Нельзя не согласиться с Юрием Бурносовым, что книга Ильи Бояшова «Танкист, или Белый тигр», источник сценария картины Карена Шахназарова «Белый тигр» (равно как и сам этот фильм), имеет «американские» литературные параллели в романе Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». Это подчёркивает само название книги, выбранное современным русским писателем. Сомненья здесь неуместны. Сходство некоторых сюжетных линий и смысловых деталей, анализируемых далее автором-кинокритиком, тоже вполне очевидно.

А вот шахназаровского фильма уважаемый Бурносов, на мой взгляд, увы, не понял.

 Этот фильм, конечно, не о людях, но и не о танках, как утверждает он: нет в ленте главного героя не только человека, но и главного героя-танка.

 И танки, и люди – только антураж и «массовка», в лучшем случае – персонажи второго-третьего плана: частные мазки и красочное обрамление общей эпической и метафизической картины.

В самом деле: с русской стороны герой – не человек, хотя, по необходимости, и выступает в человечьем обличье; Найдёнов как минимум – идеальный русский солдат из танковых частей архистратига Михаила или, скорее, «ангел», который заменил собой человека в телесном псевдоморфозе – «служилый» ангел из небольших чинов Небесного воинства.

Может быть, танкист станет им после того, как умрёт физически. Немецкий же «герой» – не танк вовсе; это Терминатор из Зазеркалья, демон-«аристократ» в панцире боевой машины, «Дикий охотник» сумрачных легенд «фатерлянда».

Кстати говоря, говоря о фильме «Белый тигр», Бурносов сам себе противоречит. То он пишет, что «фильм Шахназарова – исключительно о танках», то признаёт, что это – история противостояния «советского танкиста … с немецким танком по прозвищу Белый Тигр», что «антагонисты – танкист Иван Найденов и «условно немецкий» танк … Белый Тигр».

Найденов, конечно, хочет отомстить загадочному «Белому тигру», но не месть – главный движитель поступков чудом выжившего солдата. Также не «повёрнут» он, по словам Бурносова, на поисках своего стального врага. Так выглядит его поведение, таким оно предстаёт в глазах окружающих.

 Цель и сверхзадача Найденова, смысл пребывания его на земле после танко-мясорубки под Прохоровкой и выздоровления (некой алхимической трансмутации по воле Господа) в медсанбате – не месть, а выполнение Долга (с большой буквы «Д»), который заключается в том, чтобы остановить убийцу, убийцу наших – русских танков, русских танкистов.

Убийцу не простого – метафизического, которого кроме него никто на земле не остановит, – подобного графу Дракуле выходца «с того света», только не из сельских преданий Трансильвании, а из механизированной Валгаллы германских мифов.

Не знаю, «объяснял» ли как-то для себя, для фабулы появление на полях войны рокового «танка» Карен Шахназаров, но думаю, что по фильму, как и по книге, «материализацию» «Белого тигра» можно связать с деятельностью института «Аненэрбе»: можно предположить, что именно из его недр, благодаря манипуляциям эсесовских «чёрных магов», и выполз неуязвимый танк, броневое – бранное – воплощение «тевтонского духа», с железно-громыхающим «рыцарством» и «волею к власти» – стремлением завоевать-покорить негерманский, неевропейский Восток, ненавистью к славянам и отношением к ним как к «генетическому мусору», «унтерменшам».

Найденов же – воплощенное стремление к главной, стратегической цели Великой Отечественной для нашей стороны фронта, в нём эта цель – как в перекрестье-фокусе снайперского прицела. Цель эта – выживание России и русских, нашей, «евразийской», цивилизации. Она, и только она, оправдывала победу сталинского строя в той беспрецедентной войне – строя, который, собственно, и поставил страну вместе с её народом на грань выживания.

 Найденов, как уже говорилось, человек лишь с виду, всё собственно человеческое, точнее, «слишком человеческое», тленное, подверженное смерти и разложению, в том числе – страх, чувство голода, усталости и т.п., в нем на 90% умерло – сгорело вместе с человеческой его плотью в подбитом танке. И сам он – умер и воскрес, как тот, кто был распят на Голгофе.

Но у танкиста – иные задачи, чем у воскресшего Лазаря, более частные и более узкие, так сказать, «служебные» – отправить моторизованно-рунического вервольфа назад, в тот потусторонний мир, откуда он вышел – в царство одноглазого Одина. Такова миссия Найдёнова, которую, опять-таки, не сам он себе придумал и пытается воплотить, а которую дали ему высшие, надчеловеческие силы и сущности.

О душевном нездоровье танкиста говорить нельзя – напротив, душевно, как и физически, он из персонажей картины здоров как никто, просто чувствует мир иначе, чем все остальные, видит и понимает то, чего не видят и не понимают другие. Отсюда и возникает иллюзия его «душевного нездоровья», на которую «купился» Бурносов.

По книге в конце войны онтологический противник Найденова весьма символически скрывается на Западе – в американской зоне оккупации; именно там он хоть 100 лет будет выжидать удобного случая, чтобы завершить своё дело – смять и уничтожить Россию, русских, расчистить «жизненное пространство» для «высшей расы».

 У Шахназарова это не акцентировано, но придуманная им концовка фильма выглядит более «завершенной», чем в «первоисточнике» Бояшова: Найдёнов вместе с танком исчезает на глазах (точнее, за спиной) у офицера-разведчика, чтобы продолжить свою борьбу с «Белым тигром» в тех метафизических пространствах, откуда железный призрак черпает свою силу, в которых он прячется, чтобы совершить очередной убийственный рейд.

Социал-дарвинизм «рулит», борьба продолжается – об этом спокойно и убедительно рассуждает в конце картины «сам» Адольф Алоизыч. И действительно: вскоре после «горячей» войны начинается «холодная», противостояние пары СССР – США, и «Белому тигру» в этом противостоянии – самое, что называется, место: на металлолом новые хозяева Западной Европы, американцы, его никоим образом не отправят.

Хотя сейчас, по-моему, Штатам «Белый тигр», в сущности, и не нужен: мы сами в конце 80-х и особенно в 90-е сдали свои позиции «партнёрам» по Рейкьявику и по Мальте и вступили в американскую финансовую «пирамиду», обратного пути из которой на деле совершенно не видно: он не освещается декоративными молниями, посылаемыми в адрес Белого Дома.

Конечно, произведение Бояшова, как пишет Бурносов, – вещь спорная. Но всякая хорошая книга рождает споры – от  гомеровской «Одиссеи» до крусановского «Укуса ангела». Есть в ней и «лубочно-водевильные» сцены, скажем, связанные с беспробудным пьяницею-якутом, заряжающим в экипаже Найдёнова, и с его же супернаводчиком, мародёром-бабником. Но оба они – трикстеры, спутники главного героя романа, в котором, помимо прочего, проступают черты Кащея из русской сказки.

 При этом вся книга Бояшова – эпико-мифологическая метафора, и трикстеры в ней вполне уместны. Эпико-мифологическое полотно представляет собой и лента Шахназарова, в отличие от других хороших фильмов о той войне – реалистических, скажем, «В августе 44-го», «Франц + Полина», и т.д. Однако в ней на «трикстерство» можно лишь намекнуть, что режиссёр и делает вполне мастерски.

Дивится Бурносов Юрий – «нашли, что экранизировать». Меня же удивляет не источник экранизации, а то, что историю, рассказанную Бояшовым, всё же удалось превратить в добротное, качественное кино. Задача эта – экранизировать бояшовский мифо-эпос – чрезвычайно трудная, но Шахназаров – истинный мэтр, и с нею он отлично справился.

Слава Богу, не взялся за несчастного «Тигра» Федор Бондарчук – лучше пусть в ролях бандитов снимается. И вообще, у них с Охлобыстиным – бесподобнейший актёрский дуэт.

Не могу согласиться и с тем, что  «мистический Белый Тигр играет лучше, чем актер Вертков, сыгравший Ивана Найденова». На мой взгляд, Вертков «лепит» и позиционирует своего героя очень хорошо, как минимум – адекватно.

Несостоятельна параллель, которую Бурносов выстраивает между капитаном Ахавом и сгоревшим русским танкистом. Если в Ахаве можно признать будущего «строителя империй» (колониальных), то Найденов – вовсе не строитель империи сталинской, хотя внешне он действительно похож на людей, которые «летали в стратосферу, штурмовали Арктику, круглые сутки не выходили из забоя и… воевали, не думая о себе».

Во-первых, он, как, говорилось выше, не совсем человек. Во-вторых, его «кормчий» – не марксист и атеист Сталин, а Танковый Бог, который ему помогает и которому он молится на полях сражений, заваленных останками бронетехники. В-третьих, по окончании войны, о чём уже говорилось, он с физического плана бытия просто-напросто исчезает, поскольку места в мирной жизни, в рядах «творцов советской империи», для него нет: он ведет невидимую битву с инфернальным противником, вступая, таким образом, в ряды воинства, сражающегося в Воздушном мире.

Если находить для Найденова американские параллели, то это не капитан Ахав, а герои иронической новеллы Роберта Шекли – всяческие боевые машины (в том числе – и робототанки), воскрешенные после гибели в пекле Армагеддона и отправленные Творцом в Небесную гвардию.

Русский танкист проходит во многом аналогичный путь: Прохоровка, «танковый Апокалипсис» – 90-процентный ожог – невозможное выздоровление – фронт – «дематериализация». А капитан-китобой Ахав скорее предвосхищает будущих героев американца же Джека Лондона, в частности, капитанов-зверобоев Волка Ларсена и Смерть Ларсена, выведенных писателем в «Морском волке».

На этом я и закончу, но напоследок хочется привести стихи одного российского блоггера – стихи о войне и немецких танках, по духу своему вполне подходящие и к бояшовской книге, и к шахназаровской ленте:

 

begle. 2008

ТАЙНА ВКЛАДА Снаряды

Лейтенант Александр Чурин,
Командир артиллерийского взвода,
В пятнадцать тридцать семь
Девятнадцатого июля
Тысяча девятьсот сорок второго года
Вспомнил о Боге.
И попросил у него ящик снарядов
К единственной оставшейся у него
Сорокапятимиллиметровке.
Бог вступил в дискуссию с лейтенантом,
Припомнил ему выступления на политзанятиях,
Насмешки над бабушкой Фросей.
Отказал в чуде,
Назвал аспидом краснопузым и бросил.
Тогда комсомолец Александр Чурин,
Ровно в пятнадцать сорок две,
Обратился к дьяволу с предложением
Обменять душу на ящик снарядов.
Дьявол в этот момент развлекался стрелком
В одном из трех танков,
Ползущих к чуринской пушке,
И, по понятным причинам,
Апеллируя к фэйр плэй и законам войны,
Отказал.
Впрочем, обещал в недалеком будущем
Похлопотать о Чурине у себя на работе.
Отступать было смешно и некуда.
Лейтенант приказал приготовить гранаты,
Но в этот момент в расположении взвода
Материализовался архангел
С ящиком снарядов под мышкой.
Да еще починил вместе с рыжим Гришкой
Вторую пушку.
Помогал наводить.
Били, как перепелов над стерней.
Лейтенант утерся черной пятерней.
Спасибо, Боже - молился Чурин,
Что услышал меня,
Что простил идиота…
Подошло подкрепленье – стрелковая рота.
Архангел зашивал старшине живот,
Едва сдерживая рвоту.
Таращила глаза пыльная пехота.
Кто-то крестился,
Кто-то плевался, глазам не веря,
А седой ефрейтор смеялся,
И повторял –
Ну, дают! Ну, …, артиллерия! 

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.