Terra America

07:14(МСК)
23:14(NY)
20:14(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Пространство
0
ком
Завтрак
Утренняя еда – важнейший элемент американской идентичности
Оцените этот контент

Интересно, все ли знают, что одной из самых важных и, наверно, самых великих вещей в Соединенных Штатах является завтрак? Не домашний. Домашний завтрак – вещь скорее приватная, слишком интимная.

Кто знает, вдруг какой-нибудь человек завтракает вчерашним ужином? Или спит до обеда, и тогда ни о каком завтраке речи уже и быть не может. Важной составляющей американской культуры является именно завтрак в публичном пространстве – там, где еду готовят специально для тебя и подливают кофе ровно столько, сколько ты захочешь выпить…

Любопытно, что завтрак в России, как правило, носит именно частный, интимный характер. Обычно это пара бутербродов, наспех сделанных перед работой. Небрежно брошенная колбаса на хлеб, иногда даже с сыром. Может быть, чай или растворимый кофе – потому что варить хороший некогда. И аккуратно размазать масло тоже некогда – уже нет ни сил, ни времени.

Иногда завтрак у нас – это хлопья с молоком. Но ведь данная практика заимствована нами у американцев, между прочим. Так что это не вполне русский завтрак. Да, Каша! Если это традиционно русская, хорошо сваренная крупа, то прекрасно. Но все же чаще это растворимые каши в пакетиках, тоже, кстати, заимствованные.

Грубо говоря, как таковой культуры завтрака у русских нет. Некоторые, конечно, завтракают в кафе, и это совсем другая история.

Публичный завтрак у нас калейдоскопический. Все зависит от кафе, ресторана и опять же от времени. В разных местах завтраки разные. Кроме того, сотрудникам офисов не до завтрака в кафе, ведь надо успеть на рабочее место, чтобы целый день раскладывать пасьянс косынку или лайкать фоточки друзей в социальных сетях.

А так, конечно, можно съесть вкусные сырники с кофе или невкусные блинчики с тем же самым кофе. В общем, в России каждый выбирает себе завтрак по душе.

А некоторые предпочитают и вовсе не принимать пишу утром. Причем последнее по моим наблюдениям встречается довольно часто. И никакой сложившейся практики завтракать у нас не существует. А потому закрепить идею «завтрака» в популярной культуре у нас фактически невозможно.

А вот в Соединенных Штатах – завтрак начало всякой деятельности. Как щепетильно американцы относятся к завтраку, можно увидеть хотя бы в мультсериале «Симпсоны», этой энциклопедии американской жизни. В одной из серий знаменитого шоу из-за неприятностей во всех других учебных заведений Гомеру пришлось отдать хулиганистого сына Барта в католическую школу. И вот однажды, когда Гомер заехал к католикам, чтобы забрать сына, священник пригласил Гомера на ужин:

- Ужин? А что на ужин?

- Блинчики.

- Блинчики?! О, Господь, спасибо тебе! Ты сотворил чудо, превратив ужин в завтрак!

После этих слов Гомер падает ниц и преклоняется перед чудесами, что творит католическая церковь. Это не просто смешной диалог.

В нем, впрочем, как и обыкновенно в сериале, скрыт глубокий смысл. Самая очевидная интерпретация эпизода заключается в том, что американцы боготворят завтрак и считают его фактически главным приемом пищи в сутки.

Действительно, что может быть лучше, чем начать сложный и изнурительный день, побаловав себя роскошным завтраком? Пироги, блинчики, яйца всевозможного вида (смешанные, обычные, Бенедикт), сосиски, жареный бекон, тосты с джемом или без джема, утренние сэндвичи, омлеты всяких сортов, маффины, кексы, апельсиновый сок, вафли с фруктами или без и далее бесконечный список разных лакомств.

Разумеется, важна и атмосфера. Какая-нибудь частная кафешка лучше подойдет для завтрака, чем любой фастфуд. Впрочем, многие заведения в США специализируются только на завтраках. Они рано открываются и уже закрыты к двум часам дня. В России такого нет.

И одним из тех гениев, кто закрепил первостепенный статус завтрака в американской популярной культуре, стал Квентин Тарантино. Собственно, гений раннего Тарантино в том и заключался, что он превратил повседневность, бытовую сторону жизни рядовых американцев в очень важную вещь.

Вернее даже не превратил, а просто обратил внимание, насколько завтрак составляет на самом деле важную часть американского быта. Но мало было обратить на это внимание, нужно еще было и любить то, о чем говорил режиссер. И так, как смаковал завтрак в своих ранних фильмах Тарантино, вряд ли кто-то мог это сделать лучше.

Начнем с того, что первая сцена фильма «Бешеные псы» – это завтрак в кафе ранним утром. Несколько грабителей перед большим делом сидят как ни в чем ни бывало, кушают блинчики, спорят о разных несущественных вещах, а затем начинают препираться из-за чаевых.

То есть грабеж грабежом, а завтрак и сопутствующий ему знаменитый тарантиновский диалог – по расписанию.

В «Криминальном чтиве» завтрак – вообще один из главных героев. Самая первая сцена в фильме – это диалог парочки грабителей, который происходит во время завтрака. Последняя сцена – то же самое кафе и завтрак двух гангстеров, которые должны встретиться с той самой парочкой грабителей. На протяжении всего фильма речь постоянно идет о завтраке и кофе и во время завтрака.

Вообще большинство действий происходит ранним утром – даже до завтрака. Когда Винсент и Джулс посещают молодых ребят, обманувших Марселаса Уоллеса, то застают хозяев квартиры за завтраком. Важно, что те не готовили, а взяли еду из фастфуда домой. После в виду чрезвычайных обстоятельств герои оказываются в квартире Джимми, где тот угощает их кофе и просит их не заговаривать его историями о том, какой у него роскошный кофе, потому что его беспокоят другие вещи – в частности «мертвый ниггер в гараже». Выкрутившись из передряги, герои отправляются… позавтракать. Это только затравка и третья новелла.

Во второй новелле, когда герой Брюса Уиллиса Буч ранним утром отправляется за «золотыми часами», его подружка подробнейшим образом рассказывает, чем будет завтракать. А когда Буч возвращается, та сообщает ему, что таких-то вещей ей съесть не удалось, потому что они не были представлены в меню.

До этого, когда Буч приезжает к себе домой, то первым делом ставит жариться тосты. Не успев их съесть в силу конкретных причин, он убегает и случайно встречает самого Марселаса Уоллеса, который несет что бы вы думали? Завтрак. Судя по всему, он идет с завтраком в квартиру, откуда только что сбежал Буч и где остался лежать труп гангстера, с которым Марселас должен был разделить завтрак.

То есть действие во время завтрака в фильме происходит во время завязки и двух историй из трех. И только в одном эпизоде действие происходит во время ужина. При этом ланч не упоминается ни разу.

Что касается ужина – это экстраординарный случай. В отличие от всех других эпизодов, связанных с бытом или работой, в данном случае речь идет о развлечении. Винсент Вега должен развлечь жену Марселаса Уоллеса, пока того нет в городе. Таким образом, во вселенной «Криминального чтива» есть только завтрак и ужин – причем ужин для особых случаев. И даже сама идея ужина ставится авторами (Тарантино и соавтором сценария фильма Джеймсом Айвори) под сомнение, в то время как завтрак не подлежит никакой критике.

Во время ужина Винсент Вега берет стейк и ванильную колу, а миссис Миа Уоллес – бургер и молочный коктейль, знаменитый «пятидолларовый молочный коктейль». И хотя коктейль «чертовски вкусный», он не стоит своих денег, как то утверждает Винсент. Кажется, что это возмущение Винсента Веги – неважно подсознательно или вполне осознанно – символизирует то, насколько пренебрежительно относится сам Квентин Тарантино к идее ужина: «Да, это вкусно, но не оправданно дорого. А вот завтрак никогда не обманет»…

Завтрак в США и правда никогда не обманет. А вот в России, даже если придешь позавтракать в американский ресторан, прочувствовать это величие не получится.

Большее удовольствие получишь от созерцания завтрака у Тарантино, чем непосредственно от самого завтрака. Кофе еще раз не дольют, стоимость запредельна. Поэтому к американскому завтраку в России можно относиться примерно так же, как Тарантино относится к американскому ужину.

Кстати, в своем романе «Заводной апельсин» Энтони Берджесс постоянно подробно описывает, что именно ест главный герой Алекс (чего практически нет в экранизации). Точнее это описывает сам Алекс, так как роман написан от первого лица. Это почти всегда – каша, тосты, сок, бекон.

В скудости меню главного героя сказывается не только идея «бедной английской кухни», но и то, что вся эта кухня состоит из завтрака, и поэтому фактически ничего кроме «завтрака» главный герой не ест.

При этом, хотя меню описывается подробно, автор не делает культа из пищи, не возвеличивает прием пищи, а просто констатирует меню главного героя. В этом, пожалуй, состоит одно из радикальных отличий американцев от британцев.

Первые смогли сделать из завтрака примерно то, что сделали японцы из своей кухни – роскошный пиар, на который впоследствии купился весь мир. С той лишь разницей, что американский завтрак – действительно великая вещь – сытная и вкусная.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.