Terra America

13:21(МСК)
05:21(NY)
02:21(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Лево-либеральная контрреволюция на Ближнем Востоке. Часть II
Realpolitik Обамы, ставившая в регионе на умеренных исламистов, потерпела крах
Оцените этот контент

В предыдущей статье я рассмотрел события в Турции, где выступления в парке Гези и на площади Таксим стали в мае-июне 2013 года катализатором для консолидации общественных сил, противостоящих правящим с 2002 года страной умеренным исламистам.

Часть 2. Египет. Тахрир-2

Аналогичные события имели место и в Египте – только здесь пребывание исламистов у власти оказалось менее долгим, а финал оказался гораздо более резким и кровавым.

Движение «Братьев-мусульман» создал в 1928 году Хасан аль-Банна (1906-1949 годы), сын сельского имама, получивший современное образование и ставший учителем арабского языка в государственной школе города Исмаилия. Этот порт, через который проходили корабли в Суэцкий канал, был своего рода египетским Гонконгом, местом, где западная цивилизация тесно сталкивалась с египетской, традиционной исламской.

Сложно сказать, читал ли молодой учитель Освальда Шпенглера, но к выводам он пришел аналогичным. «Мы утверждаем, – заявлялось в программном манифесте аль-Банны «Возврат к свету», написанном в 1936 году и отправленном королю Фаруку и его министрам, – что западная цивилизация, которая в течение длительного времени была потрясающей благодаря своему развитию в силу своего научного совершенства, и которая покорила весь мир благодаря использованию плодов этой науки, ныне рушится».

Идеи аль-Банны были в чем-то модернистскими – так, он прямо апеллировал к нацизму, заявляя в «Посланиях молодым»: «Если германский рейх заявляет себя как защитник всех носителей немецкой крови, то ислам требует, чтобы каждый мусульманин имел возможность быть защитником тех, кто принял веру Корана».

«Мы хотим, – призывал аль-Банна, – чтобы флаг ислама развевался снова высоко над всеми странами, которые были счастливы быть когда-либо исламскими, где звучал голос муэдзина и возносилась молитва Аллаху... Андалусия [южная Испания], Сицилия, Балканы, [южное] побережье Италии и острова Средиземного моря были мусульманскими провинциями и они должны вернуться в лоно ислама. Средиземное и Красное моря снова станут исламскими морями, какими они были раньше, точно так же как Муссолини заявил о своем праве восстановить Римскую империю и вновь превратить Средиземное море в Mare nostrum, “наше море”, как говорили римляне в эпоху цезарей, целиком окружив его своими владениями».

Первоначально методы «Братьев» были похожи на приемы работы прочих исламских течений – проповеди и вербовка сторонников в мечетях и медресе. Однако, как отмечает известный американский эксперт в области терроризма и экстремизма Джессика Штерн, «к концу 1930-х годов революционно настроенные «Молодые офицеры», в том числе связанные с «Братьями», установили связи с нацистской Германией. Хотя первоначально «Братья» действовали как благотворительно-культурная организация, теперь они создают военизированное крыло, которое было фашистским как по лозунгам, так и на практике»[1].

Одновременно с созданием этих «фаланг воинов Аллаха» организация аль-Банны делает выводы о необходимости легального захвата политической власти в Египте. Независимо от Джессики Штерн в 1997 году российские исследователи отметили такой момент:

«До 1938 года «Братьями» отрицалась возможность политической деятельности. Однако затем они впервые заявили о себе как о политической организации»[2].

Российский исламовед Александр Игнатенко в 1988 году писал о «социально-политических установках Хасана аль-Банны, которые на первый взгляд могли бы показаться родственными демократии... Контролировать и направлять правителя «умма» [исламская общность, в данном случае скорее синоним «народ»] может через «представительное учреждение», род парламента. Но это будет исламское «представительное учреждение», то есть такое, которое лишено основного недостатка, приводящего, по мнению аль-Банны, в негодность западноевропейские парламенты, а именно многопартийности. Условием единства нации и является устранение многопартийности, которая это единство разрушает. В едином исламском обществе должна существовать только одна партия».

«Необходимо, – пишет Хасан аль-Банна, – распустить все египетские партии, чтобы все силы народа объединились в единственной партии, которая трудилась бы до конца над осуществлением независимости уммы и ее свободы, над закладкой основ всеобщей внутренней реформы».

В этих основополагающих идеях «Братьев», сформулированных их лидером в 1939–1941 годах[3], сложно не усмотреть прямых аналогий с современным ему нацистским режимом в Германии. После того как в январе 1933 года Гитлер возглавил правительство рейха, все иные партии в течение последующих месяцев были распущены (одни запрещены сверху, другие сделали это «добровольно»), а затем приняты «Закон о запрещении образования новых партий» от 14 июля 1933 года и «Закон об обеспечении единства партии и государства» от 1 декабря 1933 года. Они узаконили монопольный статус НСДАП как «носительницы германской государственной мысли».

Схожими были и представления «Братьев» о том, как этого достичь. В письме аль-Банны участникам Пятого съезда движения, прошедшего в январе 1939 года, прямо заявлялось, что «Братья» не рассматривают революцию как способ прихода к власти. Таким способом ему виделись парламентские выборы, и в 1942 и 1945 годах он пытался в них участвовать во главе своей партии.

Однако власти страны обоснованно опасались влияния мощной организации, насчитывавшей в 1941 году уже около 60 тысяч членов. В марте 1942 года все 17 кандидатов «Братьев» были сняты с выборов волевым решением премьер-министра Египта Нукраши-паши, а сам аль-Банна едва не попал в тюрьму. В 1945 году, накануне очередных парламентских выборов, ему все же пришлось отправиться туда с несколькими соратниками[4].

«Братьев» бросали выборочно в тюрьмы, их газеты конфисковывали, но влияние организации росло – к 1948 году в ее рядах было уже 500 тысяч человек, она отправила 10 тысяч добровольцев на арабо-израильскую войну. 8 декабря 1948 года Нукраши-паша издал указ о запрете «Братьев-мусульман», и всего через три недели, 28 декабря, был убит одним из членов этой организации.

Аль-Банна открестился от покушения, но 12 февраля 1949 года был убит неизвестными, скорее всего – агентами охранки. На его организацию обрушился террор властей, вынудивший ее уйти в подполье. Как выяснилось – надолго.

23 июля 1952 года король Фарук был свергнут в результате военного переворота, организованного «Свободными офицерами» во главе с Гамалем Абделем Насером. Режим в стране изменился, и «Братья-мусульмане» попытались использовать ситуацию в свою пользу, тем более что среди пришедших к власти военных обострились споры вокруг видения экономических и политических преобразований в стране.

26 октября 1954 года на митинге в Александрии произошло покушение на Насера, являвшегося к тому времени премьер-министром страны, в котором обвинили «Братьев». На движение обрушиваются репрессии, массовые аресты, само оно официально запрещается. Запрет был снят только после свержения в 2012 году Хосни Мубарака.

В течение последующих шестидесяти лет отношение властей Египта – сохранявших преемственность (от Насера к Садатуё от Садата к Мубараку) – к «Братьям» менялось, то в сторону смягчения (первая половина 60-х годов, 70-е годы), то в сторону ужесточения (1966-й и 1981-й годы). В 2005 году после настоятельных требований из Вашингтона о проведении свободных выборов в Египте произошла либерализация. На этих, первых относительно свободных за долгое время выборах, шедшие как независимые кандидаты представители движения получают 88 из 444 (19,82%) избираемых депутатских мандатов, тогда как на предыдущих выборах от них в парламент прошло лишь 15 депутатов.

Кроме того, как отметили эксперты, «наряду с ростом влияния «Братьев-мусульман» результаты парламентских выборов [2005 года] продемонстрировали слабость светской оппозиции», которая смогла получить лишь считанные депутатские места. На следующих выборах в 2010 году Мубарак «закрутил гайки», и исламисты не получили ни одного депутатского места, но в Вашингтоне потенциал «Братьев» оценили. Так, в составленном в 2006 году отчете ЦРУ отмечалось, что движение отличает «внушительные внутренний динамизм, организация и умение работать со СМИ», и было высказано мнение, что не стоит бояться идти с ним на контакт.

Тем более, что потенциал движения был действительно велик – опрос 1700 жителей Каира, проведенный в начале того же 2006 года социологами из Ibn Khaldun Center for Research and Studies, показал, что 45% из них высказались в поддержку «Братьев».

Интересно, что написавший об этом в 2006 году статью в Washington Post египетский социолог и правозащитник Саад ад-Дин Ибрагим в сентябре 2010 года, когда еще ничто не предвещало революции в Египте, уже заявил:

«Ситуация в Турции – наилучшая [среди исламских стран]. Я всегда заявлял, что Египет должен пойти по этому пути... потому что Турция стала гражданским обществом и в то же время бесстрашно открыла двери исламистам. Она является ведущей страной в Европе по экономическому развитию. Я доволен экспериментом [пребывания у власти] Партии справедливости и развития и призываю «Братьев-мусульман» учиться у нее».

Саад ад-Дин выразил также мнение, что «Братья-мусульмане» являются хорошей альтернативой [режиму Мубарака], если они осуществят полное и безоговорочное признание [основ западного] гражданского общество и скорректируют свои взгляды по ряду вопросов».

Таким заявлениям способствовало и то, что перед выборами в 2005 году, явно учитывая мнение Запада, «Братья» смягчили свою риторику. Так, они заявили, что не намерены разрывать мирный договор с Израилем и выступают за политические реформы в стране.

С учетом всего вышесказанного неудивительно, что, когда в январе 2011 года началась «революция пирамид», Брюс Ридель, в 2009 году назначенный Обамой главой комитета, призванного изменить политику США в отношении Афганистана и Пакистана, призвал «не бояться «Братьев-мусульман».

А уже в начале февраля 2011 года Джон Альтерман, руководитель программ стран Ближнего Востока Института Центра стратегических и международных исследований, заявил NPC (крупнейшей американской государственной радиостанции) после визита в Белый дом для консультаций о происходящем в Египте:

«Там есть общее мнение, что египетская политика должна отражать настроения общества. Ставка на светский авторитарный режим не соответствует долгосрочным интересам США в Египте».

Это чистая Realpolitik, ведь в ментальном плане демократам в США были куда более близки либеральные круги египетского общества. Но «Братья-мусульмане» имели в Египте куда большую поддержку, и сотрудничество с ними выглядело перспективнее.

В ходе парламентских выборов в Египте, прошедших в три этапа с ноября 2011 года по январь 2012 года, Партия свободы и справедливости, созданная «Братьями» для участия в выборах, получила 235 из 498 (47,19%) депутатских мест. Если учесть еще 121 (24,30%) мандат, полученный салафитами (радикальными исламистами) из также созданной теми под выборы партии «Ан-Нур», то в первом после революции египетском парламенте оказался доминирующим «исламистский блок» (71,49% депутатов).

В мае-июне 2012 года в Египте прошли президентские выборы, во второй тур которых с примерно равным результатом вышли кандидат «Братьев» Мухаммед Мурси (24,78%) и представитель военной элиты страны Ахмад Шафик (23,66%). Во втором туре Шафик стал де-факто кандидатом сил, обеспокоенных приходом к власти исламистов и готовых ради предотвращения этого даже вернуть власть представителям прежнего режима. Судя по рейтингам, Шафик и Мурси набирали примерно поровну, и египетский Центризбирком совещался несколько дней, прежде чем заявить о победе Мурси.

Здесь вряд ли обошлось также без учета позиции Вашингтона. Администрации Обамы к тому моменту сотрудничество с «Братьями» было важно и в силу уже иных причин помимо прихода к власти умеренных мусульман, которые могли бы внедрить в Египте «турецкую модель». В результате репрессий Насера в 1950-е годы «Братья» мигрировали в целый ряд соседних стран, образовав там мощные филиалы движения.

В частности, одно из самых сильных ответвлений возникло в Сирии. Первый бунт «Братьев» против власти баасистов произошел в пятом по величине городе Сирии городе Хама в 1964 году, а 2 февраля 1982 года здесь началась настоящая «исламская революция» – утром с минаретов мечетей было объявлено о свержении режима Хафеза Асада, а загодя вооруженные и стянутые в город боевики начали резню его сторонников.

Попытки вооруженных выступлений имели место также в Алеппо и других городах страны, но все они были быстро и жестоко подавлены с помощью армии. Как уверяют сами исламисты, тогда погибло до 20 тысяч человек. С началом в 2011 году революции против Асада, которой сразу был предан религиозный оттенок – династия Асадов принадлежит к алавитам, религиозному течению, которое для радикальных мусульман является еретическим, а митинги протеста собирались на основе мобилизации идущих в пятницу из мечетей правоверных – сотрудничество с «Братьями» по Сирии стало для Белого дома весьма актуальным.

И той, и другой стороне было важно и свергнуть светский режим и не допустить здесь победы «Аль-Каиды». С последней у «Братьев» идет давняя публичная полемика вполне в ленинском стиле о том, «каким путем нам идти» – целесообразнее ли для свержения власти метод террора или народной революции? Хотя, как видим, убийствами мешающих им лидеров «Братья» не брезговали, но упор они делали, как и большевики, на построение массовой централизованной партии, которая бы в какой-то момент могла «рукой миллионнопалою» взять власть.

Можно добавить, что известный богослов шейх Юсуф аль-Кардави, которого называют «глобальным муфтием» из-за трансляции его проповедей телеканалом «Аль-Джазира» (60-150 миллионов зрителей), который в 2011 году призывал мусульман к свержению и убийству Каддафи, а позже к джихаду против Асада – давний член «Братьев-мусульман» и даже работал вместе с имамом аль-Банна. Ныне он – негласный духовный лидер движения.

Мурси победил, но даже официальный результат второго тура президентских выборов – 51,73% в его пользу против 48,27% у Шафика – показал идущее формирование в стране консолидированной оппозиции исламистам. Этому способствовали и кризис в экономике, и заявления салафитов, игравших при Мурси роль «младших партнеров».

Так, один из их духовных лидеров шейх Мурган Салем аль-Гохари призвал в ноябре 2012 года разрушить пирамиды и Сфинкса в Гизе как языческие идолы, каковыми они и являются с точки зрения радикальных мусульман:

«Аллах повелел пророку Мухаммеду уничтожать подобные идолы, и мы должны сделать это со всеми памятниками, которыми заполнен Египет и которым поклоняются вместо Всевышнего. Когда я был в рядах движения «Талибан», мы взорвали памятники Будды, чего не сделало афганское правительство».

«Он не являлся президентом всех египтян, – объясняет главную ошибку Мурси известный российский исламовед Александр Игнатенко. – После своего избрания вместо того, чтобы склеивать куски разорванного египетского общества, полного противоречий, Мурси начал выстраивать однозначно исламистскую политическую систему. Это исламистская конституция, сделанная под «Братьев-мусульман» и салафитов, это расстановка на все посты в государстве только исламистов».

В итоге, уже весной 2013 года в Египте формируется широкая протестная коалиция «Тамарруд» (Бунт), начавшая сбор подписей за отставку Мурси. В итоге, как утверждают представители «Тамарруда», к 20 июня им удалось собрать 22.134.465 подписи, что гораздо больше числа отдавших свой голос за Мурси во втором туре президентских выборов (13.230.131 египтянин). Это был первый шаг к делегитимизации президента-исламиста.

Одновременно с завершением сбора подписей протестующие начали по нарастающей серию уличных протестов, благо, у них имелась и силовая составляющая из числа троцкистов, анархистов и футбольных фанатов, придерживающихся в Египте как в постколониальной стране левацких взглядов. Апофеоз этих выступлений пришелся на 30 июня, и спустя несколько дней Мурси был отстранен военными от власти и арестован.

Спасая свою власть, Мурси опирался на поддержку террористических организаций. К митингам в его поддержку 21 июня, прошедшим сразу по завершения пятничной молитвы в мечетях, к «Братьям-мусульманам» присоединились участники движения «Аль-Гамаа аль-Исламия», в 90-х годах ведшего с Мубараком полномасштабную террористическую войну.

Одного из членов этого движения Мурси даже назначил перед этим губернатором провинции Луксор, где велика доля христиан-коптов и где в 1997 году в храме Хатшепсут боевики «Аль-Гамаа аль-Исламия» расстреляли 62 иностранных туриста. На митинге в Каире 21 июня прямо рядом с портретами Мурси реяли и флаги «Аль-Каиды» – вступив в противостояние с либеральной частью египетского общество, «Братья» открыто оперлись на поддержку самых различных групп исламских радикалов.

Одной из их мишеней теперь стали не только христиане-копты, резня которых шла по стране уже не первый год и которая толкнула около 100 тысяч из них в иммиграцию, но и мусульмане-шииты – ведь те признают своими единоверцами сирийских алавитов, к которым принадлежит Асад и верные ему части.

13 июня в Каире на конгрессе мусульманского духовенства под председательством шейха аль-Кардави шиитам был объявлен джихад, и вслед за этим толпой фанатиков под Каиром был атакован шиитский праздник. В результате нападения погиб один из лидеров шиитской общины страны шейх Хасан Шахата.

Но в этот момент Западу уже перестал быть нужен президент-исламист, который не представляет большинство египетского общества и становится вождем лишь одной его части, против господства которой на улицы выходят миллионы представителей другой. Им уже не нужен был лидер, опирающийся на тех, кто разжигает в стране межрелигиозную бойню и просто на откровенных террористов. Особенно с учетом резкого падения поддержки «Братьев» в египетском обществе. Если на рубеже 2011 и 2012 годов движение поддерживали около половины жителей, то к апрелю 2013 года лишь 19%. «Братья» откатились к своим исходным позициям начала 2011 года (15-16%).

Проект умеренного исламизма, шедшего к власти путем парламентских выборов, и этим в какой-то момент оказавшийся выгодным Западу, потерпел в Египте крах. Безусловно, у «Братьев» еще остается и насчитывающий десятки тысяч только в одном Каире боевой и готовый к решительным действиям актив, и сотни тысяч, если не миллионы сторонников. Они могут рассчитывать на помощь иных исламистов, той же «Аль-Гамаа аль-Исламия».

Но неудачное пребывание их кандидата у власти отбросило перспективы движения на лидирующие позиции в Египте, если не навсегда, но, скорее всего, очень надолго.



[1] Stern Jessica. Terror in the Name of God: Why Religious Militants Kill. New York: Harper Collins Publishers, 2003, p. 45.

[2] Махорин В. «Братья-мусульмане», выходящие из подполья // «НГ-Религии», 25.12.1997.

[3] Ashour Omar. The De-Radicalization of Jihadists: Transforming Armed Islamist Movements. N.Y.: Routledge, 2009, p. 37.

[4] Rinehart Christine Sixta. Volatile Breeding Grounds: The Origins of Terrorism Within Social Movements. Contributor: University of South Carolina, 2008, p. 64.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.