Terra America

00:25(МСК)
16:25(NY)
13:25(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Пространство
0
ком
«Не будем забывать, что одной из главных тем, которая решила исход референдума, была экономика!»
Известный европейский внешнеполитический аналитик – о перспективах новых российских регионов
Оцените этот контент

От редакции: Портал Terra America уже рассказывал своим читателям о современном состоянии двух новых регионов Российской Федерации – Крыма и города федерального значения Севастополь. В своей статье наш автор Сергей Василенков подробно описал трудовые и естественные ресурсы стратегического полуострова, состояние его инфраструктуры, сельского хозяйства и привел данные (вполне возможно, быстро устаревающие) о собственниках наиболее привлекательных туристических мест региона. Вывод не был неожиданным: чтобы превратить дотационную область в процветающую, предстоит сделать немало. Но может ли Крым рассчитывать не только на государственные инвестиции? Придут ли частные российские и иностранные компании на полуостров и не будут ли против них введены санкции со стороны США и их союзников? Об этом наш специальный корреспондент Юлия Нетесова побеседовала с научным директором Института международных отношений при Пантеионском университете (Афины, Греция) Константиносом Филисом.

* * *

– Уважаемый господин Филис! С российской точки, зрения Крым теперь – часть России, с западной – «непризнанная территория». Насколько разумно ожидать, что эта территория привлечёт иностранные инвестиции? Есть ли другие подобные примеры? Допустим, Северный Кипр или Тайвань? Или Вы считаете, что между Крымом и другими «непризнанными территориями» есть существенная разница?

– Россия в Крыму создала новую данность, которая уже вряд ли изменится. Российский премьер объявил этот регион особой экономической зоной (ОЭЗ), и я думаю, что именно таковой он и останется в среднесрочной перспективе. Создание ОЭЗ – это эффективный инструмент для привлечения прямых инвестиций, особенно когда она провозглашена на всей территории региона, как это было в случае с Калининградской областью. Однако противодействие бóльшей части мирового сообщества, обозначившееся в ходе недавнего голосования в ООН, значительно ограничивает возможности участия в деятельности крымской зоны компаний из стран, не входящих в сферу влияния Москвы или традиционно с ней не связанных. Но я думаю, Москва готова все издержки принять на себя, поскольку именно из-за нее на Крымском полуострове сложились новые условия. По крайней мере, до тех пор, пока шумиха не уляжется, чего я в скором будущем не ожидаю.

Конечно, открытым остается вопрос, во что в конечном итоге аннексия (или присоединение) Крыма обойдется России, как распределятся ее издержки по другим регионам и насколько жителям Крыма придётся умерить свои ожидания. Давайте не будем забывать, что одной из главных тем, которая решила исход референдума, была экономика, надежды на улучшение уровня жизни и понимание бесперспективности региона, если бы он остался в составе Украины.

Если говорить об упомянутых Вами прецедентах, то там ситуация принципиально иная. На оккупированном Кипре даже сейчас, 40 лет спустя, нетурецких компаний практически нет – разве что в секторе недвижимости, – и экономика переживает глубокую рецессию. В отличие от исключительно динамичного развития Тайваня.

У Крыма стартовые позиции, конечно, лучше, чем у Северного Кипра, но и рисков гораздо больше, чем у Тайваня. Имеющиеся там, по некоторым данным, залежи ископаемых углеводородов – дело хорошее, но что-то изменить они могут только в долгосрочной перспективе. Первые признаки того, удалась или нет затея с Крымом, будут видны уже в самом ближайшем будущем. И тут многое будет определяться выгодным географическим положением полуострова.

– Считаете ли Вы, что если российские компании займутся бизнесом в Крыму, они могут стать объектом санкций?

– Этого следовало бы ожидать. Поэтому, полагаю, российское руководство уже всё заранее продумало и создало обходные пути самого разного характера. Впрочем, в случае с российскими компаниями глобального масштаба, торпедировать их из-за конфликта, который Запад, похоже, уже проиграл, будет довольно трудно. Так что если не будет дальнейшей эскалации напряжённости на остальной территории Украины, я думаю, разумно будет предположить, что со стороны, по крайней мере, Евросоюза санкции постепенно испарятся. В то же время, США могут сохранить и даже расширить свои санкции. Они не так зависимы от России, как европейцы, и, кроме того, как сверхдержава, должны демонстрировать силу и непримиримость – чтобы другие страны не вздумали последовать российскому примеру.

– Что знает об экономике Крыма мировая бизнес-элита? И знает ли вообще что-нибудь? Какие факторы могут повлиять на её готовность осуществлять инвестиции в Крыму? Какие экономические проблемы органически присущи крымской экономике?

– До сих пор Крым был известен преимущественно сильными позициями русской общины и наличием российской военно-морской базы. Для большинства это terra incognita. Его экономика, очевидно, демонстрирует те же структурные недостатки, что и экономика остальной Украины. Роль «тяжёлой промышленности» в регионе играет сфера туризма, однако, для неё характерно обилие теневых схем. С введением налоговых преференций они, скорее всего, будут легализованы, и конкуренция в отрасли резко обострится. Однако при этом придётся улучшать транспортную инфраструктуру, поскольку до сих пор туризм в регионе был ориентирован на внутреннего, украинского потребителя. Уже пошли разговоры об открытии казино (в связи с курортным статусом региона), однако тут есть масса ограничивающих факторов, прежде всего связанных с нехваткой опыта и необходимых ноу-хау.

Другие перспективные сектора – это сельское хозяйство, химическая промышленность и транспорт. Для развития первого потребуется решить проблему водоснабжения. В транспортном секторе ключевую роль будут играть большие коммерческие порты, где потребуется модернизировать инфраструктуру и поддерживать спрос на их услуги, ведь ранее они ориентировались преимущественно на Украину. Это будет непростой задачей, учитывая объём необходимых капиталовложений и бóльшую конкурентоспособность других российских портов.

Основную массу инвестиций обеспечит государство, и ориентироваться они будут преимущественно на оборонный сектор и расширение на полуострове российского военного присутствия. За государственными инвестициями потянутся и частные, а в долгосрочной перспективе, когда вопрос о статусе Крыма будет разрешён, придут инвестиции и иностранные.

С одной стороны, многообещающими выглядят инвестиции в то, что до сих пор составляло «закрытый» сектор, обслуживавший внутриукраинский спрос. С другой стороны, преимущества эти могут оказаться ограниченными по масштабам, по крайней мере, пока не изменится экономическая модель, что в ближайшее время едва ли произойдет, учитывая, как развивается ситуация. Я, в частности, не уверен, будет ли новая экономическая модель более либеральной, близкой к правилам открытого рынка, хотя введение режима ОЭЗ и предполагает облегчение жизни для инвесторов.

Наконец, льготный статус, которым будут пользоваться российские компании – по крайней мере, на начальном этапе – ослабит интерес к инвестициям со стороны иностранных компаний, если, конечно, их участию не будет дан «зеленый свет» из Москвы. Кроме того, привлечение большого числа инвестиций в том или ином смысле «нероссийских» может быть затруднено подъёмом в Крыму радикального русского национализма.

– Насколько велико влияние политических элит США и Евросоюза на руководство транснациональных компаний и компаний, зарегистрированных в офшорах? Подчиняются ли эти компании политическим решениям? К кому прислушивается мировой бизнес?

– Политические элиты, разумеется, имеют влияние и оказывают давление на деловые круги. Но дело в том, что у крупных серьёзных компаний есть свое руководство, советы директоров и вообще воля извлекать прибыль. Если они убеждены в наличии перспектив для бизнеса в Крыму, они найдут способ проникнуть на этот рынок. И, конечно, для местного руководства было бы разумно предложить налоговые и другие стимулы для привлечения крупного международного бизнеса. Однако производственный потенциал, возможности выхода на другие рынки, которые смогут увеличить выгоды от инвестиций в Крым, а равно и степень открытости местной экономики – всё это станет ясно не сразу, а через некоторое время. Насколько длительное? Тут мой прогноз скорее пессимистический: думаю, года через 3, может быть, 5, не меньше.

Офшорный статус действительно открывает в некоторых ситуациях возможности обходить некоторые или даже все регулятивные механизмы в экономической сфере, но я настаиваю, что привлекательность рынка с точки зрения бизнеса будет определять, во-первых, уверенность в безопасности и, во-вторых, коммерческая выгода от конкретных инвестиций.

– Если западные государства и компании не видят для себе в Крыму инвестиционных и коммерческих перспектив, то, может быть, им заинтересуются в Китае или странах Латинской Америки?

– Я всё-таки, думаю, что от сферы интересов латиноамериканского бизнеса Крым находится далековато. Если им там заинтересуются, это будет поистине нечто из ряда вон выходящее. Китай ближе географически и, конечно, с большей готовностью пойдёт на сотрудничество. Тут и его хорошие отношения с Москвой пригодятся, и вообще, если Пекин решится инвестировать в Крым, он еще раз подтвердит единство российско-китайских позиций на глобальной арене. Однако, китайцы сначала взвесят факты, а затем будут действовать – медленно, осторожно, избегая лишних осложнений. Это традиционное поведение Китая на международной арене.

– Мой последний вопрос об Украине. Что такое Украина для западных инвесторов? Видят ли они в ней, в первую очередь, рынок для своих товаров широкого спроса? Или же рассматривают её еще в каком-то качестве?

– Я не думаю, что они видят в ней прежде всего рынок для своих товаров. Украина представляет значительный интерес ещё по целому ряду причин.

На Украине проживает свыше 46 миллионов. жителей, а это значительный резерв очень дешёвой, пусть и не слишком квалифицированной рабочей силы. Не стоит забывать и про её тяжелую промышленность, бóльшая часть которой находится в русскоязычных регионах (например, в районе Харькова), а равно и про сельскохозяйственные мощности, в том числе по производству зерна. При правильных реформах (ради которых Киев, собственно, и обратился в МВФ) Украина может стать одновременно и рынком, и производителем товаров. Особое значение ей придаёт положение важного транзитного узла (около 55% российского газа, экспортируемого на европейский рынок, следует через территорию Украины), а также обнаруженные колоссальные запасы горючих сланцев, энергоресурса хотя и неоднозначного, но в долгосрочной перспективе способного уменьшить зависимость Европы от Москвы и снизить цены на газ.

Для России, с другой стороны, Украина служит важным торговым партнером (как с точки зрения экспорта, так и импорта). Промышленность Украины дополняет российскую. У двух стран имеется взаимозависимость в энергетическом секторе, от которой обе страны хотят, но не могут избавиться. Однако, прежде всего, Россия видит в Украине жизненно важное для себя пространство, пространство par excellence, своё естественное продолжение. Без него влияние Москвы даже на постсоветском пространстве будет не столь велико. В контексте развернувшихся в последние годы усилий президента Путина по частичному восстановлению СССР (первоначально в формате экономического и таможенного союза), значение Киева трудно переоценить.

Беседовала Юлия Нетесова

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.