Terra America

00:31(МСК)
16:31(NY)
13:31(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Пространство
0
ком
Индийские страхи времен «реглобализации»
Какую позицию займет Индия на азиатско-тихоокеанской шахматной доске?
Оцените этот контент

От редакции: Портал Terra America посвятил в конце прошлого года целую серию материалов азиатско-тихоокеанской политике США или, как ее еще называют в последнее время, «тихоокеанскому развороту». Однако, поскольку в то время разворачивались известные события в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, основной акцент был сделан на взаимоотношения между США и КНР и на их соперничество в регионе и в мире в целом. При этом Индия, как игрок, осталась незаслуженно забытой. Поэтому мы вернулись к теме, чтобы постараться выяснить, какую роль может сыграть в регионе и в мире в целом «крупнейшая демократия в мире».

Статья Бориса Соколова была посвящена экономике и социальному развитию Индии в сравнении с Китаем. Автор пришел к выводу, что экономическая мощь Нью-Дели и ее внешнеторговый потенциал систематически недооцениваются. Более того, Индия практически готова к тому, чтобы «заменить Китай» в качестве главного экспортера промышленных товаров, добавив в экспортный пакет также IT-услуги и high tech. Для этого Индии, однако, потребуется изменить модель экономического развития. Но если это произойдет, это будет иметь далеко идущие геополитические последствия.

Однако готова ли Индия к участию в глобальной игре? Насколько уверенно она чувствует себя в соседстве с Китаем? С какими странами она готова сотрудничать в военно-стратегическом плане? Станет ли интерес, проявляемый США к Индии, препятствием для развития российско-индийских отношений? Как влияет на внешнеполитические решения Нью-Дели объявленная Пекином «реглобализация»? В этих вопросах постарался разобраться наш постоянный автор Олег Гаспарян.

* * *

Основная проблема Индии заключается в том, что у нее нет ясной концепции внешней политики. Действия Нью-Дели на международной арене определяются в основном доктриной национальной безопасности, которая не в состоянии сориентировать Индию в глобальном мире. В результате она продолжает видеть вокруг себя много больше опасностей, чем возможностей.

И не следует удивляться, что в Индии вполне серьезно допускают возможность большой войны с Китаем (и даже Третьей мировой!) в ближайшие 10 лет.

Так, в июле 2009 года главный редактор журнала Indian Defense Review предсказывал нападение Китая на Индию уже в 2012 году. Еще один подобный прогноз прозвучал 27 февраля 2012 года из уст отставного индийского генерала Анила Атхале, который взбудоражил общественное мнение утверждением о неминуемом китайском вторжении на спорную приграничную территорию Аруначал-Прадеш. Да и штабные индийские военные называют в качестве вероятного времени начала войны 2017 год.

27 марта 2012 года в Дели состоялась презентация доклада «Неприсоединение 2.0: внешняя и стратегическая политика Индии в XXI веке», подготовленного ведущими индийскими экспертами. В этом документе Китай был прямо определен как главная угроза для национальной безопасности и экономического роста Индии. По утверждению авторов доклада, все попытки урегулирования территориальных конфликтов потерпели провал. Поэтому с учетом возрастающего дисбаланса военных и экономических потенциалов Индии и Китая, индийские эксперты предлагают коренной пересмотр военной доктрины. Ставку на военный паритет вдоль границы с КНР и защиту собственной территории авторы доклада считают неверной и предлагают стратегию будущей «асимметричной войны» с Китаем, исходя из трех фундаментальных принципов. Первое: в случае вторжения китайских войск и оккупации части индийской территории Индия должна не только отразить агрессию, но и прибегнуть к контрнаступлению в Тибете. Второе: необходимо улучшение инфраструктуры в приграничных районах, не считаясь с неформальным статусом «нейтральных территорий» в Тибете. Третье и главное: новая доктрина подразумевает «асимметричный ответ» КНР в Индийском океане посредством непрерывного наращивания военно-морской мощи Индии.

Китай действительно задирает Индию, но прямого повода начать большую войну не дает. Отношения между странами весьма конфликтные, но всегда в известных пределах. Однако в глазах Нью-Дели все выглядит куда хуже. В интервью изданию Christian Science Monitor индийский эксперт по проблемам безопасности Брахма Челлани заявил, что серьезное беспокойство в Дели вызывают поставки китайского оружия Пакистану, Шри-Ланке, Бирме и Непалу. По мнению Челлани, укрепление военного сотрудничества КНР с этими странами можно рассматривать двояко: с одной стороны, в качестве создания точек опоры в Индийском океане и вдоль его морских трасс для доставки нефти с Ближнего Востока, с другой – как стратегию «окружения Индии кольцом военных альянсов».

Президент Центра политических исследований Пратапа Бхану Мехты на страницах газеты «Индиан экспресс» дал следующую оценку ситуации:

«Экономические отношения [Индии и Китая] удручают. Растет число антидемпинговых дел, обвинений в антикитайском заговоре, нацеленных на то, чтобы надуманно обвинить индийские компании в фальшивой афере с лекарственными препаратами. Китай блокирует предоставление Индии кредита Азиатского банка развития. Все это добавляет тревоги определенным кругам в Индии относительно того, как дальше вести дела с Китаем».

Отношения Индии и Китая начали портится уже в 50-е годы. До этого Индия рассчитывала, что Китай станет вторым столпом Движения неприсоединения, вокруг которого начнут собираться освободившиеся от колониальной зависимости страны. Но Китай эта роль не прельщала. Он поддержал Пакистан против Индии. В интересах своего «союзника» Китай отказывает Индии в официальном признании штата Джамму и Кашмир. Для Индии длящиеся с 1962 года территориальные споры с Пакистаном не менее значимы, чем проблема Тибета для Китая. И в 2009 году, когда Китай начал выдавать жителям Кашмира особые визы в упрощенном порядке, в Дели раздались голоса о необходимости в ответ вновь поднять вопрос о статусе Тибета, который Индия признала частью Китая еще в 1954 году.

Процесс разрешения территориально-пограничного спора осложняется тем, что приблизительно одна пятая часть границы КНР на западном участке – это граница Китая с территорией Кашмира. Данный район является спорным с 1947 года, и вопрос о его принадлежности не урегулирован до сих пор. Здесь находится точка пересечения государственных интересов Индии, Китая и Пакистана.

В последние 15 лет Китай занял более нейтральную позицию по индо-пакистанскому конфликту и стремится вести более конструктивный диалог с Индией. 4 сентября 2012 года во время своего визита в Индию, министр обороны КНР Лян Гуанле заявил, что Китай никогда не разместит войск в той части Кашмира, которая находится под контролем Пакистана, и надеется, что Индия и Пакистан смогут разрешить кашмирские проблемы путем переговоров. Однако Индия недовольна продолжающимся инвестициями Китая в порт Гвадар и сотрудничеством с вооруженными силами Пакистана.

Более всего на отношениях Индии и Китая сказывается ситуация вокруг Тибета и и прилегающих территорий. После развала империи Цин и подписания тибетско-монгольского договора Далай-лама XIII, взявший власть в свои руки в 1895 году, объявил о независимости Тибета от Китая. И с 1913 по 1951 год Тибет де-факто существовал как независимое государство. Однако ни Китай, ни одно из государств-членов Лиги наций официально не признало независимости Тибета. В 1949 году после коммунистического переворота в Китае и победы КПК над Гоминьданом в гражданской войне правительство Мао Цзедуна провозгласило «освобождение» Тибета. В октябре 1950 года китайские войска вошли в Восточный Тибет и, сокрушив плохо оснащенную тибетскую армию, взяли его под свой контроль. После вынужденного заключения в мае 1951 года тибетско-китайского соглашения, Тибет стал «национальным автономным регионом» (в 1965 году был официально создан Тибетский автономный район). С середины 1950-х годов разрасталось движение сопротивления, переросшее в марте 1959 года в восстание. Далай-лама XIV и многие министры были вынуждены бежать в Индию, где им позже было предоставлено убежище. Восстание было подавлено. Многие простые тибетцы последовали за Далай-ламой и покинули страну. 29 апреля 1959 года Далай-лама, находясь в изгнании, восстановил Тибетское правительство на севере Индии, в горном местечке Массури.

Конфронтация достигла апогея летом 1962 года, когда Далай-лама получил политическое убежище в Индии. А 8 сентября китайские войска перешли старую границу в районе Цангдхар и 20 октября сразу на двух спорных направлениях начали массированное наступление. Восточный участок обороняла индийская 4-я пехотная дивизия, которая снабжалась исключительно по воздуху самолетами Ил-14.

В терминологии китайских экспертов по геополитике существует определение «Южный Тибет», которым принято именовать территорию индийского приграничного штата Аруначал-Прадеш. Здесь осенью 1962 года и произошли боевые действия, в результате которых КНР заняла несколько обширных районов, которые Индия считала и до сих пор считает своей территорией. Граница между Китаем и Индией стала проходить по так называемой «линии фактического контроля».

Китай не стал развивать военный успех – демонстрации силы ему было достаточно. Но именно после поражения 1962 года Индия стала в больших количествах закупать вооружение: сначала у СССР, а потом и у стран-членов НАТО.

Предметом серьезного беспокойства Индии остается нежелание китайской стороны признать Сикким (бывшее гималайское княжество, находившееся под протекторатом Индии и присоединенное к ней в 1975 году) и Аруначал Прадеш (индийский штат, на территорию которого заявляет претензии Китай) как составные части Индии. Позиция Пекина в отношении Сиккима позволяет говорить о том, что это бывшее королевство может стать «разменной картой» в индийско-китайских отношениях.

Официальная же позиция руководства Индии по вопросу Тибета содержится в Совместной индийско-китайской декларации, подписанной 23 июня 2003 года, в которой «индийская сторона признает, что Тибетский автономный район является частью территории Китайской Народной Республики, и снова заявляет о том, что не позволит тибетцам осуществлять антикитайскую политическую деятельность на территории Индии». Однако это заявление не разрешило пограничный вопрос.

Дело в том, что для снабжения гарнизонов в Тибете китайцы проложили дорогу, которая из-за особенностей рельефа пролегала по сопредельной территории. В настоящее время северо-восточные районы Ладакха (территории, занятые Китаем в 1962 году) имеют для КНР стратегическое значение, так как в этой области было проложено Аксай-Чинское высокогорное шоссе, соединяющее два автономных района Китая – Тибет и Синьцзян-Уйгурский автономный округ.

Другим спорным регионом остается граница с северной Бирмой.

В декабре 2009 года министр иностранных дел Китая посетил Непал, где запустил проект по строительству новой скоростной магистрали, связывающей центральные районы Непала с Китаем, а вскоре после этого Пекин объявил о продлении железной дороги, идущей через Тибет, до границы с Непалом.

Знаковым событием в приграничном регионе стала произошедшая 28 мая 2008 года в Непале «демократическая» революция, в результате которой всю полноту власти сконцентрировали в своих руках маоисты. Со времен китайско-индийского конфликта 1962 года эта гималайская страна выполняла функцию своеобразного политического буфера между двумя великими азиатскими державами. В 2001 году король Гьянендра открыто поддержал проиндийскую партию Народный конгресс Непала и взял внешнеполитический курс на расширение сотрудничества с Индией, в том числе и в военной сфере. Индийские войска получили санкцию официального Катманду на проведение военных операций против маоистских мятежников на непальской территории. В 2002 году Конгресс США выделил Непалу 12 миллионов долларов на перевооружение Королевской армии.

После прихода к власти коммунистической маоистской партии в Пекине состоялась встреча заведующего отделом международных связей ЦК КПК Ван Цзяжуя с членом секретариата ЦК компартии Непала Кришной Бахадуром Махарой. Согласно официальной информации агентства «Синьхуа», представитель непальских маоистов заверил китайское правительство, что его партия «твердо поддерживает позицию Китая в вопросе, связанном с Тибетом, и никогда не разрешит каким бы то ни было силам вести антикитайскую деятельность с непальской территории». Это означало резкое смещение баланса сил в приграничном регионе в пользу КНР.

Дальнейшие шаги Поднебесной в отношении Непала только усилили китайско-индийскую напряженность. 30 апреля 2011 года в Катманду прибыла делегация из 15 высокопоставленных китайских военных во главе с командующим НОАК генералом Ченом Бинь Де, которая встретилась с президентом Непала Рамом Бараном Ядавом, премьером маоистского правительства Кханалом, командующим непальской армией Чантра Ман Сингхом Гурунгом и другими военными руководителями. Делегация сообщила о выделении 30 миллионов юаней в качестве военной помощи непальской маоистской армии. Тогда же генерал Чен Бинь Де выступил с заявлением, в котором говорилось, что Китай «не потерпит вмешательства третьей стороны в дружественные непало-китайские отношения». Адресат этого заявления был совершенно очевиден.

Успех маоистов в Непале вызвал немедленное обострение обстановки на сопредельных территориях. Прежде всего, в Бутане. Еще в феврале 2006 года на так называемой «первой национальной конференции» Бутанской маоистской коммунистической партии ее лидеры объявили о начале «народной войны» против королевской власти. Весьма показательной была реплика из речи члена ЦК партии бутанских маоистов Гаурава:

«Легко начать вооруженную борьбу в Бутане, потому что его правительство очень слабо. Но затем нам придется столкнуться с военной силой Индии».

Отметим, что бутанские маоисты поддерживают связи с террористической организацией «Объединенный Фронт освобождения Ассама» и другими вооруженными сепаратистскими группировками, действующими на Северо-Востоке Индии. Так, в феврале 2003 года индийские войска совместно с подразделениями Королевской бутанской армии уже проводили боевые операции в приграничных провинциях, где с опорных баз в южном Бутане разворачивают свою деятельность сепаратисты. Более того, непальские и бутанские маоисты взаимодействуют с идеологически близкими им бандформированиями наксалитов, которые орудуют в так называемом «красном поясе», охватывающем обширные территории северо-восточной Индии. Постоянная внутриполитическая нестабильность в еще одном «буферном» государстве, Бангладеш, создает оптимальные условия для активизации там деятельности маоистских группировок. Причем бангладешские маоисты и радикальные исламисты действуют под похожими лозунгами «воссоединения Восточной и Западной Бенгалии». Одного взгляда на карту достаточно для того, чтобы оценить масштаб угрозы территориальной целостности Индии со стороны маоистов, которые в своей вооруженной борьбе рассчитывают на поддержку Китая.

В последнее время еще одной «горячей точкой» стало Южно-Китайское море. 5 декабря 2012 года начальник генерального штаба ВМФ Индии адмирал Девендра Кумар Джоши заявил, что в случае необходимости готов отдать приказ об отправке в Южно-Китайское море группировки боевых кораблей для защиты национальных интересов своей страны. При этом Джоши особо подчеркнул, что наращивание Китаем военно-морской мощи является «основным поводом для беспокойства Индии».

А причиной беспокойства стали претензии Пекина на нефтегазовые месторождения в Южно-Китайском море, которые контролирует Вьетнам, а разрабатывает индийская государственная компания Oil and Natural Gas Corp. (ONGC). Чтобы защитить свои экономические интересы, официальный Дели и объявил о намерении направить в спорный район военные корабли. В Пекине решили не идти на уступки и объявили, что с 1 января 2013 года ВМФ КНР получит право принудительно досматривать иностранные суда в Южно-Китайском море.

После того, как было создано Восточно-Азиатскоое сообщество (ВАС), возник вопрос, будет ли сотрудничество в регионе развиваться в рамках ВАС или в рамках АСЕАН+3 (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии + Китай, Япония и Южная Корея). Китай совместно с Малайзией предпочли АСЕАН+3 в качестве ядра сообщества, а Япония и Индия считали, что таким ядром должен быть ВАС.

Когда Пекину не удалось удержать Индию, Австралию и Новую Зеландию от участия в ВАС, он выступил с новым предложением, чтобы принизить их статус, разделив организацию на две группы стран: «группу ядра», состоящую из АСЕАН+3 (АСЕАН плюс Китай, Южная Корея и Япония) с Китаем в качестве доминирующего игрока, и периферийных и вторичных стран (Индии, Австралии и Новой Зеландии), как «чужаков» (по китайскому определению).

Предложенное разделение ВАС привело к значительному расколу в союзе. Заговорили о «заговоре по манипулированию, разделению и доминированию в возникающем Восточно-Азиатском Сообществе».

Нью-Дели хочет, чтобы архитектура безопасности была открытой, доступной и «полицентрической» по своей природе и чтобы ни одна страна не доминировала в регионе. Пекин же хочет возглавлять любую региональную структуру, которая возникнет в будущем.

* * *

В экономическом и внешнеполитическом смысле Россия, Индия и Китай – взаимно дополняющие друг друга страны. Идею о налаживании механизма трехстороннего сотрудничества между Россией, Китаем и Индией первым предложил Евгений Примаков, когда он был на посту премьер-министра. Впрочем, сегодня Индия и уже отчасти Россия нацелены, в той или иной степени, на сдерживание Китая.

Был период и некоторого спада в отношениях России и Индии после укрепления американо-индийских связей и определенной переориентации индийской оборонки на Запад. Сейчас наступил самый теплый период: во внешнеполитической сфере Индия ориентируется на сотрудничество с Россией – вплоть до создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом.

Но развивается и сотрудничество с США. В феврале 2008 года американский военный министр Роберт Гейтс провел в Нью-Дели переговоры о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны и вооружений. Как отметил шеф Пентагона, США и Индия договорились «о проведении совместного анализа возможных потребностей Индии в области ПРО».

19–21 июля 2009 года госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе визита в Индию подписала с министром иностранных дел Соманахалли Кришной ряд соглашений о сотрудничестве двух стран в области обороны, науки и освоения космического пространства.

Июльские соглашения означают, что индийская армия начинает переходить с российского на американский стандарт вооружений. Индия и США договорились также вырабатывать общую стратегию по ключевым региональным проблемам. И впервые в истории Вашингтон становится более близким партнером Дели, чем Москва, Пекин или Астана.

Поддержку идеи о создании национальной ПРО можно рассматривать как шаг Нью-Дели к тому, чтобы стать стратегическим союзником США в противостоянии Китаю, а далее под протекторатом Вашингтона – добиться допуска в эксклюзивный Клуб ядерных держав (тогда как Пакистан останется за его бортом).

Важным остается для обеих стран и военно-морское сотрудничество. Дело в том, что Персидский Залив до сих пор представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть в порты залива только через Индийский океан, а в Индийский океан из Тихого – только через Малккский пролив в Индонезии. Поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

Индийские военно-морские силы не представляют и не будут в ближайшем будущем представлять угрозу для военно-морского флота США. И пока все так и будет оставаться, Нью-Дели сможет «доминировать» в Индийском океане с позволения США. Пока США не отказались полностью от Персидского залива, маловероятно, чтобы Америка доверила индийскому флоту обеспечивать безопасность необходимых водных коридоров.

Недавний скандал «няня-гейт» в США, чрезмерно распиаренный СМИ, как заметил министр иностранных дел Индии Салман Хуршид, вряд ли может иметь долгосрочные негативные последствия для отношений между странами, имеющими годовой товарооборот в 100 миллиардов долларов и расширяющими военное сотрудничество.

* * *

Наряду с проблемой обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности перед Индией стоит еще одна – она не способна пока организовать серийное производство необходимого ей вооружения. Поэтому три четверти оборонных денег она тратит на импорт. Сотрудничество с Россией в оборонной сфере все больше осуществляется в виде совместных производств. Так, две страны совместно производят сверхзвуковую крылатую ракету «Брамос», самую быструю из производимых в настоящее время. Уже близок к реализации проект усовершенствованной гиперзвуковой версии ракеты – «Брамос-2» – с максимальной скоростью 6.5М, не имеющей аналогов в мире. Ракета может служить как средством доставки ядерных зарядов, так и выполнять многие функции с неядерной боевой частью. «Брамос» вызвала значительный интерес на международном рынке вооружений: Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие страны уже заказали эти ракеты на сумму около 13 миллиардов долларов. Индия намерена совместно с нами разрабатывать также истребитель 5-го поколения.

В 2012 году торговый оборот между Индией и Россией пересек отметку в 11 миллиардов долларов. Цель поставлена еще более амбициозная: достичь планки в 20 миллиардов долларов уже к 2015 году, и для сохранения такой динамики роста принимаются серьезные меры. Образование Зоны свободной торговли Таможенного Союза с Индией и Вьетнамом – ключевая в их ряду.

Таким образом, Индия имеет отличные отношения и с Америкой, и с Россией. Правда, Индия разочарована тем, что Вашингтон не поставил ее в известность о своем решении придать Пакистану особый статус одного из главных «союзников вне НАТО». Но, по всей видимости, новым фаворитом США в регионе станет все же Нью-Дели, а не Исламабад. В отличие от «военного государства» Пакистан, Индия – стабильно развивающаяся страна с устойчивыми демократическими институтами. И Вашингтон уже начал оформлять с Дели отношения стратегического партнерства. Однако если смена партнера произойдет слишком быстро, то регион могут ожидать непредсказуемые последствия. Прежде всего, речь идет о дестабилизации в Пакистане.

Без американской финансовой помощи Пакистан, вероятнее всего, ждет финансовый коллапс и резкое усиление и без того активных сепаратистских движений, прежде всего в Белуджистане, где сосредоточено большинство газовых месторождений страны, а также в населенных пуштунами северо-западных районах. Ситуацию усложняет наличие в Пакистане ядерного оружия. В случае дезинтеграции страны ядерные компоненты и документация могут попасть в руки «Талибана» и затем выйти на международный черный рынок.

* * *

Военно-стратегическое внимание США сегодня в основном обращено на Китай. Это и дает возможность Индии быть близким другом и России, и Америки, а также других игроков, вне зависимости от влияния первых двух. Это и неудивительно. Мир начинает бояться Китая. Чего стоит хотя бы программная статья Ван Ивэя «Китайская модель разрушает гегемонию “общечеловеческих ценностей”», опубликованная 14 января этого года «Жэньминь Жибао». Автор подчеркивает:

«Современная глобализация – это, по сути, распространение на весь мир западного строя, западной духовной и материальной культуры. Для Китая единственным выходом остается реглобализация».

Далее китайский идеолог расшифровывает значение термина «реглобализация»:

«Сформировать новую общечеловеческую цивилизацию и, став флагманом новой, постзападной эпохи, создать предпосылки для вечного развития всего человечества в мире, где Китай будет помощником и наставником каждого».

Индия чувствует опасность не менее остро других держав. Вот почему она остается крупнейшим импортером оружия в мире, и есть все основания полагать, что в ближайшие годы и даже десятилетия ситуация вряд ли разрядится. Налицо нарастание межцивилизационного кризиса, который на свой лад берется разрешать Китай, предложив концепцию «реглобализации».

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.