Terra America

04:20(МСК)
20:20(NY)
17:20(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Пародия в тупике
Вырождение жанра
Оцените этот контент

Уже сам факт того, что в прокат вышла ПЯТАЯ часть пародийной комедии «Очень страшное кино», должен наводить на кое-какие мысли. Если кто не знает, на всякий случай скажу: франшиза «Очень страшное кино» – одна из многих пародий на современные крупнобюджетные хиты, заполонившие наши экраны в 2000-е годы.

Первая серия «страшного кино» символично вышла в 2000 году и фактически подвела черту под недолгой, но важной историей жанра. С тех пор каждая последующая серия была все более низкого качества. Даже не столько качества самих фильмов, сколько качества юмора, опустившегося в абсолютную пошлость.

С каждой частью из франшизы стали уходить актеры, понимающие, что сериал идет в тупик, а некоторые «звезды» (невостребованные и почти всеми забытые типа Чарли Шина), напротив, стали приходить в проект. Грубо говоря, уже давно очевидно, что по всем законам жанра и кинобизнеса, нужно прекратить плодить «очень страшные фильмы», но их все равно производят. И более того, они имеют спрос.

Если же вы посмотрите, сколько еще выходило подобных картин (типа «Супергеройское кино» или «Вампирский засос»), то будете поражены засилью подобных фильмов. Которые, кстати, часто выходят не просто на видео, но идут в прокате, собирая деньги. И деньги немалые. Уже которая часть «Паранормального явления» вышла, четвертая?

Я, правда, сбился со счета. Пародии же не сильно отстают от эксплуатации иных франшиз. Тем более что кроме «Очень страшного кино 5» вышла еще и картина «Дом с паранормальными явлениями». Оба фильма пародируют современные ужасы.

Самой величайшей загадкой для меня остается само существование этого современного жанра. Я могу понять, зачем нужны фильмы типа «Мстителей» или даже «Трансформеров», но эти?

Если он существует и успешно развивается, значит, он кому-то нужен. У меня нет ответа на этот вопрос. Я заранее отвергаю предположение, что тупым людям нравятся тупые фильмы. Вероятно, хоть в какой-то мере успех пародий можно объяснить тем, что зрители хотят посмеяться над тем, как кто-то издевается над святынями новинок кинопроката, то есть преследуют интерес выяснить, как же там можно было «обстебать» «Сумерки», которые нам так (не) нравятся.

В этом смысле пародии лишь честно делают то, что не совсем честно делают некоторые кампании (например, Asylum), снимающие дешевые фильмы на ту же самую тему, что и блокбастеры, которые еще не вышли в прокат. На этом и зарабатывают свои деньги.

Любой жанр испытывает взлеты, падения, кризисы, берет перерывы, пытается переосмыслить сам себя, но только не пародия. Она меняется, но, кажется, точно знает, что нужно делать для того, чтобы быть популярной. Парадокс в том, что «развитие» привело пародию в тупик.

Вообще эксцентричные комедии существовали в США и в стародавние времена. Взять хотя бы гениальную картину 1941 года «Ад раскрылся». Но высмеивать хорошо всем известные фильмы начали относительно недавно, и первым, кто стал делать это, был гениальный Мэл Брукс.

Брукс знал, что и как пародировать: он обращался к лучшим образчикам истории мирового кино – к фильмам Хичкока, к сериалу «Франкенштейн», к «Звездным войнам», к «Чудому», к вестернам, к немым фильмам и так далее. (К слову, он снимал не только пародии. Например, Мэл Брукс экранизировал «12 стульев»).

Нельзя сказать, что он высмеивал классику: он, искренне любя, творчески ее перерабатывал. Из одних шедевров он создавал другие шедевры. Поразительно, но этот юмор нельзя назвать таким уж плоским, особенно если сравнивать его с современными аналогами.

И на протяжении двадцати лет – до начала 1990-х годов – Брукс оставался непревзойденным автором комедий-пародий, которые тогда никто бы и не посмел назвать отстойником кинематографа.

В начале 1980-х годов за дело взялось трио Цукер-Абрахамс-Цукер. Их заслуги в жанре переоценить сложно. Они перехватили пальму первенства у Брукса и стали работать примерно на том же поле. С тем лишь отличием, что ставку они делали на осмеяние современных им фильмов.

Они пародировали только то, что было на слуху и также было совсем свежим, то есть шли по пятам голливудского успеха. И если по фильмам Мэла Брукса можно было изучать историю кино (и даже всемирную историю, если вы, конечно, понимаете, о чем я), то по фильмам этой троицы можно было определить лишь то, что стало хитами в самые ближайшие к созданию пародий годы.

Хотя, следует признать, их фильмы пережили и даже стали в некотором смысле популярнее того, что когда-то пародировали. Благодаря Цукерам и Абрахамсу вышли золотые ленты «Совершенно секретно», две серии «Аэроплан!», три серии «Голый пистолет», две серии «Горячие головы» и далее по списку.

В общем, 1970-1980-е годы и даже начало 1990-х были золотым веком пародий. В середине 1990-х годов ситуация изменилась. Замыкала этот век одна из самых успешных и гениальных пародий «Заряженное оружие» (1993 год). Успех картины объяснялся материалом, на котором она была основана – хитах 1980-х и начала 1990-х годов, а также участием первоклассных актеров.

Но внезапно качество фильмов стало резко падать. И произошло это благодаря перелому в американском кино. С одной стороны, наблюдался рост независимого кинематографа (а как такой пародировать?), с другой – некоторое падение стандартов голливудских боевиков (такие пародировать тоже сложно).

И к этому следует добавить появление сильных картин, посвященных проблемам чернокожих, которые также требовали своего осмеяния. Именно на этой волне и смогли подняться братья Уэйнз (Кинон Авори, Шон, Марлон и Дэймон), сделавшие себе имя главным образом на пародиях. Они долго были мытарями и кочевали от одной комедии к другой (что характерно скорее для Дэймона Уэйнза), пока не открыли для себя пародии (остальные братья).

С выходом хита «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале», ставшим, возможно, самой низкой комедией десятилетия, пародии только ступили на опасный путь пошлых шуток, авторами которых стали черные. Однако эта пародия в разы превосходила те, что заполонили рынок в 1990-е годы – абсолютно глупые картины типа «Молчание ветчины», «Парк куриного периода» или «Тривиальное чтиво».

Эти фильмы проигрывали «Централу» потому, что еще полагали, будто юмор пародий должен быть скорее невинным и ориентированным на специфическое извращение оригиналов. Именно эта линия и зашла в тупик. А чернокожие Уэйнзы сняли в 2000 году «Очень страшное кино», ограничив жанр узкими рамками гомо-сортирных шуток.

И хотя над последующими частями, так или иначе, работал один из Цукеров (а в 3 и 4 снимался даже король пародий Лесли Нельсон), это мало выручало данные комедии.

Правда, ради справедливости следует сказать, что направление «Очень страшного кино» и сегодня в разы превосходит узко ориентированные на молодежную аудиторию пародии блокбастеров.

Подавляющее большинство фильмов, которые вышли в 2000-е годы, имеют крайне низкий рейтинг. Кстати, пародия «Нереальный блокбастер» возглавляет официальный список IMDB 100 худших фильмов в истории. Но пародии снимают все равно. И все равно их идут смотреть.

Таким образом, парадокс пародий в том, что, несмотря на то, что они уже давно загнали себя в тупик, они продолжают успешно существовать и собирать кассы в прокате. Как бы низко ни пал жанр, он найдет поклонников, готовых окупить затраты талантливого креатива…

И в этом-то его величайшая загадка, разгадать которую я не в силах.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.