Terra America

02:19(МСК)
18:19(NY)
15:19(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
То, что вы не видите успехов ЦРУ, не означает их отсутствия
Эпоха Джимми Картера на киноэкране
Оцените этот контент

От редакции. Каждое обращение сегодня к эпохе Картера очевидно попадает в контекст избирательной кампании. В данном случае новая картина актера и режиссера Бена Аффлека, повествующая об успешной операции ЦРУ по освобождению шести заложников в Иране, должна дать понять американским избирателям, тем, которые являются еще и зрителями, что не стоит обращать внимания на отдельные неудачи спецслужб. Просто потому что об удачах нам чаще всего знать не полагается, в ином случае удачи назывались бы по-другому. Так что не спешите поминать плохими словами самого старого из ныне живущих экс-президентов и критиковать нынешнего, многое из того, что они сделали для Америки, равно как и то, что делают для Америки скромные работники ЦРУ и Голливуда, вам попросту еще неизвестно.

* * *

Буквально две недели назад я написал для Terra-America текст о тенденции в большом американском кинематографе либо изображать ЦРУ исчадием ада, либо доводить образ управления до абсурда. Даже, казалось бы, довольно правый фильм «Заложница 2» вписывался в череду этих картин, отдавая право разобраться с врагами Америки одиночке-беспредельщику.

Среди других лент, обозначивших эту тенденцию, я отметил «Средь бела дня», «Эволюция Борна» и «Экспат».

И вот на экраны американских кинотеатров в пятницу 12 октября, вышел принципиально важный для общественности фильм «Операция “Арго”», режиссером которого стал известный голливудский актер Бен Аффлек, уже в третий раз пробующий поудобнее усесться в уютном режиссерском кресле.

Чем этот фильм интересен в контексте антицрушной волны в Голливуде и чем он важен для общественности вообще?

Начнем с последнего. Фильм повествует об операции ЦРУ в Иране в 1980 году. Напомним, что в 1979 году США пережили крупнейший дипломатический кризис, когда в заложники были взяты почти все сотрудники американского посольства в Иране, где они удерживались в плену ровно 444 день.

Дмитрий Дробницкий уже справедливо сравнил недавние трагические события на Ближнем Востоке, во время которых был убит посол Соединенных Штатов и трое его коллег, с картеровским кризисом 1979 года. Вот почему как бы исторический фильм Аффлека приобретает особую политическую актуальность в свете недавних трагических событий.

Собственно, картина повествует о спасении шести заложников, которым удалось вовремя сбежать из посольства и скрыться в доме канадского посла. Агент ЦРУ, персонаж Бена Аффлека (он уже второй раз снимает себя в главной роли, а в своей дебютной ленте снял своего брата – Кейти), организовав в Голливуде фейковую компанию по производству научно-фантастической ленты при помощи своих знакомств в сфере кинобизнеса, отправляется в Иран и, замаскировав заложников под съемочную группу в реальности несуществующего фильма «Арго» (отсюда и название), вывозит их из враждебного государства.

Хотя всем наперед известен счастливый исход картины, зритель переживает за американцев так, будто у тех есть реальный шанс не улететь домой. Эта картина производит примерно тот же эффект, что и «Вся президентская рать» Алана Пакулы. Всем известно, чем закончится фильм, но в напряжении все равно держит.

Так или иначе, заложников спасают.

И фильм изначально свидетельствует, что это была одна из самых успешных операций американских спецслужб. При этом справедливо упоминается, что остальные заложники пребывали в плену еще очень долго. Более того, военная операция по освобождению заложников провалилась, и несколько американских военных погибли во время абсолютно провальной операции.

Таким образом, события, о которых идет речь в фильме, повествуют об одном из самых позитивных моментов в американской истории. И, следовательно, в сегодняшней ситуации фильм будет иметь колоссальный терапевтический эффект. Он позволяет американским гражданам хоть немного забыть о тех травмах, что были получены только что.

Нужно также вспомнить, что совсем недавно отечественные кинокритики устраивали одиночные пикеты в поддержку оппозиционного иранского режиссера Джафара Панахи, пару дней назад попавшего в шорт-лист претендентов на сахаровскую премию (причем, надо особенно отметить, вместе с Pussy Riot). Напомним, что в 2010 году Панахи был заключен в тюрьму и лишен возможности снимать фильмы.

Таким образом, произведение Бена Аффлека бьет сразу в несколько болевых точек и каким-то странным образом оказывается актуальным даже для России.

Однако этот фильм является не только проамериканским, но и процрушным. Честный агент ЦРУ на свой страх и риск отправляется фактически на верную гибель, чтобы спасти шесть сограждан, попавших в беду. По фильму, в последний момент администрация Картера дает отбой операции, потому что планирует силовое решение проблемы.

Шеф Бена Аффлека дает приказ прекратить действовать.

Однако честный Бен Аффлек, за ночь осушив бутылку виски, принимает решение завершить начатое даже против воли своего начальства. Агенты ЦРУ тут же оказывают ему поддержку и герой, вступив в конфронтацию с администрацией президента, в кратчайшие сроки и непосредственно у Картера получает добро возобновить план «Арго».

Если учесть, как кончилась боевая операция, планируемая картеровской администрацией, и чем завершилось президентство Картера, трудно не умилиться героическим агентам ЦРУ. (Необходимо упомянуть, что и Госдеп в картине показал себя не с лучшей стороны, предложив несколько идиотских решений проблемы, тут же осмеянных персонажем Бена Аффлека).

Согласно фильму, ЦРУ непосредственно спонсирует прикрытие в Голливуде и начинает кампанию по раскрутке несуществующего фильма «Арго», который никогда не будет снят. При просмотре фильма «Операция “Арго”» создается ощущение, что примерно то же самое, что ЦРУ когда-то сделало в 1979 году, оно провернуло сегодня и с картиной Бена Аффлека.

Только «Арго» Аффлека в итоге попало на большие экраны.

А чтобы у кого-то не возникло подозрений, достаточно притвориться простачком. Когда агент приезжает в Иран, посол Канады, встретивший его, говорит: «Я ожидал увидеть парня в черном костюме и в черных очках». На что разведчик отвечает: «Это скорее к ФБР, сэр».

Однако про эту операцию действительно ничего не было известно, пока президент Клинтон не рассекретил ее в 1997 году.

И фильм как бы говорит зрителю: то, что вы не видите результатов работы ЦРУ, не означает, что их нет на самом деле.

Например, в тот раз все заслуги по спасению заложников были приписаны Канаде, которая, кстати, из-за этого сильно подставилась перед Ираном. Про героическое ЦРУ никто ничего не узнал. «И что, мы тоже ничего не слышали об операции?» – спрашивает один црушник своего шефа. «Какой операции? Мы также удивлены, как и весь мир. А еще мы очень рады за Канаду и гордимся ей!» – отвечает начальник.

Потом персонаж Аффлека спросит у этого человека, можно ли тому привести сына на вручение награды, которую ему выписали после операции, а тот ответит: это секретно, операция была секретная и награда будет вручена секретно, привести никого нельзя. И добавит:

Картер сказал, ты великий американский…

«Великий американский» кто, сэр?

Не знаю. Этого он уже не сказал.

Вместе с тем, картина также всерьез пытается опровергнуть представления о том, что Голливуд – традиционно левый.

Сегодня правые любят писать про то, как Голливуд ненавидит Америку. Но Голливуд, изображенный в «Арго», Америку обожает, а про Маркса (который Карл, а не Гручо) никогда даже не слышал.

Чего только стоит восхитительный диалог между специалистом по спецэффектам (прекрасная роль Джона Гудмана) и продюсером (еще более прекрасная роль Алана Аркина), помогающим ЦРУ:

Ну, история повторяется. Сначала как фарс, потом как трагедия…

Вообще-то в высказывании было наоборот.

Каком высказывании? Кто это сказал?

Маркс…

Неужели Гручо?

Очевидно, что в Голливуде даже в начале 1980-х работали и левые, а не только патриоты. Но до леваков создателям картины дела нет. Они присутствуют лишь незримо и изображены как бездельники, в то время как честные и правильные работники Голливуда помогают своему государству.

Человек, с радостью готовый помочь ЦРУ, на вопрос о том, понравится ли публике фильм, над которым он работает, говорит следующее:

Целевой аудитории он определенно не понравится.

А кто целевая аудитория?

Все, у кого есть глаза.

Здесь же следует упомянуть еще одну прекрасную шутку:

Хочешь заявиться в Голливуд, слоняться там везде, корчить из себя большую шишку и ничего не делать?!

Да…

Сойдешь за своего!

Учитывая подобное отношение к коллегам, патриоты вместо работы над глупыми научно-фантастическими фильмами типа «Звездные войны» и «Звездный путь», интересные главным образом детям, предпочитают заниматься реальными делами и спасать людей.

Другой киношник, продюсер, согласившийся на то, чтобы служить прикрытием ЦРУ в Голливуде, увидев по телевизору сообщения о многочисленных происшествиях и бедствиях, восклицает: «Джон Уэйн умер полгода назад, и посмотри, что случилось с Америкой!». Напомним, что Джон Уэйн был не просто символом Америки, но оплотом и символом консервативных ценностей. Кроме того, он снимал и идеологически ориентированное кино. Например, «Зеленые береты», которые повествовали о войне во Вьетнаме в правильной интерпретации американского правительства.

Определенно ЦРУ, которое не желает «светиться», осваивает новые методы работы. И картина про «Арго» является отличным противоядием против упоминаемых в начале статьи фильмов. Это не означает, что нужно верить той или другой стороне. Это означает, что услышаны должны быть обе стороны. И, надо признать, фильм сделан очень хорошо. Это – не ужасная агитка «Пять дней войны».

Это качественная лента. Первые две режиссерские работы Бена Аффлека «Прощай, детка, прощай!» (2007 год) и «Город воров» (2010 год) имеют очень высокие рейтинги на IMDB и теплые отзывы кинокритиков. Нет никаких сомнений в том, что эта картина будет еще успешнее. Почти все сегодня твердят в один голос, что Бен Аффлек – это новый Клинт Иствуд.

С этим утверждением можно, пожалуй, согласиться. Однако оно все же требует двух уточнений. Клинт Иствуд – прекрасный актер (особенно по молодости) и неровный, хотя и хороший режиссер. Бен Аффлек, – по моему мнению, так себе актер, но объективно очень хороший режиссер, у которого еще не было провалов.

Вот почему теперь Голливуд загнан в ловушку. Если картина «Операция “Арго”» будет хотя бы номинирована на Оскар, Голливуд не только сделает серьезную уступку правым, но еще и примет критику на свой счет. Пойдет ли на это мир, традиционно симпатизирующий левым, станет известно уже очень скоро, когда будут названы претенденты на премию Оскар.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.