Terra America

04:37(МСК)
20:37(NY)
17:37(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Православная Америка. Часть II
Православные в Америке объединятся, а затем и во всем мире
Оцените этот контент

Часть первая

Православная Америка дала выдающихся деятелей, богословов, мыслителей, историков, авторов. Широко известны труды протоиерея Иоанна Бера, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитеров Фомы Хопко и Александра Шмемана. Жизнь этих священников связана с одним из авторитетнейших православных учебных заведений – Свято-Владимирской духовной семинарией.

Численность православных верующих в США всегда неуклонно росла. Как и число приходов. А вместе с ними – потребность в священниках. Это понимали эмигранты – прихожане Северо-Американского митрополичьего Округа, тогда, как мы помним, автономного и шесть лет находившегося под прещениями от Московской Патриархии. Они и основали в Крествуде близ Нью-Йорка семинарию, существующую до сей поры.

Это было в 1939 году. Спустя десять лет совет попечителей университета штата Нью-Йорк утвердил ее предварительный устав. А в 1953 году принял его окончательно.

Выпускники семинарии получают степень бакалавра и магистра богословия. А с 1985 года и степень магистра искусств. В 1966 году семинария вступила (с гостевым членством) в Ассоциацию теологических школ США и Канады, а с 1973 года получила статус участника этого академического объединения, куда входят более 250 учебных заведений.

Президентом семинарии является Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, предстоятель Православной Церкви в Америке. До 2007 года общее руководство семинарией осуществлял декан. Но после отставки иерея Иоанна Эриксона (2006 год), руководство разделили между деканом – ответственным за академическую и духовную жизнь, и канцлером – заведующим администрацией и финансами.

В семинарии обучается около ста студентов. За плату в 10 000 долларов в год.

В 1988 году, когда Православие принял видный историк Ярослав Пеликан, чин его присоединения свершили в семинарии. В 2004 году он пожертвовал ей 500 000 долларов.

Среди выпускников семинарии Митрополит Иона (Паффхаузен)[1]; Патриарх Абиссинский, Католикос Эфиопии Абуна Павел; богослов Александр Дворкин[2].

В Ассоциацию теологических школ входит и Свято-Тихоновская семинария в Саут-Кейнане, основанная в 1938 году епископом Арсением (Чичаговым) в Тихоновском монастыре – первом в Штатах, учрежденном будущим патриархом Тихоном.

Третье по значению учебное заведение Православной Церкви в Америке – Свято-Германовская семинария в Кадьяке (Аляска). Наследуя традициям школы на Уналашке, она дает образование коренным аляскинцам, составляющим 90% всех студентов.

После окончания учебных заведений, выпускники, избравшие путь священнического служения могут нести его как в приходах автокефалии, так и в приходах, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Как, впрочем, и других православных Церквей. И – не только.

* * *

Порой, образование служит зеркалом церковной жизни. В своих «Дневниках» отец Александр Шмеман писал об этом так:

«…что-то не так мы делаем. …Добрая половина наших студентов просто опасна для Церкви – по своей… какой-то даже “одержимости”… Православие преломляется в них уродливо, чего-то главного они не чувствуют… а то, к чему тянуться, есть Православие извращенное, надрывное, узкое и, в конечном итоге, – псевдоправославие. Этот разлив какого-то чуждого православия… я чувствую очень остро и очень мучительно. Его вижу и в России, и в Церкви at large[3]… Всюду какое-то беспокойство, надрыв… как если бы не было радости Божьего присутствия, радости о вере. Точно всё время на краю какого-то распада, отчаяния. И вместе с тем невероятное самоутверждение, гордыня, желание “спасать” и “поучать”…».

Но здесь же, на соседней странице – полная оптимизма запись о съезде студентов в той же семинарии:

«весьма утешительное и радостное впечатление. Подумать только: на рождественских каникулах два дня слушать о молитве, присутствовать на службах… Все очень здоровые, веселые, неистеричные дети… Ах, Господи, только бы не вовлекли их в “религиозную экзальтацию”, в какую-нибудь “духовность”…»

В этих записях – отражение сложной ситуации, когда в пределах одной общины живут здоровая вера и светлая практика, и – рядом – “духовность” (в кавычках), формализм одетый то в злакотканое облачение, то в платьишко церковной бабушки…

В «Афонских рассказах[4] профессор Александр Дворкин вспоминает случай, когда к нему в Москву приехал старый друг – православный американец из Техаса, человек многодетный, набожный, но знавший по-русски только четыре слова.

Он ехал в Россию с радостью и светлыми ожиданиями, как и все воцерковленные американцы – русские ли, англо-саксы ли – коих влечет мир православных святынь, лежащий вне их страны: Иерусалим, Афон, Рим, Константинополь, Россия…

Прибыв в Москву, гость из Техаса отправился в город, желая посещать все православные храмы, которые встретит на пути, дабы исполнить свою мечту – помолиться в стране, веру которой он горячо принял. И вот, он заходит в церковь близ Арбата, жертвует деньги, берет свечу и следует к образу Богородицы. Меж тем, в этот день – храм пуст, в нем прибираются бабушки, которых гость в своей устремленности просто не видит. Однако ж они видят его ясно. И преграждают дорогу.

Тот замирает. И, в удивлении, говорит знакомые русские слова: Христос Воскресе!

– Нет! – отвечает женщина. Машинально…

Конечно, это – недоразумение. И оно быстро разрешается. Однако ж, однако ж…

Только ли океаны, язык и культура разделяют сегодня тех, кто един в своей вере?

* * *

Особая тема – роль и место православных в американской политике. Многим памятен кандидат в президенты Соединенных Штатов на выборах 1988 года – губернатор штата Массачусетс демократ греческого происхождения Майкл Дукакис.

Он стал широко известен, когда, на вопрос ведущей ток-шоу: «требовали бы вы смертной казни, если бы вашу жену изнасиловали и убили?» – ответил: «Нет. Я же выступаю против смертной казни всю жизнь».

Вероисповедание кандидатов не играло большой роли в ходе кампании 1988 года. Но штаб Дукакиса допустил просчеты, позволившие победить Джорджу Бушу старшему.

Другой кандидат в президенты – сенатор-демократ от Массачусетса Пол Тсонгас был соперником Билла Клинтона на праймериз 1992 года. Выдвижения он не добился – но показал, что православные играют не последнюю роль в политической жизни США.

Среди православных государственных деятелей нельзя не назвать и одного из руководителей ЦРУ – директора Центрального Разведывательного управления – Джорджа Тенета.

Норма – присутствие православных и в законодательных органах власти. Много созывов в Конгрессе США исправно заседают 5–6 православных законодателей, занимая пятое по численности место после протестантов, католиков, иудеев и мормонов.

Впрочем, о политическом влиянии православных говорит не только численность в органах власти и других государственных постах. Но и их количество в США. Если число чад Автокефальной Православной Церкви в Америке составляет 84 900 человек – 551 приход и 19 монастырей (больше всего на Аляске, в Пенсильвании, Калифорнии и Нью-Йорке), то всего православных – 5 миллионов человек. С одной стороны – не так много (католиков – 77,7 миллионов), а с другой – игнорировать такое число избирателей невозможно.

Кроме того, за участие социально-политической жизни порой выступают и иерархи. Например, предстоятель ПЦА владыка Иона. Он полагал, что пора заявить о своей позиции по ряду проблем. Что они стоят перед выбором: либо замкнуться «в этнических анклавах», либо включится в процессы, имеющие политическое измерение. В ноябре 2009 года он подписал Манхэттенскую декларацию[5]

Тогда члены Синода не поддержали его. В феврале 2011 года они предоставили владыке 60 дней «для личных размышлений и духовного обновления», поручив исполнять его обязанности архиепископу Детройтскому Нафанаилу (Поппу).В ноябре владыка направился в институт Св. Луки для психиатрического обследования. А 7 июля Синод принял его отставку. 13 ноября 2012 года в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне прошла интронизация Предстоятеля Православной Церкви в Америке, Архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады Тихона (Молларда)[6].

Несогласие с позицией владыки Ионы не говорит о желании Синода отсечь общину от общественно-политической жизни. Он лишь стремится избегать, что называется, «излишне резких движений», чрезмерного активизма, грозящего смущением паствы.

25 января 2013 года православные были в числе 200 000 активистов, прошедших маршем против абортов, приурочив его к 40-летию вердикта Верховного суда, разрешившего их в США. Под транспарантом «Православные христиане за жизнь» в нем прошли митрополит Тихон и иерархи, духовенство, студенты семинарий и прихожане.

При этом излишне вот эдак брать и запросто относить православных в США к «правым христианам». Да, ясно, на чьей они стороне в таких вопросах, как аборты и однополые браки, но они не взрывают клиники, и не атакуют геев на улице. То, что православные – фундаменталисты, вытекает из самого имени: orthodox. Но при том православный человек – англо-сакс, серб, грек, араб, эфиоп или русский – может иметь либеральный взгляд на ряд социально-политических проблем. Не будем забывать, что оба православных кандидата в президенты были умеренными демократами.

Большая отдельная тема – окормление изгнанников из СССР 70-80 годов. Примеры – глубокое общение отца Александра Шмемана и Александра Солженицына; дружба Василия Аксенова с отцом Димитрием Григорьевым – настоятелем Свято-Николаевского собора (профессором Джорджтаунского университета) и отцом Виктором Потаповым – настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне. Есть и другие примеры. Верится, что это особая и крайне тонкая область отношений на грани религии, политики, науки и искусства найдет своих внимательных исследователей и благодарных читателей.

* * *

После краха безбожных режимов в СССР и «соцлагере», Церковь стала врачевать разделения, вызванные вмешательством властей. Важнейшим из таких примирений стало восстановление в 2007 году канонического общения между Московским патриархатом и РПЦЗ.

Новая волна эмигрантов из православных земель снова преображает состав Православной Церкви в Америке. Она имеет самую высокую среди православных общин США посещаемость и самый большой в последние десятилетия прирост прихожан – 21%. Церковь разделена на 14 епархий. Ее юрисдикция распространяется также на ряд приходов в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Богослужение проводится, в основном, на английском языке, но также и на церковнославянском или местных (испанском, алеутском, и так далее).

С начала 90-х годов Церковь имеет подворье в Москве, при храме великомученицы Екатерины на Ордынке.

Тот факт, что автокефалия еще не признана греческими Патриархатами, не мешает Поместным Церквам пребывать в евхаристическом общении. Все они допускают архиереев и клириков к сослужению, порой приветствуют избрание предстоятелей.

Впрочем, надо признать: между Поместными Церквами еще есть и решения Лигоньерской встречи 1994 года, где 29 архиереев разных юрисдикций заявили о желании объединиться в Американскую Православную Церковь. Однако  все эти желания пока еще остаются лишь стремлениями.

Но с каждым годом вопрос окормления диаспоры встает всё актуальнее. Не зря в 2009 году решением IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези в большинстве регионов мира, где есть крупные православные общины, учреждены Собрания Епископов для координации и единения мирян. В Америке их два: один – для Северной и Центральной, другой – для Латинской.

* * *

Мы покидали Афон. Последним монастырем на нашем пути был Ксенофонт. К причалу, откуда уходил паром в Уранополис, следом за нами шел православный монах. Судя по облачению – не местный насельник. С привратником он прощался по-английски, а, услышав русскую речь, обратился к нам на нашем языке. Да еще и как правильно!

– Игумен Панкратий, – представился он. Благословясь, мы узнали, что родился он на советской Украине, а затем, окончив в 70-х Ленинградскую духовную академию, отбыл в Штаты на приход Константинопольского патриархата.

– Помню, власти настояли, чтобы в Академии был портрет Ленина, – рассказал он, когда мы поднялись на борт, – Ну, и завели его. Хотя, по-моему, никогда не вешали. Так и стоял он в актовом зале – в кулисе, на старой парте. А студенты, как туда заходили, так непременно плевали в «вождя». Не хватало нам, как видите, кротости. Не хватало. Да и понятно почему. Это ведь теперь подзабылось, как «красные» душили Церковь… Я что – просто так уехал? Нет, господа, мне в Союзе не продохнуть было…

Теперь отец Панкратий в Чикаго. Приход солидный. Не богатый, но жить можно.

Греки, русские и украинцы. Никакого этнического напряжения ни в приходе, ни в городе. С Православной Церковью в Америке живут по-соседски, порой сослужат.  

– Поверьте, господа, придет время (думаю: застану его), когда, несмотря на препоны – прежде всего, хозяйственные – юрисдикций не станет. Православные в Америке объединятся. А после – даст Бог – и во всем мире.

Сбудется, сбудется мечта отца Александра Шмемана – наша общая мечта – о преодолении раздробленности – о «прекрасном христианстве» – совершенном, полном, истинном, принятие коего есть принятие полноты, Божественного совершенства…



[1] С 2008 по 2012 года владыка Иона возглавлял Православную Церковь в Америке. Сейчас находится на покое.

[2] Дворкин Александр Леонидович – исследователь сект, деятель антисектантского движения в России, автор 10 книг на 15 языках. Доктор философии (Фордхемский университет, Нью-Йорк). Работал над диссертацией под руководством о. Иоанна Мейендорфа. С 2009 года – председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. ПСТГУ.

[3] At large – в целом.

[4] Дворкин А. «Афонские рассказы». М., 2006.

[5] Документ, изданный в 2009 году группой христианских деятелей разных конфессий. Его авторы выступили в защиту «основополагающих истин общественного блага и справедливости», как то: неприкосновенность жизни, достоинство брака как союза мужа и жены, свобода совести и вероисповедания.

[6] Прежде – архиепископа Филадельфийского и Восточно-Пенсильванского.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.