Terra America

06:15(МСК)
22:15(NY)
19:15(LA)

Автор: Сергей Василенков
Добавлено: 22.07.2014

Пространство
0
ком
Сухой закон в США
Один из самых скандальных американских законов и его пережитки в наше время
Оцените этот контент

«Сухой закон»: начало

Начиналось все, как всегда, с благих намерений. На протяжении большей части XIX и начала XX века в качестве реакции на массовое злоупотребление алкоголем в США множились и набирали силу самые разнообразные группы пропагандистов «трезвого образа жизни» – христианские общества воздержания, женские движения, гражданские объединения и политические структуры.

В XIX веке Америка активно употребляла крепкий алкоголь[1], прежде всего джин, виски и ром. Крайнее низкая цена – на уровне 30 центов за галлон виски – приводила к поистине поголовному пьянству населения. Пьянство было столь массовым, что в текстах того времени встречаются предельно жесткие определения американского общества как «нации забулдыг и алкоголиков». Судя по данным статистики, уже в 1810 году в США насчитывалось не менее 14 тысяч производителей крепкого алкоголя, объем совокупной продукции которых превышал 33 миллиона галлонов. Это обеспечивало годовое среднедушевое потребление на одного американца[2] на уровне 5 галлонов (около 19 литров) в спиртовом эквиваленте.

Сложившееся положение дел вызвало противодействие со стороны самого общества США. В 1826 году было основано Американское общество трезвости, в котором спустя 12 лет состояло уже около 1,5 миллионов человек. В 1893 году в штате Огайо возникла «Антисалунная лига», которая поставила своей целью добиться принятия федерального закона о полном запрете производства и потребления алкоголя. Эта организация инициировала проведение локальных референдумов: в результате к 1910 году в одном только Иллинойсе около 40% округов и более 1000 поселений ввели у себя «сухой закон». Выйдя на национальный уровень, Лига скоординировала усилия антиалкогольных групп и добилась принятия 1 августа 1917 года Сенатом США Восемнадцатой поправки к Конституции о запрете продажи и производства любых опьяняющих напитков. С 00 часов 16 января 1920 Америка вступила в эпоху «сухого закона».

Что такое «сухой закон» в Америке

Текст поправки был сформулирован вполне четко: «Производство, продажа или транспортировка опьяняющих напитков внутри территории США, а также их импорт в США и экспорт из США для целей употребления запрещаются». К опьяняющим (intoxicating) были отнесены все напитки, содержавшие этиловый спирт на уровне 0.5 объемных процентов и выше. Это поставило вне закона не только крепкий алкоголь, но также вино, пиво и сидр, производители которых до последнего момента надеялись, что «сухой закон» их не коснется.

Восемнадцатая поправка, хотя и запрещала оборот алкоголя, не предусматривала ответственности за ее нарушение. Поэтому Сенат США дополнил ее «актом Волстеда», который ставил своей целью преследование не массового потребителя[3], а производителей спиртного. Принятый «сухой закон» не запрещал частное владение, хранение и, что самое важное, употребление алкоголя. Благодаря этому в США возникла совершенно новая и очень крупная область криминальной деятельности – пресловутое бутлегерство. Весь риск брали на себя незаконные производители, импортеры и продавцы алкоголя. Их клиентам ничего не грозило. Это обстоятельство в совокупности с «лазейками»[4], позволявшими в ряде случаев производить опьяняющие напитки, спровоцировали массовое подпольное производство и потребление алкоголя.

«Сухой закон»: как он работал и почему был отменен

Поначалу казалось, что «сухой закон» работает именно так, как планировалось: уровень душевого потребления алкоголя начал уверенно снижаться, количество автомобильных и иных происшествий, связанных с употреблением алкоголя, резко пошло вниз. Данные по летальным исходам и серьезным отравлениям этиловым спиртом внушали сторонникам Восемнадцатой поправки объяснимый оптимизм, а статистика мелких правонарушений и данные по количеству разводов говорили о значительном оздоровлении общества.

Но вскоре проявился неожиданный побочный эффект: выявляемые случаи незаконного производства алкоголя показали, что те, кто сохранил привязанность к алкоголю (а таких людей оказалось немало), почти полностью отказались от потребления пива или вина в пользу крепкого алкоголя, как «наиболее эффективного». Продукты перегонки в итоге пострадали в наименьшей степени: их сравнительно небольшой объем, необходимый для опьянения, облегчал незаконный оборот и делал спирты наиболее удобным товаром для бутлегеров.

И все же казалось, что «сухой закон» в США – это навсегда.

Однако то, что выглядело как незыблемый монолит, на самом деле уже давало первые трещины. В американском обществе начала нарастать социальная напряженность. Незаконный оборот спиртного стимулировал распространение коррупции[5], произошел взрывной рост активности мафии, представители которой вроде Аль Капоне или Лаки Лучано нашли в бутлегерстве поистине золотое дно. Наконец, «сухой закон» стал превращать американцев из «нации алкоголиков» в нацию «мелких правонарушителей» – жители США стали все чаще и чаще нарушать закон, не видя в этом ничего предосудительного. В моду вошли домашнее производство вина[6], домашнее пивоварение «из пивных пакетов», подпольные алко-вечеринки в нелегальных барах и даже употребление жидкостей, формально к распитию не предназначенных[7]. Попытки усилить ответственность за нарушение «сухого закона» уже не дали большого эффекта: процесс, что называется, пошел.

Постепенно «сухой закон» стал слишком дорогостоящим для государства и с финансовой точки зрения. После принятия Восемнадцатой поправки почти все штаты, которые раньше стали «сухими», в целях экономии средств отменили свое законодательство по данному вопросу и сократили штаты служащих, контролирующих исполнение закона. Федеральное правительство было вынуждено оплачивать более 1 500 постоянных агентов для обеспечения хотя бы минимальной эффективности антиалкогольного законодательства. В течение 1920-х годов бюджет Федерального Бюро по контролю за соблюдением сухого закона вырос с 4,4 до 13,4 миллионов долларов в год. Еще 13 миллионов долларов уходили ежегодно на содержание специального подразделения береговой охраны США, отслеживающее контрабандные поставки спиртного морем.

Начиная с президентской кампании 1928 года, протест против «сухого закона» вышел в сферу большой политики, причем находившиеся в оппозиции стали склоняться к смягчению или даже отмене Восемнадцатой поправки. Победивший республиканец Герберт Гувер обеспечил проведение детального расследования последствий запрета на алкоголь. Комиссия Виккершэма, ответственная за это расследование, поддержала сохранение антиалкогольного законодательства. Но уже в 1933 году, вскоре после убедительной победы на президентских выборах демократа Франклина Рузвельта, Восемнадцатая поправка была отменена.

Итоги «сухого закона» на федеральном уровне

Среди историков и экспертов до сих пор нет единого мнения, был ли полезен для американского общества «сухой закон». Среди его основных положительных моментов чаще других называются опыт лоббирования социально важных вопросов в политике, изменение отношения общества к алкоголю и определенное сокращение числа американцев, его употребляющих. Негативные последствия «сухого закона» более материальны и легко выразимы в цифрах:

  • количество тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом спиртного, выросло в несколько раз;
  • среднедушевое потребления алкоголя в США к 1933 году превзошло почти на 20% уровень 1919 года (то есть накануне принятия Восемнадцатой поправки);
  • за 13 лет примерно на 45% возросло потребление в США наркотических средств.

Важнейшим результатом «сухого закона» стало превращение мафии в мощную силу внутри Америки. Ежегодно в криминальный мир в виде прибыли от незаконного оборота алкоголя поступало до 3 миллиардов долларов. Исходя из реальной покупательной способности доллара, можно сделать вывод, что бутлегерство тогда было примерно столь же прибыльной и масштабной сферой деятельности, какой сегодня является поставка наркотиков в США из Латинской Америки.

Наконец, антиалкогольное законодательство нанесло колоссальный ущерб американской винной индустрии. Из 917 лицензированных виноделен, существовавших до отмены «сухого закона», уцелело только 268, более 70% виноградников было раскорчевано или пересажено столовыми сортами. Значительная часть оставшихся была занята малоценными гибридными сортами.

Таким образом, национальная модель потребления резко сдвинулась в сторону крепкого алкоголя, а развитие виноделия в США оказалось заторможенным на длительное время. Небезынтересно, что к его возрождению непосредственно причастен русский винодел-эмигрант Андрей Челищев.

«Сухой закон» и его рудименты сегодня

Отмена Восемнадцатой поправки вовсе не означала автоматической ликвидации «сухого закона» на всей территории США. Наоборот, ситуация во многом вернулась к положению до 1920 года, когда производство и продажа алкоголя регулировались на уровне отдельных штатов, округов, городов и поселений. Федерализм в этом случае позволил Америке найти компромиссный и демократический выход: там, где жители решительно поддерживали «сухой закон», они получили немало возможностей для ограничения оборота алкоголя. Благодаря этому многие пережитки эпохи «сухого закона» до сих пор сохранились в ряде штатов США, хотя они во многом затрудняют функционирование рынка алкогольной продукции и неудобны для покупателей.

В этом смысле не устаешь удивляться пестроте и разнообразию местной американской специфики в этой сфере. В некоторых штатах, например, в Колорадо алкогольные напитки крепче 3,2% могут продаваться только в специализированных магазинах. В зависимости от штата могут существовать и дополнительные ограничения, в частности на продажу производителем пива в розлив через кафе и рестораны, на рекламные акции и другие механизмы продвижения алкогольной продукции. Так, жители Оклахомы не имеют право на провоз через границу штата более 1 литра алкоголя даже при поездках внутри страны, а резиденты Алабамы могут заказывать почтовую доставку алкоголя из-за границ штата только на адрес лицензированного розничного продавца, который выдаст ему посылку после оплаты дополнительных алкогольных налогов штата.

Как правило, производство и продажа алкоголя серьезно ограничены в штатах «библейского пояса» и Старого Юга[8] (бывшая территория Конфедерации), а также в Юте, центре мормонов. В 12 штатах в наше время действует запрет на продажу крепкого спиртного в воскресенье, а в Индиане в этот день нельзя продавать даже вино и пиво. В 6 штатах производители виски и других крепких напитков не имеют права проводить открытые дегустации и другие ознакомительные и обучающие мероприятия с подачей своей продукции участникам.

В современной Америке существуют большие ограничения прав частного бизнеса при торговле алкоголем. Например, в 18 штатах вся оптовая торговля алкоголем контролируется правительством штата, причем в большинстве из них на рынке доминируют и розничные магазины алкогольной продукции, принадлежащие штату.

Самым серьезным наследием «сухого закона» остается так называемая «трехзвенная система», обеспечивающая реализацию алкогольных продуктов. Она предполагает, что локальный производитель вина, пива и крепкого алкоголя обязан продавать свой товар только оптовым продавцам, имеющим лицензию данного штата. Такой продавец имеет право перепродажи товара розничным операторам, от которых также, в свою очередь, требуется наличие лицензии штата. Данная система существенно усложняет перемещение вин, бренди и пива даже внутри страны: множество оптовых компаний не имеет лицензий за пределами своего и нескольких соседних штатов, что делает для них невозможной поставку закупленного товара за их пределы. При этом наличие одного (а иногда и нескольких) дополнительных посредников увеличивает цену алкогольных напитков для конечного потребителя.

Рудименты «сухого закона» и законодательный разнобой от штата к штату создают серьезные проблемы и для отраслей, не связанных с алкоголем напрямую. В частности, почти половина штатов запрещает доставку получателям почтовых отправлений, содержащих алкоголь. В ряде штатов при этом разрешены пересылки алкоголя без пересечения границы, а в некоторых и такое отправление будет противозаконным, что делает работу почтовых служб весьма запутанной.

Подробный список различных ограничений на производство и продажу алкогольной продукции, существующих в США в наше время, можно найти на сайте популярного журнала Wine Spectator.



[1] На него приходилось более 70% всего потребляемого в США алкоголя в спиртовом эквиваленте.

[2] Включая женщин и маленьких детей.

[3] Принуждение обычных граждан к трезвости потребовало бы невероятного увеличения штатов полиции.

[4] В период «сухого закона» в США разрешалось официально производить алкоголь для церковных нужд, потребностей химической промышленности и для переработки в безалкогольные продукты (уксус, ароматизаторы, безалкогольные вина).

[5] Участием в нелегальной торговле спиртным, по некоторым сведениям, не брезговал даже Джозеф Кеннеди, один из богатейших людей США, отец Джона и Роберта Кеннеди.

[6] Закон позволял производить для собственных нужд до 200 галлонов виноградного сока, что давало возможность законно продавать и покупать винный виноград и виноградный сок.

[7] Не только в странах бывшего СССР умели пить «лосьон для ванн».

[8] Например, в Алабаме, Техасе, Теннеси, Северной и Южной Каролинах.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.