Terra America

15:16(МСК)
07:16(NY)
04:16(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Что делают американские монстры в ресторанах Москвы?
К истории одного российского праздника
Оцените этот контент

Совсем скоро, а именно 31 октября, наступит один из главных американских праздников Хэллоуин, также известный как «День всех святых». Хотя праздник имеет европейские корни и отмечается повсеместно, свое истинное и, пожалуй, самое популярное лицо он обрел именно в Соединенных Штатах: его символ – горящая изнутри тыква, как правило, со зловещим выражением «лица». В США этот праздник имеет такой же статус, как День благодарения, День независимости или Рождество, а сама традиция уходит в самую темную глубь веков и кельтских обычаев.

***

В ночь с 31 октября на 1 ноября американцы одевают всякие интересные наряды – костюмы героев популярной культуры. Чаще это злодеи или мистические существа – зомби, призраки, ведьмы, оборотни и вампиры, но можно надевать и что-то менее зловещее – костюм Железного дровосека или поросенка Порки. В таком одеянии дети или даже подростки, вооружившись мешками побольше, ходят по домам и предлагают хозяевам этих домов альтернативу – либо детям дадут много всяких сладостей, либо они устроят какую-нибудь адскую проделку, забросают дом яйцами или туалетной бумагой, например.

Обычно угроза – это всего лишь угроза, к тому же безосновательная. Дело в том, что американцы, сидящие по домам, в этот день приветливы и с большим удовольствием одаривают детей лакричными палочками или роскошными леденцами. Так что сорванцам даже не приходится носить с собой бумагу или яйца.

Однако, что более важно, этот праздник построен на страхе и на преодолении страха. Кто наплодил столько разных кошмарных существ больше, чем то сделали американцы? И, представьте, им приходится жить (жить буквально в географическом смысле) со всеми этими адскими зверюшками и маньяками.

В конце концов, даже фильмы ужасов, которые, между прочим, сегодня все больше называют английским словом «хоррор», являются главным образом американским ноу-хау. (В ХХ веке какую-никакую конкуренцию Соединенным Штатам могла составить разве что студия Hammer, да Италия, хотя ужасы этой страны довольно специфичны, но и только).

Любопытно, насколько на самом деле праздник представляет собой серьезную культурную традицию, не является ли он маркетинговым феноменом в самих США? На этот вопрос дает ответ Павел Костылев, главный редактор журнала «Религиоведческие исследования»: «Хэллоуин – это языческий праздник, который подверстан под “День всех святых”. Ведь христианство, как и все мировые религии, перетолковывает языческие праздники и символику в своем контексте. Был Хэллоуин, стал канун Дня всех святых. Однако сегодня Хэллоуин представляет собой культурную традицию, обратившуюся в маркетинг, тренд, бренд – можно сказать как угодно. Скорее это связано с принципами карнавальной культуры Бахтина: перед священным праздником нужен антисвященный».

Знаете, кто бы что ни говорил, но Америка – все же не салатница, а самый мощный плавильный котел, и относится это выражение не только к этническому составу. Самое прямое отношение оно имеет к популярной культуре. Пицца – давно уже стала американской едой, точно также как и «китайская еда». Уже давно в ситкомах бытует шутка, что одним из самых американских видов пищи стала эта самая «китайская еда». Это лишь один пример.

Но самое важное, что американцы всех страшных существ, возникших в иных культурах, прекрасно устраивают у себя на родине: гаитянские зомби превратились в кровожадных существ, стремящихся отведать плоть живых людей, чопорные британские вампиры перебрались в сериалы и мормонские мелодрамы, злобные инопланетяне так и подавно были американизированы с самого первого дня своего существования в нашем воображении. Давайте сюда добавим звучные имена Джейсона Вурхиса, Фредди Крюгера, Чужого, Бэтмена…

Разумеется, особенно нужно упомянуть имя психопата-маньяка Майкла Майерса из «Хэллоуина» Джона Карпентера (и многочисленных продолжений и римейков). Даже Санта-Клаус стал убийцей и очень злым существом с легкой руки американцев. Есть ли вообще какое-нибудь страшное существо, которое бы сегодня не было «Made in USA» или, по крайней мере, не обрело в Америке свою вторую, кинематографическую жизнь?

Итак, в День всех святых американцы лицом к лицу встречаются со своими страхами, причем страхами совершенно необоснованными и страхами ими же самими придуманными. Они как бы отдают дань этим кошмарным существам, напоминая и детям, и себе, что они – всего лишь плод их воображения, бурной фантазии. Что вампиры или приведения – столь же безобидны, как и дети, и от них можно с легкостью откупиться вкусными конфетами, а если даже откупиться и не получится, максимум, что они могут сделать вам нехорошего – забросать ваш дом туалетной бумагой.

Но этот страх приятный и веселый. Он значительно милее, например, страха умереть от голода или быть взорванным в автобусе. Кстати, весь ужас уже упоминаемого фильма «Хэллоуин» Карпентера на том и построен, что День всех святых у него лишен этого мистического и мифического обаяния «попкультурного страха», а вместо него мы видим сумасшедшего психа, убивающего молодых ребят, столь любящих повеситься. Лакричной конфетой от него не откупишься.

Что-то есть специфически американское  в тех страхах, которые обыгрывает и словно «заговаривает» Хэллоуин. Сколько раз в американских ужастиках мы видим или читаем, как из земли поднимаются затаившиеся в ней монстры – «Томминокеры» Кинга, инопланетные треножники в экранизации «Войны миров» Спилберга, сколь часто основным источником мистической заразы выступает в кино какое-нибудь забытое или разоренное индейское кладбище. В «Твин Пикс» Линча демонические силы вообще располагаются под землей, откуда они управляют людскими страхами и страстями. Земля для американцев не своя, она чужая, и кто знает, что из нее может появиться, тем более при наступлении темной половины года.

***

Поклоняются американцы злу или нет – вопрос не столько несущественный, сколько бессмысленный. Важно-то другое. Праздник этот перебрался и в Россию. Так что теперь русские имеют точно такую же возможность как следует повеселиться и воздать должное мировому мистическому злу.

Однако надо ли упоминать, что русский Хэллоуин сильно отличается от американского? Если для жителей США ночь 31 октября имеет глубокое символическое значение, составляет суть культурных обычаев и сызмала воспитывает в маленьких гражданах почитание традиций, то для нас это – лишняя возможность для кого-то – повеселиться, а для кого-то – хорошо подзаработать.

Удивительно, с какой скоростью в России придумали использовать этот праздник исключительно в коммерческих целях: рестораны, ночные клубы и магазины с сувенирным барахлом наперебой предлагают свои услуги в ночь празднования Дня всех святых. Интернет пестрит баннерами «Хэллоуин в ресторанах Москвы», а метро увешано рекламой предложений ночных клубов по особому провести эту ночь; магазины с костюмами и гримом ломятся от ненужной всячины, а затем от людей, эту всячину желающих приобрести.

Все дело в том, что мы не перенимаем даже и одну сотую того, что заложено в этом празднике американцами. Более того, мы не перенимаем даже внешней стороны дела. В России этот сомнительный праздник приобретает совершенно иное, к сожалению, почти бескультурное значение, являясь лишним поводом повеселиться; читайте: «подзарядиться, включиться и отрубиться», как любил говаривать о сомнительном веселье молодежи Рональд Рейган.

Даже в нашем родном 4-ом ноября культурного смысла больше, пусть и чрезвычайно сомнительного. А еще больше праздничной «культуры» нас поджидает 10 ноября: на всех каналах Олег Газманов будет голосить «Офицеров», ну и Кобзон, наверное, тоже споет что-то подходящее. И, кстати, раз уж о том пошла речь, кто теперь является субъектом праздника «Дня милиции» – новоиспеченные полицейские (кстати, благородное слово, также ассоциирующееся у нас с Америкой) или милиционеры-пенсионеры?.. Но все это, разумеется, к Хэллоуину не имеет отношения.

***

Так что же, Америка, все плавящая в едином тигле, отдает ли она что-то взамен? Как видим, что-то отдает, да мы не берем. Вернее берем, да не то и не так.

В ночь с 31 октября на 1 ноября, если вы хотите, познакомиться с Хэллоуином поближе и понять самое его суть, не ходите в ночные клубы и не устраивайте вечеринки. Устройтесь на диване с детьми/женой/девушкой/друзьями, приготовьте попкорн и включите фильм «Кошелек или жизнь». И смысла будет больше, и пользы. И таким образом, если уж вы хотите как-то перенять культурную традицию Америки, вы будете ближе к истине, чем разукрашенная красками молодежь, проклинаемая отцом Всеволодом Чаплиным.

А проклинает Чаплин молодежь, празднующую Хэллоуин за то, что она воздает злу дань вместо того, чтобы с ним бороться. Только вот сам Чаплин борется с каким-то сомнительным злом – с Фредди Крюгером да «педофилией», якобы пропагандируемой Набоковым.

Но Чаплин, кстати, тоже фигура важная, почти американская. В США таких много. Он перенял от тамошних религиозных комментаторов больше, чем мы от Хэллоуина.

 

Terra America рекомендует:

 

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.