Terra America

01:22(МСК)
17:22(NY)
14:22(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Роботы, Навальный и полмиллиарда долларов
В новой версии Call of Duty: Black Ops II
Оцените этот контент

Культурологи утверждают, что главная медиа-форма XIX века – роман, XX века – кинофильм, XXI века – компьютерная игра.

Глядя на серию игровых боевиков Call of Duty, им легко поверить. Больше всего CoD напоминает фильмы режиссера Майкла Бэя или продюсера Джерри Брукхаймера: море огня, взрывы каждые две минуты, невероятные трюки, умопомрачительные приключения, только вместо нанятого за страшные миллионы голливудского актера в главной роли - вы. Вы прорываетесь сквозь полчища врагов, вы нажимаете красную кнопку, вы убиваете главного злодея. При этом концентрация пиротехники и смертельных трюков с немыслимым исходом давно уже превысила всё, что может вам предложить Голливуд. Для любого, видевшего CoD, голливудские бубухи-бабахи выглядят лишь бледной, усталой копией.

Серия Call of Duty началась с игр о фронтах Второй мировой (немалое внимание уделено Сталинграду, с обязательным Мамаевым курганом, домом Павлова и переправой через Волгу), а затем резко шагнула в современность (сохранив, впрочем, Cold War mentality – в современной серии сюжет крутится вокруг войны США с Россией из-за козней террористов). Ответвление Black Ops было создано для того, чтобы связать ревущие сороковые и гремящие нулевые, причем построено оно по принципу известного стихотворения («Это я расстрелял Че Гевару, Это я штурмовал "Ла Монеду", Я читал приговор комиссару / И подкладывал бомбу комбеду» – только вместо Че Гевары и «Ла Монеды» – Фидель Кастро, Норьега, Ангола, вторжение в Панаму и другие приключения империалистического Шурика).

Первая часть Black Ops целиком посвящена тайным операциям времен Холодной войны, в диапазоне от Кубы и непременного Вьетнама до Байконура, причем на первую же часть приходится самое роскошное приключение за всю историю Call of Duty. Вы бежите из ГУЛАГа, во время знаменитого Воркутинского восстания 1953 года. Отчаянные советские зэки с одной стороны, озверевшая вохра с другой, пули, снег и ветеран ВОВ Резнов (озвученный Гэри Олдмэном) в качестве напарника – если вы этого не видели, то вы должны это увидеть. Тем более, что события второй части Black Ops до определенной степени привязаны к событиям части первой (в одной из миссий на мгновение даже мелькнет Резнов).

Call of Duty: Black Ops II частично протекает в прошлом (вы по-прежнему участвуете в самых знаменитых авантюрах США времен Холодной войны), а частично в ближайшем будущем, в 2025 году. В главной роли – то герой первой части Алекс Мэйсон и его напарник Фрэнк Вудс, то сын Мэйсона, Дэвид. И отец, и сын сквозь десятилетия преследуют неуловимого террориста Рауля Менендеса, который всегда оказывается на шаг впереди преследователей, играя с ними в кошки-мышки и по ходу развития сюжета обретая явно демонические черты. Под конец игры уже невозможно не задаться вопросом, человек ли это, или воплощение бога Локи, а может быть, сам Князь Мира Сего? Тем более что игра прямо говорит о нечеловеческой, мессианской популярности Менендеса среди простых людей во всем мире. «Мессия 99%» – явная отсылка к лозунгам «Оккупай Уолл Стрит». Попав на роскошный курорт, один из героев игры задумчиво произносит: «Так вот как живет тот самый 1%...», а затем обменивается ехидными репликами с напарником на тему социальной справедливости.

В отличие от террористов из других боевиков, Менендес не рвется к ядерному или биологическому оружию – он перехватывает контроль над беспилотными дронами США, обращая их против создателей. Следует напомнить, что в США идет активная общественная дискуссия о будущем боевой роботехники, и выход массового сверхпопулярного продукта, в котором американские дроны атакуют американцев, выглядит как ловкий ход противников дальнейшей автоматизации дронов. Еще интереснее, что Менендес – специалист по «оранжевым революциям», устраиваемым через социальные сети (похищение дронов – лишь часть революционного плана), причем в финальном ролике Black Ops II откровенно намекает, что в следующей части игры вам придется одну из таких революций давить. Думаю, что Black Ops III вызовет массовую истерику в среде российской фейсбук-оппозиции, тем более что Black Ops II сообщает о пристрастии Менендеса к социально-ориентированным проектам (Кто-то сказал «РосЖКХ»?). Но пока – дроны.

Black Ops II начинается в Анголе образца 1986 года, где вы вместе с Жонашом Савимби организуете контрнаступление УНИТА против социалистической МПЛА, с массовой резней мачете толп чернокожих в закатной африканской саванне. Следующая миссия из прошлого – Афганистан, в компании муллы Рахмана и его верных моджахедов вы отражаете яростную советскую атаку на горную базу талибов (игра с явным удовольствием вспоминает про связь американцев с «Талибаном»). Танки, вертолеты, десантники, море огня - и вы, в развевающихся одеждах, на арабском скакуне, с гранатометом в руке, взрываете советские бронемашины одну за другой (как мы упоминали раньше, по накалу безумия приключения в CoD оставляют далеко позади любое голливудское творение). Далее следует штурм поместья Менендеса в Никарагуа, причем вам помогает ни кто иной, как сам «наш сукин сын» Мануэль Норьега! В ходе штурма гибнет сестра Менендеса, и тут игра делает неожиданный, сокрушительный ход - переключает вас на обезумевшего от ярости Рауля, с кроваво-красным экраном, который, рыча от боли и безумия, вырезает с сотню вражеских солдат, пробиваясь к горящему дому, только для того, чтобы... сами увидите.

Последняя «историческая» миссия – вторжение в Панаму, где вы захватываете уже не нашего сукина сына Норьегу, и эскортируете его по тонущему в уличных боях городу, снова с хлестким, неожиданным финалом, от которого сбивается дыхание. В отличие от авторов других игр и кинобоевиков, сценаристы CoD освоили искусство по-настоящему нежданных сюжетных поворотов – и это очень приятно.

Остальные задания приходятся на ближайшее будущее: штурм подземной лаборатории в Мьянме, гонки по затопленному городу в Пакистане (милая деталь - в Пакистане вы встречаете китайских военных, сценаристы прекрасно осведомлены о текущих геополитических интересах КНР), островной город будущего для 1% (явная отсылка к искусственным городам-островам Дубая), Йемен с классическими антуражем ближневосточного города (переполненного, впрочем, ордами хайтек-дронов), сражение на авианосце «Барак Обама» («Обама», мы теряем «Обаму!» – сложно даже представить, какой хохот стоял в студии, когда писали этот диалог), битва за Лос-Анджелес, разрушаемый у вас на глазах (тут CoD соперничает с одноименным фильмом – и выигрывает по зрелищности с огромным отрывом). И финальное задание, раскрывать подробности которого неэтично.

Разработчик игры, студия Treyarch, доводит концепцию «интерактивного кино» до совершенства: по ходу дела вам предстоит несколько раз сделать серьезный выбор (например, оперативнику ЦРУ под прикрытием главный злодей предлагает убить захваченного в плен боевого товарища. Стрелять в друга или нет?), от которого зависит финал. Всего заготовлено несколько концовок игры, и чтобы увидеть их всех, вам придется переиграть Black Ops II несколько раз. Кроме того, появились промежуточные необязательные задания, в ходе которых вы отражаете атаки вражеских войск на ключевые объекты, командуя сразу всеми дружественными войсками.

Тут CoD пытается добавить стратегический элемент, но неудачно – помыкавшись с управлением неповоротливыми роботами и солдатами, вы в итоге понимаете, что проще взять контроль над одним из них и тупо перестрелять всех врагов лично. К счастью, стратегические задания можно пропускать, не мучая себя неудачным новшеством. Новшество удачное – возможность перед заданием выбирать вооружение и обвес к нему, причем чтобы получить доступ к самым страшным пушкам, вам придется перепроходить миссии, выполняя мини-задания (вроде «уничтожить вражеский дрон с одного выстрела»).

Мультиплеер также изменился – теперь вам выдают 10 очков, с помощью которых вы можете выбрать себе оружие, апгрейды к нему или специальные способности, создав бойца под свой стиль игры. По-прежнему на месте зомби-режим, в котором вы вместе с другими игроками отбиваетесь от бесконечных орд зомби, крепчающих от раунда к раунду (правда, по сравнению с Left for Dead зомби из CoD печальны и анемичны). Но, если честно, многопользовательские развлечения всегда были лишь добавкой, «товаром в нагрузку» к развлечению основному – первоклассному высокотехнологичному боевику.

Если вы до сих пор незнакомы с серией Call of Duty, то Black Ops – отличный повод с ней познакомиться. Первый раз выпрыгнув из разваливающегося конвертоплана прямо на огонь вражеской ПВО..., первый раз нырнув под воду от огромного, обжигающего взрыва, и заметив рядом светлые полоски воздуха от вонзающихся в воду пуль..,. первый раз сев в кабину истребителя, вдавив форсаж и едва-едва, на одних лишь рефлексах маневрируя между горящими небоскребами Лос-Анджелеса... вы уже больше никогда не сможете смотреть на голливудские чудеса и приключения без снисходительной, полной спокойного презрения улыбки.

Голливуд умирает, и проект Black Ops II, заработавший 500 000 000 долларов в первые 24 часа после запуска (самая денежная премьера во всей индустрии развлечений за 2012 год) – главный на сегодня могильщик жанра кинобоевиков. Просто для сравнения – «Мстители», самая большая кинопремьера года, заработали 600 000 000 долларов, только вот не за сутки, а аж за две недели проката, оставшись далеко позади. Будущее, в котором видеоигры – главный феномен массовой культуры – больше не наступает. Оно уже наступило, оно уже здесь, и Call of Duty – само острие цифровой атаки, сметающей привычное кино в разряд любопытных, но второстепенных развлечений. Даже если вас не привлекают боевики, познакомиться с Black Ops стоит хотя бы ради культурологического интереса, в рамках изучения меняющейся массовой культуры начала XXI века.

P.S. Символом окончательного триумфа компьютерных игр над кино может служить этот минутный рекламный трейлер Black Ops II, поставленный режиссером Гаем Ричи с участием топовых голливудских звезд, в том числе главной звезды «Мстителей» Роберта Дауни-младшего. С бюджетом в сотни миллионов долларов можно позволить себе привлечь с десяток перворанговых актеров для буквально секундных сцен. А это короткое видео уже без известных актеров, зато показывает, что творится непосредственно в игре. Добро пожаловать в настоящее индустрии развлечений!

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.