Terra America

12:35(МСК)
04:35(NY)
01:35(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Военное сотрудничество России и стран Латинской Америки: осторожные надежды
Потенциал значителен, хотя развивается и непросто
Оцените этот контент

Трудный опыт прошлого

Латинская Америка никогда не относилась к числу регионов, где влияние России и СССР было определяющим. Это обстоятельство сказывалось на военно-техническом сотрудничестве, которое находилось в зачаточном состоянии. Пребывая в тени США, латиноамериканские страны весь XX век закупали оружие американского производства. Проникновение советского вооружения ограничивалось отдельными странами, оказавшимися в чрезвычайных обстоятельствах, и во многом носило нерыночный характер.

Советское военное присутствие в Латинской Америке впервые обозначилось на рубеже 1950-1960-х годов, когда с просьбой о помощи обратилась Куба. Поставки советского вооружения помогли кубинцам отразить атаку на Плая-Хирон, поддержанную США. Они стали важнейшим фактором создания военной машины, способной действовать далеко за пределами Кубы – достаточно вспомнить активное участие кубинских войск в войнах на территории ряда африканских стран.

Второй страной региона, активно сотрудничавшей с Советским Союзом, стала Перу. Военный режим во главе с генералом Альварадо, пришедший к власти в 1968 году, взял курс на активное сотрудничество с СССР. Большое впечатление на власти Перу произвела советская помощь после разрушительного землетрясения 1969 года, когда СССР оперативно организовал переброску гуманитарной помощи и техники на другую сторону Земли с помощью стратегических военно-транспортных самолетов Ан-22 «Антей». По иронии судьбы, в Перу СССР сотрудничал с самым настоящим буржуазным правительством, поставляя ему оружие в том числе для борьбы с местными маоистами и троцкистами.

Третьей крупной страной региона-союзником СССР и, как следствие, покупателем советского оружия должна была стать Чили, однако приход к власти Аугусто Пиночета нарушил все планы. В итоге, кроме Кубы и Перу, СССР пришлось удовлетвориться сотрудничеством с маленькой Никарагуа, где в 1979 году к власти пришло движение сандинистов.

К 1980-м годам Куба являлась наиболее активным покупателем советского оружия: ее вооруженные силы были оснащены им на 100%. Перу оставалось на 2-м месте, продолжая активные закупки не только в СССР, но и в Европе. На 3-м месте оставалось Никарагуа, получившее стрелковое оружие и легкую военную технику. Хотя общий объем поставок в Латинскую Америку был немалым, их экономическая рентабельность оставалась под вопросом, так как ряд закупок осуществлялся в рамках кредитов по нерыночным условиям, возврат которых сегодня или невозможен, или проблематичен.

В 1990-е годы список стран региона, закупавших российское оружие, расширился. Вооружение отечественного производства стало появляться в таких странах, как Уругвай, Колумбия и Мексика. Однако в этих случаях не шло речи об организованном военно-техническом сотрудничестве. Имели место ограниченные закупки небольших партий вооружения, в том числе на вторичном рынке подержанной техники, с неясными перспективами на будущее.

Венесуэльский прорыв

Венесуэла стала первой страной Латинской Америки, с которой России удалось наладить регулярное военно-техническое сотрудничество после распада СССР. Это решение, как и прежде, было обусловлено политикой – конфликтом Уго Чавеса с США, в результате чего поставки американского вооружения Венесуэле фактически прекратились. Лидер Боливарианской республики переориентировался на Россию в качестве основного партнера в военной сфере. На сегодняшний день Венесуэла и Россия подписали ряд крупных соглашений о поставках вооружения, обучении военного персонала и организации технической поддержки поставленной продукции. Совокупная стоимость российских поставок в эту страну скоро достигнет цифры в 10 миллиардов долларов. Среди заинтересовавших Венесуэлу систем особо стоит отметить истребители Су-30МК2V, вертолеты, танки, системы залпового огня, автоматы Калашникова и системы ПВО.

Следует отметить, что Венесуэла проводит довольно взвешенную военно-техническую политику. Номенклатура закупок говорит о стремлении Каракаса иметь сбалансированные вооруженные силы, способные адекватно реагировать на «парамилитарные» угрозы и, при необходимости, бороться с регулярными армиями возможных противников. Насколько можно судить, руководство Венесуэлы в принципе не ставит перед собой задачу военного противостояния с Соединенными Штатами. Вероятно, предполагается, что Венесуэла должна избежать военного столкновения с глобальным лидером за счет политических инструментов.

Сотрудничество с Бразилией: большие планы

По примеру Венесуэлы, в последние годы интерес к военному сотрудничеству с Россией проявляет наиболее крупная страна региона – Бразилия. В апреле 2008 года было подписано российско-бразильское соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере. Сегодня приоритетными направлениями взаимодействия обеих стран являются авиация и подводный флот. Первыми российскими летательными аппаратами, закупленными Бразилией стали транспортные вертолеты Ми-171 для авиакомпании Atlas и боевые Ми-35 для Министерства обороны.

Наиболее лакомым куском сотрудничества с Бразилией является возможная покупка ею российских истребителей Су-35С. Ранее объявленный в этой стране тендер на покупку 120 новых истребителей (в том числе – 84 собранных в Бразилии по лицензии) провалился – главным образом, в виду экономического кризиса. Сейчас он возобновлен, и российский истребитель СУ-35С намерен попытать счастья на бразильском рынке в борьбе с французским Rafale, американским F/А-18E/F SuperHornet и шведским JAS 39 Gripen. По некоторым сведениям, возможна закупка Бразилией российских истребителей без тендерной процедуры – после прямых переговоров и достижения соглашения по цене и прочим условиям контракта.

Возможный контракт с Бразилией на поставку 36 машин и 84 комплектов для сборки, плюс вооружение, запчасти, наземная инфраструктура, тренажерное оборудование, подготовка специалистов и прочее, способен принести России доход в 10-12 миллиардов долларов до середины 2020-х годов. Поставки самолетов  в Бразилию подогреют в Латинской Америке интерес к российской авиатехнике, что облегчит поиск новых покупателей в этом регионе.

Бразилия заинтересована в получении доступа к новейшим российским технологиям в аэрокосмической сфере, в частности – к разработкам по проекту истребителя пятого поколения. Кроме того, планы Бразилии по оснащению своего флота атомной подводной лодкой также требуют ознакомления с новейшими зарубежными технологиями в этой сфере, и, как можно видеть на примере сотрудничества с Индией, Россия может делиться такой информацией.

Иные страны региона: перспективы туманны

Другая крупная страна региона, Аргентина, обозначала свой интерес к российским системам ПВО и вертолетам. Но по экономическим причинам она не настроена на масштабные закупки вооружения, хотя на сегодняшний день основная масса аргентинского вооружения откровенно устарела. Поставки российской военной техники в эту страну пока ограничиваются небольшим количеством (6 штук) вертолетов Ми-171Е, которые используются, в частности, для полетов из Аргентины в Антарктиду.

Под вопросом находятся и перспективы расширения сотрудничества с Мексикой. В этой стране эксплуатируются более 60 подержанных российских вертолетов, купленных на вторичном рынке, самолеты АН-32 и легкая бронетехника. Поставки оборудования и подготовка специалистов для этой страны приносят отечественным компаниям немалые средства. Однако Мексика традиционно приобретает большую часть вооружения в США – изменение этого положения дел вряд ли возможно без коренных изменений в мексиканской внешней политике.

От большинства стран Латинской Америки сегодня не приходится ожидать запроса на крупные поставки российского вооружения. Тому есть несколько причин, начиная с отсутствия серьезной внешней угрозы и заканчивая экономическими проблемами.

Виды на будущее

В ближайшие 10-20 лет Латинская Америка по объемам закупок отечественного оружия будет серьезно уступать азиатским странам. При условии сохранения сотрудничества с Венесуэлой на нынешнем уровне российский военный экспорт в страны региона вряд ли превысит ежегодный показатель в 1-1,5 миллиарда долларов. Даже в дружественных странах вроде Венесуэлы российской технике придется конкурировать с западноевропейской, поскольку даже Чавес не готов рвать связи с Европой. В перспективе будет нарастать конкуренция со стороны Китая.

Периодически Россия может получать контракты на поставки ограниченного числа дешевых систем вооружения и военной техники для ряда стран региона. Однако долгосрочные контракты на поставку дорогостоящих видов техники возможны только с Венесуэлой и в перспективе – с Бразилией. Заключение крупных контрактов с Бразилией может открыть большие перспективы для сотрудничества с латиноамериканским гигантом. Стоит упомянуть поставки для ВВС Бразилии истребителей 5-го поколения Т-50, которые давно интересуют эту страну. В свою очередь, Россия может извлечь благодаря двухстороннему сотрудничеству немалую пользу от ознакомления с организацией работы в корпорации Embraer.  

Интерес той или иной латиноамериканской страны к военно-техническому сотрудничеству с Россией обусловлен, прежде всего, политически – стремлением уменьшить влияние США. Для России подобное развитие событий выгодно во всех смыслах. В экономическом отношении растет экспорт наукоемкой продукции, в стратегическом – «вероятный союзник» получает очередную головную боль, в дипломатическом – поставки российского оружия способствуют повышению авторитета России в регионе. Наконец, в моральном плане военное сотрудничество со странами Латинской Америки не позволяет выдвинуть против России обвинения в поддержке исламского фундаментализма и терроризма, которые звучат по поводу взаимодействия с рядом стран Ближнего Востока и Средней Азии.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.