Terra America

14:18(МСК)
06:18(NY)
03:18(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Выживание живых мертвецов
Что надо знать о субжанре «zombie movies»
Оцените этот контент

Вряд ли кто-то оспорит тот факт, что одним из самых востребованных феноменов массовой культуры в настоящее время стали зомби. Об успехах зомби говорит хотя бы то, что до сих пор популярным остается сериальная экранизация графического романа «Ходячие мертвецы»: по его мотивам в этом году вышла компьютерная игра.

Процветает франшиза «Обитель зла»: как опять же в формате компьютерной игры, так и в виде кинематографического воплощения. Добавьте сюда другие многочисленные компьютерные игры о зомби, тоже пользующиеся неизменным спросом, например, Last of us или Lollipop Chainsaw, сценарий к которой, к слову, писал известный кинематографист Джеймс Ганн.

А также многочисленную литературу. Например, «Зомби. Руководство по выживанию» и «Война миров Z» Макса Брукса, «Гордость и предубеждение и зомби» Джейн Остин при «микрохирургическом участии» Сета Грэма-Смита, а также пока не переведенную на русский язык «Зона 1» Колсона Уайтхеда.

И это, кстати, если не упоминать многочисленные работы отечественных писателей типа Андрея Круза. Примеры популярности зомби можно перечислять долго.

Но нас в первую очередь интересует, конечно, кинематограф. На экраны только в этом году вышли фильмы, имеющие к зомби самое непосредственное отношение: «Тепло наших тел», римейк классики хоррора 1980-х «Зловещие мертвецы. Черная книга», «Война миров Z» и первый русский фильм про зомби, который пошел на больших экранах, «Zомби каникулы».

В связи с ажиотажем вокруг «Войны миров Z» я хотел бы сделать несколько утверждений, которые помогут нам лучше понять место и значение зомби в культуре ХХ и XXI веков.

На самом деле мы оказались в уникальной ситуации, когда в начале 2000-х приняли рождение совершенно нового жанра за возрождение или перерождение старого. До 2000-х в кино про зомби не снимались звезды, бюджеты были довольно скудными, а сюжеты – простыми.

Любой, кто хоть как-то интересуется кино, с легкостью перечислит ключевые фильмы про зомби, снятые в 2000-х. Это римейк «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера, «Земля мертвых» Джорджа Ромеро, «Шон живых мертвецов» Эдгара Райта и так далее.

А кто вспомнит что-то из 1980-х? Известность последних фильмов о зомби, разумеется, легитимирует жанр в массовой культуре. Более того, упомянутые фильмы сняты «авторами» и потому могут принадлежать не просто к массовой культуре, но к высокой массовой культуре.

А здесь и обнажается ключевая проблема.

Кроме всех этих фильмов мы даже в 2000-е имеем десятки других картин про зомби, про которые знают далеко не все и смотрят которые тем более не все. Например, многие смотрели фильм «Апокалипсис зомби» (2011 год) или хотя бы «День мертвецов» (2008 год) Стива Майнера?

Грубо говоря, сегодня мы находимся в ситуации сосуществования двух кинокультур зомби – высокой и низкой. Если угодно – high-brow и low-brow. Популярность и признание жанра в массовой культуре дает возможность жить и развиваться другой традиции зомби – той, которая существует испокон веков (все фильмы про зомби, начиная с 1930-х и по сегодняшний день).

Ведь подавляющее большинство картин про зомби сегодня может быть заклеймено как «плохое кино». Как свидетельствует Гленн Кай, составивший антологию коротких рецензий «Zombie movies: самый полный путеводитель» (2008 год), подавляющее число фильмов о зомби не выдерживает критики. Конечно, в некотором роде возможность плохим фильмам быть интересными за счет хороших это – паразитические отношения, но даже это лучше, чем полная безвестность и смерть древнейшего жанра.

Такие картины, как «28 дней спустя» и франшиза «Обитель зла» в 2002 году не возвестили о том, что старый жанр обрел новую форму. Они радикальным образом порвали со многим, чтобы было до них прежде.

С одной стороны, эти фильмы сосредоточились на «зомби-апокалипсисе» и выживании в условиях массового нашествия умерших/зараженных: эта идея вытеснила все другие сюжетные линии, характерные для zombie movies.

С другой стороны, они стали развивать «тематику вируса» как причины этого апокалипсиса. Например, Дэнни Бойл не хотел использовать слово на букву «з», более того он, как сам режиссер не раз признавался в интервью, и не собирался снимать фильм о зомби. Тем не менее его картина построена на идее «вируса», равно как и вся серия игр и фильмов «Обитель зла».

Кстати, известно, что когда после очередных изменений образа зомби во франшизе «Обитель зла», бесконечная мутация которых, в конце концов, лишила их самости зомби, поклонники стали обвинять создателей в нарушении допустимых границ в эволюции монстров. На это разработчики ответили, что никогда не говорили, будто инфицированные люди в игре – это зомби. Впрочем, впоследствии под напором поклонников создатели все же вернулись к «классическому образу».

Примерно то же самое произошло с субжанром в 1968 году, когда со всеми видами (люди, плененные магией вуду; зомби, которых создали инопланетяне; зомби, произошедшие в результате экспериментов нацистских ученых) совершенно радикально и притом не вполне осознанно порвал Джордж Ромеро своей «Ночью живых мертвецов».

Во-первых, Ромеро сделал из зомби социальную метафору, а вместе с этим лишь фоном – для политических и культурных дискуссий. Хотя утверждают, что первый фильм стал считаться «аллюзией на современное американское общество» прежде всего благодаря интерпретациям критиков, и только во второй картине режиссер уже осознанно заложил определенные идеи.

Однако Ромеро уже с «Ночи живых мертвецов» был признан «автором», и его трилогия, хотя мощная и влиятельная, скорее являлась исключением из субжанра zombie movies – и американских, и европейских. Авторы заимствовали у него идею монстра, но не социальные взгляды.

Во-вторых, до Ромеро никто не предлагал взглянуть на зомби как на существа, которые поедают живую плоть. Более того, Ромеро не думал о зомби: термин «живые мертвецы» в названии неслучаен. Так кошмарных существ из его фильма стали называть лишь зрители. И даже сегодня до сих пор некоторые авторы отказываются от термина «зомби».

К примеру, этой традиции придерживаются и в сериале «Ходячие мертвецы», где «ходячих мертвецов» никто не называет зомби, а только «ходячие». Несмотря на то, что это иногда в шутку называют «новаторской концепцией» (в мультсериале «Робоцып»), на деле это оказывается самым строгим «догматизмом». То есть мы должны понимать, что хотя два термина «зомби» и «живые мертвецы» часто употребляются как синонимы, они таят в себе значительно больше нюансов, чем кажется на первый взгляд.

Кроме того, в течение десятилетия с 1968 года судьба термина все еще оставалась под вопросом. Хотя бы потому, что Ромеро настаивал на понятии «мертвецы», и в 1978 появился «Рассвет мертвецов» (именно мертвецов). Хорошо известно, что в европейском прокате эта картина пошла под названием «Зомби»: так решил итальянский режиссер Дарио Ардженто, купивший права на трансляцию картины. А отсюда происходит итальянская традиция zombie movies. Собственно, картина «Zombi 2» (в русском переводе больше известна, как «Пожиратели плоти», что опять же отсылает к ромеровской мифологии) Лючио Фульчи потому и имеет в заголовке цифру «2».

 Оригинальных «зомби» в Европе уже знали. Но и большинство европейских, и американских картин о зомби, несмотря на то, что вдохновлялись идеями Джорджа Ромеро, не предполагали никакого социально-политических импликаций. Кроме того, они были дешевыми, а крупные студии с этим сюжетом не связывались. Такие картины делались для поклонников. Более того, хотя картины Ромеро очень скоро стали классическими, составили канон и пользовались вниманием критиков, даже они не были студийными и создавались за довольно скромные деньги. И если в некоторых zombie movies и было политическое содержание, то оно являлось эксплицитным, лежало на поверхности и не нуждалось в интерпретациях, как например изображение «зомби-нацистов».

Уникальной чертой «зомби-хоррора» является то, что зомби почти никогда не были метафорой и часто представляли исключительно самих себя. В этом смысле одной из ключевых сцен в «Войне миров Z» является диалог персонажа Брэда Питта с израильтянином, когда последний говорит, что пока все думали, будто «зомби» означает что-то еще, он предположил, что зомби означает именно зомби.

Действительно, в картине зомби – не угнетенный пролетариат, не несчастные потребители, обреченные слоняться по торговым центрам, не оставленные на произвол судьбы беженцы и не жертвы Холокоста, которые не дают живым забыть о самом страшном событии в истории. В отношении последнего, кстати, следует заметить, что и Холокост в фильме представляет сам себя: зомби преодолевают огромную стену, за которой спаслись граждане Израиля, и устраивают мясорубку, правда, ограниченную конкретным рейтингом.

Но это – не новшество данного фильма. Почти все картины про зомби, нашедшие себе место в 2000-е, именно про зомби, а не про что-то другое. Самым лучшим образом это было обыграно в сериале «Южный парк». В седьмом эпизоде одиннадцатого сезона «Ночь живых бомжей» авторы мультфильма переворачивают метафору зомби и показывают нам нечто удивительное. Бездомные и нищие, а вовсе не зомби, населяют Южный парк и представляют для города смертельную опасность. Узнав, что люди лишились всего, они тут же превращаются в нищих и начинают просить мелочь. Сытые и преуспевающие стараются выжить любой ценой, лишь бы не стать одним из несчастных бездомных.

Создатели «Южного парка» стараются не только осмеять ставший уже общим местом взгляд на то, что зомби – это «угнетенные», но и тем самым отказаться от прочтения фигуры зомби как означающего что-либо еще.

Давно стал общим местом взгляд на зомби, будто они представляют собой предпосылку «для реального содержания фильмов – конфликта между выжившими, их поведения в безнадежной ситуации». Очевидно, что такой подход лишает живых мертвецов сущности, превращая монстра только в инструмент для достижения каких-то иных целей, которых, вероятно, можно достичь и другими путями. Не слишком ли высокая цена за возможность свести целый жанр к теме «выживания», так же известного под термином «сервивализма»?

Самое важное, что мы можем и должны сегодня сделать, так это вывести дискурс зомби-апокалипсиса за скобки. Именно тогда мы, наконец, поймем, что явление зомби значительно шире, чем мы даже привыкли думать. От дискурса «зомби-апокалипсиса» и темы «выживания» в zombie movies, как это ни странно, помогает стремление приручить зомби, адаптировав их для самых маленьких. Зомби больше не страшные. Например, зомби занимает почетное место в кампании анонимных злодеев в мультфильме «Ральф» (2012 год) и даже выдает важную философскую мысль, хотя зомби, как мы знаем, очень редко разговаривают.

Собственно говоря, рецепт по приручению зомби к детям нам дают в мультфильме «Как приручить зомби» (2013 год). Частое появление зомби в мультфильмах хотя и не идет на пользу образу, одомашнивая монстров, но все же и не сосредоточивается на апокалипсисе и социальных импликациях.

Уже с начала 1930-х зомби представляли сами себя и не служили никаким фоном для «психологической драмы». С той лишь оговоркой, что они всегда были очень особенными и занимали свою нишу. Например, «нацистские зомби» или «зомби-нацисты» (нацисты – еще одна популярная фигура low-brow) не позволяли забыть об ужасах Второй мировой войны и свидетельствовали о себе не как об обычном зле, а как о зле не убиваемом, неуничтожимом, демоническом.

Зомби-нацисты особняком стоят в огромном универсуме различных видов зомби. К теме вернулись, например, в норвежской картине «Операция мертвый снег» (2009 год). Но эта традиция тянется, как известно, с 1970-х, а то и раньше. При всем том, что зомби-нацисты распространились по всему земному шару и в самые разные климатические условия, так и не выбрав себе единой страны для обители. Они живут не только в Норвегии, но и в горах.

Так, в фильме «Ночь зомби» (1981 год) они располагаются в Альпах. Неплохо они себя чувствуют и в озере («Озеро зомби», как «Озеро живых мертвецов», 1981 год). Нацистские зомби находят себе место и в экзотических странах. Об этом мы знаем по картине «Оазис Зомби» (как «Могила живых мертвецов», 1983 год).

Зомби-реднеки – это именно зомби-реднеки, а не какие-то другие зомби. Об этом нам напоминают и в картине «Хижина в лесу», где обращают внимание, что необходимо отличать «семью реднеков-зомби» от обыкновенных зомби. Гаитянские зомби, пробужденные к жизни при помощи магии вуду, – это не призрак, а живой упрек, а иногда даже и месть колониальной экспансии Америки.

Все эти зомби, конечно, имеют политический аспект, но он очевиден. Он не требует взгляда на него как на метафору – скажем, критику общества потребления или информационного общества. Конечно, такая точка зрения больно бьет по поклонникам Джорджа Ромеро и всем тем, кто привык интерпретировать зомби самым фантастическим образом.

Но все же подавляющее большинство «зомби-хорроров» чаще всего не требует специального прочтения и именно в этой точке сходятся с новым жанром зомби-в-массовой-культуре, возникшим в 2000-е. Потому что зомби, известные миру в 1930-50-х, умерли в 1968 году, передав по наследству термин. А зомби, появившиеся в 2002 году, загнали в подполье дешевого кинематографа зомби, возникших в 1968.

Зомби low-brow – это параллельная вселенная, и когда в нее нечаянно попадают те, кто смотрит крупнобюджетные фильмы, то часто возникают недоразумения. Зритель начинает жаловаться. Если вы хотите познакомиться с зомби, какими они были до середины 1980-х, то их можно увидеть, например, в калейдоскопе «Марафон Зомби» (1986).

Но это – лишь вершина айсберга. Если кто-то любит зомби, но знает про них лишь по нескольким массовым фильмам 2000-х и сериалу «Ходячие мертвецы», то он на самом деле ничего не знает о них. Настоящие зомби пришли к нам из дешевых картин, из андеграунда и вообще из очень плохого кино. Это их генеалогия. С этим надо смириться. Скорее всего, не все станут смотреть все плохие фильмы о живых мертвецах, но просто надо иметь в виду, что они есть и что они не такие, какими мы привыкли их представлять.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.