Terra America

15:15(МСК)
07:15(NY)
04:15(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Между Хемингуэем и Синатрой...
.... или история цензуры в американском кинематографе
Оцените этот контент

Кризис американского кинематографа заставляет многих вспоминать о более удачных киноэпохах, когда американские фильмы, вне зависимости от расчета на широкую публику, были действительно эталоном качества для всего мирового кинематографа. И, как ни странно, период с 1930 по 1960 год, когда буквально каждый год выпускались фильмы, которые затем стали классикой, был временем цензуры, когда на фильмы распространялся так называемый «Кодекс Хейса».

«Кодекс Хейса» был создан в 1930 году. Продукция, не соответствовавшая его нормам, не допускалась к прокату в американских кинотеатрах. По словам создателя кодекса, Уильяма Хейса, возглавлявшего Ассоциацию производителей и прокатчиков фильмов, он должен был «поднять и поддерживать высокие стандарты морали и качества кинематографа».

Кодекс включал в себя список donts и be carefuls (запретов и предостережений). В частности, под запретом была насмешка над любой религией и клерикалами, наркотики, обнаженность, любой намек на сексуальное извращение или интимные отношения между черными и белыми. В зону be carefuls попадали международные отношения, криминал и любые проявления насилия. Ни одна из картин не должна была «вызывать у зрителей симпатию к преступлению, злу или греху».

Вопреки распространённой практике, когда цензурные постулаты исходят от государства, Хейс был нанят Голливудом для рецензирования собственных фильмов в ответ на негативную реакцию со стороны консервативных общин и угрозы со стороны церковных организаций (в частности, Католической Церкви) не пускать те или иные фильмы в прокат. Что же послужило причиной такой агрессивной позиции со стороны религиозных организаций и региональной власти?

Тут надо вспомнить, что созданию «Кодекса Хейса» предшествовала знаменитая эпоха «лихих двадцатых» (roaring twenties), которая отличалась непринужденным либерализмом. Вернувшиеся с Первой Мировой американские солдаты и медсестры принесли с Войны и быстро распространили дух eat-drink-and-be-merry-for-tomorrow-we-die (общий смысл: веселитесь сегодня, завтра может и не настать).

Подобным настроением отличалась и американская литература того времени. Хемингуэй, Фицджеральд и другие представители «потерянного поколения», пережившие в Европе разочарование в моральных идеалах, перенесли ощущение хрупкости мира в свои произведения, которые быстро стали популярными у молодой американской аудитории. Законодательство, разрешившее женщинам голосовать и расширившее спектр доступных для них видов деятельности, изменило положение представительниц слабого пола в обществе и привело, помимо прочего, к раскрепощению отношений между полами. Фоном для обозначенных событий служил продолжительный экономический бум, на смену которому в 1929 году пришла не менее продолжительная экономическая депрессия.

Голливуд же в своих фильмах и в стиле жизни своих звезд отражал либерализацию американских ценностей того времени и значительно опережал ее. Достаточно вспомнить хотя бы многочисленные случаи смертей голливудских звезд от передозировки наркотиков и постоянные скандалы, сопровождавшие актеров при жизни.

Влияние киноиндустрии на взгляды общества росло, и потому совсем не удивительно, что на региональном уровне консервативные и религиозные общины конца двадцатых годов формировали специальные цензурные комитеты, чтобы не допускать несоответствующие местной религиозной этике фильмы к прокату.

Казалось бы, если Первая Поправка к Конституции США гарантирует свободу слова, то проблем с цензурой не должно было возникнуть в принципе, несмотря на протесты влиятельных религиозных общин. Однако в 1915 году в судебном процессе Mutual Film Corporation v. Industrial Commission of Ohio Верховный Суд США постановил, что свобода слова не распространяется на кинокартины.

Голливуд пошел на нестандартный ход: нанял Уильяма Хейса для составления самоограничительного морального кодекса. Особенно активно в этом участвовали кинокомпании Paramount, Fox и Metro Goldwyn Mayer. Так, с принятием этого кодекса, был достигнут компромисс с консервативной общественностью.

Поначалу, несмотря на формальную строгость кодекса, некоторым режиссерам за счет своего авторитета удавалось его обходить. Показательный пример – культовый и скандальный фильм «Крестное знамение» режиссера Сесиля Б. де-Миля о страданиях ранних христиан. Когда Хейс увидел картину с обилием сцен пыток обнаженных женщин и танцами, которые могли трактоваться как лесбийские, он потребовал от режиссера удалить эти сцены. Однако де-Миль отказался, и фильм вышел в прокат в изначальном виде. Впрочем, подобное поведение отдельных влиятельных режиссеров, отрицающих правила кодекса, привело к тому, что в 1934 году была создана Администрация Кодекса Кинематографии (Production Code Administration). Отныне все фильмы должны были получать сертификат этой организации, допускающий их к прокату в кинотеатрах Америки. С тех пор режиссерам приходилось волей-неволей считаться с «Кодексом Хейса».

Однако кодекс не помешал талантливым режиссерам того времени снять свои лучшие фильмы, хотя им и приходилось применить все свое мастерство для обхода правил. Так, в легендарной «Касабланке» режиссера Майкла Кертиса пришлось перекраивать сцены, чтобы избежать намеков на явно логично вытекающие сексуальные отношения между героями. Ради этого даже изменили конец фильма. Впрочем, цензура в кинематографе пришлась на период истории, который сам по себе давал достаточно материала для великих фильмов, вспомнить хотя бы фильм «Эта прекрасная жизнь» Фрэнка Капры – великолепную историю личных переживаний человека во время Великой Депрессии.

Цензура по-своему повлияла и на мультфильмы. Лучшие фильмы Disney были созданы как раз во времена «Кодекса Хейса». Через мультипликационные образы режиссеры передавали взрослые эмоции, и ни жанр, ни кодекс не мешали им выносить на обсуждение глубокие общественные проблемы – вспомним хотя бы «Волшебника Страны Оз», который был снят по книге-аллегории о финансовых проблемах США начала двадцатого века, или «Питера Пена» с его темой побега из реальности.

Однако никакая цензура не будет работать, если моральные стандарты общества давно и повсеместно не соответствуют принятым кодексам. Новая Мировая Война послужила толчком к еще одной волне либерализации американских ценностей.

В 1955 году режиссером Отто Премингером был снят «Человек с Золотой Рукой» с Фрэнком Синатрой в роли наркомана. Фильм не был допущен к прокату из-за несоответствия «Кодексу Хейса». Впрочем, это не помешало картине получить отличные отзывы и окупиться за счет брони в кинотеатрах, а Синатре – быть номинированным на «Оскар» в том же году. Спустя четыре года, в 1959 году чиновник, отвечающий за выполнение правил Кодекса, неофициально заявил, что режиссеры могли снимать в общем что угодно, не затрагивая тему гомосексуализма. И в том же году вышла в свет легендарная и скандальная картина Билли Уайлдера «В джазе только девушки» (Some Like It Hot), где недвусмысленно и откровенно муссировалась тема секса, а главные мужские герои отбивались от ухажеров.

Становилось все более очевидно, что «Кодекс Хейса» устарел и не справляется с задачами, ради которых был создан. Этому были еще две веские причины: во-первых, американская кинематография не выдерживала никакой конкуренции с фильмами французской «новой волны» и итальянского неореализма, не ограниченных подобной цензурой. А во-вторых, на домашнюю авансцену в конце сороковых вышло телевидение, которое, в отличие от кинематографа, не было сковано цензурой. В итоге подцензурное «Кодексу Хейса» американское кино не выдерживало ни внешней, ни внутренней конкуренции. Да и общественная жизнь и новые идеалы послевоенной Америки более не соответствовали тем идеалам, под влияниям которых когда-то был принят этот свод правил.

В 1968 году «Кодекс Хейса» был заменен рейтинговой системой, существующей до сих пор. И если говорить о современности, то введение цензурного кодекса, подобного «Кодексу Хейса», совершенно точно не решит проблем современного американского кинематографа, поскольку в кризисе сейчас пребывают сами американские ценности.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.